2015-17: 61-я Российская Антарктическая Экспедиция

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

2015-17: 61-я Российская Антарктическая Экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 22 Октябрь 2015 15:13

http://www.aari.nw.ru/

61-я Российская антарктическая экспедиция накануне своего старта

В Петербург пришла осень – унылая пора листопада, моросящего дождя и неожиданных ночных заморозков. Однако, в это совсем не радостное время года на берегу реки Смоленки, где находится Арктический и антарктический НИИ Росгидромета, развернута очень активная деятельность – к своему выходу к шестому континенту готовится очередная, 61-я Российская антарктическая экспедиция (РАЭ). 60 лет назад 13 июля 1955 г. Совмин СССР своим Постановлением образовал Комплексную антарктическую экспедицию нашей страны, а 30 ноября из морского порта г. Калининграда в свой первый антарктический рейс отправился будущий флагман отечественного антарктического флота дизель-электроход «Обь». 13 февраля 2016 г. исполнится 60 лет со дня начала регулярных отечественных антарктических исследований – в этот день была открыта первая наша антарктическая станция Мирный. Безусловно, все эти события займут свое достойное место в череде важнейших юбилейных дат советского и российского периода изучения Антарктики. В эти дни в повседневных хлопотах и заботах по зачислению в штат экспедиции её новых участников, по подготовке материально-технического снабжения российских антарктических станций, сезонных полевых баз и экспедиционных судов, в ходе последней проверки научного оборудования перед его работой в самых суровых природных условиях планеты, необходимо провести и целый ряд важнейших административных процедур, без которых отправка любой экспедиции в Антарктику невозможна.

Сегодня, 14 октября состоялось заседание Ученого Совета ААНИИ, на котором были обсуждены результаты работ 59-й зимовочной, 60-й сезонной РАЭ и рассмотрен проект Программы наблюдений и работ 61-й РАЭ на 2015-2017 гг. 19 октября в Москве состоится обсуждение этих же вопросов на Научном совете Российской академии наук, а 21 октября – на Коллегии Росгидромета, которая определена Президентом Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за руководство и контроль деятельности ежегодных РАЭ.

Внимание предстоящей экспедиции уделяют не только различные министерства и ведомства и заинтересованные специалисты, но и средства отечественной массовой информации.

К сожалению, последние далеко не всегда проявляют профессионализм и компетентность в обсуждаемой ими проблематике. Нередко погоня за красивым заголовком оборачивается полным искажением здравого смысла и соответствующим заблуждением у пользователей этой информацией. Так, в последние дни получили распространение ничем не подтвержденные слухи о прекращении деятельности РАЭ в Антарктике из-за недостатка средств федерального бюджета. В качестве ведущих научных проектов, которым уделяется необходимое внимание, указываются те исследования, которые планируются к выполнению в программе 61-й РАЭ впервые и не имеют четко отработанных методик, опытного в антарктических условиях персонала. Подобная информация не только вводит в заблуждение неподготовленного читателя, но и имеет крайне негативное отношение к деятельности нашей страны в Системе Договора об Антарктике, где Россия уверенно возвращает себе утраченные в 90-е годы былые позиции, которые занимал СССР.

В связи с этим, необходимо отметить, что сокращение бюджетного финансирования деятельности РАЭ в 2015 г., безусловно, отражается на возможностях экспедиции. Дело даже не столько в сокращении плановых бюджетных ассигнований, сколько в резком изменении валютного курса рубля, который невозможно восполнить никаким импортозамещением. Дело в том, что экспедиционные суда оперируют далеко за пределами Российской Федерации и, поэтому нуждаются в пополнении запасов топлива, продовольствия и пресной воды в иностранных портах.

Для полетов между российскими антарктическими станциями используется среднемагистральный самолет на лыжно-колесном шасси канадской регистрации, т.к. отечественная авиационная промышленность пока своего аналогичного самолета не производит. Перелеты участников экспедиции в аэропорты Южной Африки и Южной Америки можно выполнить только на самолетах зарубежных авиакомпаний и, наконец, связь с российскими антарктическими станциями и экспедиционными судами осуществляется через международную спутниковую связь ИНМАРСАТ.

Все эти затраты необходимо оплачивать в иностранной валюте, а бюджет экспедиции выделяется в рублях, и то с сокращениями. Вот, и приходится нам сокращать научные исследования, связанные с применением авиации, продолжительность антарктических рейсов наших судов, временно прекращать работы на сезонных полевых базах, которые функционируют только в период антарктического лета (декабрь – февраль). В результате, полностью исключены из программы научные сезонные исследования на станции Восток, как самые дорогостоящие, сокращены по вышеназванным причинам и другие виды работ. В то же время, общее число научных проектов, заявленных к выполнению в 61-й РАЭ, сократилось всего на 14 по сравнению с 60-й РАЭ (2014 – 2015 гг.). Число российских научных организаций, заявивших эти проекты, сократилось на три в сравнении с прошлой экспедицией. Все пять российских антарктических станций: Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, в 61-й РАЭ будут работать в круглогодичном режиме.

В 1998 г. по требованию международного антарктического сообщества РАЭ прекратила буровые операции в глубокой ледяной скважине на станции Восток, когда до границы раздела ледвода (верхняя граница подледникового озера Восток) оставалось всего 150±20 м льда. Эти работы были возобновлены только через 8 лет, когда Россия смогла доказать справедливость своей экологически чистой технологии проникновения в подледниковое озеро. Восемь лет в скважине не было никаких буровых работ, однако, она оказалась пригодной для продолжения этих технических операций. Некоторые отечественные журналисты применяют термин о «замораживании» этой скважины. Пользователям этой информации неизвестно, что вся толща скважины заполнена незамерзающей буровой жидкостью, и лишь в ее нижней части находится 70 м льда, образовавшегося из поверхностной воды подледникового озера, поднявшейся вверх по стволу скважины, как это и было предусмотрено отечественной технологией. Очевидно, что это не известно не только читателям, но и журналисту и горе-специалисту, который давал ему соответствующее интервью.

В заключение следует отметить, что слухи о неожиданной кончине РАЭ оказались явно преждевременными. 61-я РАЭ планирует отправиться в Антарктиду 29 октября 2015 г. на борту НЭС «Академик Федоров» ААНИИ Росгидромета по утвержденной программе своих работ. Подробная информация о ее деятельности профессионально будет доводиться до всех отечественных средств массовой информации, которые заинтересованы в правдивом изложении событий.

Зам. директора ФГБУ «ААНИИ», начальник РАЭ В.В. Лукин
14 октября 2015 г.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения