1961-63: 7-я Советская Антарктическая Экспедиция
7-Я СОВЕТСКАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ состоялась в 1961–1963 гг.
С 1-й ВАЭ на Ил-18В-26А «CCCР-75743» А.С.Полякова 24 декабря 1961 г. на американскую станцию "Мак-Мёрдо", в соответствии с существующим соглашением об обмене учёными, прибыл заведующий кафедрой авиационной метеорологии Ленинградского высшего авиационного училища ГВФ (ЛВАУ ГВФ), будущий д.геогр.н., Заслуженный деятель науки СССР и ректор Ленинградского гидрометеорологического института (ЛГМИ, ныне – РГГМУ) П.Д.Астапенко. Незадолго до этого, в 1958-1959 гг. (3-я КАЭ в 1957-1959), около года он уже зимовал в Антарктиде на американской станции «Литл-Америка» (возвратился через Австралию на транспорте ВМС США "Вайандот" (AKA-92)).
Жаль, но пока другого фото нет.
Павел Дмитриевич Астапенко (1917-1990) являлся выпускником ЛГМИ (в 1930-1941 гг. - Московский гидрометеорологический институт, в 1941-1945 гг. - Высший военный гидрометеорологический институт КА, был переведён в Ленинград в 1944 г., с 1945 г. - ЛГМИ). С 1 сентября 1938 г. - в рядах РККА. Был призван из г. Москвы. В период Великой Отечественной войны служил инженером-метеорологом в Отделе перелётов Главной авиационно-метеорологической станции ВВС КА, где обеспечивал переброску самолётов из тыла на фронт. С 1 июля 1944 г. воевал начальником авиационного метеобюро (АМБ) штаба 17-й ВА. Участвовал в освобождении Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. Под его руководством АМБ обеспечило свыше 160 000 боевых самолёто-вылетов бомбардировщиков и истребителей соединений и частей армии. Победу встретил в воинском звании инженер-майора. Был отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й ст., медалями - «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны до 5 ноября 1951 г. продолжил военную службу. С 1952 г. - на преподавательской работе. До перехода на кафедру работал проректором ЛВАУГА. Было присвоено воинское звание инженер-полковник.
П.Д.Астапенко проработал на «Мак-Мёрдо» до 3 марта 1962 г., где занимался анализом синоптических процессов в Антарктике и совместно со специалистами метеорологической службы ВМС США участвовал в составлении метеопрогнозов. Кроме того, Павел Дмитриевич посетил и ознакомился с работой других станций, открытых Соединёнными Штатами в 1957 г. - «Скотт» (Новая Зеландия) и «Бэрд». А затем, с окончанием сезонных работ на борту ледокола американского флота «Иствинд» (WAG-279) покинул «Мак-Мёрдо», который доставил его в Новую Зеландию. Из г. Крайстчерча П.Д.Астапенко на самолёте перелетел в Австралию, где в течение недели познакомился с работой Международного антарктического центра погоды, а 27 марта вернулся в Ленинград. В честь него американскими исследователями был назван ледник на Земле Виктории (Антарктида, нанесён на карту в 1960-1962 гг.).
Впоследствии, в 1964-1966 гг. Павел Дмитриевич представлял СССР в Секретариате Всемирной метеорологической организации в Женеве (Швейцария). С 1966 г. по 1971 г. преподавал в ЛВАУ ГВФ ГВФ (с 1971 г. - Ордена Ленина Академия гражданской авиации). В 1971-1972 гг. - ректор ЛГМИ. Стал автором более 70 научных работ, включая пять монографий по проблемам авиационной метеорологии, климатографии, биометеорологии
и природы Антарктики («Атмосферные процессы в высоких широтах Южного полушария», «Некоторые особенности атмосферной циркуляции над южным полушарием Земли», «Проблема метеорологического обеспечения и условия полётов сверхзвуковых транспортных самолётов», в соавторстве - «Авиационная метеорология» и «Погода и полёты самолётов и вертолётов»), опубликовал свыше 10 научно-популярных очерков и книг о своих путешествиях,
в том числе «Литл Америка», «Путешествие за тридевять земель: Советский полярник о зимовке на американской научной станции в Антарктике», а также ряд статей в журналах «Природа», «Знание-сила», «Нева» и других.
Интересно, что ледокол «Иствинд» (WAG-279), на котором ходил П.Д.Астапенко, как и «Бэртон Айленд» (AG-88), «Северный ветер», «Северный полюс» и «Адмирал Макаров», относился к тому же классу кораблей «Винд»
и являлся вторым по счёту в их серии.
Путешествие за тридевять земель: Советский полярник о зимовке на американской научной станции в Антарктике». - Лд: Гидрометеоиздат, 1962.
Книга иллюстрирована многочисленными снимками...
С 1-й ВАЭ на Ил-18В-26А «CCCР-75743» А.С.Полякова 24 декабря 1961 г. на американскую станцию "Мак-Мёрдо", в соответствии с существующим соглашением об обмене учёными, прибыл заведующий кафедрой авиационной метеорологии Ленинградского высшего авиационного училища ГВФ (ЛВАУ ГВФ), будущий д.геогр.н., Заслуженный деятель науки СССР и ректор Ленинградского гидрометеорологического института (ЛГМИ, ныне – РГГМУ) П.Д.Астапенко. Незадолго до этого, в 1958-1959 гг. (3-я КАЭ в 1957-1959), около года он уже зимовал в Антарктиде на американской станции «Литл-Америка» (возвратился через Австралию на транспорте ВМС США "Вайандот" (AKA-92)).
Жаль, но пока другого фото нет.
Павел Дмитриевич Астапенко (1917-1990) являлся выпускником ЛГМИ (в 1930-1941 гг. - Московский гидрометеорологический институт, в 1941-1945 гг. - Высший военный гидрометеорологический институт КА, был переведён в Ленинград в 1944 г., с 1945 г. - ЛГМИ). С 1 сентября 1938 г. - в рядах РККА. Был призван из г. Москвы. В период Великой Отечественной войны служил инженером-метеорологом в Отделе перелётов Главной авиационно-метеорологической станции ВВС КА, где обеспечивал переброску самолётов из тыла на фронт. С 1 июля 1944 г. воевал начальником авиационного метеобюро (АМБ) штаба 17-й ВА. Участвовал в освобождении Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии. Под его руководством АМБ обеспечило свыше 160 000 боевых самолёто-вылетов бомбардировщиков и истребителей соединений и частей армии. Победу встретил в воинском звании инженер-майора. Был отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й ст., медалями - «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны до 5 ноября 1951 г. продолжил военную службу. С 1952 г. - на преподавательской работе. До перехода на кафедру работал проректором ЛВАУГА. Было присвоено воинское звание инженер-полковник.
П.Д.Астапенко проработал на «Мак-Мёрдо» до 3 марта 1962 г., где занимался анализом синоптических процессов в Антарктике и совместно со специалистами метеорологической службы ВМС США участвовал в составлении метеопрогнозов. Кроме того, Павел Дмитриевич посетил и ознакомился с работой других станций, открытых Соединёнными Штатами в 1957 г. - «Скотт» (Новая Зеландия) и «Бэрд». А затем, с окончанием сезонных работ на борту ледокола американского флота «Иствинд» (WAG-279) покинул «Мак-Мёрдо», который доставил его в Новую Зеландию. Из г. Крайстчерча П.Д.Астапенко на самолёте перелетел в Австралию, где в течение недели познакомился с работой Международного антарктического центра погоды, а 27 марта вернулся в Ленинград. В честь него американскими исследователями был назван ледник на Земле Виктории (Антарктида, нанесён на карту в 1960-1962 гг.).
Впоследствии, в 1964-1966 гг. Павел Дмитриевич представлял СССР в Секретариате Всемирной метеорологической организации в Женеве (Швейцария). С 1966 г. по 1971 г. преподавал в ЛВАУ ГВФ ГВФ (с 1971 г. - Ордена Ленина Академия гражданской авиации). В 1971-1972 гг. - ректор ЛГМИ. Стал автором более 70 научных работ, включая пять монографий по проблемам авиационной метеорологии, климатографии, биометеорологии
и природы Антарктики («Атмосферные процессы в высоких широтах Южного полушария», «Некоторые особенности атмосферной циркуляции над южным полушарием Земли», «Проблема метеорологического обеспечения и условия полётов сверхзвуковых транспортных самолётов», в соавторстве - «Авиационная метеорология» и «Погода и полёты самолётов и вертолётов»), опубликовал свыше 10 научно-популярных очерков и книг о своих путешествиях,
в том числе «Литл Америка», «Путешествие за тридевять земель: Советский полярник о зимовке на американской научной станции в Антарктике», а также ряд статей в журналах «Природа», «Знание-сила», «Нева» и других.
Интересно, что ледокол «Иствинд» (WAG-279), на котором ходил П.Д.Астапенко, как и «Бэртон Айленд» (AG-88), «Северный ветер», «Северный полюс» и «Адмирал Макаров», относился к тому же классу кораблей «Винд»
и являлся вторым по счёту в их серии.
Путешествие за тридевять земель: Советский полярник о зимовке на американской научной станции в Антарктике». - Лд: Гидрометеоиздат, 1962.
Книга иллюстрирована многочисленными снимками...