«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:01

© Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — М.: ГПИНИИМТ «Союзморниипроект», 1989.

 00133049.jpg
«КУЗНЕЦ ЛЕСОВ»
груз. т/х, 3974 брт, МГМП. Капитан — В. А. Цыбулькин (погиб).
Дата и место гибели — 23.11.42, Гренландское море, к зап. от о-ва Медвежий, 75°30' с.ш., 8°00' в.д.
Вышел из Архангельска 17 ноября в составе союзного конвоя QP-15; в сильный шторм отстал от конвоя и следовал самостоятельно. Был торпедирован немецкой ПЛ «У-601» и затонул. Весь экипаж погиб.

ЦГАНХ ф. 8045, оп. 3, д. 1112, с. 42, 46; ЦА ММФ, ф. 65, оп. 3, д. 67, л. 221; Руднев Г.А. [30], с. 148 — 150; [31], с. 36- 37; Rohwer J. [43], S. 201.
Последний раз редактировалось ББК-10 23 Май 2015 10:03, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:07

 Пароход_КузнецЛесов.jpg
 Ю.Роувер_201.jpg
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?pid=353816
23.11. - В 09.28 в Гренландском море юго-западнее Шпицбергена в точке с координатами СШ=75º30’ ВД=08º00' (германский квадрат АВ 3569) подлодка U-601 выпустила 3 торпеды по отставшему в шторм от конвоя QP-15 грузовому т/х «КУЗНЕЦ ЛЕСОВ» (3974 брт). Теплоход получил одну торпеду в носовую часть и затонул в течение 4 минут. Все находившиеся на борту – 41 член экипажа и военной команды – погибли.
Последний раз редактировалось ББК-10 23 Май 2015 14:20, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:14

© Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1989.

В середине ноября из Архангельска в составе союзного конвоя направилось в Англию 28 транспортов, в том числе 6 советских. На подходе к острову Медвежий разразился сильный шторм. Конвой распался. Дальше — к северному берегу Исландии — суда следовали самостоятельно. Пять советских транспортов достигли фьорда Акурейри. Теплоход «Кузнец Лесов» (капитан В. А. Цибулькин) не дошел. Причина и место его гибели точно не установлены. По некоторым свидетельствам того времени, катастрофа произошла в районе острова Медвежий. Можно предположить, что теплоход и его команда погибли в результате нападения противника, чему способствовал свирепствовавший в те дни шторм.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:16

© Руднев Г. А. Огненные рейсы. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1990

Погиб вместе с экипажем
«Кузнец Лесов»


Место постройки Ленинград
Год постройки 1933
Скорость в узлах 9,5
Дейдвейт, тыс. тонн 5,9
Род двигателя ДВС
Род топлива жидкое
* * *
В ноябре 1942 года теплоход «Кузнец Лесов» под командованием капитана В. А. Цибулькина вышел в составе конвоя из Архангельска на запад. Теплоход «Кузнец Лесов» погиб в Баренцевом море при неизвестных обстоятельствах. Лишь отдельные воспоминания моряков, а также некоторые архивные документы помогли пролить свет на трагические события, разыгравшиеся в ноябре 1942 года в водах Баренцева моря.
В начале плавания сопутствовала благоприятная погода — туман, плохая видимость, а это было очень кстати, так как суда конвоя шли по «горячему коридору».
На подходе к острову Медвежьему усилился северо-восточный ветер со снежными зарядами. Разыгрался жестокий шторм, который разрушил походный ордер конвоя. С каждым часом усиливалась пурга, суда конвоя стали терять друг друга из виду.
Вот что пишет в своих дневниковых заметках бывший капитан парохода «Андре Марти» (впоследствии был переименован в «Сретенск») М. А. Морозов, шедший в конвое вместе с теплоходом «Кузнец Лесов»:

«... 19. XI. 1942 г. Следуем в конвое, под охраной английских кораблей.
20. XI. 1942 г. Очень сильный шторм, вижу пароход «Петровский» и теплоход «Ф. Энгельс».
21. XI. 1942 г. Плохая видимость, очень сильный шторм, при температуре минус 4°. Обледенение судна.
22. XI. 1942 г. Судно и весь такелаж покрывается тяжелым слоем льда. Теряю спасательную шлюпку. Аврал. Для облегчения судна обледенелые доски палубного груза сбрасываю за борт.
23. XI. 1942 г. Несколько часов ясной погоды, при температуре минус 4°. 13 час. температура плюс 1°, вошел в полосу тумана, следую в одиночку, заметил неясный силуэт неизвестного судна, которое прошло мимо. Не мог понять, что было за судно. Быстро появилось и скрылось при плохой видимости. 14 часов. Густой снег.
24. XI. 1942 г. Вижу прожектор справа — подводная лодка или рейдер? (Суда советского конвоя никогда в темное время не включают свет и ходовые огни.) При температуре минус 4° обледенение продолжается. Вижу силуэт неизвестного судна настолько слабый и неясный, что-нибудь сказать про него не могу, но оно было на ходу. Иду зигзагами несколько часов. Очень сильный шторм от веста 10-11 баллов, крупная волна. К вечеру видимость улучшилась. Вижу пароход 93 «Голливуд» из нашего конвоя, потом он исчез в тумане. Аврал продолжается, экипаж скалывает лед на палубе.
25. XI. 1942 г. Видимость улучшилась, вижу слабый силуэт острова Ян-Майен. Определился, идем довольно точно.
26. XI. 1942 г. Открылся берег Северной Исландии...»


