"Аргунь", грузовой п/х

Списки личного состава, документы, описания судов и кораблей.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Аргунь", грузовой п/х

Сообщение [ Леспромхоз ] » 31 Январь 2012 20:12

Суда Мурманского морского пароходства, погибшие в Северном Ледовитом океане и Северной Атлантике

«АРГУНЬ», груз, п/х, 3487 брт, МГМП. Капитан — В. А. Грешнер.
Дата и место гибели — 18.10.41, северная часть Белого моря, у маяка Городецкий, 67°41' с. ш., 41°03' в. д.
Следовал с грузами из Архангельска на Мурманское побережье. Торпедирован немецкой ПЛ U-132 и затонул через 25 мин. Экипаж и пассажиры высадились на две шлюпки и затем были взяты на борт ГИСУ «Мгла».



Вайнер Б. А. Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне. Глава первая.

18 октября 1941 г. в горле Белого моря подвергся торпедному удару вражеской подводной лодки транспорт «Аргунь». Экипаж упорно боролся за спасение судна. Старший механик М. Петров и вахтенный механик П. Иванов до последней возможности оставались в залитом водой машинном отделении, чтобы поддерживать как можно дольше работу двигателя. Но трагедия надвигалась. Последним покинул тонущий пароход его капитан В. Л. Грешнер.



© Сергеев А. А.
Германские подводные лодки в Арктике 1941 - 1942. М: ЗАО «Русский Издательский Дом». – 2003

Утром 18 октября U-132 патрулировала в горле Белого моря в надводном положении. Умеренная видимость и небольшое волнение создавали благоприятные условия для атаки. В 04.20 сигнальщики обнаружили силуэты двух кораблей по пеленгу 15°. Фогельзанг немедленно изменил курс и начал сближение. В 05.02 лодка погрузилась для предзалпового маневрирования, но в перископ разглядеть противника не удалось. Командиру приходилось ориентироваться по докладам акустика, который регулярно сообщал пеленги на вражеские корабли. Вскоре в сумерках появился силуэт транспорта водоизмещением в 4000 тонн, следовавшего в охранении двух катеров. Расстояние до него составляло около 3000 метров. В 05.30 Фогельзанг выпустил по транспорту две торпеды и мог наблюдать, как они устремились к цели, временами выскакивая из воды. Однако ожидаемого взрыва не последовало. Вероятно, противник заметил опасность и принял необходимые меры. Транспорт явно увеличил скорость и, казалось, перешел на противолодочный зигзаг. Теперь он находился под очень острым углом, неподходящим для повторной атаки. При этом катера охранения вели себя на удивление спокойно и никаких действий для поиска подводной лодки не предпринимали. Между тем рассвело. Фогельзанг отказавшись от дальнейшего преследования, начат постепенно отходить к берегу.
Перезарядив торпедные аппараты №-1 и №-4, U-132 продолжала упорные поиски советских кораблей вблизи мыса Городецкий. Всю первую половину дня Фогельзанг оставался в подводном положении, эпизодически поднимая перископ для осмотра горизонта. За это время удалось обнаружить лишь вооруженный рыболовный траулер, находящийся у самого берега. Наконец в 13.04 по пеленгу 235° германский командир заметил советский пароход "Аргунь", водоизмещение которого он оценил в 5000 тонн. Расстояние до него составляло 7000 метров. U-132 легла на курс 2б0° и начала сближение. В 13.21* с дистанции 1000 метров Фогельзанг выпустил одну торпеду. Через 1 мин. 57 сек. она поразила пароход в районе мостика. В перископ можно было видеть, как судно выпустило большое облако пара, повернуло на левый борт и немного осело в воду. Теперь "Аргунь" был обращен к подводной лодки кормой и его узкий
* Указано германское время.
силуэт постепенно удалялся в сторону берега. Не желая упускать "добычу", Фогельзанг приказал подготовить к выстрелу вторую торпеду. В 13-40 она была выпущена с дистанции 1500 метров, прошла мимо цели и взорвалась на мелководье, подняв огромный столб воды. Продолжая наблюдать за поврежденным кораблем, U-132 сблизилась с ним на дистанцию 1000 метров и в 14.00 выпустила третью торпеду. Через 2 мин. 09 сек. она тоже взорвалась от удара о берег, но Фогельзанг был уверен, что цель поражена. Пароход начал стремительно уходить под воду носом вперед. Уже через несколько минут на поверхности воды остались плавать лишь многочисленные обломки и несколько спасательных шлюпок.
Потопив "Аргунь", U-132 стала отходить мористее. Внезапно по пеленгу 190° были замечены две мачты и плотное облако дыма. К месту событий приближалось неизвестное судно, похожее на сторожевой корабль. На самом деле, это было гидрографическое судно "Мгла", ошибочно принятое Фогельзангом за ледорез "Федор Литке". Корабль подошел к шлюпкам, застопорил ход и стал поднимать людей на борт. Он представлял собой столь заманчивую цель, что германский командир не смог отказаться от соблазна его потопить. В 15.05 с дистанции всего 500 метров U-132 выпустила одну торпеду. Несмотря на идеальные условия, она тоже прошла мимо цели, позволив советским морякам благополучно завершить спасательные работы. ГИСУ "Мгла" дало ход и скрылось южным курсом.

