Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

ВВС, ВВС ВМФ, Пограничная служба и пр.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 09:59

 IMG_1029.JPG
У нас в Тиманской тундре Ненецкого АО, лежит полуразрушенный самолет ТБ-3. Мы знаем точно, что авария произошла в военное время и что весь экипаж остался жив. У нас даже есть воспоминания одного очевидца тех событий, но он не помнит их имен и смутно помнит время, когда произошла катастрофа, но где то 1942 году.
Мы уже делали несколько экспедиций к нему. Не нем сняты двигатели и нет никаких опозновательных знаков. Только в последней экспедиции нам удалось найти две таблички, да сделать снимок хвоста, на котором, только под определенным углом, удалось увидеть № 10. Я постараюсь в ближайшее время выложить фотки по нашим находкам и имеющуюся информацию, и прошу помочь мне в поиске экипажа этого самолета.

Ниже даю информацию очевидца тех событий:
Это было в апреле 1942 года. Хоменко Николай Васильевич тогда работал на радиостанции в п. Нижняя Пеша. Небольшая радиостанция так же была в п. Белушье.
С поселка Белушье пришла радиограмма: «…Где-то в тундре, разбился военный бомбардировщик – ТБ-3. К нам пришел командир. Еще три летчика остались у самолета: второй пилот, штурман, стрелок-радист. Авария произошла в верховье реки Волонга.» Хоменко отправил три телеграммы: в г. Архангельск, г. Нарьян-Мар и г. Мезень. Груза на самолете не было, он летел, с каким то, военным поручением.
Командир самолета позже рассказывал. Летели в сплошной снегопад, прижимаясь к земле. Зацепили колесами за сопку. Крепление колес, не выдержало такой нагрузки, и они оторвались. Самолет стал падать, лег на «брюхо» и стал скользить по склону сопки. Стрелок-радист, вылез из своего верхнего люка почти по пояс, упершись локтями в его края и осматриваясь по сторонам. Тем временем самолет подняло на следующую сопку и на ее вершине – развернуло, переломив по верхнему месту, где сидел стрелок-радист. Края люка сдавили летчика, он закричал от боли, но не знает, слышали ли его другие. Затем он потерял сознание и очнулся лишь оттого, что услышал шум струящейся воды. «Откуда здесь вода?» - подумал он. Летчик огляделся и с ужасом увидел вытекающий из бака бензин. Он стал кричать другим летчикам, об утечке бензина, что бы они бежали от самолета, так как он в любой момент мог взорваться. Сам он самостоятельно выбраться не мог, чувствовал, что сильно повредил руку. Топливо все вытекло, но взрыва не произошло. Все с облегчением вздохнули. Вечерело. Греться у костра было нельзя, так кругом все было пропитано топливом. Чтобы не замерзнуть, стали снимать ватные моторные чехлы, понимая, что самолет уже не восстановить. У летчиков были маленькие американские электрические фонарики, компасы и карта. Они сразу определили, где находятся – верховье рек Приштница и Волонги. На реке Волонге в то время была деревня, а на Приштнице – рыбацкий стан. Поэтому решили идти в деревню Волонга. Стрелку-радисту оказали первую медицинскую помощь, из подсобных материалов наложили шину. А командиру обработали переносицу.
На утро командир принял решение идти один. А остальные остались с больным летчиком. Командир, сориентировавшись по компасу, направился к верховью Волонги. Но, дойдя до ближайшего ручья, посчитал, что это уже Волонга и пошел вдоль ее берега. На самом деле, это была река Приштница. Но это даже к лучшему, если бы он пошел по Волонге, ему пришлось бы делать лишний круг. А Приштница речка прямая и короткая, с выходом на Чешский залив, а там и Белушье рядом.
Лыж на самолете не было, поэтому он шел пешим, в унтах, проваливаясь в сугробы по пояс, а то и по самые плечи. Были такие места, где кустарник – находящийся в ложбинах, заметало снегом по самые верхушки. Попав в такой снежный омут, приходилось, около часа выбираться из него. С начало всем телом делаешь воронку, а затем осторожно выползаешь из нее, что бы, не провалиться вновь. Порядком, намучившись, он решил, что будет легче идти по самой реке, и вышел на лед. По реке он шел гораздо быстрее. По началу небольшие берега, постепенно стали выше и превратились в обрывы и каньоны. Наконец, после очередного поворота реки, берега расступились, уступив место простору – вот оно побережье! Вдалеке, он увидел четверых рыбаков проверяющих сети и направился к ним. Рыбаки же увидев человека в военной форме – белый полушубок, портупея, наган - висевший на поясе, не понятно от куда взявшегося, испугались. Подумали немец. Случаи разные бывали, на зимовьях немцы высаживались в тундру с подводных лодок, кто его знает, кто там идет. Но подумали нас больше – всех не успеет уложить, к тому же у нас пешни есть. А один из мужиков, что постарше, сказал: «Вряд ли он немец, скорее наш». По мере приближения летчика они услышали крик: «Не бойтесь меня мужики, я русский!»
Летчика на лошадях отвезли в Белушье (12 км.), а затем в Нижнюю-Пешу (где-то около двух часов езды на лошадях). Начальник НКВД Пешского района Рухлов, сообщил о найденном летчике, в Н-Мар. Летчика срочно доставили в Нарьян-Мар. Его отчет заслушивали на Бюро Окружкома партии. Первым Секретарем Ненецкого окружкома ВКПБ, был тогда, Кузин Серафим Петрович. Сразу же из города в Нижнюю-Пешу была отправлена телеграмма: «Срочно вывезти оставшихся летчиков и все самое ценное!» Сказали об этом опытным оленеводам и показали по карте место, где разбился самолет. Оленеводы сказали, что это рядом и вывезли летчиков на оленьих упряжках. А также забрали 2 пулемета и патроны к ним. В Пеше летчики какое-то время отдыхали и отсыпались, так как у самолета они старались много не спать, чтобы не замерзнуть. Спали, в основном по очереди – один спал, двое дежурили. Потом они уехали в город, а стрелок-радист, еще остался в Пеше на лечении. Его самого последнего вывезли из Пеши. В последствии выяснилось, что рука была не сломана, но имела трещину в кости. По словам Хоменко Н.В., врачом в то время была Потеряева, а фельдшером Рогозина Валентина. Как звали летчиков, он не помнит.
Много позже отдельные части самолета, двигатели были вывезены вертолетом МИ-6, через поселок Нижняя-Пеша, в музей п. Катунино, что под Архангельском. В настоящее время музей ликвидирован.
Поиск продолжается.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:08

Фотки табличек найденных на самолете и номера на хвосте.
 DSC02746.JPG
 DSC02747.JPG
 DSC02771.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:14

Еще две фотографии.
 DSC02713.JPG
 DSC02722.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:19

И еще две фотографии (2011 г.)
 IMG_1023.JPG
 IMG_1054.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:27

Еще несколько снимков 2004 года (первая наша экспедиция со школьниками к этому самолету)
 ТБ-3 изнутри(Кабина).3547.3 в.ф..jpg
 Следопыт 2002 ф. Николаева А.С..jpg
 ТБ-3(профиль). 3547.5 в.ф..jpg
 ТБ-3. 5..jpg
 ТБ-3. 4..jpg
 ТБ-3. 3..jpg
 ТБ-3. 2..jpg
 ТБ-3. 1..jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:44

Фото Николаева А.С. с вертолета, 2011 г.
 IMG_0833.JPG
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 05 Ноябрь 2013 10:48

Еще несколько фото с экспедиции 2011 г.
 Изображение 033.jpg
 Изображение 374.jpg
 Изображение 380.jpg
 Изображение 394.jpg
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Катастрофа самолета ТБ-3 на Тимане (Ненецкий АО)

Сообщение Historik » 30 Ноябрь 2018 16:15

Военные историки намерены восстановить самолет ТБ-3
 ТБ-4-4.jpg

Исследователи Военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа нашли в Тиманской тундре (Ненецкий автономный округ) и доставили в хранилище под Петербургом тяжелый бомбардировщик ТБ-3, потерпевший аварию в 1942 году. Для начала работ по его восстановлению подыскивают удобное место. Об этом рассказал ТАСС исследователь Павел Филин.
«Мы хотим создать небольшой музей в ангаре, где будем вести работы по восстановлению самолета. Посетители смогут наблюдать этот процесс», — рассказал он, уточнив, что сейчас группа ищет подходящую территорию, где можно было бы возвести ангар и развернуть реставрационные работы.
Его коллега Маргарита Емелина рассказала о попытках восстановить историю этого самолета по архивам. «На данный момент известно, что самолет погиб в апреле 1942 года. В Гатчинском военном архиве и Архиве военно-морского ведомства сведений о нем не оказалось. Проверяем версию о его принадлежности сухопутным частям», — рассказала она.

Музей истории арктической авиации

Сохранившихся и музефицированных самолетов этого типа больше нет. Именно это и подвигло историков Военно-исторического центра начать проект по восстановлению ТБ-3. Небольшой макет такого самолета можно увидеть в Музее Арктики и Антарктики, так как самолеты этого типа приспосабливались для работ в Арктике с 1936 года, когда советская Арктическая авиация заявила о себе трансполярными перелетами, яркими спасательными операциями.
«Этот самолет был собран в 1933 году, он найден в арктической зоне, поэтому мы видим его интереснейшим экспонатом, раскрывающим историю Арктической авиации», — полагает Филин.
Восстановление самолета, по оценке Павла Филина, займет 3-4 года. У него хорошо сохранился корпус и крылья, двигатели отсутствуют. При восстановлении исследователи рассчитывают, что смогут довести его до хорошего экспозиционного состояния, а может быть даже и поднять в воздух.
Самолет нашли в труднодоступном районе Тиманской тундры. Исследователи предполагают, что он мог перевозить людей (вместимость до 10 мест), документы, предметы снабжения из аэропорта Нарьян-Мар в аэропорт Ягодник или в обратном направлении. «Признаков участия в бою с немцами мы не обнаружили, а расположение самолета чуть в стороне от транспортного коридора может указывать на плохую погоду как причину аварии», — отметила Маргарита Емелина.

Как нашли самолет

По словам собеседницы агентства, местные оленеводы знали о самолете с момента падения. Постепенно информация стала доступна краеведам, а от них исследователям из Петербурга. Побывать на месте аварии исследователям удалось в 2008 году, а перевезти самолет на склад под Петербургом смогли лишь нынешней весной.
Краеведы записали и передали историкам рассказы очевидцев о том, что видели в госпитале шесть членов экипажа ТБ-3, однако, по мнению Маргариты Емелиной, эта версия требует перепроверки, так как вблизи от места аварии был найден еще один похожий самолет, но в гораздо худшей сохранности, не пригодный для воссоздания.

Корр. ТАСС Наталия Михальченко - http://airmuseum.ru/2017/06/voennye-ist ... olet-tb-3/

PS: К восстановлению летающего ТБ (первого и единственного в стране) привлечены опытные авиареставраторы из Москвы. Полным ходом идёт создание и восстановление элементов хвостовой части.
Historik
 
Сообщения: 477
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Потери военной авиации в Арктике



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения