Страница 1 из 1

ВВС в ВОВ на Севере

СообщениеДобавлено: 13 Май 2009 17:21
[ Леспромхоз ]
Истории, написанные войной

Говорят, что на территории Ненецкого округа, среди его тундровых топей и бескрайних просторов есть места, где до сих пор человеческий след - большая редкость. Возможно, это действительно так. А то, что в наших тундрах существует бесчисленное количество тайн, о которых мы можем услышать лишь из рассказов стариков, это совершенно точно.

Например, мне несколько раз приходилось слышать странную историю времен Великой Отечественной о том, как на берег в районе Варандея в годы войны высадилась группа немцев с подводной лодки, сначала их видели недалеко от Сенгейского, но фашисты заметили людей на берегу и вернулись назад к своей субмарине. А вот в районе Варандея ближе к Песчанке народу не было и фашистский десант высадился на берег с несколькими деревянными ящиками.

Ненцы, случайно проезжавшие мимо, решили, что это снаряды и очень быстро откочевали подальше от опасного места. Каково же было их удивление, когда вернувшись через некоторое время, оленеводы обнаружили на возвышенности деревянный крест, на котором непонятными для тундровиков буквами были начертаны какие-то слова. Ненцы решили, что немецкие моряки похоронили здесь своих погибших. Могилу трогать не стали, по случаю рассказали о ней через полгода представителям местной власти о захоронении. Весной следующего года, когда тундровики из рода Ледковых кочевали по этим местам, никакого креста уже и в помине не было. Потом об этом месте забыли, пока недавно в районе Песчанки вдруг этот крест не выплыл. Хотя, кто знает, тот ли это самый крест, надписи-то на нем стерло время. Кто будет спорить, семьдесят лет - немалый срок, хотя, кто знает, может быть, в далекой Германии еще живы потомки этих моряков немецкой субмарины и они до сих пор ничего не знают, где был упокоен прах их близких. Война и смерть приравняла всех!

У незнакомого поселка

Если предыдущая история сегодня может выглядеть не совсем правдоподобно, поскольку людей, рассказавших ее мне, уже нет в живых, а католический крест вновь поглотило находящееся в состоянии войны с берегом Баренцево море, то другая, не менее интересная история, произошедшая на берегах моря Карского, уж точно является правдой.

Оленеводы Карской тундры, начиная с 1943 года, рассказывали друг другу о том, как недалеко от морского побережья, не так далеко от нынешней Усть-Кары, рухнул военный самолет. Никто не знал, чей это самолет - советский или немецкий, но подъезжать к этому месту тундровики долгое время не решались. Военные - народ крутой, мало ли чего от них можно ожидать, да еще в такое время. Через полгода, когда тундровики начали возвращаться на зимние пастбища, их маршрут как раз пролегал близ места падения самолета.

Немного поразмыслили и все же решили посмотреть, чей это самолет взорвался в Карской тундре. Оказалось - советский: звезды на крыльях выгорели не до конца, летчиков внутри кабины сразу не заметили: их трупы изрядно обгорели, а потом еще и пролежали столько времени. А когда забрались на обгоревшее крыло - заметили останки двух пилотов. Оставлять их просто так не захотели и захоронили недалеко в тундровом насте, кусочек искореженного металла на месте могилы оставили и поехали дальше....

В конце 70-х об этом самолете вспомнили и зачем-то решили его притащить поближе к поселку. За 40 лет он изрядно истлел, следов могилы летчиков уже никто не смог обнаружить: те, кто хоронил солдат, умерли сами. А тундра, как понимаете, большая и указателей в ней нет.

Летом прошлого года мне удалось получить фотографию остова этого военного самолета. Как мне сказали позднее, это был самолет-разведчик марки «По-17», а может, и вовсе не «По». Те, кто его видел, говорят, что там, среди искореженного металла, даже просматривается какой-то серийный номер. Естественно, кроме того, что наши читатели видят сейчас на этой фотографии, неопытный человек вряд ли что-нибудь сможет разглядеть. Но ведь есть военные архивы, есть описания полетов и так далее... Кто-то же отправлял этих летчиков на задание? А кто-то их так и не дождался...

Ирина Ханзерова
http://nvinder.ru/index.php?id=2776

© 2002-2007 ОГУ "Редакция ОПГ НАО "Няръяна вындер" ("Красный тундровик")
При полном или частичном использовании материалов ссылка на http://www.nvinder.ru обязательна.

В интернет-варианте газеты фотографии к сожалению нет

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 21 Декабрь 2009 12:59
Андрей Кузнецов
Приветствую уважаемые форумчане!

Недавно нашел в домашнем фотоархиве фото обломков АНТ-4/Г-1 в тундре Югорского полуострова, в районе реки Кара. (к северу от Воркуты, к востоку-юго-востоку от Амдермы). Фото сделаны летом 1981 года.

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Хотелось бы идентифицировать данный самолет.
С уважением, Андрей Кузнецов

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 21 Декабрь 2009 17:52
Dobrolet
Он уже проходил по Раскопкам как Г-1 у поселка Усть-Кара
viewtopic.php?f=20&t=150&start=400

К сожалению, никаких подробностей катастрофы и бортового номера сообществом выяснено не было.

"Потерянные вложения"

СообщениеДобавлено: 20 Январь 2011 11:08
Dobrolet
Нигде в темах не нашел "потерянных" фото Усть-Карского Г-1.
Предлагаю забросить их в тему Раскопок http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... &start=400, где есть другие фото этого-же самолета.
Туда-же перенести сообщение из темы "Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове" http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... 61&p=18029, которую закрыть как неподлежащую прослеживаемости через Навигатор по номерам.

У меня перенести умений не хватает.
 Самолет в Каре.jpg
 фото 7 007.jpg
 фото 7 008.jpg
 фото 7 011.jpg
 фото 7 012.jpg
 фото 7 009.jpg

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 14 Ноябрь 2011 13:25
ЧАЙКА СВ
Чайка СВ
По этому самолету, я так же веду поиск, но к сожалению пока без результатный. Я был у самолета и полностью осмотрел его, но ничего не нашел. Да действительно рядом с самолетом (200-300 метров) есть несколько могил с крестами (основное кладбище находится очень далеко от этого места), но по рассказам жителей мнения расходяться одни говорят что сдезь похоронены рыбаки, другие - летчики. Причем говорят, что якобы один из летчиков был полковник, и в честь него был назван ближайший мыс. Но я выяснил, что названия мыса Полковничий (раньше он был Толстик) никакого отношения к летчикам не имеет, а назван в честь профессора Петербургского университета Эрнста Карловича Гофмана (Им была проведена экспедиция в 1847 - 1850 г.г., по исследованию Северного Урала).
Кроме того я получил два письма от местных жителей, которые не прояняют ситуацию с этим самолетом, а только запутывают ее. Прилагаю ниже.


    Здравствуйте
    Сергей Вячеславович!

    Я получила ваше письмо с просьбой сообщить, что-либо о самолете, разбившемся в годы Великой Отечественной войны, в нашем поселке.
    К сожалению, я ничего подробного об этом не знаю. В то время наша семья кочевала в тундре. Я училась совершенно в другом поселке Коми АССР.
    Но кое-что слышала об этом самолете, что действительно разбился советский военный самолет, и в экипаже было 2 человека. Командиром был полковник. В честь его назван мыс «Полковник», недалеко от поселка, якобы там и похоронены летчики. Когда я переехала в эту школу (1946 г.), учительница водила на экскурсию, то показывала отдельные части самолета, обломки, рассказывала, что это у самолета, разбившегося во время войны.
    Старожилов в поселке почти никого не осталось и поэтому никто ничего не помнит.

    С Уважением Варвара Степановна Выучейская.
    22.12.2003 г.


    Здравствуйте Сергей Вячеславович!

    К сожалению, мне ничего неизвестно о случае трагической гибели полярных летчиков на севере Тимана и Югорском полуострове. Действительно, Югорский полуостров является родным краем, за свою жизнь я его объездил вдоль и поперек на вездеходах, очень много летал над этим полуостровом, практически знаю всех жителей этого края.
    Родился я на Большеземельской тундре, где-то между Воркутой и Карой, начальную школу закончил в Карской начальной школе и естественно, знаю об останках самолета в п. Усть-Кара. В 1948 году я начал учебу в 1 классе в школе-интернате поселка Усть-Кара. Но поскольку в то время я еще не знал русского языка и не очень меня интересовала жизнь вокруг меня, кроме чисто тундровой жизни. Днем и ночью думали, когда же приедут родители и заберут нас, подробности о гибели самолета мы слышали.
    Ребята говорили, что этот самолет немецкий, вместо «свастики» нарисовали «звезду», после того, как сбили самолет. В принципе в то время нас больше ничего не интересовало, главное для нас было, наши сбили и убили «фрицев». Поэтому мы даже боялись играть на останках этого самолета. Кстати, останки самолета все еще лежат на свалке около вертолетной площадки, к северу вдоль побережья губы. Примерно 200 – 300 м, находятся могилки, с памятником со звездой (В начале их было три), а сейчас уже их больше.
    Историю гибели самолета у поселка Усть-Кара, я полагаю можно узнать в архиве Полярной авиации, поскольку в то время Усть-Кара была базовым аэродромом и был немалый штат аэропорта. Естественно, была диспетчерская служба и служба связи. Как правило, все случаи катастроф, аварий записывались в журнал дежурств. Вторым источником информации может быть орган КГБ Ненецкого округа или Архангельской области, они такие случаи не пропускают без внимания. Третий источник Амдерминский райком партии, многие сотрудники этого органа сейчас находятся в Нарьян-Маре, как и сотрудники районной газеты «Полярная звезда».
    К сожалению, более ничего сказать я не могу, хотя рад бы помочь.

    С Уважением Петр Иванович Хозяинов.
    25.03.2003 г.


ВЫПИСКА
Из книги «Здравствуй, здравствуй Амдерма моя», Составитель В.В. Лобанов, Статья «Архангельск – Диксон. К Амдерме», Е. Федоровский, стр. 68 – 69.

п. Усть-Кара. На самом краю летного поля лежал умерший от старости самолет. Моторы с него были сняты. Остались лишь крылья да фюзеляж с гофрированной обшивкой. Такую обшивку перестали делать еще в 30-х годах. Этот же самолет был еще более древним. Крылья невероятной толщины и длины сохраняли прочность благодаря составляющим нервюры и лонжероны дюралевым трубам, от которых давно отказались конструкторы. Но, судя по сохранившимся ремешкам на педалях в кабине пилотов, этот самолет нес службу даже тогда, когда на полярных трассах уже летали Илы. Он развозил грузы по зимовкам, забирал от охотников рыбу и пушнину, доставлял им дрова и корм для оленей, работал до последнего вздоха, отказавшись от пенсии. И теперь остался лежать в неприютной холодной земле, как памятник прекрасному, полному романтики времени, когда сам факт пребывания в высоких широтах считался доказательством героизма, когда учащенно билось сердце при словах «полюс», «пурга», «недоступность»…
(Из журнала «Вокруг света. 1976. № 7. стр. 3-11)

Газета «Нарьяна Вындер», № 121, от 5 августа 1994 года, стр. 3;

Следы прошлого
«Не только радость побед»
Автор: Ю. Саитгалин – общественный корреспондент.

На протяжении уже многих сотен лет осваивается наш суровый заполярный край. Смелость и героизм первопроходцев севера, открывателей Арктики восхищает нынешнее поколение людей и вдохновляет их шагать путями первопроходцев. Множество полярных экспедиций по земле, морю и по воздуху обследовали уже необъятные северные просторы, обретая не только радость побед над суровой природой, но и переживая, к сожалению, горечь утрат, порой – без вести. А свидетельство тому – могильные кресты на путях первопроходцев. Вот и мне, будучи в командировке в Усть-Каре, пришлось столкнуться с такими печальными памятниками.
- Давно это было, - рассказала мне фельдшер местного детсада Татьяна Климовна Хатанзейская. – Когда еще мы учились в школе, много интересного рассказывали нам наши учителя, а также родители, старожилы поселка. Нам интересно было узнать, кто захоронен в тех трех безымянных могилах на берегу Карской губы, а также обломки, какого самолета валяются на местности вблизи Усть-Кары. Уж не последствия ли то и другое чего-то одного трагического? Теперь мы уже взрослые и привыкли к этим памятникам прошлого. Но знаем, что есть насчет этих могил и обломков самолета, разные версии. По одной из них, здесь произошло крушение самолета, погибли два пилота и женщина, которые здесь и похоронены.
Рассказ Татьяны Климовны вдохновил меня отправиться на это памятное место. Недалеко от поселка, на половину в снегу я увидел разбитый самолет, то есть то, что от него осталось. Время стерло опознавательные знаки, но все-таки по его разрушенному фюзеляжу-скелету специалистам нетрудно выяснить марку и назначение самолета. А на самом побережье Карской губы я увидел одинокий крест, на одной из трех могил. Ученики местной школы подравняли эти холмики – время еще не стерло их с лица земли.
У старожилов поселка мне не удалось что-то конкретное выяснить – у каждого моего собеседника была своя версия и своя правда. И не удалось найти ключ к разгадке этой трагедии. А моя фотокамера, лишь запечатлела то, что осталось тут к настоящему времени – крест, могилы, обломки самолета …
Много тайн, загадок хранит наша земля. Их открываем мы не сразу, а путем кропотливого труда – розыска свидетелей, археологических раскопок, изучения архивных документов, создавая тем самым историю, нашу историю.
 ТБ-1 на фоне Карского моря.jpg
 ТБ-1 на фоне п. Усть-Кара.jpg
 Усть-Карский ТБ-1.jpg

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 23 Ноябрь 2011 12:18
ЧАЙКА СВ
Добавлю еще несколько фоток и статью Ханзеровой из газеты "Нарьяна Вындер".
 фото 7 020.jpg
 фото 7 009.jpg

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 23 Ноябрь 2011 12:36
ЧАЙКА СВ
Еще несколько снимков.
 фото 7 010.jpg
 фото 7 018.jpg
 фото 7 022.jpg

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 25 Ноябрь 2011 20:37
Василий Надеин
На станции Сопочная Карга несколько лет назад был кусок гофрированной плоскости с маркировкой СССР Н 22.... Хотел бы узнать историю этого самолета...

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 25 Ноябрь 2011 20:45
Александр Андреев
Василий Надеин пишет:На станции Сопочная Карга несколько лет назад был кусок гофрированной плоскости с маркировкой СССР Н 22.... Хотел бы узнать историю этого самолета...


Это самолет Г-1 "СССР Н-227"

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2013 15:59
ЧАЙКА СВ
Выкладываю еще несколько своих фоток.

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2016 11:41
ЧАЙКА СВ
Нашел три фото этого самолета сделанные в 1990 году. Самолет разбит так же, как на уже выкладываемых снимках, но на этом есть некоторые детали, которые, сейчас отсутствуют.

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2016 11:44
ЧАЙКА СВ
Второе фото.

Обломки АНТ-4/Г-1 на Югорском полуострове

СообщениеДобавлено: 25 Апрель 2016 11:48
ЧАЙКА СВ
Третье фото.