Таковы заметки по ходу рейса, которые красноречиво рассказывают о нахождении судов конвоя в жестоком шторме, царившем по пути следования.
Может быть, прав бывший электромеханик теплохода «Кузнец Лесов» Б. Чирков (перед этим рейсом он был отозван отделом кадров), когда рассказывал, что теплоход мог погибнуть из-за потери руля во время жестокого шторма у острова Медвежьего. За время его плавания на этом судне дважды происходило скручивание баллера руля, который не выдерживал штормовых нагрузок.
В порт Акурейри (Исландия) из тридцати судов пришли поодиночке двадцать шесть. Некоторые суда пробились в другие порты. Приход теплохода «Кузнец Лесов» не был зарегистрирован ни в одном порту союзников.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:19

© Руднев Г. А. Огненные рейсы
 Kuznec26.jpg
Судовая роль теплохода «Кузнец Лесов» (30 чел.)

    №№ в книге, Фамилия имя отчество, Должность, Год рождения, Примечание

    29, Абрамович Фейга Гершковна,Уборщица,1904,Погибла при торпедировании
    28, Артамонова Людмила Владимировна,Буфетчица,1921,Погибла при торпедировании
    4, Гейбель Леонид Борисович,2-й помощник,1906,Погиб при торпедировании
    21, Гольцев Сергей Иванович,Моторист 1 класса,1912,Погиб при торпедировании
    24, Горбачук Николай Александрович,Моторист 2 класса,1907,Погиб при торпедировании
    18, Жбанов Фрол Степанович,Электрик,1912,Погиб при торпедировании
    19, Ильченко Степан Константинович,Моторист 1 класса,1920,Погиб при торпедировании
    6, Карелин Александр Яковлевич,Ст. механик,1904,Погиб при торпедировании
    27, Киселев Алексей Родионович,Пекарь,1917,Погиб при торпедировании
    11, Кожин Николай Иванович,Электромеханик,1910,Погиб при торпедировании
    30, Кокорина Валентина Ивановна,Уборщица,1921,Погибла при торпедировании
    16, Котлов Семен Иванович,Матрос 2 класса,1919,Погиб при торпедировании
    12, Котова Александра Никандровна,Врач,1919,Погибла при при торпедировании
    17, Кравченко Владимир Евгеньевич,Боцман,1914,Погиб при торпедировании
    10, Кривошеева Елена Петровна,Радист,1919,Погибла при торпедировании
    23, Лазарев Петр Степанович,Моторист 2 класса,1913,Погиб при торпедировании
    8, Лонцкий Вячеслав Петрович,3-й механик,1909,Погиб при торпедировании
    2, Маринин Георгий Филиппович,1-й помощник,1918,Погиб при торпедировании
    9, Масенков Степан Ефимович,4-й механик,1913,Погиб при торпедировании
    5, Петрович Евгений Иванович,3-й помощник,1914,Погиб при торпедировании
    14, Попов Александр Григорьевич,Матрос 2 класса,1915,Погиб при торпедировании
    25, Ракитин Михаил Прокопьевич,Моторист 2 класса,1915,Погиб при торпедировании
    26, Рябовой Борис Сидорович,Повар,1923,Погиб при торпедировании
    13, Серков Петр Иванович,Матрос 1 класса,1915,Погиб при торпедировании
    20, Стукаченко Григорий Кириллович,Моторист 1 класса,1906,Погиб при торпедировании
    15, Усаченко Павел Карпович,Матрос 2 класса,1917,Погиб при торпедировании
    1, Цибулькин Владимир Андреевич,Капитан,1884,Погиб при торпедировании
    7, Чулков Леонтий Степанович,2-й механик,1907,Погиб при торпедировании
    3, Шарин Георгий Федорович,Ст. помощник,1907,Погиб при торпедировании
    22, Шаталин Михаил Васильевич,Моторист 2 класса,1895,Погиб при торпедировании
Последний раз редактировалось ББК-10 23 Май 2015 13:12, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:26

© Огненные походы: Мурманское морское пароходство в годы Великой Отечественной войны: — Мурманск: Кн. изд-во,
2005.— 80 с: ил.

(32 чел. Отмеченные * - отсутствуют в судовой роли у Руднева)

    №№пп, Фамилия имя отчество, Год рождения, Должность

    1, Абрамович Фейга Гершковна,1904, уборщица теплохода «Кузнец Лесов»
    2, Артамонова Людмила Владимировна,1921, буфетчица теплохода «Кузнец Лесов»
    *3, Волынский Сергей Дмитриевич,1909, матрос первого класса теплохода «Кузнец Лесов»
    4, Гальцов Сергей Иванович,1912, моторист теплохода «Кузнец Лесов»
    5, Гейбель Леонид Борисович,1906, второй помощник капитана теплохода «Кузнец Лесов»
    *6, Гладционов Георгий Леонидович,1918, токарь теплохода «Кузнец Лесов»
    7, Горбачук Николай Александрович,1907, моторист теплохода «Кузнец Лесов»
    8, Жбанов Фрол Степанович,1912, электрик теплохода «Кузнец Лесов»
    9, Ильченко Степан Константинович,1920, моторист теплохода «Кузнец Лесов»
    10, Карелин Александр Яковлевич,1904, старший механик теплохода «Кузнец Лесов»
    11, Киселев Алексей Родионович,1917, пекарь теплохода «Кузнец Лесов»
    12, Кожин Николай Иванович,1910, электромеханик теплохода «Кузнец Лесов»
    13, Кокорина Валентина Ивановна,1921, уборщица теплохода «Кузнец Лесов»
    14, Котлов Семен Иванович,1919, матрос второго класса теплохода «Кузнец Лесов»
    15, Котова Александра Никандровна,1919, медик теплохода «Кузнец Лесов»
    16, Кравченко Владимир Евгеньевич,1914, боцман теплохода «Кузнец Лесов»
    17, Кривошеева Елена Петровна,1919, радистка теплохода «Кузнец Лесов»
    18, Лазарев Петр Степанович,1913, помощник моториста теплохода «Кузнец Лесов»
    19, Лонцкий Вячеслав Петрович,1909, третий механик теплохода «Кузнец Лесов»
    20, Маринин Георгий Филиппович,1918, помполит теплохода «Кузнец Лесов»
    21, Масенков Степан Ефимович,1913, четвертый механик теплохода «Кузнец Лесов»
    22, Петрович Евгений Иванович,1914, третий помощник капитана теплохода «Кузнец Лесов»
    23, Попов Александр Григорьевич,1915, матрос второго класса теплохода «Кузнец Лесов»
    24, Ракитин Михаил Прокопьевич,1915, помощник моториста теплохода «Кузнец Лесов»
    25, Рябовой Борис Сидорович,1923, повар теплохода «Кузнец Лесов»
    26, Серков Петр Иванович,1915, матрос теплохода «Кузнец Лесов»
    27, Стукаченко Григорий Кириллович,1906, моторист теплохода «Кузнец Лесов»
    28, Усаченко Павел Карпович,1917, матрос второго класса теплохода «Кузнец Лесов»
    29, Цыбулькин Владимир Андреевич,1884, капитан теплохода «Кузнец Лесов»
    30, Чулков Леонтий Степанович,1907, второй механик теплохода «Кузнец Лесов»
    31, Шарин Георгий Федорович,1907, старший помощник капитана теплохода «Кузнец Лесов»
    32, Шаталин Михаил Васильевич,1895, помощник моториста теплохода «Кузнец Лесов»
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов», лесовоз

Сообщение ББК-10 » 22 Май 2015 21:32

ЦВМА ф.864 оп.1 д.1339
ОРСУ ТОФ 27.02.1943 исх.№22/00335, ЦБУП УПК ВМФ 14.03.1943 вх.№279с

 864-0000001-1339-00000036.jpg
 864-0000001-1339-00000037.jpg
 864-0000001-1339-00000038.jpg
Последний раз редактировалось ББК-10 23 Май 2015 10:31, всего редактировалось 10 раз(а).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ГУСЕВ Юрий Федорович,лейтенант,пом.капитана по в/части

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:05

 к1-75677346.jpg
75677348
Информация из картотеки
Фамилия Гусев
Имя Юрий
Отчество Федорович
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Место рождения Саратовская обл., Вольский р-н, с. Сосновка
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание лейтенант
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

СЕДЕЛЬНИКОВ Дмитрий Афанасьевич,к-фл,к/о комендор зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:15

 к2-75664030.jpg
75664032
Информация из картотеки
Фамилия Седельников
Имя Дмитрий
Отчество Афанасьевич
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения Новосибирская обл., Яшкинский р-н, д. Константиновка
Дата и место призыва Томский РВК, Новосибирская обл., Томский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ТРЕТЬЯКОВ Анатолий Александрович,к-фл,к/о комендор зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:17

 к3-76247679.jpg
76247681
Информация из картотеки
Фамилия Третьяков
Имя Анатолий
Отчество Александрович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Ярославская обл., д. Александрово
Дата и место призыва Костромской РВК
Последнее место службы ТОФ, пароход 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ЕРМАКОВ Петр Максимович,к-фл,комендор зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:19

 к4-75778039.jpg
75778041
Информация из картотеки
Фамилия Ермаков
Имя Петр
Отчество Максимович
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения Челябинская обл., Шадринский р-н, д. Бабарыкино
Дата и место призыва Шадринский РВК, Челябинская обл., Шадринский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ПАРШИКОВ Александр Григорьевич,к-фл,комендор зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:22

 к5-76196641.jpg
76196643
Информация из картотеки
Фамилия Паршиков
Имя Александр
Отчество Григорьевич
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения Чкаловская обл., ст. Кувандак
Дата и место призыва Кувандыкский РВК
Последнее место службы ТОФ, пароход 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ВАСЯНИН Иван Захарович,к-фл,пулеметчик зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:24

 к6-75507270.jpg
75507272
Информация из картотеки
Фамилия Васянин
Имя Иван
Отчество Захарович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Молотовская обл., Осинский р-н, с. Симаково
Дата и место призыва Осинский РВК, Молотовская обл., Осинский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ВЕРЗАКОВ Анатолий Семенович,к-фл,пулеметчик зен.

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:27

 к7-75747187.jpg
75747189
Информация из картотеки
Фамилия Верзаков
Имя Анатолий
Отчество Семенович
Дата рождения/Возраст __.__.1918
Место рождения Молотовская обл., Осинский р-н, д. Ромашково
Дата и место призыва Осинский РВК, Молотовская обл., Осинский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ГОЛОВИН Николай Павлович,к-фл,строевой

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:29

 к8-75619424.jpg
75619426
Информация из картотеки
Фамилия Головин
Имя Николай
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст __.__.1920
Место рождения Алтайский край, с. Вяткино
Дата и место призыва Усть-Пристанский РВК, Алтайский край, Усть-Пристанский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/х 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

ХОХЛОВ Федор Гаврилович,к-фл,строевой

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:31

 к9-75685547.jpg
75685549
Информация из картотеки
Фамилия Хохлов
Имя Федор
Отчество Гаврилович
Дата рождения/Возраст __.__.1921
Место рождения Куйбышевская обл., с. Костючи
Дата и место призыва Сызранский РВК, Куйбышевская обл., Сызранский р-н
Последнее место службы ТОФ, п/л 'Кузнец Лесов'
Воинское звание краснофлотец
Причина выбытия пропал без вести
Дата выбытия __.02.1943
Название источника информации ЦВМА
Номер ящика Картотека безвозвратных потерь
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 10:37

Красный Север 1933 № 208 (4290), 14 сентября.

 Красный Север 1933 № 208 (4290) Северолес лесовоз.jpg
"СЕВЕРОЛЕС" ГОТОВИТСЯ К ПЕРВОМУ РЕЙСУ

ЛЕНИНГРАД. 11 сентября. Сегодня после успешного окончания морских испытаний в Ленинград возвратился новый большой лесовоз—теплоход «Северолес» водоизмещением в 8.100 тонн, законченный постройкой на полтора месяца раньше срока заводом им. Марти.
Двигатель теплохода мощностью в 1.800 л. с. изготовлен заводом «Русский дизель».
Новый леоовов поставлен под погрузку в Ленинградском торговом порту, откуда на-днях выходит первым рейсом за границу с грузом лесных материалов.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 23 Май 2015 14:47

Меренов И.В. Водолазы.- Л. Судостроение, 1987. 64 с.: ил.

... Однако, пожалуй, стоит остановиться еще на одной любопытной операции ЭПРОНа. Речь пойдет о спасении в 1934 г. теплохода «Кузнец Лесов», одного из первых советских судов с дизельным двигателем.
Шел теплоход из Ленинграда во Владивосток. Неожиданно он с полного хода наскочил на коралловый риф в далеком Южно-Китайском море. На помощь был призван ЭПРОН, аварийно-спасательная партия которого погрузилась на пароход «Днепр» и отбыла к месту аварии.
Как обычно, начали с водолазного обследования корпуса аварийного судна и его положения на грунте. Но не тут-то было! Как рассказывал впоследствии известный водолазный специалист Г. Н. Мешалов, бывший на аварии, первый же опустившийся под воду водолаз вдруг подал сигнал тревоги: появились акулы! Эффективных средств борьбы с этими хищницами тогда не было. Изучают акул чуть ли не сотню лет, но до сего времени многое из их жизни, привычек остается неизвестным. Они чрезвычайно живучи и почти нечувствительны к боли, способны почуять появление крови в воде на расстоянии до ста метров. Известно, что акулы на незнакомую жертву сразу не нападают, сначала долго рассматривают, плавают кругами.
Водолазам угрожала опасность. А работатьто надо было! Где же выход? И нашли. Вспомнили, что подводные взрывы весьма пагубны для всего живого. Правда, трехчетырехметровая акула — не обычная рыба, которую глушат браконьеры, но взрыв ее несомненно отпугнет. Так и сделали. Взрывали в воде шашку тола, после чего к месту работ спускался водолаз. На палубе находились два наблюдателя, которые в прозрачной воде могли заметить акул намного раньше, чем водолаз. После взрыва акулы появлялись примерно через полчаса, осторожно плавая вокруг водолаза. Его быстро поднимали, взрывали еще одну шашку. Акулы моментально исчезали, и водолаз снова шел под воду. Так и работали.
Водолазы, осмотрев корпус теплохода, обнаружили только небольшие вмятины, пробоин и трещин не было. Значит, можно стягивать теплоход с рифа. За пять суток работы водолазы подвели под корму два понтона и укрепили на дне десять якорей, предназначенных для стягивания теплохода. И опять неожиданность: якоря при натягивании тросов стали ползти по грунту, обламывая кораллы. Пришлось для каждого якоря вырубать в кораллах большие углубления, что было не только необычным, но и трудным делом. Только после этого «Кузнец Лесов» был благополучно снят с рифа.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 25 Май 2015 20:34

РГАВМФ Фонд Р1495
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРАСНОЗНАМЕННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПОДВОДНЫХ РАБОТ НА МОРЯХ И РЕКАХ СССР (ЭПРОН)
Опись 2. Управление. 1923-1941 гг. 524 ед.хр.
д.153 Дело по снятию с камней парохода "Кузнец Лесов" Северолеса. 29.04.1934-26.07.1934, 17 листов


Советская Сибирь, 1934, № 062, 18 марта.

 Советская Сибирь, 1934, № 062 (1934-03-18) Тяжелое положение тх Кузнец Лесов.jpg
Тяжелое положение теплохода "Кузнец Лесов"

ВЛАДИВОСТОК. 16. (Роста). - 11 марта, в 2 часа ночи, шедший из Ленинграда во Владивосток только что выстроенный теплоход «Кузнец Лесов» с полного хода наскочил на мель близ рифа Пратос, а 60 милях к востоку от Гонконга. Лесовоз врезался носом в гранит. Положение теплохода «Кузнец Лесов» за последние сутки ухудшилось. Зыбью судно перекинуло на другую сторону каменной гряды, на которую оно село. Капитан Дублицкий сообщает: «Причиной аварии было то, что маяк на рифе Пратос был потушен для ремонта без предварительного оповещения. Идущий на помощь теплоход «Комилес» задержался жестоким штормом. Пароход «Днепр» со спасательной экспедицией 13 вышел из Владивостока».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 03 Июнь 2017 21:06

Морской флот, 1976, №10, с. 75-76

 Морской флот, 1976, №10, с. 79-80 Лесов - 0001.jpg
Возвращаясь к напечатанному

А. ДОБРОУМОВ

БУДНИ ОДНОГО КОНВОЯ

В апрельском номере журнала «Морской флот» за 1975 год был опубликован рассказ капитана дальнего плавания В. Любченко «В конвое PQ-18». В нем он упоминает о пропаже без вести советского теплохода «Кузнец Лесов».
Пропажа без вести крупных судов, оборудованных надежными средствами связи, даже в военное время редкое явление. И нужны особые условия, при которых судно не может послать в эфир сигналы бедствия. Повидимому, такие условия сопутствовали гибели теплохода «Кузнец Лесов». И, возможно, то, что я расскажу, прольет свет на это трагическое событие в истории советского торгового флота. Кроме экипажа, на теплоходе погибли женщины и дети — семьи советских работников, находившихся в Англии. Мне дорога память о теплоходе «Кузнец Лесов» я работал на нем и был переведен на другое судно всего за три дня до начала войны.
«Кузнец Лесов» принадлежал к многочисленной серии судов типа «Двиналес». построенных Северной верфью в Ленинграде в середине тридцатых годов, и получил имя одного из своих строителей — кузнеца ударника Э. Лесова. К этой серии принадлежал и легендарный «Старый большевик».
В августе 1941 года «Кузнец Лесов» ушел из Архангельска Северным путем на Дальний Восток, а в октябре 1942 года вернулся в Архангельск и был включен в состав конвоя, идущего на запад. В это время я работал на теплоходе «Фридрих Энгельс», которым командовал капитан К. В. Касьянчук, до этого бывший капитаном «Кузнеца Лесова». Конвой вышедший из Архангельска 23 ноября, состоял из 30 торговых судов, шесть были советскими. Дата выхода конвоя осталась памятной для моряков, узнавших в этот день о решительном переломе в ходе Сталинградской битвы.
Первые три дня следования конвоя прошли без осложнений. «Фридрих Энгельс» шедший в ордере под номером 56 (первая цифра — номер кильватерной колонны, вторая — порядковый номер в колонне), имел своим соседом пароход «Беломорканал». Оба эти судна, совершившие в августе рейсы в одиночном плавании, были окрашены в белый цвет, выделялись в конвое и демаскировали его а поэтому были поставлены коммодором конвоя замыкающими.
На четвертый день пути благоприятная до этого погода ухудшилась. Северо восточный ветер с сильными снежными зарядами к вечеру усилился до штормового, и походный порядок конвоя был нарушен. Одно время несколько судов арьергарда держалось вместе. Среди них был «Беломорканал» и судно типа «Либерти», на котором шел вице-коммодор конвоя. Но постепенно, в усиливающейся пурге, суда стали терять друг друга из вида. В этот момент на мостике «Фридриха Энгельса» были замечены световые сигналы, подаваемые ратьером вице-коммодором конвоя. Сигналы обозначали приказ для принявших их судов изменить курс и обходить остров Медвежий не с севера а с юга. Чем был вызван этот приказ и многие ли суда конвоя приняли его, для нас, рядовых моряков, осталось неизвестным. И тут выяснилось, что «Фридрих Энгельс» с грузом калийной соли принятым в основном в качестве балласта, не может идти в штормовых условиях новым курсом. Судно стало испытывать качку и так ложилось на правый борт, что капитан Касьянчук, опасаясь смещения груза, принял решение поставить судно «носом на волну» и, работая машиной, переждать шторм. Ввиду создавшегося положения были усилены посты наблюдения подвахтенной частью экипажа. Когда я находился на своем посту, левом крыле мостика, ко мне подошел капитан Касьянчук и в разговоре выразил опасения за последствия шторма для «Кузнеца Лесова», который также шел с грузом калийной соли. Дрейф нашего судна продолжался не менее 10 часов, и только после этого мы смогли следовать указанным курсом. Как и многие суда рассеянного штормом конвоя, «Фридрих Энгельс» в одиночку добирался до фиорда Акурейри на севере Исландии — обусловленного начального пункта прибытия конвоя. Семь дней «Фридрих Энгельс» шел противолодочным курсом при штилевой ясной погоде, блестя при лунном свете белой окраской. После нас в фиорд Акурейри вошло еще одно судно из состава конвоя. Всего на рейде мы насчитали 26 судов. Из советских судов отсутствовал «Кузнец Лесов», но он мог зайти и в другой фиорд Исландии. После короткой стоянки, во время которой с нашего судна были пересажены на портовый буксир пассажиры, следовавшие в Англию, конвой вышел в море. От Акурейри до Лох-Ю суда шли одной кильватерной колонной и обошли Исландию с востока. Корабли охранения были видны на горизонте только слева от конвоя. По-видимому, у союзников здесь были поставлены обширные, заградительные минные поля, и суда конвоя шли между ними по фарватеру полным ходом.
