1949: Север-4, ВВЭ

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

Север-4, ВВЭ (1949) ---( Уэлькаль)

Сообщение Чумаченко Г.С. » 13 Июль 2011 20:01

 Sborn-PK-4.jpg
 IL-Treщ.jpg
 GRUPPA.jpg
Мне, Иван, остаётся только поднять руки: "сдаюсь" и снять с повестки свою реплику.
Куда ж всё это уэлькальское подевалось?... Когда мы дождались погоды в Угольках (что супротив Анадыря), летчики воспринимли Уэлькаль как "точку типа дыра", где лейтенант - царь и бог.

И в дополнение к ответу Александра о Ла-11.
О фото с кадров кинохроники "С-2".
В качестве иллюстрации - пробую подцеить парочку из тех, что были вывешены в 2003 г. Полюбопытствуйте...
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июль 2011 20:19

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Север-4, ВВЭ (1949) ---( Уэлькаль)

Сообщение Иван Кукушкин » 13 Июль 2011 21:12

Изображение
Чумаченко Г.С. пишет:В качестве иллюстрации - пробую подцеить парочку из тех, что были вывешены в 2003 г. Полюбопытствуйте...

О, старый знакомец -Н-464.
Только первая фотография странная - кого к ней прифотошопили-то?

И заодно кросспосты в тему:

:": Руководитель ГУСМП А. А. Кузнецов в экспедиции "Север-2" 1948. На заднем плане по номерам на крыльях и на борту различим "Н-464"

И почему потащили Ла-11 в Арктику: Маршрут B-29 "Ptarmigan" и интервью Джозефа О. Флетчера.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Чумаченко Г.С. » 13 Июль 2011 22:50

Иван, спасибо за инфу.
Там есть то, об чём я не знал. Дайте срок переварить...
По фотографиям.
- Моё Фото "зачаленного" верёвками\людьми Ли-2 сделано из трёх стоп-кадров кинохроники (два - общих плюс крупный план для "перекрытия" стыка) - для газеты (тогда ещё бумажной) "Полярный круг": нужна была горизонталь для вёрстки статьи-подвала, "Операция "Полюс" называлась.
- Насчёт других фото: совпадение (насколько вижу в небольшои формате) удивительное. Думаю, что источник -"Ли у трещины"- один - это кинокадр, снятый В.Фроленко. (для стоп-кадра выбирался лучший - а их 24 за сек. -- так что совпадение более чем вероятно). Значит, неколько человек независимо друг отдруга попали в одну точку!
Начёт второго горизонтального... возможно, что идея соединить два кадра в горизонталь тоже витала в воздухе. - Не врубился, кто\где\когда их вывесил.
- По фото Кузнецова. Если мне не изменяет память, формально нач,ГУСМП был тогда А.А.Афанасьев, одновременно -министр морфлота.

 Командиры.jpg
И коль пошли по персоналиям - ещё стоп-кадр подцеплю: штаб, Тикси, 1948, справа от Черевичного (говорю навскидку) зам.полит Будкин и к-р гр. сухопутных войск Барский.

- Про Уэлькаль и АлСиб. Разбередились, как говорится, старые (1982,1987,1990-92 г.) раны. До сих пор не оцифровал архивное видео (два кино + эфир ЦТ) - тогда мы больше трёх часов наваяли. Тема актуальной была, однако. Придётся публично дать обещание исправиться.

Спасибо.
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Север-4, ВВЭ (1949) --фото 48 г.

Сообщение Чумаченко Г.С. » 14 Июль 2011 01:21

Иван, спасибо за ссылку на фото 1948 г. "Ил у трещины" и "Ватага тащит Ил".
Было любопытно - экое совпадение! (снимок В.Фроленко на бумаге - из другой оперы)
Просмотрел симки в Фотошопе. Сравнил со своими.
Могу уверенно сказать: оба фото со стоп-кадров мои. Совпадают в деталях, только горизонтальный (сделанный из панорамы) срезан слева. Это заготовка (или первая редакция? уж не помню) к окончательному - с крупнным планом (предполагаю, что это М.Острекин?)
Удивительного в таком пересечении, вообще говоря, ничего нет - снимки "захвачены" с видео лет десять назад и за это время побывали, кажется, у четырёх редакторов, собиравшихся их опубликовать, но до дела (кроме "Полярого круга") у них так и не дошло.
То, что снимки уже, оказывается, в обороте, даже как-то почётно - значит, не зря старался.
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2011 09:16

Чумаченко Г.С. пишет:- По фото Кузнецова. Если мне не изменяет память, формально нач,ГУСМП был тогда А.А.Афанасьев, одновременно -министр морфлота.

Лурье ссылается на личное дело Кузнецова ( viewtopic.php?t=755#p11813 ): ЦВМА, личные дела № 246, 247; ф. 3, оп. 11, д. 6, л. 178; оп. 028554, д. 260, л. 113; ф. 14, оп. 53, д. 20, л. 155.
:": 1-й зам. (9.1946-9.1948), нач-к (10.1948-5.1953) Гл. упр. Сев. мор. пути при СМ СССР, оставаясь в кадрах ВМС.

... То, что снимки уже, оказывается, в обороте, даже как-то почётно - значит, не зря старался

То, что наконец нашелся первоисточник - это очень хорошо. В сети они живут достаточно давно
...Про Уэлькаль и АлСиб. Разбередились, как говорится, старые (1982,1987,1990-92 г.) раны. До сих пор не оцифровал архивное видео (два кино + эфир ЦТ) - тогда мы больше трёх часов наваяли. Тема актуальной была, однако. Придётся публично дать обещание исправиться.

А вот это было бы очень здорово
ещё стоп-кадр подцеплю: штаб, Тикси, 1948, справа от Черевичного (говорю навскидку) зам.полит Будкин и к-р гр. сухопутных войск Барский

Справа - очевидно Водопьянов, а человека слева от него (Барский) - точно еще где-то видел. Знакомое такое лицо...
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Alexander Belov » 14 Июль 2011 10:06

Коллеги,

В книге В. Перова "Полярными трассами" о упоминавшейся аварии и о полетах истребителей никакой информации нет...

Может быть, плохо смотрел? :scratch:
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Чумаченко Г.С. » 14 Июль 2011 12:29

-- Александр, спасибо за поиски в книге Перова. Отрицат результат здесь весьма важен.
-Г.В. Сорокин (разговор в ноябре 2000 г.) тоже сказал, что на полюс в 48-49 г. будто ходили то ли 5, то ли 7 шт. Ла-11, три самолёта были потеряны.
Значит, опять дорога в архив МинОбороны. А там - по меньшей мере по январь 2005 г. – эти фонды «находятся на секретном хранении и для решения... обратиться в Центральную экспертную комиссию» (офиц. ответ нач. 7 отдела И.Пермякова на офиц. запрос). Надеюсь, с того времени кому-то удалось всё же сдвинуть дело.

Иван, добавлю детали о Кузнецове.
В то время, очевидо, шла перетряска кадров.
Вот что есть по этому поводу (Ф. №9570 ГУСМП):
- 31 марта 1948 г. П.П.Ширшов освобожден от должности министра мор.флота, назначен Афанасьев А.А.( с сохранением должности Нач. ГУСМП.)
- Приказы от 31 марта 1948 г. уже подписаны Афанасьевым с визой: Зам.нач. ГУСМП ген-м-р авиации Кузнецов.
Приказ от 24 апр.1948 г. (по строительству аэродромов ) подписал И.О.нач. Бурханов.
(Кузнецов в это время в экспедиции). А Афанасьев в 48-49(?) г. оказался в Дудинке...

Жаль, что у меня раньше как-то не получилось зацепится за ПолярПочту...
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Север-4, ВВЭ (1949) ----с заносом на АлСиб

Сообщение Чумаченко Г.С. » 14 Июль 2011 14:25

Попытка первого шага к исполению обещания исправиться (под тех.руководством Кулибина-Д.В.Карпухина):

http://www.youtube.com/watch?v=FJEdDZBafFE
Светлой памяти Виктора Михайловича Перова.

(сужет в утренней программе ОРТ, примерно осень 1995 г.)
Прошу быть снисходительными -
во-первых, архив, во-вторых, нужно время, чтоб понять, насколько мелко плавал...
Чумаченко Г.С.
 
Сообщения: 52
Зарегистрирован: 05 Июль 2011 22:28

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2011 14:44

Чумаченко Г.С. пишет:Иван, добавлю детали о Кузнецове.
В то время, очевидо, шла перетряска кадров.
Вот что есть по этому поводу (Ф. №9570 ГУСМП):
- 31 марта 1948 г. П.П.Ширшов освобожден от должности министра мор.флота, назначен Афанасьев А.А.( с сохранением должности Нач. ГУСМП.)
- Приказы от 31 марта 1948 г. уже подписаны Афанасьевым с визой: Зам.нач. ГУСМП ген-м-р авиации Кузнецов.
Приказ от 24 апр.1948 г. (по строительству аэродромов ) подписал И.О.нач. Бурханов.
(Кузнецов в это время в экспедиции). А Афанасьев в 48-49(?) г. оказался в Дудинке...

Вообще, все очень неплохо - противоречий по данным Лурье не видно, до октября 48 Кузнецов зам и только потом начальник ГУСМП.
Чумаченко Г.С. пишет:Жаль, что у меня раньше как-то не получилось зацепится за ПолярПочту...

Ну, "открытий чудных" еще предстоит.
Раньше и на "Почте" информации было значительно меньше :)

А по Замятину, мне кажется, у нас есть шанс определить его бортовой в "Севере-4" и посмотреть что есть по нему.
Наткнулся сегодня на небольшую инфу, вечером добавлю.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2011 20:02

РОССИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ДРЕЙФУЮЩИХ ЛЬДАХ АРКТИКИ
справочное пособие
Николай Александрович КОРНИЛОВ, Сергей Аркадьевич КЕССЕЛЬ, Владимир Тимофеевич СОКОЛОВ, Александр Александрович МЕРКУЛОВ, Под ред. профессора, д-ра геогр. наук И.Е.ФРОЛОВА
ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, 2010. Тираж - 750 экз.

Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-4» (1949 г.) : Север-4.jpg
Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-4» (1949 г.)

Постановлением от 25 марта 1949 г. Совет Министров СССР разрешил провести в апреле—мае 1949 г. Высокоширотную воздушную экспедицию «Север-4» с основной задачей дальнейшего изучения Центральной Арктики.

Планом экспедиции предусматривалось выполнение в непосещаемых или малообследованных районах Центральной Арктики комплекса научных исследований по океанографии, геофизике, аэрологии, метеорологии, распределению и движению льдов, а также дальнейшее изучение условий полетов в высоких широтах и массового базирования на дрейфующих льдах самолетов различных типов.

Высокоширотная воздушная экспедиция «Север-4» продолжила крупномасштабные исследования Арктического бассейна, начатые в предыдущем году. Однако район работ был значительно расширен по сравнению с 1948 г., почти втрое увеличено количество пунктов, где ученые должны были провести работы на льду. В том числе ставилась задача уточнить границы распространения поднятия дна в центральной части Арктического бассейна. При производстве работ применялся тот же метод, что и в «Севере-2». Научный десант ученых-полярников на самолетах Полярной авиации, главным образом Ли-2 на лыжном шасси, высаживался на дрейфующий лед Арктического бассейна в заранее намеченных точках и выполнял комплекс научных наблюдений. Как и в экспедиции «Север-2», программа работ ВВЭ «Север-4» была составлена в Арктическом научно-исследовательском институте. Однако, учитывая опыт предыдущих экспедиций и накопленный опыт участников, программа их работ была значительно расширена.

Начальником экспедиции по-прежнему был начальник ГУСМП А. А. Кузнецов, а заместителем по научной работе — начальник геофизического отдела АНИИ М. Е. Острекин. Личный состав по группе Главсевморпути был утвержден в количестве 221 человека, из них 50 научных сотрудников и 94 человека летного состава.

В экспедиции работало 14 самолетов: восемь — Ли-2, два — Ил-12, один — Пе-8, один — С-47 и два — МК-200. Кроме этих самолетов, в экспедиции работал самолет МО С-47, оборудованный специальной аппаратурой для выполнения аэромагнитной съемки морей Советской Арктики.

Пилотировали эти самолеты опытнейшие летчики Полярной авиации. Командиры Ли-2: М. С. Агров, И. И. Черевичный, И. С. Котов, В. И. Масленников, М. И. Козлов, М. Н. Каминский, И. Г. Бахтинов и Н. Л. Сырокваша; командиры Ил-12: Б. С. Осипов, М. А. Титлов; командир Пе-8: В. Н. Задков; командиры МК-200: Ф. А. Шатров, П. П. Москаленко; командиры С-47: Н. В. Метлицкий, Г. С. Керницкий и М. В. Захаров.

Экспедиция начала работать 17 апреля, а закончила полевые работы 16 мая беспосадочным полетом самолета Пе-8 (командир В. Н. Задков) с базы № 5 (88° с.ш., 170° з.д.) через Северный полюс в Москву. На борту находились начальник экспедиции А. А. Кузнецов, помощник начальника по оперативной работе Е. М. Сузюмов, главный штурман экспедиции А. П. Штеменко и гидролог В. Х. Буйницкий.

За 27 дней работы экспедиции в 32 пунктах Центральной Арктики самолетами было совершено 204 посадки на дрейфующие льды, из них 121 — на лыжном шасси, 83 — на колесном. В 28 точках выполнен обширный комплекс научных наблюдений: выполнены 32 гидрологические станции, произведено измерений температуры воды — 616, солености — 610, кремния воды — 465 и льда — 13, нитратов — 195, окисляемость — 41, нитритов — 168, щелочности — 418.

В местах посадок производились стандартные метеонаблюдения, измерялись глубины океана, отбирались пробы грунта, определялись составляющие магнитного поля Земли. По маршрутам полетов производилась попутная ледовая авиаразведка.

В экспедиции были измерены глубины в районах, где, как предполагали ученые, продолжается обнаруженное поднятие дна. Действительно, глубины там оказались еще меньше. Так, А. Ф. Трёшников и Л. Л. Балакшин измерили глубину 1005 м в точке, расположенной еще ближе к полюсу, чем в прошлом году. Эти открытия внесли существенные изменения в батиметрическую карту Арктического бассейна.

Полученный в экспедиции «Север-4» научный материал значительно дополнил и расширил наши сведения о центральной части Северного Ледовитого океана.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июль 2011 22:28

Иван Кукушкин пишет:... А по Замятину, мне кажется, у нас есть шанс определить его бортовой в "Севере-4" и посмотреть что есть по нему.
Наткнулся сегодня на небольшую инфу, вечером добавлю.

Погорячился, попутал с Захаровым. :(
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Александр Андреев » 14 Июль 2011 22:52

Я думаю, что найти упоминания о полетах (и возможных катастрофах) Ла-11 в архивах ГУСМП (ныне хранящихся в РГАЭ) вряд ли возможно. Дело в том, что ВВС конечно использовало инфраструктуру экспедиций "Север" - ледовые и береговые базы и т.д, но и только-то. Естественно, что полеты военной авиации планировались в штабах ВВС. Там, в архивах МО видимо и следует искать ответы на вопросы про истребители.
Сказанное подтвержается цитатой, приведенной И. К. из книги "Российские исследования на дрейфующих льдах Арктики", выпущенной ААНИИ в прошлом году. В книге как раз приведена информация из ГУСМП-шных архивов (или из копий документов, хранящихся в ААНИИ). Как видим, ни слова о военной составлющей "Севера-4" в книге нет. Можно, конечно, допустить, что и в архивах ГУСМП где-нибудь хранится межведомственная переписка с МО, и что-то в ней можно и откопать. Но, мне кажется, что лучше искать сразу в архиве МО.
Это просто размышления на заданную тему, в сказанном на 100 проц. не уверен.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Alexander Belov » 15 Июль 2011 11:05

Коллеги,

В экспедиции работало 14 самолетов: восемь — Ли-2, два — Ил-12, один — Пе-8, один — С-47 и два — МК-200. Кроме этих самолетов, в экспедиции работал самолет МО С-47, оборудованный специальной аппаратурой для выполнения аэромагнитной съемки морей Советской Арктики.


В списке самолетов упомянуты "МК-200". А что это за машина?
Аватара пользователя
Alexander Belov
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1107
Зарегистрирован: 04 Апрель 2008 17:20
Откуда: Москва

Север-4, ВВЭ (1949)

Сообщение Александр Андреев » 15 Июль 2011 11:16

 Sever_4.jpg
Видимо это обозначение "Кондора". Вот эта парочка, как раз на ледовой базе экспедиции "Север-4", 1949 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Пред.След.

Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения