Тральщик Т-890/ТЩ-18 (РТ-31 "Налим")

http://sovnavy-ww2.by.ru/minesweepers/t890.htm
http://fffo.net
© Платонов А. В.
Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945.
— СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 640 с.: ил.
Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1991. - № 7. – С.14-29.
© Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев:АСТ, АСТ Москва; Москва; 2008
Этот корабль водоизмещением 613 тонн к тому времени уже имел богатый боевой опыт. Он был построен еще в 1913 г. на верфи «Смит Док Компании» в городе Мидлсбро, на западном побережье Великобритании. Тогда же он был приобретен правительством Российской империи и под названием «Патрон» включен в Сибирскую флотилию как портовое судно. С началом Первой мировой войны его вооружили и переоборудовали в тральщик.
В июле 1915 г. «Патрон» уже официально был переклассифицирован в тральщик и в этом качестве включен в боевой состав Балтийского флота. Через три года – в начале августа 1918 г. – последовала новая метаморфоза, и теперь корабль уже числился сторожевиком. Затем в январе 1923 г. его исключилииз состава Балтфлота и передали для дальнейшего использования тресту «Севглаврыба».
Десять последующих лет судно, которое теперь уже было траулером «Налим», проплавало в Баренцевом и Белом морях. 9 августа 1933 г. его снова мобилизовали на военную службу как тральщик и под обозначением Т-31 включили в состав Северной военной флотилии. Затем 23 ноября 1939 г. корабль получил свое новое и, как оказалось, последнее обозначение – тральщик Т-890.
День 9 июля 1941 г. стал последним в его биографии. Устав от корабельных обстрелов, горные егеря вызвали на помощь авиацию. Вскоре в воздухе появились «Юнкерсы», которые один за другим спикировали на одинокий тральщик. Получив несколько прямых попаданий, тральщик буквально скрылся под клубами дыма и пара. Затем он перевернулся и ушел на дно Западной Лицы вместе с большей частью своей команды из 44 человек.
© А. Голубев. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны.С.-Петербург. 1999
© Волков А.Е. Незаметные герои. Траулеры в составе Советского флота.
Морская коллекция, №6 (141) 2011 г.
- сколько авторов столько и версий.
12. Т-890 (до 2.04.1923 г. "Патрон", до 23.11.1939 г. Т-31 "Налим")
Водоизмещение 613 т. Размерения 44.4 х 7.4 х 4.2 м. ГЭУ котломашинная, 600 л.с. Скорость 11/8 узлов, дальность 3000 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 4 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца, змейковый. Экипаж 44 чел.
Заложен в декабре 1912 г. (“Смит док компани”, Миддлсборо, Великобритания), спущен 4.09.1913 г., вст. в строй 6.12.1913 г. 1.08.1913 г. приобретен русским правительством и зачислен в состав Сибирской флотилии в качестве портового судна. В июле 1914 г. вооружен и переоборудован в тральщик. 2.07.1915 г. перечислен в БФ и 16.07.1915 г. переклассифицирован в тральщик. 4.08.1918 г. переклассифицирован в сторожевое судно. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 23.01.1923 г. передан тресту "Главрыба" для использования в качестве траулера и переведен на Баренцево море. 9.08.1933 г. включен в состав Северной военной флотилии, а 11.05.1937 г. вошел в состав СФ в качестве тральщика. носил бортовой №18. Участвовал в советско-финляндской войне. Погиб 9.07.1941 г. от прямого попадания авиабомб противника при высадке десанта в губу Зап. Лица.
Водоизмещение 613 т. Размерения 44.4 х 7.4 х 4.2 м. ГЭУ котломашинная, 600 л.с. Скорость 11/8 узлов, дальность 3000 миль. Вооружение: 2 х 45 мм, 2 х 4 х 7.62 мм пулемета, тралы Шульца, змейковый. Экипаж 44 чел.
Заложен в декабре 1912 г. (“Смит док компани”, Миддлсборо, Великобритания), спущен 4.09.1913 г., вст. в строй 6.12.1913 г. 1.08.1913 г. приобретен русским правительством и зачислен в состав Сибирской флотилии в качестве портового судна. В июле 1914 г. вооружен и переоборудован в тральщик. 2.07.1915 г. перечислен в БФ и 16.07.1915 г. переклассифицирован в тральщик. 4.08.1918 г. переклассифицирован в сторожевое судно. 21.04.1921 г. вошел в состав Морских сил Балтийского моря. 23.01.1923 г. передан тресту "Главрыба" для использования в качестве траулера и переведен на Баренцево море. 9.08.1933 г. включен в состав Северной военной флотилии, а 11.05.1937 г. вошел в состав СФ в качестве тральщика. носил бортовой №18. Участвовал в советско-финляндской войне. Погиб 9.07.1941 г. от прямого попадания авиабомб противника при высадке десанта в губу Зап. Лица.
http://fffo.net
Т-890 (до 23.11.1939 г. Т-31 «Налим», до 2.04.1923 «Патрон»)
Построен в 1913 г. в Англии. 1.08.1913 г. куплен русским правительством и в качестве портового судна зачислен в состав Сибирской флотилии. В июле 1914 г. вооружен, оборудован тральным устройством и 16.07.1915 г. переклассифицирован в ТЩ. 2.07.1915 г. перечислен в состав БФ. В апреле 1918 г. перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. 4.08.1918 г. переклассифицирован в сторожевое судно. 24.05.1921 г. разоружен и передан рыбному отделу Петрокоммуны. 6.03.1922 г. сдан в порт на хранение. 23.01.1923 г. передан тресту «Главрыба» для использования в качестве рыболовного траулера и переведен на Баренцево море. 9.08.1933 г. принят от НКРП, переоборудован в ТЩ и вошел в состав СФ. Участвовал в финской войне. Имел бортовой № 18. 9.07.1941 г. при высадке десанта в губе Западная Лица и поддержке его на берегу был атакован 9 бомбардировщиками противника, получил повреждения (разошлись швы) и выбросился на берег. В результате налета второй группы из 8 самолетов загорелся и затонул.
Построен в 1913 г. в Англии. 1.08.1913 г. куплен русским правительством и в качестве портового судна зачислен в состав Сибирской флотилии. В июле 1914 г. вооружен, оборудован тральным устройством и 16.07.1915 г. переклассифицирован в ТЩ. 2.07.1915 г. перечислен в состав БФ. В апреле 1918 г. перешел из Гельсингфорса в Кронштадт. 4.08.1918 г. переклассифицирован в сторожевое судно. 24.05.1921 г. разоружен и передан рыбному отделу Петрокоммуны. 6.03.1922 г. сдан в порт на хранение. 23.01.1923 г. передан тресту «Главрыба» для использования в качестве рыболовного траулера и переведен на Баренцево море. 9.08.1933 г. принят от НКРП, переоборудован в ТЩ и вошел в состав СФ. Участвовал в финской войне. Имел бортовой № 18. 9.07.1941 г. при высадке десанта в губе Западная Лица и поддержке его на берегу был атакован 9 бомбардировщиками противника, получил повреждения (разошлись швы) и выбросился на берег. В результате налета второй группы из 8 самолетов загорелся и затонул.
© Платонов А. В.
Энциклопедия советских надводных кораблей. 1941—1945.
— СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 640 с.: ил.
Т-890, бортовой № 18, отмобилизован еще в 1933 г., к началу войны являлся одним из двух тральщиков Северного флота. 9 июля 1941 г. при высадке войск морского десанта в губе Западная Лица в результате удара авиации противника получил повреждения от близких разрывов авиабомб и выбросился на осушку. Во время второго удара авиации получил прямые попадания авиабомб, загорелся и в 17.54 затонул;
Великая Отечественная. День за днём // Морской сборник. - 1991. - № 7. – С.14-29.
9 июля 1941 года
На севере. 2 скр эвакуировали десант с западного берега губы З. Лица. Около 450 человек перевезены в губу Ура, а до 40 раненых ска МО доставили в По-лярный. Посадку прикрывал скр «Смерч». Позже в этом районе 9 самолётов атаковали ТЩ-18 (бывший РТ «Налим»), который сбил 1 из них, но получил серьезные повреждения корпуса. При повторном налёте (5 бомбардировщиков и 3 истребителя) тщ погиб, уничтожив ещё 1 самолёт.
На севере. 2 скр эвакуировали десант с западного берега губы З. Лица. Около 450 человек перевезены в губу Ура, а до 40 раненых ска МО доставили в По-лярный. Посадку прикрывал скр «Смерч». Позже в этом районе 9 самолётов атаковали ТЩ-18 (бывший РТ «Налим»), который сбил 1 из них, но получил серьезные повреждения корпуса. При повторном налёте (5 бомбардировщиков и 3 истребителя) тщ погиб, уничтожив ещё 1 самолёт.
© Дмитрий Дёгтев, Михаил Зефиров, Николай Баженов.
Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев:АСТ, АСТ Москва; Москва; 2008
Командование Северного флота регулярно направляло в губу Западная Лица небольшие корабли, которые вели беспокоящий огонь по позициям горных егерей и оказывали поддержку обороняющимся частям 52-й стрелковой дивизии. 9 июля эту задачу выполнял тральщик Т-890, имевший скромное вооружение в виде двух 45-мм пушек и двух счетверенных 7,62-мм пулеметных установок.
Этот корабль водоизмещением 613 тонн к тому времени уже имел богатый боевой опыт. Он был построен еще в 1913 г. на верфи «Смит Док Компании» в городе Мидлсбро, на западном побережье Великобритании. Тогда же он был приобретен правительством Российской империи и под названием «Патрон» включен в Сибирскую флотилию как портовое судно. С началом Первой мировой войны его вооружили и переоборудовали в тральщик.
В июле 1915 г. «Патрон» уже официально был переклассифицирован в тральщик и в этом качестве включен в боевой состав Балтийского флота. Через три года – в начале августа 1918 г. – последовала новая метаморфоза, и теперь корабль уже числился сторожевиком. Затем в январе 1923 г. его исключилииз состава Балтфлота и передали для дальнейшего использования тресту «Севглаврыба».
Десять последующих лет судно, которое теперь уже было траулером «Налим», проплавало в Баренцевом и Белом морях. 9 августа 1933 г. его снова мобилизовали на военную службу как тральщик и под обозначением Т-31 включили в состав Северной военной флотилии. Затем 23 ноября 1939 г. корабль получил свое новое и, как оказалось, последнее обозначение – тральщик Т-890.
День 9 июля 1941 г. стал последним в его биографии. Устав от корабельных обстрелов, горные егеря вызвали на помощь авиацию. Вскоре в воздухе появились «Юнкерсы», которые один за другим спикировали на одинокий тральщик. Получив несколько прямых попаданий, тральщик буквально скрылся под клубами дыма и пара. Затем он перевернулся и ушел на дно Западной Лицы вместе с большей частью своей команды из 44 человек.
© А. Голубев. Потери корабельного состава Северного флота и гражданских ведомств на Северном морском театре в период Великой Отечественной войны.С.-Петербург. 1999
Тральщик Т-890 (борт.№18) (СФ)
9 июля 1941 г.
б. рыболовный траулер. В составе СФ с 1933 г. вст. 1913., 613 т., 11 узл., 2-45мм, 2x4-7,62мм б "Налим", б. "Патрон"
9 июля 1941 года тральщик Т-890 артиллерийским огнем поддерживал действия десанта в губе Западная Лица.
В 17ч.57м. подвергся атаке 9 бомбардировщиков и 3 истребителей противника. В ходе отражения атаки был сбит 1 самолет. Прямых попаданий в корабль не было, но от близких разрывов авиабомб разошлись швы наружной обшивки Т-890 принимает много воды и теряет ход. Приливным течением тральщик относит к восточному берегу губы. К аварийному кораблю было выслано прикрытие — 2 сторожевых катера МО и звено самолетов.
Через полчаса, в результате второй атаки 5 бомбардировщиков и 3 истребителей, от прямого попадания авиабомбы тральщик сгорает.
На Т-890 погибло 10 человек. 20 человек (в т.ч. командир) получили ранения.
Источники: 7: с.287; 8: с.469; 10: с.34; 16: с.381; 36: с.72; 58: с.34; 59: с.155; 80: с.94; 84: с.31
9 июля 1941 г.
б. рыболовный траулер. В составе СФ с 1933 г. вст. 1913., 613 т., 11 узл., 2-45мм, 2x4-7,62мм б "Налим", б. "Патрон"
9 июля 1941 года тральщик Т-890 артиллерийским огнем поддерживал действия десанта в губе Западная Лица.
В 17ч.57м. подвергся атаке 9 бомбардировщиков и 3 истребителей противника. В ходе отражения атаки был сбит 1 самолет. Прямых попаданий в корабль не было, но от близких разрывов авиабомб разошлись швы наружной обшивки Т-890 принимает много воды и теряет ход. Приливным течением тральщик относит к восточному берегу губы. К аварийному кораблю было выслано прикрытие — 2 сторожевых катера МО и звено самолетов.
Через полчаса, в результате второй атаки 5 бомбардировщиков и 3 истребителей, от прямого попадания авиабомбы тральщик сгорает.
На Т-890 погибло 10 человек. 20 человек (в т.ч. командир) получили ранения.
Источники: 7: с.287; 8: с.469; 10: с.34; 16: с.381; 36: с.72; 58: с.34; 59: с.155; 80: с.94; 84: с.31
© Волков А.Е. Незаметные герои. Траулеры в составе Советского флота.
Морская коллекция, №6 (141) 2011 г.
9 июля тральщик Т-890 («Налим», командир - старший лейтенант А.С. Ившин) находился в губе Западная Лица, выполняя задачу по поддержке высаженного здесь десанта. Во второй половине дня, в 17.57, он подвергся атаке вражеской авиации (не менее девяти пикировщиков в сопровождении трёх истребителей). От близких разрывов авиабомб тральщик потерял ход и через разошедшиеся швы обшивки принял много воды. Приливным течением его прибило к берегу, где корабль продолжал отражать атаки немецких самолётов. Только когда притопленный корабль во время отлива завалился на борт, его покинула большая часть личного состава. В ходе ожесточённого боя, по донесению командира тральщика, было сбито два вражеских самолёта (реально - один). Для спасения аварийного корабля командование направило два катера типа МО (в момент их отправки тральщик ещё медленно дрейфовал к берегу), которые не смогли оказать противодействие вражеской авиации во время очередного налёта. Участвовавшие в нём немецкие самолёты добились прямого попадания в тральщик, после чего проводить спасательные работы стало бесполезно. Тогда катера сняли с тральщика остатки экипажа и доставили их в базу. Всего погибло 10 моряков, ещё 20 (в том числе и командир) получили ранения. По сообщениям спасшихся, один из вражеских самолётов был сбит огнём установки М-4.
- сколько авторов столько и версий.