В обширной бухте Лох-Ю собралось много судов. Почти все они были снабжены аэростатами воздушного заграждения, которые доставлялись местными вспомогательными судами. Якорная стоянка «Фридриха Энгельса» находилась рядом с теплоходом «Комилес», и команды обоих судов могли переговариваться друг с другом. После короткого отдыха были сформированы два конвоя: один направился в порты Англии, другой — к берегам США. В состав последнего конвоя вошел и «Фридрих Энгельс». Первая треть перехода через Северную Атлантику проходила при благоприятных метеорологических условиях, однако конвой довольно часто уклонялся от курса, избегая встреч с обнаруживаемыми разведкой «волчьими стаями» подводных лодок.
В это время у нас вышла из строя крышка цилиндра главного двигателя. Об этом был извещен коммодор конвоя, давший распоряжение покинуть строй и заняться ликвидацией аварии. В виде утешения коммодор конвоя сообщил, что в радиусе 50 миль от курса конвоя подводных лодок не замечено. Законы конвоя суровы — отставший остается на свой страх и риск. И, вот, «Фридрих Энгельс» остался один, а конвой со скоростью 7, 5 узла удалялся от него. Весь экипаж судна, не занятый работами в машинном отделении, находился на постах наблюдения и артиллерийских точках, а машинная команда под руководством старшего механика А. Дикарева и второго механика П. Кокина при-
[75]
 Морской флот, 1976, №10, с. 79-80 Лесов - 0002.jpg
нялась за работу. Не прошло двух часов, и мы пустились догонять, уже скрывающийся за горизонтом конвой. Слаженной работе машинной команды способствовали составленные задолго до этого старшим механиком графики технологических процессов проведения наиболее сложных и трудоемких работ и расписание рациональной расстановки людей.
Вскоре конвой вошел в штормовую зону и, как таковой, перестал существовать. Составленный из разномастных судов, различных по своим техническим данным, конвой уже при ветре и волнении в восемь баллов не представлял единого целого. Суда конвоя непроизвольно разбились на группы по принципу «естественного отбора», основным критерием которого было выдерживание той или иной скорости. «Фридрих Энгельс» оказался в группе трех судов, капитаны которых, по-видимому, прониклись чувством глубокого уважения к нам за «строгий вид», мощное вооружение, постоянно дежурившие на постах артиллерийские расчеты и упорно держались рядом.
Северо-западное направление ветра, хотя и препятствовало движению, было благоприятным для «Фридриха Энгельса» с его грузом. Между тем корабли эскорта куда-то исчезли, да и суда стали терять друг друга из вида. Примчавшийся из-за горизонта американский эсминец опросил суда нашей группы, дал курс следования и, назначив «Фридриха Энгельса» флагманом, умчался. Капитан Косьянчук, обладавший изрядной долей юмора, быстро вошел в роль коммодора, щедро отпуская сигналами выражения «своего особого неудовольствия» капитанам, оплошавшим в соблюдении походного порядка.
Наконец мы миновали штормовую зону. Появились патрульные самолеты береговой обороны США. Как овчарки, собирающие стадо, засновали в разных направлениях корабли эскорта. Суда стали стягиваться в походный порядок, и 31 декабря конвой, понесший некоторые потери, пришел в Нью-Йорк.
Это был четвертый военный переход «Фридриха Энгельса» через Северную Атлантику. Усталая, неделями не переодевавшаяся команда даже забыла о наступающем Новом 1943 годе.
Через два дня судно поставили к одному из причалов Хобокена, и капитан Касьянчук отправился в нью-йоркское представительство «Амторга», где, кроме многих новостей и распоряжений, узнал, что приход «Кузнеца Лесова» не был зарегистрирован ни в одном из портов союзников. А еще через несколько дней в одном из портовых кафе я встретил машиниста с американского транспорта, входившего в состав конвоя. С этим пожилым моряком латвийского происхождения я случайно познакомился на одной из речных переправ Архангельского порта перед выходом конвоя в море. Он сообщил мне, что в районе острова Медвежий, сквозь ослабевший на короткое время снежный заряд, в непосредственной близости от себя они видели гибнущее судно, лежащее на борту. Никаких организованных действий по спасению людей предпринять было нельзя, и вновь налетевший снежный заряд скрыл эту драму. По некоторым приметам погибающего судна можно было предположить, что это был «Кузнец Лесов».
Я сообщил о разговоре капитану Касьянчуку. Подумав, он сказал мне, что, по его мнению, пока лучше хранить молчание. Во-пер-
вых, эти сведения могут оказаться недостоверными. Во-вторых, если они достоверны, то американские моряки должны были сообщить об увиденном. И, в-третьих, зачем лишать надежд родственников команды и пассажиров «Кузнеца Лесова», ведь и у нас на «Энгельсе» работал брат второго механика «Кузнеца Лесова» — А. Чулкова. Пусть все станет известным после войны. Капитан Касьянчук умел хранить молчание. Никому об этом не говорил и я. И только теперь, прочитав воспоминания капитана Любченко и восстановив в памяти историю конвоя, я решил рассказать о том, что мне стало известно 33 года назад.
Что можно сказать о гибели теплохода «Кузнец Лесов»? Его потопление в результате военных действий во время жестокого шторма и сразу после него маловероятно, так как в этом случае «Кузнец Лесов» мог успеть (и был обязан) послать в эфир сигнал бедствия, предупредив этим остальные суда конвоя о появлении врага. Да и сводки немецкого военно-морского командования отметили бы потопление советского судна. Кроме того, кто-нибудь из экипажа мог спастись, попасть в плен. Ничего этого, как теперь известно, не произошло.
Остается предположить, что «Кузнец Лесов» действительно погиб в районе острова Медвежий во время шторма В результате смещения груза катастрофа могла произойти в считанные минуты. Не исключено, что команда долго и упорно боролась за спасение судна, но гибель от стихийных причин не давала права капитану «Кузнеца Лесова» послать «SOS» — он мог навести на курс конвоя врага. Все это, по-видимому, навсегда останется только предположением.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение Борис Дворкин » 02 Январь 2019 19:39

Фото "Северолеса". Но как я понимаю это другой "Северолес". "Кузнец Лесов" был построен в 1933, а это съемки 1927 г. Этот участвовал в Карской экспедиции
Вложения
 Северолес.jpg
Борис Дворкин
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 03 Январь 2019 11:00

Борис Дворкин пишет:Фото "Северолеса". Но как я понимаю это другой "Северолес". "Кузнец Лесов" был построен в 1933, а это съемки 1927 г. Этот участвовал в Карской экспедиции


Транспортные суда участвовашие в КЭ преимущественно были западноевропейскими.
Статистика по судам до 1934 г. есть здесь:
http://polarpost.ru/forum/viewtopic.php ... 955#p48955

Этот "Severoles" принадлежал пароходной компании Берген (Det Bergenske Dampskibsselskab). Это бывший "Terne", построен в 1922 г., в 1923 г. куплен у Bjornstad & Braekhus, Берген, переименован в "Severoles", в 1939 продан J. R. Trapp, Goteborg, переименован в "Бохус", г/п 1,757 т.

Крылов А.Н. Мои воспоминания. — М.: изд-во АН СССР, 1963

В июле 1923 г работы железнодорожной миссии по перевозке паровозов были окончены. В это время по соглашению между организациями Аркос, Северолес и Бергенским пароходным обществом было основано Русско-норвежское общество, которое должно было завезти 12 пароходов, приспособленных для перевозки леса из Архангельска в Лондон, чтобы хотя несколько сбить фрахты, возросшие с 45 шиллингов до 60 и даже до 65 за стандарт (165 куб. футов). Грузоподъемность такого парохода должна составлять 750-800 стандартов, причем допускается грузить леса на палубу до высоты не более 4,3 м (14 футов). Величина грузоподъемности до 800 стандартов пиленого леса определилась издавна установившимся торговым обычаем лондонских лесоторговцев покупать лес такими партиями, занимая в порту по причальной линии длину не более 84 м (275 футов). Эти требования налагали ограничения на размеры парохода для лесных перевозок. Часть пароходов предполагалось купить, часть построить вновь. По распоряжению Советского правительства я был назначен в состав правления этого общества, главным образом для участия в осмотре и испытании пароходов, которые приобретались, и вести наблюдение за постройкой заказанных. И то и другое было мне хорошо знакомо как по службе в РОПиТ, так и в железнодорожной миссии. После долгих поисков нашлись два почти новых парохода "Svane" и "Terne", которые были куплены обществом и переименованы в "Северолес" и "Двина", и тотчас же начали работу в обществе.
Пароход "Terne" при осмотре и покупке его стоял в Плимуте. Пароход был новый, котлы снабжены всякими усовершенствованиями, как, например, пароперегревателем Шмидта, фильтрами, водоопреснителями и подогревателями питательной воды и пр.; между тем просмотр вахтенного и машинного журналов показал, что при расходе угля в 20 т в сутки пароход делал суточное плавание всего в 200 миль, т.е. развивал скорость в 8 1/2 узлов. Дело вскоре разъяснилось: спустившись в машину, я увидал недопустимую грязь и неопрятное содержание машины; когда же я открыл так называемые прогары у котлов, то на меня из них высыпалось ведра три сажи; просветы между дымогарными трубками и трубками-паронагревателями были забиты сажей, насевшей, примерно, толщиной до 5 мм как на внутреннюю поверхность дымогарных трубок, так и на наружную поверхность трубки пароперегревателя. Фильтрами и подогреванием воды не пользовались, а просто брали из теплого ящика. Старший механик был горький пьяница, машинисты не лучше его.
После покупки парохода старший механик, вся машинная команда и все кочегары были заменены норвежским персоналом от Бергенского общества, и в первый же рейс из Плимута в Тромзе с грузом угля пароход при суточном расходе 14 т угля имел суточное плавание 240 миль, т.е. скорость 10 узлов. Из Тромзе пароход пошел в Берген. Здесь все механизмы и котлы были перебраны и вычищены и мастерских Бергенского общества, и при последующих рейсах пароход развивал скорость 10,5 узла при суточном расходе 11 т угля.


 208-209.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение Борис Дворкин » 03 Январь 2019 21:10

А как же вот эти воспоминания Крылова

При постройке первых двух лесовозов, чертежи которых были утверждены Бергенским обществом еще ранее моего назначения, я заметил и велел устра-нить одну принятую по рутине на всех норвежских лесовозах наглядную несообразность: в котельном отделении под площадками в кочегарках и под котлами внутреннего дна не делают и между машинным и котельным отделениями переборки не ставят под тем предлогом, что внутреннее дно здесь быстро ржавеет, а переборка мешает наблюдению за горением. Когда корабль нагружен лесом, то при затоплении машинного и котельного отделений, он не тонет. Пароход, получив пробоину в котельное отделение без внутреннего дна, тонет; а чтобы внутреннее дно под котлами выдержало надлежащий срок, я потребовал соответствующее его утолщение.

На последующих пароходах я изменил конструкцию рамных шпангоутов и бортовых стрингеров так, чтобы крепость их сохранилась и они лишь незначительно (на толщину планки) выступали бы за общий внутренний обвод шпангоутов; этим выигрывалась полная грузовместимость для длинного пиленого леса, и не приходилось закладывать промежутки между рамовыми шпангоутами и главным грузом малоценными обрезками — дровами. Совладелец пароходов «Северолес» был одновременно и грузовладельцем, чего обыкновенно не бывает. Нововведение было вполне одобрено дирекцией «Северолеса».
Борис Дворкин
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 03 Январь 2019 22:32

Борис Дворкин пишет:А как же вот эти воспоминания Крылова

При постройке первых двух лесовозов, чертежи которых были утверждены Бергенским обществом еще ранее моего назначения, ... Совладелец пароходов «Северолес» был одновременно и грузовладельцем, чего обыкновенно не бывает. Нововведение было вполне одобрено дирекцией «Северолеса».


И что за криминал Вы здесь нашли?
В этой цитате (их, как правило, "кавычат") речь идет о тресте "Северелес" но никак не о пароходе "Северолес" :)
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение ББК-10 » 04 Январь 2019 13:23

Крылов А.Н. Мои воспоминания. — М.: изд-во АН СССР, 1963
"Купить пароходы-лесовозы не удавалось, решили их строить, из них четыре  сериями по два были построиы в Бергене на заводе Локсенаг и два во Франции на заводе Вормса в Лотре на Сене, в 30 км ниже Руапа."


Речь идет об этих лесовозах.

В Бергене построены:
"Онега" (Onega), 1924 г.
"Ковда" (Kovda), 1924 г.
"Вага" (Vaga), 1924 г.
"Кемь" (Kem), 1925 г.

Во Франции построены:
"Сорока" (Soroka), 1926 г.
"Кереть" (Keret), 1927 г.

Всего Bergen (50/50 норвежский / русский кооператив) имел 8 судов. Шесть вновь построенных (см.выше) и два купленных ("Северолес" и "Двина"). В результате изменения политического климата в 1927 году компания была распущена, а ее суда распределены между партнерами, БДС получил "Кереть", "Вага", "Severoles" и "Кемь", а российские власти получили остальные 4, а именно "Сорока", "Онега", "Ковда" и "Двина".

У Вашего партнера по проекту (РГАЭ) есть документы по этой теме:
РГАЭ, ф.7795, оп.1, д.473
http://opisi.rgae.ru/scripts/uis/rgae_a ... bj=6944503
"Материалы о ремонте за границей и покупке судов "Двина", "Ковда", "Сорока", "Онега""


Спирихин С.А. Суда Северного морского пароходства, Архангельск, 2003.
 024.jpg
 034.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5074
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

«Кузнец Лесов»/"Северолес", лесовоз

Сообщение Борис Дворкин » 04 Январь 2019 18:29

Спасибо. Очень интересная информация.
Борис Дворкин
 
Сообщения: 158
Зарегистрирован: 12 Июль 2018 09:20


Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения