Страница 1 из 4

1949

СообщениеДобавлено: 29 Май 2008 07:37
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-4" (1949 г.)
Апрель - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов


Личный состав:
...
В.Г. Канаки - аэрометеоролог


... В 1949 году мне довелось работать на льдине в районе Северного полюса., издавна привлекавшего исследователей. Льдина дрейфовала так близко от полюса, что на карте их точки почти совпадали.


Выбранное полярными летчиками ледяное поле оказалось прочным и надежным. За все 24 дня пребывания на льдине мы ни разу не слышали раскатов торошения, скрежета и стонов, сопровождающих подвижку льда. В том году на ледовой базе выполнялся полный комплекс геофизических работ. Наш маленький коллектив, состоявший из девяти научных работников, вел геомагнитные, метеорологические, аэрологические, океанологические, ледовые наблюдения.

Двадцатичасовая вахта у гидрологической лунки, когда в палатке непрерывно гудит паяльная лампа, нагревающая воздух и одновременно отравляющая его бензином, когда почти непрерывно трещит мотор глубоководной лебедки, отнимает много сил. После такой вахты очень кстати и поданный заботливым дежурным горячий обед, и добрая товарищеская шутка. Затем спать, спать... Но из спальных мешков, куда забрались гидрологи Я. Я. Гаккель и В. Т. Тимофеев, еще долго слышатся вздохи и покашливание. В этих своеобразных «кабинетах» ученые обдумывают результаты исследований и намечают планы на следующую вахту. Им есть о чем подумать. Непрерывные измерения глубин океана установили, что его дно имеет сложнейшее строение. К такому же выводу пришли и другие группы экспедиции, работавшие на льду. С каждым днем все яснее и определеннее вырисовывается на географической карте целая подводная горная страна. Огромный, протяженностью в сотни километров горный хребет с многочисленными отрогами, долинами и пиками пересекает Северный Ледовитый океан. Теперь можно объяснить многие особенности гидрологического и ледового режима Северного Ледовитого океана.

После короткого сна снова за работу. Снова трещит моторчик, гудит паяльная лампа и под голубой лед уходит лот.

Здесь, на льдине, дрейфующей под действием течений и ветра, советские исследователи открыли подводный хребет, которому впоследствии присвоили имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова.


[ В.Г. Канаки, «Любимая Арктика» http://www.polarpost.ru/Library/Kanaki-Lubimaya_Arktika/text-07.html ]

1949

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2008 07:50
[ Леспромхоз ]
Иван Кукушкин пишет:Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-4" (1949 г.)
Апрель - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов


В работах участвовали самолеты: ЛИ-2, ИЛ-12, ПЕ-8.
Командиры: А.И. 3адков, Н.Н. Зубов, М.С. Агров, Б.С. Осипов, Г.А. Корсаков, М.А. Титлов, П.П. Москаленко, Ф.П. Шатров, А.П. Штепенко.


Пе-8 Н-419, командир В.Н. Задков совершил первый беспосадочный полет по маршруту Северный полюс-Москва.
Кроме экипажа в рейсе участвовали: начальник экспедиции руководитель Главсевморпути А.А. Кузнецов, гл.штурман А.П. Штепенко, д.г.н. В.Х. Буйницкий, кинооператор М.А. Трояновский, инспектор связи Б.В. Рожков и Е.М. Сузюмов.

Из дневника Е.М. Сузюмова: "17 мая 1949 года. 11 часов 15 минут. Первый беспосадочный полет Северный полюс-Москва завершен. Самолет находился в воздухе 17 часов 27 минут"

[ Е. Сузюмов, «Северный Полюс — Москва. Воспоминания», Сборник «Полярный Круг - 1980», М., "Мысль", 1980 http://www.polarpost.ru/Library/Suzumov-SP-Moskva/main-suzumov-sp-moskva.html ]

1949

СообщениеДобавлено: 19 Апрель 2009 12:55
Иван Кукушкин
ВВЭ "Север-4". Операция по парашютному десантированию в географической точке северного полюса 9 мая 1949 г.

Опробирование методов парашютного десантирования на лёд в условиях центральной Арктики. Были совершены прыжки как с раскрытием одного купола Д-6, так и двух одновременно - основного Д-6 и запасного ПЗ-41 ( Волович ).

Начальник операции: Чибисов Максим Николаевич
Борт: Н-369, экипаж Метлицкого
Парашютисты: Виталий Волович, Андрей Петрович Медведев
Парашюты: основной Д-6 (ПД-6), запасной ПЗ-41

Изображение
... А что бы вы, доктор, сказали,— он пристально взглянул мне в глаза,— если мы предложим семьдесят пятый прыжок совершить... на Северный полюс?

От неожиданности у меня даже дыхание перехватило.

— Ну как, согласны?
— Молчание — знак согласия,— ободряюще улыбнувшись, сказал Сузюмов.
— Конечно, конечно,— заторопился я, словно боясь, что Кузнецов передумает. А он заговорил снова:


— Прыгать будете вдвоем с Медведевым. Знаете нашего главного парашютиста? Он уже вылетел с базы номер два и часа через полтора сядет у нас. Работать будете с летчиком Метлицким,— продолжал Кузнецов.— Он получил все указания. Вылет в двенадцать ноль-ноль по московскому времени. Примерно к тринадцати часам самолет должен выйти в район полюса. Там Метлицкий определится и подыщет с воздуха площадку для сброса. Площадку будет выбирать с таким расчетом, чтобы можно было неподалеку посадить самолет. Ну а если потребуется что-то там подровнять, подчистить, тут уж придется вам с Медведевым постараться.

— С ними бы заодно бульдозер сбросить,— с серьезным видом заметил Падалко.
— Всей операцией будет руководить Максим Николаевич Чибисов (начальник полярной авиации.— В. В.). Я надеюсь, вы понимаете, доктор, сколь серьезно задание, которое мы поручаем вам с Медведевым. Серьезное и почетное. Вам доверено быть первыми. Смотрите не подведите. Но это одна сторона дела. Другая, и, быть может, еще более важная для авиации,— оценка возможности прыгать с парашютом в Арктике. Постарайтесь выявить особенности раскрытия парашюта, снижения, управления им, приземления. В общем, все, что только возможно, от момента выхода из самолета до приземления, а точнее, приледнения... Вопросы есть?


— Нет.

[ Волович В., "Прыжок на полюс", "Вокруг Света" №5 (2524) | Май 1984 http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2797/ ]

Re: 1949

СообщениеДобавлено: 17 Май 2009 13:40
Иван Кукушкин
Иван Кукушкин пишет:ВВЭ "Север-4". Операция по парашютному десантированию в географической точке северного полюса 9 мая 1949 г.


 pr-card-090509-01.jpg

Re: 1949

СообщениеДобавлено: 24 Сентябрь 2009 00:21
Bills Bons
Восемь Ил-12 708-го авиатранспортного полка особого назначения ВВС СССР выполняли задания па освоению Арктики в мае-июне 1949 г. Работа экипажей Ил- 12 было высоко оценена Правительством: Указом Президиума ВС СССР от 6 декабря 1949 г. за выполнение специального задания Правительства СССР по освоению Арктики заместителю командира 1-й авиационной эскадрильи майору Севостьянову Ивану Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза, еще 31 человек, в том числе командиры экипажей капитаны Жилин, Харагезов, старшие лейтенанты Глинский, Красиков, Шац. Шичко и лейтенант Турин награждены орденами и медалями.

http://708ovtap.ru/index.php?form=6#volume

1949: Север-4, ВВЭ

СообщениеДобавлено: 11 Июль 2011 21:01
Чумаченко Г.С.
Просьба к знатокам истории ВВЭ "Север".
Обнаружил на- http://www.airforce.ru/staff/who_is_who/z/z.htm
-такую инфу: "В апреле 1949 г. КВС И.П. Замятин возглавил спасение экипажа самолёта, потерпевшего аварию в районе Северного полюса, выполнив полёт на максимальную дальность своего Ли-2. "
Не может ли кто уточнить - какой самолёт\экипаж потерпел аварию во время ВВЭ "Север-4" - кого и как спас И.П.Замятин, получив за это Героя?
Возможно, это был самолёт, НЕ УЧАСТВОВАВШИЙ в экспедиции?

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 11 Июль 2011 21:49
Иван Кукушкин
Здравствуйте!

Эти события относятся не к научной части экспедиции, описание которой довольно кратко и этот эпизод не упоминает.
Одна из задач экспедиции звучит как "... дальнейшее изучение условий полетов в высоких широтах и массового базирования на дрейфующих льдах самолетов различных типов". Замятин был в составе не от Главсевморпути, а от ВВС, а здесь вопросов пока больше, чем ответов.

Есть относительно полный список награжденных "закрытым" указом от 06.12.1949, мне кажется в биографиях что-то по эпизоду с аварией пробегало: viewtopic.php?f=8&t=1108#p12631

По данным ААНИИ, сводка по экспедиции ( http://www.aari.nw.ru/resources/d0014/vve/#v49 ):

Высокоширотная воздушная экспедиция "Север-4" (1949 г.)

Апрель - май, начальник экспедиции А.А. Кузнецов

Личный состав:
М.Е. Острекин - зам. начальника ВВЭ, геофизик
В.Г. Канаки - аэрометеоролог
М.М. Сомов - океанолог
П.К. Сенько - геофизик
Я.Я. Гаккель - географ
В.Т. Тимофеев - океанолог
Н.А. Миляев - геофизик
М.М. Никитин - океанолог
А.Ф. Трешников - океанолог
Н.А. Волков - океанолог
К.И. Чуканин - метеоролог
П.Г. Лобза - гидрохимик
Е.И. Толстиков - метеоролог
В.Ф. Пронин - метеоролог
В.П. Орлов - метеоролог
О.А. Романенко - синоптик
Д.Б. Карелин - океанолог
В.С. Антонов - гидролог
Н.В. Шакиров - гидролог-аэрофотосъемщик
В.Х. Буйницкий - океанолог

Авиационное обеспечение.
Полеты с первичными посадками на дрейфующий лед.
В работах участвовали самолеты: ЛИ-2, ИЛ-12, ПЕ-8.
Командиры: А.И. 3адков, Н.Н. Зубов, М.С. Агров, Б.С. Осипов, Г.А. Корсаков, М.А. Титлов, П.П. Москаленко, Ф.П. Шатров, А.П. Штепенко.

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2011 00:04
Чумаченко Г.С.
Спасибо за внимание к вопросу, Иван.
В том, что касается участия в "Северах" группы ВВС, - Вы правы, вопросов больше, чем ответов. Но чей бы самолёт ни потерпел аварию, о таком ЧП знали бы другие и инфа как-то просочилась бы. А пока мне об этом нигде не удалось прочитать\услыхать. Ни Волович, ни Перов (участники эксп 1949 г.) как будто тоже не упоминают аварии.
А тексты "Герои.." и "Кто есть кто" часто дублируют друг друга. Я обратился к автору публикации на "Кто есть кто", но вот уж месяц - молчание.
Может, своего рода "интерференция" с аварией 1950 г. (Си-47 Осипова)? - Так про этот случай всё уже точно расписано.
Возможно, что-то можно найти в первой книжке Перова.
(Знаю о ней, но пока не добыл.)

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2011 10:18
Alexander Belov
Коллеги,

Книга Перова у меня есть, но сканировать ее не реально. Она сделана в "клеевом" бесшовном переплете. При раскладывании ее на сканере, книга просто рассыплется на листочки.

Посмотреть историю ВВЭ 1949 года могу.

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2011 12:03
Чумаченко Г.С.
Спасибо, Александр. за готовность подставить плечо.
Тогда (учась у солдата, которому так пить хочется, что и переночевать негде) - нельзя ли заодно поискать у Перова ещё один эпизод, предположительно относящийся тоже к ВВЭ Север-4. - В личном разговоре (1999г.) Перов упомянул о трёх истребителях Ла-11, участвовавших в эксп. С-4 , побывавших на полюсе и на обратном пути разбившихся в р-не Амдермы. "Покопать" этот эпизод тогда не удалось (моя вина...)
Примерно о том же упоминает Василий Попов (участник ВВЭ "Север-2") -здесь -
http://www.yar.rodgor.ru/gazeta/35/history/663/
http://www.sevkray.ru/news/5/18226/
Два факта из разных источников... А в книге?
-Геннадий-

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2011 19:08
Александр Кот
Более-менее правдоподобная исходная информация (от них пошли гулять по Сети многочисленные клоны) по Ла-11 и летчиках на СП-2 представлены здесь:
http://airaces.narod.ru/korea/borovkov.htm
http://www.ivanovo1945.ru/doc/g027-d1.html


Первый перелет трех Ла-11 на СП-4 и их успешное возвращение было точно. Эпизод с потерей трех истребителей (по словам В.М. Перова) - "тайна, покрытая мраком".
Особняком стоит 911 ИАП ВВС на Ла-11, базировавшийся в Уэлькале (Чукотка), затем в Анадыре. Те, вполне могли потерять несколько машин в дальних полетах на Север. http://scucin-avia.narod.ru/units/911ap ... istory.htm

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 12 Июль 2011 21:59
Чумаченко Г.С.
Александр, спасибо за инфу.
- С В.Боровковым ясно. Естественные очепятки (12.000 км, дата 8 марта 1948 г.), и понятно, откуда на некоторых сайтах появилось "корейское" происхождение звания ГСС.
- Понятно, что - по словам В.М. Перова - последний полёт трёх Ла-11 "тёмная история".
- Остаётся открытым вопрос: кого спасал Замятин в апреле 1949 г. в эксп.С-4?

Реплика по 911-му ап. Довелось быть в Уэлькале и Марково. Уэлькаль (1982 г.) - никаких признаков ВПП, вертолетная площадка, 5-6 изб, чуть побольше - школа, заглублённый пост воздушного наблюдения, на берегу - посёлочек зверосовхоза, дома явно 60-х г. постройки. Это вызывает некоторые сомнения, что в 49-м (мирное время) здесь ПОСТОЯННО дислоцировался полк со ВСЕМИ своими службами. Ведь одно дело - перегонка самолётов в военное время, совсем другое - постоянное базирование строевого полка.
Марково - совсем другой коленкор...

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 13 Июль 2011 14:44
Alexander Belov
Коллеги,

Пока до книги Перова не добрался (увы, служба), ассоциация по аналогии, в порядке "мозгового штурма".

У А. Маркуши в одной из книг описана посадки истребителя "Ла" на аэродром с деревянным (бревенчатым!) покрытием. Не случай ли базирования на севере?

Север-4, ВВЭ (1949)--Ла-11

СообщениеДобавлено: 13 Июль 2011 18:52
Чумаченко Г.С.
Александр, за инфу о Ла-11 - СПАСИБО.
Насколько могу судить, - добротная, обстоятельная, крепко сбитая на серьёзных источниках работа.
(Никак не ожидал, что Моделист-констуктор выдаст инфу и о "Северах".)
Фото Ла-11 в экспедиции "С-2" - готов побиться об заклад! - сделаны с кадров архивной кинохроники. (этот фрагмент хроники "на-глазу" - в 2003 г. в Калиниграде я вывешивал подобные фото в стендовом докладе, - В.Т.Соколов (ААНИИ) похвалил даже ...)

- Геннадий -

Север-4, ВВЭ (1949)

СообщениеДобавлено: 13 Июль 2011 19:10
Иван Кукушкин
Чумаченко Г.С. пишет:Реплика по 911-му ап. Довелось быть в Уэлькале и Марково. Уэлькаль (1982 г.) - никаких признаков ВПП, вертолетная площадка, 5-6 изб, чуть побольше - школа, заглублённый пост воздушного наблюдения, на берегу - посёлочек зверосовхоза, дома явно 60-х г. постройки. Это вызывает некоторые сомнения, что в 49-м (мирное время) здесь ПОСТОЯННО дислоцировался полк со ВСЕМИ своими службами. Ведь одно дело - перегонка самолётов в военное время, совсем другое - постоянное базирование строевого полка.
Марково - совсем другой коленкор...


В "Алсибе" есть несколько упоминаний Уэлькаля ( viewtopic.php?f=55&t=2046#p16034 ) :

с ссылкой на http://www.egvbibl.ru/index.php?nma=meropr&fla=index
.. Геолог Богомолов писал в 1957 году: «Аэродром в Уэлькале представлял собой солидное сооружение. Широкий и длинный, он позволял приземляться с любых направлений. Поверхность его была выложена переплетающимися между собой и поставленными в торец деревянными дощечками толщиной примерно 5 см и длиной примерно 1м. Промежутки между дощечками были заполнены гравием и галькой. Благодаря такой конструкции, аэродром был исключительно плоский, прочный и, вместе с тем, мягкий и позволял принимать самолеты любого типа».
Рабочих катастрофически не хватало. За лето было разгружено 12 пароходов. Разгрузка пароходов проходила в неимоверно тяжелых условиях: частые шторма опрокидывали груженые катера. Дошло до того, что бочки с горючим выбрасывали прямо в море, так как море в Уэлькале особенное: из-за ветров и течений оно все выбрасывает на сушу.
Всего над Уэлькальской ВПП трудились 23 бригады, 13 из них присвоено звание «Фронтовые».


Валерий Ярославцев. Небо без границ
В 1942 году, например, Игарский лесопильно-перевалочный комбинат отгрузил через свой морской порт на Енисее 4 тысячи кубометров бруска для деревянной решетки, которую укладывали в качестве основы покрытия взлетно-посадочной полосы в аэропорту Уэлькаль.

там же-
Невыносимо тяжелые условия работы и быта сложились у перегонщиков 2-го полка в Уэлькале. Узнав об этом, американцы тотчас снарядили транспортные самолеты, доставившие нашим летчикам добротные полярные домики, теплую одежду и снаряжение.