Тральщик Т-109

Беломорская флотилия в Великой Отечественной войне.
— М.: Воениздат, 1981. — 221 с, 16 л. ил.
При выводе же судов из Югорского Шара в ноябре 1944 г. (конвои «ЮБ-5» и «ЮБ-6») флотилия потеряла тральщик «Т-109», затонувший во время сильного шторма.
На долю этих двух конвоев, характеризовавшихся большой разнотипностью кораблей охранения и судов, выпали, пожалуй, самые тяжелые испытания. В состав «ЮБ-5» входили транспорты «Буденный» и «Сура» с грузами из Амдермы, танкер «Фрунзе» с жидким топливом и транспорт «Енисей», следовавший без груза. «Буденный» вел на буксире небольшую баржу. Суда сопровождались эсминцем «Достойный», минным заградителем
«ЗМ-93», 3 тральщиками типа ТАМ и большим охотпиком «БО-141». Возглавлял конвой командир «ЗМ-93» капитан 3 ранга Н. Ф. Шубин.
Ряд кораблей после длительного плавания в Арктике имел технические неисправности: у тральщика «Т-109» появилась течь в корпусе, на «БО-141» не было якорей, а транспорт «Сура» из-за засоленности котлов не мог развивать скорость больше пяти узлов.
20 ноября конвой «ЮБ-5» вышел в путь. Он следовал в Белое море прибрежным маршрутом через слабый лед южнее острова Колгуев. Вслед за ним вышел конвой «ЮБ-6» в составе транспорта «Революционер», «СКР-30» и «БО-203».
В течение полутора суток до мыса Русский Заворот первый конвой шел со скоростью пять узлов в условиях плохой видимости при юго-восточном ветре силой до шести-семи баллов. Места кораблей охранения и судов контролировались радиолокацией эскадренного миноносца и по УКВ.
В ночь на 22 ноября от начальника штаба флотилии было получено штормовое предупреждение об усилении южного ветра до девяти баллов. Вскоре пошел густой снег, началось обледенение кораблей, их скорость снизилась до полутора узлов. Командир конвоя приказал сократить дистанцию, но при нулевой видимости корабли потеряли друг друга. В тяжелом положении оказались тральщики «Т-109» и «Т-110», сильно покрывшиеся льдом. А на «Т-109» к тому же поступала вода в носовую часть. Сказывалось ослабление корпуса при подрыве на мине в 1943 г. Экипаж принимал все доступные меры, но положение с каждой минутой ухудшалось. Тогда командир тральщика старший лейтенант Я. С. Величко приказал радисту просить по УКВ помощь, а артиллеристам стрелять трассирующими снарядами.
Командир конвоя послал к тральщикам эскадренный миноносец «Достойный» (командир капитан 3 ранга Н. И. Никольский). С большим трудом в сплошной снежной пелене эсминец отыскал с помощью радиолокации «Т-110», по командир тральщика старший лейтенант В. В. Михайлин от помощи отказался, передав, что в ней особенно нуждается «Т-109».
В течение двух часов эсминец разыскивал аварийный корабль. Тем временем старший лейтенант Я. С. Величко, видя, что положение безвыходное, приказал личному составу подняться наверх, спустить спасательные средства и покинуть корабль. Тральщик затонул около 9 часов утра 22 ноября на траверзе острова Сенгейский.
Эскадренному миноносцу удалось спасти лишь трех человек (старшину и двух краснофлотцев), из последних сил державшихся на спасательном плотике. Остальные члены экипажа погибли
На долю этих двух конвоев, характеризовавшихся большой разнотипностью кораблей охранения и судов, выпали, пожалуй, самые тяжелые испытания. В состав «ЮБ-5» входили транспорты «Буденный» и «Сура» с грузами из Амдермы, танкер «Фрунзе» с жидким топливом и транспорт «Енисей», следовавший без груза. «Буденный» вел на буксире небольшую баржу. Суда сопровождались эсминцем «Достойный», минным заградителем
«ЗМ-93», 3 тральщиками типа ТАМ и большим охотпиком «БО-141». Возглавлял конвой командир «ЗМ-93» капитан 3 ранга Н. Ф. Шубин.
Ряд кораблей после длительного плавания в Арктике имел технические неисправности: у тральщика «Т-109» появилась течь в корпусе, на «БО-141» не было якорей, а транспорт «Сура» из-за засоленности котлов не мог развивать скорость больше пяти узлов.
20 ноября конвой «ЮБ-5» вышел в путь. Он следовал в Белое море прибрежным маршрутом через слабый лед южнее острова Колгуев. Вслед за ним вышел конвой «ЮБ-6» в составе транспорта «Революционер», «СКР-30» и «БО-203».
В течение полутора суток до мыса Русский Заворот первый конвой шел со скоростью пять узлов в условиях плохой видимости при юго-восточном ветре силой до шести-семи баллов. Места кораблей охранения и судов контролировались радиолокацией эскадренного миноносца и по УКВ.
В ночь на 22 ноября от начальника штаба флотилии было получено штормовое предупреждение об усилении южного ветра до девяти баллов. Вскоре пошел густой снег, началось обледенение кораблей, их скорость снизилась до полутора узлов. Командир конвоя приказал сократить дистанцию, но при нулевой видимости корабли потеряли друг друга. В тяжелом положении оказались тральщики «Т-109» и «Т-110», сильно покрывшиеся льдом. А на «Т-109» к тому же поступала вода в носовую часть. Сказывалось ослабление корпуса при подрыве на мине в 1943 г. Экипаж принимал все доступные меры, но положение с каждой минутой ухудшалось. Тогда командир тральщика старший лейтенант Я. С. Величко приказал радисту просить по УКВ помощь, а артиллеристам стрелять трассирующими снарядами.
Командир конвоя послал к тральщикам эскадренный миноносец «Достойный» (командир капитан 3 ранга Н. И. Никольский). С большим трудом в сплошной снежной пелене эсминец отыскал с помощью радиолокации «Т-110», по командир тральщика старший лейтенант В. В. Михайлин от помощи отказался, передав, что в ней особенно нуждается «Т-109».
В течение двух часов эсминец разыскивал аварийный корабль. Тем временем старший лейтенант Я. С. Величко, видя, что положение безвыходное, приказал личному составу подняться наверх, спустить спасательные средства и покинуть корабль. Тральщик затонул около 9 часов утра 22 ноября на траверзе острова Сенгейский.
Эскадренному миноносцу удалось спасти лишь трех человек (старшину и двух краснофлотцев), из последних сил державшихся на спасательном плотике. Остальные члены экипажа погибли
© В.В.Щедролосев
Конвойные операции эскадренных миноносцев Северного флота в Великой Отечественной войне. // Сборник "Гангут", 20'1999
20 ноября
Эсминец “Достойный” совместно с минным заградителем № 93, тральщиками Т-109, Т-110, Т-122 и охотником БО-141 повели конвой ЮБ-5 от Югорского Шара. На переходе к Колгуеву отряд попал в сильный шторм. Ордер конвоя нарушился. Волны перекатывались через верхние палубы малых кораблей, началось их обледенение. Особенно в тяжелом положении оказался тральщик Т-109, у которого от посадки на мель ранее был поврежден деревянный корпус и вода проникала внутрь. Сигнал о помощи с Т-109 приняли эсминец “Достойный” и тральщик Т-110, но последний сам находился в таком же положении. Командир конвоя приказал командиру эсминца “Достойный” оказать помощь тральщикам.
Первым был обнаружен Т-110, но его командир капитан-лейтенант В.В.Михайлин от помощи отказался и передал, что в более сложном положении находился Т-109. который стал крениться и погружаться в воду. Эсминец “Достойный разыскал место гибели тральщика Т-109 через два часа после получения аварийного сигнала. Трое моряков были сняты с плотика, еще нескольких, но уже без признаков жизни, подняли на борт моряки “Достойного”, обвязавшись бросательными концами и спустившись за борт в ледяную воду.
Эсминец “Достойный” совместно с минным заградителем № 93, тральщиками Т-109, Т-110, Т-122 и охотником БО-141 повели конвой ЮБ-5 от Югорского Шара. На переходе к Колгуеву отряд попал в сильный шторм. Ордер конвоя нарушился. Волны перекатывались через верхние палубы малых кораблей, началось их обледенение. Особенно в тяжелом положении оказался тральщик Т-109, у которого от посадки на мель ранее был поврежден деревянный корпус и вода проникала внутрь. Сигнал о помощи с Т-109 приняли эсминец “Достойный” и тральщик Т-110, но последний сам находился в таком же положении. Командир конвоя приказал командиру эсминца “Достойный” оказать помощь тральщикам.
Первым был обнаружен Т-110, но его командир капитан-лейтенант В.В.Михайлин от помощи отказался и передал, что в более сложном положении находился Т-109. который стал крениться и погружаться в воду. Эсминец “Достойный разыскал место гибели тральщика Т-109 через два часа после получения аварийного сигнала. Трое моряков были сняты с плотика, еще нескольких, но уже без признаков жизни, подняли на борт моряки “Достойного”, обвязавшись бросательными концами и спустившись за борт в ледяную воду.