* * *
Утром 17 октября 1941 года пароход "Аргунь" под командованием капитана В.А. Грешнера вышел из Архангельска по маршруту Иоканьга — мыс Черный. На его борту находилось 2560 тонн пиломатериалов и круглого леса. К вечеру пароход благополучно достиг маяка Инцы, встал на якорь и сдал лоцмана на берег. В 02.50 18 октября "Аргунь" вновь вышел в море и взял курс на Иоканьгу. Всю ночь он следовал переменными курсами, прижимаясь вплотную к берегу. К полудню пароход достиг мыса Орлов-Терский, а еще через два часа показался маяк на мысе Городецкий. Военный лоцман капитан-лейтенант И.Н. Любимов сделал расчеты для дальнейшего следования к мысу Святой Нос и постановки судна на якорь вблизи берега. Однако этому не суждено было случиться.
В 14.40, когда "Аргунь" находился в точке с координатами Ш= 67° 40,8' N Д= 41° 03,6' Е, его правый борт потряс мощный взрыв. В этот момент вахту на мостике нес 2-ой помощник капитана А.Р. Хаиров, а за морем наблюдали два сигнальщика — у левого борта кочегар Кузьмин и на ботдеке матрос 2-го класса Титков. Никто из них не заметил приближение торпеды и случившееся стало для экипажа полной неожиданностью. В результате взрыва правый борт разошелся по швам в районе первого и второго трюмов. Палубу в носовой части вспучило. Был поврежден брашпиль, сломана стеньга, сорваны стрелы и вырваны носовые лебедки. Такелаж фок-мачты вместе с радиоантенной полетел за борт. Оба трюма оказались вскрыты. Из них на верхнюю палубу выбросило бимсы, бревна и доски. Была сломана тумба машинного телеграфа и деревянное ограждение мостика. В момент взрыва на него обрушился огромный столб воды, заливший даже спасательную шлюпку на ботдеке. Эту картину разрушений оглашал пронзительный звук поврежденного судового свистка.
Взрыв застал В.А. Грешнера в штурманской рубке. Он немедленно выбежал на мостик и приказал начать борьбу за живучесть. В ход были пущены все водоотливные средства, но вскоре выяснилось, что они не справляются с поступлением воды. Капитан получил доклад о частичном затоплении машинного отделения и кочегарки. Вскоре к этим проблемам прибавилась еще одна. Сигнальщики заметили перископ подводной лодки. Пытаясь уклониться от атаки, Грешнер изменил курс влево на 90° и направил корабль к берегу. Этот маневр спас "Аргунь" от попадания еще двух торпед. В 14.45 одна из них прошла вблизи левого борта и взорвалась на мелководье. Такая же участь постигла и вторую. Причем в момент прохождения торпед сигнальщик Кузьмин и старший лейтенант Васильев видели перископ подводной лодки, но никому об этом не доложили.
В 14.50 аварийная партия завершила осмотр повреждений, доложив капитану, что пароход обречен. Так как радио не работало, на грот-мачте был поднят флажный сигнал — "терплю бедствие". Между тем "Аргунь" приобрел крен на правый борт 10°, а его носовая часть практически скрылась под водой. Старший механик М.П. Петров и второй механик Н.Т. Иванов обеспечивали работу главной машины и вспомогательных механизмов, находясь уже по грудь в воде. В 14.55 им было отдано распоряжение выгрести жар из топок, стравить пар, а затем оставить машинное отделение. Судно потеряло ход и лишилось электричества. Во избежание дрейфа на ост был отдан левый якорь, но из-за повреждения брашпиля канат не удалось задержать и он ушел за борт.
В 15.05 Грешнер отдал распоряжение оставить корабль. К этому моменту "Аргунь" погрузился в воду до уровня спардека, а его кормовая часть приподнялась из воды. Экипаж и пассажиры были размещены в двух спасательных шлюпках. Туда же погрузили пулемет, шесть винтовок, патроны, теплую одежду, продовольствие и судовые документы. Старший лейтенант Васильев, находившийся на борту в качестве пассажира, не забыл прихватить с собой три чемодана с личными вещами. Вначале он бегал с ними по верхней палубе, вызывая раздражение у других членов экипажа, а затем погрузил в шлюпку. Если не считать этого инцидента, эвакуация проходила исключительно быстро и грамотно.
В 15.15, убедившись, что на борту гибнущего корабля не осталось людей, Грешнер перешел в шлюпку №-1 и приказал отходить. Это было сделано своевременно. В 15.20 "Аргунь" встал вертикально и быстро ушел под воду носом вперед. Шлюпки под веслами направились к берегу, с трудом выгребая против ветра и встречной волны. При этом некоторые члены экипажа вновь видели перископ подводной лодки.
В 15.40 на горизонте появился неизвестный корабль, идущий полным ходом к месту гибели парохода "Аргунь". Он быстро приближался и вскоре был опознан как гидрографическое судно "Мгла".{52}
{52} ОЦВМА, Фонд - 12, Дело - 29339, Листы - 82 - 83
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Вернуться в Потери кораблей и судов в Арктике во время Великой Отечественной Войны 1941-1945



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения