1974-76: 20-я Советская Антарктическая Экспедиция

ВВЭ "Север" ААНИИ, ВШЭ "Север" ГУНиО ВМФ, КАЭ-САЭ-РАЭ, МАКЭ и другие.

1974-76: 20-я Советская Антарктическая Экспедиция

Сообщение Иван Кукушкин » 02 Июль 2007 02:10

Текс статьи на момент публикации:

СТАТИСТИКА:

Число участников:
общее: 744
сезон: 104

Руководители экспедиции:
Начальник сезонной экспедиции 20САЭ – В.И.Сердюков
Начальник зимовочной экспедиции – Н.А.Корнилов
Командир авиоотряда – Е.Г.Журавлев

Экспедиционные суда:
д/э "Обь" - капитан С.И.Волков
НИС "Профессор Визе " - капитан Э.С.Троицкий
НИС "Профессор Зубов " - капитан О.В.Андржеевский
д/э "Ванкарем" - капитан М.А.Петров
танкер "Геленджик" - капитан М.С.Ругаев

Станции:
Молодежная : нач. станции Н.А.Корнилов : зимовочный состав - 101 чел.
Мирный : нач. станции С.Е.Николаев : зимовочный состав - 55 чел.
Восток : нач. станции В.Л.Овсянников : зимовочный состав - 21 чел.
Беллинсгаузен : нач. станции Н.Н.Овчинников : зимовочный состав - 32 чел.
Ленинградская : нач. станции В.М.Пигузов : зимовочный состав - 12 чел.
Новолазаревская : нач. станции Н.К.Дмитриев : зимовочный состав - 17 чел.

Е.П.Сашенков, "Филателия Страны Пингвинов", Москва, "Связь", 1980г.

Под флаг САЭ встали пять экспедиционных судов. Три из них — «Обь», «Профессор Визе» и «Профессор Зубов» — вышли из Ленинграда, одно — д/э «Ванкарем» — в октябре 1974 г. покинуло Владивосток, чтобы из Ленинграда в начале января 1975 г. отправиться в Антарктику, и еще одно — черноморский танкер «Геленджик» (переименованный «Станислав») — вышло из Одессы.Первым ушел 23 октября 1974 г. из Ленинграда в свой прощальный антарктический рейс д/э «Обь». Его маршрут Ленинград — Таллин — Рио-де-Жанейро — Буэнос Айрес — Беллинсгаузен — Новолазаревская — Молодежная — Мирный — Ленинградская — Новая Зеландия — Ленинградская — Мирный — Молодежная — Ленинград.

Первая почта 20-й САЭ отправлена перед выходом «Профессора Зубова» из Ленинграда 11 ноября 1974 г. Научно-исследовательское судно имело свой фирменный конверт, для гашения использовались различные сопроводительные штемпеля судна, в том числе штемпель со ссылкой на его участие в 20-й САЭ. Это судно посетило станции Беллинсгаузен и Молодежная.

На советских станциях в период 20-й САЭ продолжали действовать прежние почтовые штемпеля. В 1973-1974 гг, однако, существовал проект замены и унификации всех антарктических штемпелей. Изготовленные Министерством связи СССР новые штемпеля — по единому образцу — не вошли тогда в употребление. Гашения этими штемпелями, известные с датами конца 1973 г. следует рассматривать как неофициальные

История эта сама по себе занимательна и поучительна: в виду износа действующих почтовых штемпелей руководство ААНИИ обратилось в Министерство связи с просьбой изготовить новые для всех станций. Штемпеля были изготовлены и, согласно записи в «Книге регистрации штемпелей», 28 сентября 1973 г. отправлены в Ленинград. ААНИИ штемпеля получил, но от их применения воздержался, так как были они мягко говоря далеки от действительности. Снежинка сплюснута и имеет восемь лучей разной длины, в то время как она должна быть симметрична и иметь шесть лучей одинаковой длины; на всех штемпелях изображены императорские пингвины, но на станции Восток пингвинов нет и быть не может и т. д. Однако к 1976 г. старые штемпеля настолько износились, что некоторые из них стало невозможно употреблять, и ААНИИ просто вынужден был начать применять новые штемпеля. Они вводились 22-й САЭ по мере сдачи ей станций. Но и это еще не все. Помимо станционных штемпелей Минсвязи изготовило и их дубликаты, для создания коллекционного материала.

Для участников 20-й САЭ выпущен фирменный конверт тиражом 15 тыс. экземпляров. Специальный фирменный конверт был изготовлен и для станции Беллинсгаузен, ставшей одним из центров международного туризма в Антарктиде. К гашением этой станции постоянно существует повышенный интерес. Радист Беллинсгаузена москвич Гарейшин сообщал в письме, опубликованном в прессе: «через радистов нашей станции в период 20-й САЭ прошло два вьючных ящика писем филателистов. Всем этим приходится заниматься в свободное время, которого, к сожалению, не очень много» /«Московский комсомолец», 1975, 21 июня, стр.4/

Кстати, именно 20 САЭ доставила на Беллинсгаузен официально заказанный ААНИИ сопроводительный штемпель, который с декабря 1974г. на долгое время стал постоянным атрибутом писем станции на равне с почтовым.

Первым из экспедиционных судов покинуло берега Антарктиды НИС «Профессор Визе». Оно доставило в Ленинград почту 19-й и 20-й САЭ 14 марта 1975 г. Затем возвратился «Профессор Зубов» — 2 апреля, далее «Обь» — 12 мая.

Некоторые факты 20 САЭ

В Двадцатую САЭ на советских антарктических станциях зимовало 5 иностранных ученых. На АМЦ Молодежная работали 4 специалиста из ГДР: микробиолог Гетц Унгер, врач-гигиенист Георг Шрадер, синоптик Лотар Таранг, механик Гарри Приппернау. В порядке обмена специалистами между экспедициями на станции Молодежной работал синоптик из США Фрэнк Сикрист, на станции Мак-Мердо — советский гляциолог Н.И.Барков.

В сезонных работах летом 1974/75 г. на борту д/э «Обь» участвовали 7 ученых из ГДР под руководством Гюнтера Скайба, выполнявшие специальные биоклиматические исследования, целью которых являлось изучение зависимости физиологических параметров человеческого организма от окружающей среды.

Десятая группа ГДР стала юбилейной — ее деятельность совпадала с 15-летием участия республики в антарктических исследованиях. Входившие в эту группу восемь полярных исследователей работали по программе медицинских, биоклиматических и физиологических исследований в составе 20-й САЭ. Возглавлял группу д-р Гюнтер Скайб, участник 1-й экспедиции ученых ГДР. Он изъявил готовность включить подготовленную филателистами почту (около 800 конвертов) в багаж экспедиции. Центральный институт физики Земли (ГДР) любезно предоставил в распоряжение членов объединения «Полярная почта» определенное количество своих служебных спецконвертов. Группа, отправившаяся 20 октября 1974 г. из Ленинграда на борту «Оби», располагала своим экспедиционным сопроводительным штемпелем крупного формата с изображением дизель-электрохода «Обь» на фоне очертаний Антарктиды. Соответствующий текст на штемпеле отмечал участие десятой группы ГДР в работе 20-й САЭ. Отправка почты со станции Молодежная производилась с гашением разных дней, но основная почта ГДР отправлена 27 марта 1975 г. Экспедиционная группа возвратилась в середине марта 1976г.; по прибытии почта обрабатывалась транзитным штемпелем в Ростоке-Варнемюнде 18 марта и в Потсдаме (местонахождение метеоцентра) 19 марта 1976г.

15-летие участия ГДР в антарктических исследованиях отмечено спецштемпелем на филателистической выставке корабельной и полярной почты «Наутика-74» (7—8 сентября 1974 г.) в Эрфурте. На рисунке спецштемпеля — «Обь». (Е.П.Сашенков, "Филателия Страны Пингвинов")

В районе станции Новолазаревской впервые в истории антарктических исследований гляциобуровой группой в составе гляциолога Л.М.Саватюгина и инженера-буровика Л.Н.Маневского было осуществлено сквозное бурение шельфового ледника Новолазаревского.
Буровая установка, смонтированная из щитов домиков ПДКО на АМЦ Молодежная, была доставлена в район мыса Острого на д/э «Обь». Бурение производилось керновым электротермобуровым снарядом (термобур Морева), сконструированным в ААНИИ. Работы начались 10 июля 1975 г. Всего было пробурено две скважины. 6 августа 1975 г. во время бурения скважины № 1 снаряд на глубине 374 м достиг коренного ложа ледника (морской воды не было обнаружено, взята проба грунта). Скважина № 2 была выбрана в 25 км к западу от скважины № 1, в том месте, где шельфовый ледник должен был находиться на плаву.
15 октября 1975 г. на глубине 357 м снаряд, пройдя толщу шельфового ледника, вошел в слои морской воды. Глубина океана в этом месте оказалась равной 203 м. Был выполнен полный комплекс гляциологических и океанологических исследований.

В проливе Дрейка с борта НИС «Профессор Зубов» (январь—март 1975г.) были начаты натурные исследования по программе «ПОЛЭКС— Юг». Предварительная программа Полярного эксперимента в южной полярной области была разработана в ААНИИ в 1973г. под руководством А.Ф.Трешникова. В то же время в США была принята программа «Международные исследования Южного океана» — «ISOS». Общность целей программ «ПОЛЭКС—Юг» и «ISOS» стала основой дня соглашения, заключенного между СССР и США в 1975г. по совместным экспедиционным исследованиям в Южном океане, поэтому в последующие годы работы стали осуществляться совместно с американскими учеными.

ссылка: http://www.polarpost.ru/articles/Antarctica/SAE/20-SAE/20SAE.html
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

20-я Советская Антарктическая Экспедиция 1974-1976

Сообщение Александр Кот » 16 Октябрь 2011 17:24

Некоторые малоизвестные факты по 20-й CАЭ.
30 октября 1974 г. из Ленинграда к берегам Антарктиды вышла флотилия судов, среди которых находилось НИС "Профессор Визе". На его борту находилась бригада ремонтников Авиаремонтного завода № 407 Гражданской авиации (АРЗ № 407 ГА), г. Минск. Цель командировки - восстановление самолета Ил-14, потерпевшего аварию. АРЗ № 407 ГА был головным заводом специализировавшимся на ремонте, техобслуживании, проведении доработок и модификаций Ил-14.
15 декабря бригада завода в составе Г.Е. Хатулева, И.Н. Матюшина, В.С. Адамовича, А.М. Боброва прибыла на станцию "Молодежная" и приступила к ремонту самолета Ил-14 (СССР-?????).
Вот только какого Ил-14 и когда он потерпел аварию?
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00


Вернуться в Исследовательские программы и регулярные полярные экспедиции



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения