1956-58: 2-я Комплексная Антарктическая Экспедиция АН СССР
Добавлено: 30 Июнь 2007 06:18
Саватюгин Л.М., Преображенская М.А., Российские исследования в Антарктике. Том I // Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 1999
ВТОРАЯ КОМПЛЕКСНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1956 —1958 ГГ.)
Текст статьи на момент размещения на сайте http://www.polarpost.ru/articles/Antarc ... 2KAEAN.htm :
Именно во вторую антарктическуя экспедицию впервые начинают применятся почтовые антарктические штемпеля СССР. Кем и когда был доставлен экспедиционный штемпель сейчас точно неизвестно. Но то, что 1-я КАЭ своих штемпелей не имела подтверждают многие ее участники, в том числе и "традиционный почтовик" полярников - радист 1-й КАЭ Е.Т.Ветров. Станционным переводным штемпелем - "Антарктида / Мирный", привезенным начальником отряда связи и радионавигации начали гасить письма с января 1957г. / ² «Антарктические письма», стр16./
Помимо применявшихся "Антарктическая экспедиция" и "Мирный" готовился и третий штемпель - с надписью "Антарктида". Утвержден он не был и официально не применялся. Существующие гашения с датами 57 года - из партии пробных оттисков изготовленных для утверждения начальником главного почтового управления СССР О.К.Макаровым. Представленный на изображении конверт - один из таких пробников, был получен из коллекции заместителя министра связи ведающим выпуском марок К.Сергейчука.
Хронология некоторых событий Второй КАЭ
• 28 февраля д/э «Обь» вывел из ледового плена японское судно «Сойя».
• 28 февраля из Мирного вышел санно-гусеничный поезд в район Южного геомагнитного полюса (начальник похода В.Г.Аверьянов).
• 12 апреля создана временная внутриматериковая станция Восток-I (72°08( ю.ш., 96°35( в.д.). Начальник В.Г.Аверьянов. На станции начались регулярные метеонаблюдения. Окончательное оборудование метеорологической и снегомерной площадок было завершено 20 апреля. 1 июня аэрологи выпустили первый пробный радиозонд.
• 27 июня впервые антарктической зимой в глубь материка совершен полет самолета ЛИ-2 (пилоты Б.А.Миньков, С.А.Ерохов), выполнивший посадку на станции Восток-I.
• 1 июля на антарктических станциях начались работы по программе Международного геофизического года (МГГ), в которых приняло участие 12 государств.
• 8 октября из Мирного вышел санно-гусеничный поезд, в задачи которого входило создание внутриконтинентальных станций Комсомольская и Восток. Руководил походом начальник Второй КАЭ А.Ф.Трешников.
• 6 ноября была открыта советская внутриматериковая станция Комсомольская (74°06' ю.ш., 97°30' в.д.). Первую зимовку возглавил В.С.Пелевин. К 9 ноября на станции была закончена укатка взлетно-посадочной полосы, на которой в тот же день приземлились три самолета ЛИ-2 на лыжах.
• 16 декабря по прибытии в район Южного геомагнитного полюса санно-тракторного поезда, возглавляемого начальником Второй КАЭ А.Ф.Трешниковым, была открыта внутриконтинентальная станция Восток (78°28' ю.ш., 106°48' в.д.), расположенная на высоте 3420м над уровнем моря на расстоянии 1410 км от Мирного. Работу личного состава станции возглавил начальник станции Восток-1 В.Г.Аверьянов.
• 22 декабря на станции Восток впервые приземлились два самолета ЛИ-2, оборудованные турбокомпрессорами (командиры кораблей Б.А.Миньков и Я.Я.Дмитриев).
• 23 декабря на самолете ИЛ-12, управляемым начальником авиаотряда В.М.Перовым и штурманом Б.С.Бородкиным, совершен разведывательный полет из Мирного в район Полюса относительной недоступности. На борту самолета находились начальники Второй и Третьей КАЭ А.Ф.Трешников и Е.И.Толстиков, будущий начальник станции Советская В.К.Бабарыкин.
• 31 декабря впервые в СССР с экспедиционного судна д/э «Обь» осуществлен запуск метеорологической ракеты. Дизель-электроход находился в это время в море Дейвиса.
2-я КАЭ в книге и живописи
"Хмурое ноябрьское небо повисло над Балтикой. Закончен торжественный митинг, отзвучали прощальные гудки, и причалы калининградского порта медленно уходят вдаль, тают в осенней дымке. Впереди долгий путь через моря и океаны к другому концу земли - к ледяным берегам Антарктиды.
Тяжелая зыбь зимнего шторма идет нам навстречу. Наше судно - большой теплоход «Кооперация» - раскачивается глубокими, мерными взмахами, будто хочет поплотнее утрясти переполняющую его массу людей и грузов. На борту находится почти весь состав континентальной антарктической экспедиции 1957 года - научные сотрудники, работники полярной авиации, трактористы, врачи, радисты, плотники, да всех и не перечтешь..."
Так начинается последняя глава "На шестом континенте" книги Игоря Рубана "Без темных очков". Человек редкой профессии - полярный художник, своим трудом и своими работами заслуживший признание и уважение многих известных полярников, был направлен в "творческую командировку" в составе 2-й КАЭ. Потрясающие по своей точной лаконичности наброски сделанные в ходе поездки на станциях Мирный, Пионерская, Восток и т/х «Кооперация» позднее вошли в качестве иллюстраций в эту книгу. А написанные после возвращения в Москву картины ярко и образно передают атмосферу первых лет советских экспедиций в Антарктиду и хранятся в более чем 30 художественных и краеведческих музеях страны и за рубежом, в том числе в Государственном Русском музее и в ВМО «Государственная Третьяковская галерея».
ссылка: http://www.polarpost.ru/articles/Antarctica/SAE/02-KAE/2KAEAN.htm
Литература по 2-й КАЭ:
И.Рубан: "Без темных очков" http://www.ruban.ru/books/1/105.html
И.Рубан: "В глубь Антарктиды" http://www.ruban.ru/books/5/1.html
А.Гусев: "В снегах Антарктиды"
А.Трешников: "Закованный в лед"
ВТОРАЯ КОМПЛЕКСНАЯ АНТАРКТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1956 —1958 ГГ.)
Континентальную часть Второй экспедиции возглавлял Герой Социалистического Труда А.Ф.Трешников, морскую экспедицию на д/э «Обь» — доктор географических наук И.В.Максимов, на д/э «Лена» — гидрограф О.А.Борщевский. В экспедиции (вместе с экипажем судов) участвовало 625 человек, из них на зимовку осталось 190 человек, сезонный состав состоял из 101 человека, морская антарктическая экспедиция включала 68 человек на д/э «Обь» и 64 человека на д/э «Лена», экипажи судов состояли из 202 человек.
В состав континентальной экспедиции входили 10 отрядов (в том числе 4 сезонных), вспомогательный персонал и личный состав станций: Восток-1 (начальник В.Г.Аверьянов), Пионерская (начальник С.А.Павлов), Комсомольская (начальник В.С.Пелевин) и Оазис (начальник Г.И.Пащенко). Аэрометеорологический отряд из 17 человек возглавлял О.Г.Кричак, геофизический (13 человек) — С.М.Мансуров, гляциологический (25 человек) — П.А.Шумский, сезонный геолого-аэромагнитный отряд (7 человек) — М.Г.Равич, сезонный аэрофотосъемочный (14 человек) — Б.В.Дубовской. Морская экспедиция на д/э «Обь» (капитан И.А.Ман) состояла из 8 отрядов, на д/э «Лена» (капитан А.И.Ветров) — из 5 отрядов. Теплоход «Кооперация» (капитан А.С.Янцелевич) использовался в основном как транспортное судно.
Три экспедиционных судна (д/э «Обь», д/э «Лена», теплоход «Кооперация») доставили в Антарктиду 8220 т различных грузов. Из них 3400 т — на д/э «Обь», 3400 т — на д/э «Лена», 1420 т — на т/х «Кооперация». Среди грузов были четыре самолета ЛИ-2, оборудованных турбокомпрессорами, самолет АН-2, вертолет МИ-4, 10 гусеничных тягачей, две буровые установки, переносная сейсмическая станция, два радиотеодолита «Малахит», 30 саней, четыре трактора С-80, 13 волокуш, радиопередатчики, электростанции, стройматериалы, детали сборных домов и пр.
Во время разгрузки д/э «Лена» произошла катастрофа: обломился край ледникового барьера шириной 6 м и увлек за собой в воду 9 человек и груз, погибли гидрограф Н.И.Буромский и студент-практикант Е.К.Зыков, остальные получили серьезные травмы.
В распоряжении авиаотряда было девять самолетов и три вертолета.
До апреля 1957 г. в работе принимал участие как сезонный, так и зимовочный состав. Авиация завезла на все южно-полярные станции более 495 т. различных грузов, из них на станцию Восток-1 — 118 т, на станцию Восток — около 5 т, на станцию Комсомольскую — 52 т, на станцию Пионерскую — 210 т, на станцию Оазис — 109 т. На станции Восток-1, Комсомольскую и Пионерскую грузы завозились в большей части для обеспечения движения санно-тракторных поездов. Впервые в зимних условиях (27 июня 1957 г.) был совершен полет самолета ЛИ-2 (пилоты Б.А.Миньков, С.А.Ерохин) в глубь Антарктиды и выполнена посадка на станции Восток-I, где ранее никогда не совершал посадки ни один самолет.
По соглашению между Комитетами МГГ СССР и США в обсерватории Мирный работал американский метеоролог Г.Д.Картрайт, а на станции Литл-Америка — советский метеоролог В.И.Расторгуев.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ
За период Второй советской комплексной антарктической экспедиции были получены следующие результаты:
1. Продолжены стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный, а также на станциях Оазис и Пионерская.
2. Созданы внутриконтинентальные станции Восток-1 (впоследствии перемещенная в район Южного геомагнитного полюса и переименованная в Восток) и Комсомольская, промежуточная база, не предусмотренная программой МГГ. Таким образом, комплексные научные наблюдения по программе МГГ регулярно проводились в обсерватории Мирный и на станциях Пионерская, Оазис, Восток-1 (затем Восток) и Комсомольская.
3. Проведена серия санно-тракторных походов, в итоге которых выполнен обширный комплекс исследований ледникового покрова, осуществлен гляциологический разрез по маршруту Мирный-Пионерская (поход гляциологического отряда под руководством П.А.Шумского в феврале—марте 1957 г.).
4. Осуществлены геологические и биогеографические работы в районах оазиса Бангера, гор Гаусберг, Амундсена и Страткона.
5. С д/э «Лена» специальным аэрофотосъемочным отрядом под руководством О.А.Борщевского произведена аэрофотосъемка побережья Индийского океана от шельфового ледника Шеклтона до Западного шельфового ледника глубиной до 100 км.
Во время неоднократных высадок на берег наземных партий выполнялись геологические и рекогносцировочные съемки, обследовались берега, острова и нунатаки, собирались биологические образцы. С судна были выполнены комплексные океанографические и гидрографические исследования, проведено картирование морских льдов и айсбергов.
6. Морская экспедиция д/э «Обь» осуществила шесть разрезов в Индийском океане, а также разрез Мирный—Калькутта. На этих разрезах было выполнено 178 глубоководных океанографических станций, на которых проведены гидрологические, гидрохимические, геологические и биологические исследования.
Во время работ в южной части Индийского океана была обнаружена обширная область относительного мелководья с сильно расчлененным рельефом. Впоследствии возвышенности получили названия: западная — банка Обь, восточная — банка Лена.
7. Выполнен большой объем строительных работ в Мирном. В летний сезон 1956/57 г. в обсерватории были сданы в эксплуатацию следующие сооружения: пять жилых стандартных домиков, павильон для изучения космических лучей, павильон для изучения земных токов и компараторный пункт, металлический гараж-склад. Всего на 1 января 1958 г. на станции Мирный насчитывалось около 36 сооружений различного типа.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О САННОТРАКТОРНЫХ ПОХОДАХ
Во время Второй КАЭ был выполнен ряд походов в глубь континента.
Гляциологический поход по маршруту Мирный—Пионерская, во время которого был проведен широкий комплекс исследований ледникового покрова. Поезд состоял из двух гусеничных тягачей и шести прицепов, на которых были установлены сейсмостанция, радиостанция, жилые домики, а также гляциологическое, гравиметрическое, астрономическое, геодезическое и штурманское оборудование. В научных исследованиях принимали участие 17 полярников под руководством профессора П.А.Шумского.
Поезд вышел из Мирного 7 февраля и 21 марта прибыл на станцию Пионерскую, проведя в пути полтора месяца. На обратном пути поезд попал в зону трещин краевой части ледника Хелен, в результате чего одна из машин провалилась в трещину (людям удалось выбраться через крышу домика, а тягач подняли лебедкой). В Мирный поезд вернулся 1 мая.
Во время похода был собран уникальный материал, по данным которого построен профильный разрез от Мирного до Пионерской.
Поход Мирный—Комсомольская (начальник В.С.Пелевин) начался 14 февраля 1957 г., 21 февраля поезд прибыл на станцию Пионерскую, 7 марта — в точку с координатами 74° ю.ш., 97° в.д., где было решено организовать станцию Комсомольскую. Однако в связи с трудностями, вызванными ранним наступлением зимы, санно-тракторный поезд был законсервирован до весны, а личный состав в количестве 10 человек вывезен в Мирный на самолетах. Второй этап создания Комсомольской начался через семь месяцев во время проведения весеннего похода в район Южного геомагнитного полюса.
Поход в район Южного геомагнитного полюса был проведен в несколько этапов.
Во время первого этапа (начальник поезда В.Г.Аверьянов) был совершен переход по маршруту Мирный—635-й километр, где в пункте с координатами 72°09' ю.ш., 96°34' в.д. 18 марта 1957 г. открыта временная станция Восток-1.
8 октября 1957 г. из Мирного на юг вышел весенний санно-тракторный поезд (поход возглавлял начальник Второй КАЭ А.Ф.Трешников), который 29 октября прибыл на станцию Восток-1, а 4 ноября достиг места, где предыдущей антарктической осенью (март 1957 г.) была подготовлена база для станции Комсомольской. 6 ноября эта внутриматериковая станция была открыта. Для проведения работ на станции остались 7 человек во главе с В.С.Пелевиным.
Следующий этап состоял в перебазировании станции Восток-1 в район Южного геомагнитного полюса. Девять гусеничных тягачей тянули на прицепе установленные на пяти санях жилой домик, радиостанцию, электростанцию, кают-компанию, а также четверо саней с дизельным топливом, продовольствием и различным оборудованием. 16 декабря поезд прибыл в район Южного геомагнитного полюса. В тот же день была открыта станция Восток.
Общая протяженность этого беспримерного по трудности похода составила 3850 км, продолжительность — 85 дней, число участников похода — 40 человек.
Во время его проведения выполнялись метеорологические, актинометрические, магнитные, гравиметрические и гляциологические наблюдения, которые дали первое представление об этом никем еще не исследованном районе Антарктиды.
В состав континентальной экспедиции входили 10 отрядов (в том числе 4 сезонных), вспомогательный персонал и личный состав станций: Восток-1 (начальник В.Г.Аверьянов), Пионерская (начальник С.А.Павлов), Комсомольская (начальник В.С.Пелевин) и Оазис (начальник Г.И.Пащенко). Аэрометеорологический отряд из 17 человек возглавлял О.Г.Кричак, геофизический (13 человек) — С.М.Мансуров, гляциологический (25 человек) — П.А.Шумский, сезонный геолого-аэромагнитный отряд (7 человек) — М.Г.Равич, сезонный аэрофотосъемочный (14 человек) — Б.В.Дубовской. Морская экспедиция на д/э «Обь» (капитан И.А.Ман) состояла из 8 отрядов, на д/э «Лена» (капитан А.И.Ветров) — из 5 отрядов. Теплоход «Кооперация» (капитан А.С.Янцелевич) использовался в основном как транспортное судно.
Три экспедиционных судна (д/э «Обь», д/э «Лена», теплоход «Кооперация») доставили в Антарктиду 8220 т различных грузов. Из них 3400 т — на д/э «Обь», 3400 т — на д/э «Лена», 1420 т — на т/х «Кооперация». Среди грузов были четыре самолета ЛИ-2, оборудованных турбокомпрессорами, самолет АН-2, вертолет МИ-4, 10 гусеничных тягачей, две буровые установки, переносная сейсмическая станция, два радиотеодолита «Малахит», 30 саней, четыре трактора С-80, 13 волокуш, радиопередатчики, электростанции, стройматериалы, детали сборных домов и пр.
Во время разгрузки д/э «Лена» произошла катастрофа: обломился край ледникового барьера шириной 6 м и увлек за собой в воду 9 человек и груз, погибли гидрограф Н.И.Буромский и студент-практикант Е.К.Зыков, остальные получили серьезные травмы.
В распоряжении авиаотряда было девять самолетов и три вертолета.
До апреля 1957 г. в работе принимал участие как сезонный, так и зимовочный состав. Авиация завезла на все южно-полярные станции более 495 т. различных грузов, из них на станцию Восток-1 — 118 т, на станцию Восток — около 5 т, на станцию Комсомольскую — 52 т, на станцию Пионерскую — 210 т, на станцию Оазис — 109 т. На станции Восток-1, Комсомольскую и Пионерскую грузы завозились в большей части для обеспечения движения санно-тракторных поездов. Впервые в зимних условиях (27 июня 1957 г.) был совершен полет самолета ЛИ-2 (пилоты Б.А.Миньков, С.А.Ерохин) в глубь Антарктиды и выполнена посадка на станции Восток-I, где ранее никогда не совершал посадки ни один самолет.
По соглашению между Комитетами МГГ СССР и США в обсерватории Мирный работал американский метеоролог Г.Д.Картрайт, а на станции Литл-Америка — советский метеоролог В.И.Расторгуев.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕДИЦИИ
За период Второй советской комплексной антарктической экспедиции были получены следующие результаты:
1. Продолжены стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный, а также на станциях Оазис и Пионерская.
2. Созданы внутриконтинентальные станции Восток-1 (впоследствии перемещенная в район Южного геомагнитного полюса и переименованная в Восток) и Комсомольская, промежуточная база, не предусмотренная программой МГГ. Таким образом, комплексные научные наблюдения по программе МГГ регулярно проводились в обсерватории Мирный и на станциях Пионерская, Оазис, Восток-1 (затем Восток) и Комсомольская.
3. Проведена серия санно-тракторных походов, в итоге которых выполнен обширный комплекс исследований ледникового покрова, осуществлен гляциологический разрез по маршруту Мирный-Пионерская (поход гляциологического отряда под руководством П.А.Шумского в феврале—марте 1957 г.).
4. Осуществлены геологические и биогеографические работы в районах оазиса Бангера, гор Гаусберг, Амундсена и Страткона.
5. С д/э «Лена» специальным аэрофотосъемочным отрядом под руководством О.А.Борщевского произведена аэрофотосъемка побережья Индийского океана от шельфового ледника Шеклтона до Западного шельфового ледника глубиной до 100 км.
Во время неоднократных высадок на берег наземных партий выполнялись геологические и рекогносцировочные съемки, обследовались берега, острова и нунатаки, собирались биологические образцы. С судна были выполнены комплексные океанографические и гидрографические исследования, проведено картирование морских льдов и айсбергов.
6. Морская экспедиция д/э «Обь» осуществила шесть разрезов в Индийском океане, а также разрез Мирный—Калькутта. На этих разрезах было выполнено 178 глубоководных океанографических станций, на которых проведены гидрологические, гидрохимические, геологические и биологические исследования.
Во время работ в южной части Индийского океана была обнаружена обширная область относительного мелководья с сильно расчлененным рельефом. Впоследствии возвышенности получили названия: западная — банка Обь, восточная — банка Лена.
7. Выполнен большой объем строительных работ в Мирном. В летний сезон 1956/57 г. в обсерватории были сданы в эксплуатацию следующие сооружения: пять жилых стандартных домиков, павильон для изучения космических лучей, павильон для изучения земных токов и компараторный пункт, металлический гараж-склад. Всего на 1 января 1958 г. на станции Мирный насчитывалось около 36 сооружений различного типа.
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О САННОТРАКТОРНЫХ ПОХОДАХ
Во время Второй КАЭ был выполнен ряд походов в глубь континента.
Гляциологический поход по маршруту Мирный—Пионерская, во время которого был проведен широкий комплекс исследований ледникового покрова. Поезд состоял из двух гусеничных тягачей и шести прицепов, на которых были установлены сейсмостанция, радиостанция, жилые домики, а также гляциологическое, гравиметрическое, астрономическое, геодезическое и штурманское оборудование. В научных исследованиях принимали участие 17 полярников под руководством профессора П.А.Шумского.
Поезд вышел из Мирного 7 февраля и 21 марта прибыл на станцию Пионерскую, проведя в пути полтора месяца. На обратном пути поезд попал в зону трещин краевой части ледника Хелен, в результате чего одна из машин провалилась в трещину (людям удалось выбраться через крышу домика, а тягач подняли лебедкой). В Мирный поезд вернулся 1 мая.
Во время похода был собран уникальный материал, по данным которого построен профильный разрез от Мирного до Пионерской.
Поход Мирный—Комсомольская (начальник В.С.Пелевин) начался 14 февраля 1957 г., 21 февраля поезд прибыл на станцию Пионерскую, 7 марта — в точку с координатами 74° ю.ш., 97° в.д., где было решено организовать станцию Комсомольскую. Однако в связи с трудностями, вызванными ранним наступлением зимы, санно-тракторный поезд был законсервирован до весны, а личный состав в количестве 10 человек вывезен в Мирный на самолетах. Второй этап создания Комсомольской начался через семь месяцев во время проведения весеннего похода в район Южного геомагнитного полюса.
Поход в район Южного геомагнитного полюса был проведен в несколько этапов.
Во время первого этапа (начальник поезда В.Г.Аверьянов) был совершен переход по маршруту Мирный—635-й километр, где в пункте с координатами 72°09' ю.ш., 96°34' в.д. 18 марта 1957 г. открыта временная станция Восток-1.
8 октября 1957 г. из Мирного на юг вышел весенний санно-тракторный поезд (поход возглавлял начальник Второй КАЭ А.Ф.Трешников), который 29 октября прибыл на станцию Восток-1, а 4 ноября достиг места, где предыдущей антарктической осенью (март 1957 г.) была подготовлена база для станции Комсомольской. 6 ноября эта внутриматериковая станция была открыта. Для проведения работ на станции остались 7 человек во главе с В.С.Пелевиным.
Следующий этап состоял в перебазировании станции Восток-1 в район Южного геомагнитного полюса. Девять гусеничных тягачей тянули на прицепе установленные на пяти санях жилой домик, радиостанцию, электростанцию, кают-компанию, а также четверо саней с дизельным топливом, продовольствием и различным оборудованием. 16 декабря поезд прибыл в район Южного геомагнитного полюса. В тот же день была открыта станция Восток.
Общая протяженность этого беспримерного по трудности похода составила 3850 км, продолжительность — 85 дней, число участников похода — 40 человек.
Во время его проведения выполнялись метеорологические, актинометрические, магнитные, гравиметрические и гляциологические наблюдения, которые дали первое представление об этом никем еще не исследованном районе Антарктиды.
Текст статьи на момент размещения на сайте http://www.polarpost.ru/articles/Antarc ... 2KAEAN.htm :
Е.П.Сашенков, "Филателия Страны Пингвинов", Москва, "Связь", 1980г.
Глава "2-я САЭ" :
В распоряжении 2-й САЭ были три судна: д/э "Обь", вышедший 7 ноября 1956 г. из Калининграда, т/х "Кооперация", вышедший 26 ноября 1956 г., и д/э "Лена", вышедший 11 декабря 1956 г. также из Калининграда.
Почтовая экипировка новой экспедиции значительно превосходила оснащение предшествующей. За полмесяца до выхода в плавание "Оби" - 22 октября 1956 г. - почтовое ведомство выпустило специальную марку "Советская Антарктическая экспедиция" (№ 1956). Впервые доставили в Антарктиду и маркированный конверт - цельную вещь Министерства связи СССР с антарктическим сюжетом. Его история не лишена интереса. Во время первого рейса "Оби" кинооператору Александру Кочеткову, сопровождавшему экспедицию, удалось запечатлеть на фоне судна живой символ ледового континента - пингвина. Этот живописный снимок, вошедший, кстати, кадром в документальный фильм "Огни Мирного", вскоре "перекочевал" на почтовый конверт. Цельная вещь № 291 "Советская антарктическая экспедиция. Флагманский корабль "Обь" у берегов Антарктиды" отправилась осенью 1956 г. путешествовать по свету.
Участники этой экспедиции, возглавлявшейся А. Ф. Трешниковым, значительно расширили диапазон исследований. 12 декабря 1956 г. первая группа зимовщиков подошла на "Оби" к Мирному, 5 января 1957 г. выгрузка закончилась.
"Третья внутриматериковая станция Комсомольская, которая не была предусмотрена программой МГГ, начала функционировать 6 ноября 1957 г. и стала основной промежуточной базой для санно-тракторных поездов и самолетов, направлявшихся к Южному геомагнитному полюсу и Полюсу относительной недоступности" /Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1955-1959 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962./
Направившись на юг, участники санно-тракторного поезда выполнили и вторую задачу - перебазировали станцию Восток-1 на Южный геомагнитный полюс, находящийся на расстоянии 1410 км от Мирного. 16 декабря 1957 г. в этой точке был поднятГосударственный флаг СССР в честь открытия станции Восток. Таким образом, в начале Международного геофизического года СССР создал в Антарктиде шесть научно-исследовательских станций. Станция Восток названа по имени шлюпа, участвовавшего в первой русской экспедиции, открывшей Антарктиду.Точка, где создана новая станция, замечательна тем, что именно здесь находится Южный геомагнитный полюс. Позднее здесь же определился и Полюс холода планеты. Станции Восток посвящена концевая марка серии 1965 г. "Исследование Арктики и Антарктики" (№ 3271).
В период 2-й САЭ продолжали работать станции Оазис и Пионерская. В книге "У полюсов Земли" А. Ф. Трешников вспоминал, как он, будучи начальником 2-й САЭ, прибыл 7 января 1958 г. на санно-тракторном поезде из Мирного на станцию Пионерская. Ему показали размещенное в небольшом домике хозяйство, в том числе и "почту-телеграф"... Почту, расположенную на уровне облаков среднего яруса.
Почта советской экспедиции на родину отправлена с "Кооперацией" в середине февраля 1957 г. Во время экспедиционного плавания с середины января по апрель в водах Индийского океана "Обь" зашла в южноафриканский порт Кейптаун и взяла на борт почту. 6 апреля эта почта была доставлена в Мирный.
Весной 1958 г. почта шла на родину необычным путем. 11 -13 апреля т/х "Кооперация" заходил в Александрию (Египет). Там пассажиры перешли на борт т/х "Победа", который пришел в Одессу. 25 апреля 1958 г., после встречи участников 2-й САЭ в порту, экспедиционная почта была передана на берег.
Прибытие "Лены" в Ленинград - 23 мая, прибытие "Кооперации" в Ригу - 4 апреля, прибытие "Оби" в Ригу - 21 июня 1957 г.
Глава "2-я САЭ" :
В распоряжении 2-й САЭ были три судна: д/э "Обь", вышедший 7 ноября 1956 г. из Калининграда, т/х "Кооперация", вышедший 26 ноября 1956 г., и д/э "Лена", вышедший 11 декабря 1956 г. также из Калининграда.
Почтовая экипировка новой экспедиции значительно превосходила оснащение предшествующей. За полмесяца до выхода в плавание "Оби" - 22 октября 1956 г. - почтовое ведомство выпустило специальную марку "Советская Антарктическая экспедиция" (№ 1956). Впервые доставили в Антарктиду и маркированный конверт - цельную вещь Министерства связи СССР с антарктическим сюжетом. Его история не лишена интереса. Во время первого рейса "Оби" кинооператору Александру Кочеткову, сопровождавшему экспедицию, удалось запечатлеть на фоне судна живой символ ледового континента - пингвина. Этот живописный снимок, вошедший, кстати, кадром в документальный фильм "Огни Мирного", вскоре "перекочевал" на почтовый конверт. Цельная вещь № 291 "Советская антарктическая экспедиция. Флагманский корабль "Обь" у берегов Антарктиды" отправилась осенью 1956 г. путешествовать по свету.
Участники этой экспедиции, возглавлявшейся А. Ф. Трешниковым, значительно расширили диапазон исследований. 12 декабря 1956 г. первая группа зимовщиков подошла на "Оби" к Мирному, 5 января 1957 г. выгрузка закончилась.
"Третья внутриматериковая станция Комсомольская, которая не была предусмотрена программой МГГ, начала функционировать 6 ноября 1957 г. и стала основной промежуточной базой для санно-тракторных поездов и самолетов, направлявшихся к Южному геомагнитному полюсу и Полюсу относительной недоступности" /Нудельман А. В. Советские экспедиции в Антарктику 1955-1959 гг. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962./
Направившись на юг, участники санно-тракторного поезда выполнили и вторую задачу - перебазировали станцию Восток-1 на Южный геомагнитный полюс, находящийся на расстоянии 1410 км от Мирного. 16 декабря 1957 г. в этой точке был поднятГосударственный флаг СССР в честь открытия станции Восток. Таким образом, в начале Международного геофизического года СССР создал в Антарктиде шесть научно-исследовательских станций. Станция Восток названа по имени шлюпа, участвовавшего в первой русской экспедиции, открывшей Антарктиду.Точка, где создана новая станция, замечательна тем, что именно здесь находится Южный геомагнитный полюс. Позднее здесь же определился и Полюс холода планеты. Станции Восток посвящена концевая марка серии 1965 г. "Исследование Арктики и Антарктики" (№ 3271).
В период 2-й САЭ продолжали работать станции Оазис и Пионерская. В книге "У полюсов Земли" А. Ф. Трешников вспоминал, как он, будучи начальником 2-й САЭ, прибыл 7 января 1958 г. на санно-тракторном поезде из Мирного на станцию Пионерская. Ему показали размещенное в небольшом домике хозяйство, в том числе и "почту-телеграф"... Почту, расположенную на уровне облаков среднего яруса.
Почта советской экспедиции на родину отправлена с "Кооперацией" в середине февраля 1957 г. Во время экспедиционного плавания с середины января по апрель в водах Индийского океана "Обь" зашла в южноафриканский порт Кейптаун и взяла на борт почту. 6 апреля эта почта была доставлена в Мирный.
Весной 1958 г. почта шла на родину необычным путем. 11 -13 апреля т/х "Кооперация" заходил в Александрию (Египет). Там пассажиры перешли на борт т/х "Победа", который пришел в Одессу. 25 апреля 1958 г., после встречи участников 2-й САЭ в порту, экспедиционная почта была передана на берег.
Прибытие "Лены" в Ленинград - 23 мая, прибытие "Кооперации" в Ригу - 4 апреля, прибытие "Оби" в Ригу - 21 июня 1957 г.
Именно во вторую антарктическуя экспедицию впервые начинают применятся почтовые антарктические штемпеля СССР. Кем и когда был доставлен экспедиционный штемпель сейчас точно неизвестно. Но то, что 1-я КАЭ своих штемпелей не имела подтверждают многие ее участники, в том числе и "традиционный почтовик" полярников - радист 1-й КАЭ Е.Т.Ветров. Станционным переводным штемпелем - "Антарктида / Мирный", привезенным начальником отряда связи и радионавигации начали гасить письма с января 1957г. / ² «Антарктические письма», стр16./
Помимо применявшихся "Антарктическая экспедиция" и "Мирный" готовился и третий штемпель - с надписью "Антарктида". Утвержден он не был и официально не применялся. Существующие гашения с датами 57 года - из партии пробных оттисков изготовленных для утверждения начальником главного почтового управления СССР О.К.Макаровым. Представленный на изображении конверт - один из таких пробников, был получен из коллекции заместителя министра связи ведающим выпуском марок К.Сергейчука.
Хронология некоторых событий Второй КАЭ
• 28 февраля д/э «Обь» вывел из ледового плена японское судно «Сойя».
• 28 февраля из Мирного вышел санно-гусеничный поезд в район Южного геомагнитного полюса (начальник похода В.Г.Аверьянов).
• 12 апреля создана временная внутриматериковая станция Восток-I (72°08( ю.ш., 96°35( в.д.). Начальник В.Г.Аверьянов. На станции начались регулярные метеонаблюдения. Окончательное оборудование метеорологической и снегомерной площадок было завершено 20 апреля. 1 июня аэрологи выпустили первый пробный радиозонд.
• 27 июня впервые антарктической зимой в глубь материка совершен полет самолета ЛИ-2 (пилоты Б.А.Миньков, С.А.Ерохов), выполнивший посадку на станции Восток-I.
• 1 июля на антарктических станциях начались работы по программе Международного геофизического года (МГГ), в которых приняло участие 12 государств.
• 8 октября из Мирного вышел санно-гусеничный поезд, в задачи которого входило создание внутриконтинентальных станций Комсомольская и Восток. Руководил походом начальник Второй КАЭ А.Ф.Трешников.
• 6 ноября была открыта советская внутриматериковая станция Комсомольская (74°06' ю.ш., 97°30' в.д.). Первую зимовку возглавил В.С.Пелевин. К 9 ноября на станции была закончена укатка взлетно-посадочной полосы, на которой в тот же день приземлились три самолета ЛИ-2 на лыжах.
• 16 декабря по прибытии в район Южного геомагнитного полюса санно-тракторного поезда, возглавляемого начальником Второй КАЭ А.Ф.Трешниковым, была открыта внутриконтинентальная станция Восток (78°28' ю.ш., 106°48' в.д.), расположенная на высоте 3420м над уровнем моря на расстоянии 1410 км от Мирного. Работу личного состава станции возглавил начальник станции Восток-1 В.Г.Аверьянов.
• 22 декабря на станции Восток впервые приземлились два самолета ЛИ-2, оборудованные турбокомпрессорами (командиры кораблей Б.А.Миньков и Я.Я.Дмитриев).
• 23 декабря на самолете ИЛ-12, управляемым начальником авиаотряда В.М.Перовым и штурманом Б.С.Бородкиным, совершен разведывательный полет из Мирного в район Полюса относительной недоступности. На борту самолета находились начальники Второй и Третьей КАЭ А.Ф.Трешников и Е.И.Толстиков, будущий начальник станции Советская В.К.Бабарыкин.
• 31 декабря впервые в СССР с экспедиционного судна д/э «Обь» осуществлен запуск метеорологической ракеты. Дизель-электроход находился в это время в море Дейвиса.
2-я КАЭ в книге и живописи
"Хмурое ноябрьское небо повисло над Балтикой. Закончен торжественный митинг, отзвучали прощальные гудки, и причалы калининградского порта медленно уходят вдаль, тают в осенней дымке. Впереди долгий путь через моря и океаны к другому концу земли - к ледяным берегам Антарктиды.
Тяжелая зыбь зимнего шторма идет нам навстречу. Наше судно - большой теплоход «Кооперация» - раскачивается глубокими, мерными взмахами, будто хочет поплотнее утрясти переполняющую его массу людей и грузов. На борту находится почти весь состав континентальной антарктической экспедиции 1957 года - научные сотрудники, работники полярной авиации, трактористы, врачи, радисты, плотники, да всех и не перечтешь..."
Так начинается последняя глава "На шестом континенте" книги Игоря Рубана "Без темных очков". Человек редкой профессии - полярный художник, своим трудом и своими работами заслуживший признание и уважение многих известных полярников, был направлен в "творческую командировку" в составе 2-й КАЭ. Потрясающие по своей точной лаконичности наброски сделанные в ходе поездки на станциях Мирный, Пионерская, Восток и т/х «Кооперация» позднее вошли в качестве иллюстраций в эту книгу. А написанные после возвращения в Москву картины ярко и образно передают атмосферу первых лет советских экспедиций в Антарктиду и хранятся в более чем 30 художественных и краеведческих музеях страны и за рубежом, в том числе в Государственном Русском музее и в ВМО «Государственная Третьяковская галерея».
ссылка: http://www.polarpost.ru/articles/Antarctica/SAE/02-KAE/2KAEAN.htm
Литература по 2-й КАЭ:
И.Рубан: "Без темных очков" http://www.ruban.ru/books/1/105.html
И.Рубан: "В глубь Антарктиды" http://www.ruban.ru/books/5/1.html
А.Гусев: "В снегах Антарктиды"
А.Трешников: "Закованный в лед"