Страница 3 из 3

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 25 Август 2010 12:17
[ Леспромхоз ]
ЗАРЕМБА К.К. - 27.06.1943 - ошибка в инициалах! Заремба Константин Иосифович.
ЗБОРОНА К.К. - 29.02.1944 - вероятнее всего фамилия Зворона (Звороно?)
СКАРЕДНОВ А.Д. - 27.06.1943 - необходимо уточнить Скареднов или Скореднов (в документах есть оба варианта)?

Документы см. по ссылкам из поста с фотографиями памятника.

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 25 Август 2010 13:06
[ Леспромхоз ]
"В КС от 20-08-2010 есть ваша статья "Память хранят живые"


А нельзя сканернуть статью для пользы дела на Форум?
Или может автор сама запостит?

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 26 Август 2010 14:18
[ Леспромхоз ]
газета "Крайний Север" (Анадырь) 20 августа 2010г.

Конкурс
ПАМЯТЬ ХРАНЯТ ЖИВЫЕ


Гульнара СИБГАТУЛЛИНА
gulnara@ks.chukotka.ru

Каникулы изобрели для того, чтобы школьники смогли как следует отдохнуть от напряженной умственной работы и набраться сил для дальнейшей учебы, и каждый сам для себя решает, на что употребить свое свободное время. Участники ежегодного конкурса на лучшее ведение краеведческой и мемориально-поисковой деятельности «Память» - школьники и педагоги из разных уголков округа – проделали этим летом большую работу и им есть чем гордиться.
Проведение конкурса входит в состав целевой программы «Молодежь Чукотки на 2008-2010 годы» и основными его задачами являются патриотическое воспитание подрастающего поколения, активное вовлечение молодежи в краеведческую, мемориально-поисковую и исследовательскую деятельность. Для участия было подано 11 заявок от общеобразовательных учреждений и молодежных организаций. Победителей окружного конкурса отметили грамотами и сертификатами для получения грантов.
Первое место среди конкурсантов занял Окружной дворец детского (юношеского) творчества с проектом «Это нужно не мертвым – это нужно живым». Ребята разработали проект с помощью педагога Дворца Галины Нотатынагыргиной и подполковника службы Северо-восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ России в городе Анадыре Александра Клименко. Суть проекта – не просто изучить путь летчиков, а организовать поездку экспедиционного отряда в Уэлькаль и облагородить могилы летчиков, погибших на этой авиатрассе – что они и сделали 12 августа.
Кстати, в прошлом году победителями конкурса «Память» стали учащиеся школы Уэлькаля, которые при содействии родителей и учителей, отреставрировали памятник, установленный на месте захоронения. А в этом году уже дети Анадыря включились в работу по приведению в порядок памятного места. 12 августа они побывали в Уэлькале и высадили у могил и памятника цветы, кустарники и деревца. Все необходимое для этого они привезли с собой. Транспортные хлопоты по доставке участников и их груза взяли на себя пограничники.

Врез
В 1942 году эскимосское селение считалось форпостом для американских летчиков, которые перегоняли технику для Советского Союза. Авиатрасса протяженностью 14 тысяч километром пролегала от Фербенкса (Аляска) через Берингов пролив и до Красноярска. Участок трассы до Уэлькаля считался одним из самых трудных, проходимость по маршруту воздушного судна осложнялась погодными условиями, что в свою очередь приводило к авиакатастрофам.

- Мы прилетели в Уэлькаль всего на несколько часов. Было очень холодно, до места пришлось идти около километра, мы все промерзли, но никто не жаловался. Нам помогали также учителя и учащиеся местной школы, - рассказывает одна из участниц поездки, главный специалист-эксперт Департамента образования Людмила Песчанская. – Трактор впереди нашей процессии в своем ковше вез все саженцы и принадлежности для высадки растений. Мы посадили ромашки, иван-чай, ольху, возложили венки. А ребята из Провидения специально передали нам алую ленту с вышитыми на ней памятными словами «Героям «АЛСИБА» от школьников Дома детского творчества п. Провидения», которую мы повязали на памятник. Вообще, у нас намечены грандиозные планы, связанные с этим же местом: в 2012 году будет 70 лет с открытия трассы «АЛСИБ», и к этой дате мы купим и отвезем в Уэлькаль новый памятник.
Всего в экспедиции участвовали девять ребят: Евгения и Руслан Винник, Руслан Котович, Денис Эйгиунеут, Алексей Ухсек, Виктор Казецкий, Анастасия и Василий Верещагины, Дмитрий Русаков.
Множество других интересных проектов было предоставлено на конкурс. Второе место поделили между собой анадырская школа №1 и детско-юношеская спортивная школа г. Билибино, третье – Анадырская районная молодежная общественная организация «Молодежное патриотическое объединение «Гвардия» и Билибинский районный центр детского творчества.
С 2008 года объединение «Гвардия», помимо того, что ежегодно с успехом участвует в военно-спортивной игре «Зарница», вплотную занимается мемориально-поисковой деятельностью. Как пишет ее руководитель Александр Корнев в описании проекта, в 2008 году он и его воспитанники нацелили свои усилия на изучение истории гибели четырех военнослужащих, имена которых высечены на обелиске, расположенном на мысе Обсервации в 12 километрах от Угольных Копей. Тогда отряд из состава «Гвардии» провел осмотр захоронения, состояния обелиска и ограждения. Ребята навели порядок: скосили прошлогоднюю траву, отсыпали грунт, посадили цветы.
На совете было принято решение работать именно в этом направлении. В этом году ребята изготовили и установили новый обелиск на месте захоронения.
А в Провидения была проведена акция «Память хранят живые…». Детский дом творчества совместно с музеем «Беренгийского наследия» взял шефство над местами захоронения участников Великой Отечественной войны. Участниками акции велись телефонные переговоры и переписка с родственниками участников ВОВ, захороненных в нашем поселке, изготовлены памятные таблички, обновлены памятники, закуплены цветы, которые были возложены на могилы ветеранов.

Кстати
В этом году основная общеобразовательная школа с. Уэлькаль была награждена почетным знаком «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации». В школе действует поисковый отряд. Ребята регулярно посещают территорию военного кладбища, поддерживают в надлежащем порядке захоронения летчиков. Недавно юные следопыты обратились в программу «Жди меня» с просьбой разыскать родственников летчиков 1 Красноярской Краснознаменной перегоночной авиадивизии, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненных в Уэлькале.

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 11 Март 2011 18:06
Дорсет
ПРОДУТЬ МАКАРОНЫ!

    Не у всякой серой массы
    Есть что-то общее с мозгом

    Станислав Ежи Лец

Время, в котором мы живем сейчас, возможно, когда-нибудь назовут эпохой агрессивного невежества и подмены основных понятий. Это – когда хамство называется решительностью, трусость – благоразумием, порядочность – причудой, поверхностный взгляд на вещи - эрудицией и т.п. Едва ли не в первую голову от такой подмены понятий страдает информационный сектор, поскольку, как известно, ничто так не ценится, как время и вовремя полученная информация. В некоторой степени сейчас выручает Интернет, но это, думаю, ненадолго. Каждый раз - открывая газету или включая телевизор, ловишь себя на мысли, что работники информационной панели деградируют – как когда-то динозавры.

Уже как лет пять (а как бы и поболе) стараюсь не держать в руках местных газет – не памятуя профессора Преображенского, а просто из соображений санитарии. Но вот давеча случайно натолкнулся на «разворот» в местной газете «читательских писем» ("Северная надбавка", №9), озаглавленный «Аляска-Колыма-Фронт. Засекреченный подвиг». Автор сего материала (назовем ее Пани Зося) – человек достаточно известный среди местной журналистской братии и, в силу своего интеллекта, возвышающийся над оной, как Марианская впадина над Казахским Мелкосопочником, являет светлому взору Читателя свою версию событий достославных и к настоящему времени достаточно известных. Замечу сразу, что данная статья – суть, как сейчас принять говорить, «ремикс» публикации этого же автора почти шестилетней давности («Сквозь снег и туманы спеша на войну…» - «Северная надбавка», 2005, №16), правда, с другими картинками и раздутая до размера газетного разворота за счет огромного заголовка и изрядного количества «воды». Не исключаю, что лет через пять этот же материал уже под другим названием и с новым набором иллюстраций вновь появится в данном издании.

Опустим злословия по поводу излишне напыщенного (до безвкусия) стиля статьи («… события, о которых я хочу рассказать, просто удивительны – и позволить им кануть в Лету МЫ не имеем права») – тут есть кое-что позабористее. Сразу оговорюсь - стиль подачи материала, изложенного в статье, был бы уместен при одном раскладе: лет, эдак, 30 тому назад, и то – при условии, ежели сам автор имел к нему отношение. Как явствует из статьи, автор свято уверен в том, что то, что он вешает на неокрепшие ушки читателей – суть новое, доселе неведомое («... то, что было за Уральскими горами больше полувека назад… не привязано к Магаданской области… в этом уверено БОЛЬШИНСТВО живущих здесь людей»). Не стал бы я валить в одну кучу людей, интересующихся историей своей страны и т.н. «народ», коему «что «Boney M», что краковяк».
Походя упомянув т.н. «ленд-лиз» (сыгравший немаловажную, если не одну из ключевых ролей в нашей победе над войсками Вермахта), автор вещает, что-де «о морских конвоях на Мурманск и Архангельск… НАМ хорошо известно благодаря многочисленным публикациям НА ЗАПАДЕ и роману Валентина Пикуля (почему не Алистера Маклина? – И.Д.). А что МЫ знаем о сухопутном маршруте – через иранскую границу? ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО». Создается впечатление, что с западными языками у автора проблем нет, но кто мешал ему почитать что-нибудь на родном, могучем? Для начала, скажем, небольшую книжку Леонида Зорина «Особое задание» (М., «Изд-во политической литературы», 1987). В этой, в общем-то, просоветской книге, автор, основываясь на воспоминаниях А.И. Микояна - бывшего члена ГКО, непосредственно руководившего отправкой грузов через Иран и Ирак, пожалуй, одним из первых в отечественной литературе дал высокую оценку помощи Запада Советскому Союзу в годы войны. Немало интересного можно почерпнуть также из «Истории Советского Союза» Джузеппе Боффа (двухтомная монография, впервые опубликованная в Италии в 1976 г., вышла на русском языке только в 1990 г. в изд-ве «Международные отношения»). Наконец, одна из наиболее серьезных, на мой взгляд, работ была 15 лет назад опубликована российскими историками (А.С. Орлов, В.П. Кожанов, 1994. «Ленд-лиз: взгляд через полвека». – «Новая и новейшая история», № 3, с. 176-194). К настоящему же времени число публикаций по теме «ленд-лиза» (в том числе и толковых) исчисляется десятками – кто мешает их читать?!

Говоря о событиях, связанных с поставками в СССР военных грузов по линии «ленд-лиза», автор на полном серьезе пишет о том, что по трассе «Аляска-Сибирь» «перегоняли на фронт АМЕРИКАНСКИЕ самолеты … «СпиДфайер»…» Думаю, это было сложно сделать по той простой причине, что самолеты ВВС Её Величества «Спитфайр» («Spitfire») производились исключительно на Туманном Альбионе. Опять же, гнали эти самые самолеты якобы аж с самого «Грейфолса». Нет такого слова, алмазная моя, есть Грейт Фоллз (Great Falls). Ну, нет у тебя готового текста под боком – так глянь в соответствующую литературу (отнюдь не такую бедную, как тебе кажется) или в сети поглазей!
Видимо, накануне т.н. Международного Женского Дня (придуманного в свое время двумя кипучими бездельницами Розой и Кларой – любимыми женщинами незабвенного Швондера) автор считает уместным заявить, что-де «… на полях ЗАМЕЧУ, что никаких женщин-летчиц у американцев во время войны НЕ БЫЛО. Женские авиаполки были у нас… у американцев за штурвал самолетов допускались только мужчины». Вот на полях бы и замечала (а иногда лучше и помолчать)! Если речь идет о летчиках, задействованных на полях сражений, то так, но… Для справки – в годы Второй МВ в США была создана Женская служба пилотов - Women Airforce Service Pilots (W.A.S.P.) - подразделение ВВС США, созданное 5 августа 1943 г. В этой организации гражданских пилотов-женщин, нанятых для управления ВОЕННЫМИ самолётами, к концу войны насчитывалось более тысячи человек. Это дало возможность сотням пилотов-мужчин участвовать в боевых действиях на фронтах Второй МВ. «Женская служба» немало сделала для своей страны: летчицы пилотировали истребители, бомбардировщики и транспортные машины, обучали новобранцев, проводили испытания самолетов (в т.ч. в окрестностях Грейт Фоллса) и тащили мишени для учебной стрельбы. Они перевозили самолёты (в т.ч. и на северо-американском отрезке трассы Алсиб), бойцов, боеприпасы - и… даже фрагменты первой атомной бомбы. Эмблемой-талисманом W.A.S.P. была маленькая, но отважная девочка-фея Фифинелла (Fifinella) работы великого Уолта Диснея. В общей сложности служащие W.A.S.P. налетали более 96 млн. (МИЛЛИОНОВ!) километров. И не их вина, что некая журналистка в далеком Магадане слухом не слыхивала о существовании летчиц американских ВВС в годы войны.

 image001.jpg

Либби Гарднер – пилот
бомбардировщика B-26 на
обложке книги М. Верджес
«На серебряных крыльях»
 image003.jpg

Либби Гарднер (слева) вскоре после
получения Золотой медали Конгресса
(см. Yasmin Pena «Fortune favors the brave»
от 02.07. 2010 на сайте http://storycorps)
Президент США Барак Обама 1 июля 2009 г. подписал указ о награждении оставшихся в живых пилотов Женской службы ВВС США Золотой медалью Конгресса. Одну из самых чтимых американцами наград (не чета каким-нибудь юбилейным побрякушкам от нашего правительства или, извиняюсь, от Сажи Умалатовой), в марте 2010 г. в здании Капитолия получили более 200 оставшихся в живых участниц W.A.S.P. (многим на ту пору перевалило за 90…) Еще раньше появился ряд публикаций о летчицах США Второй Мировой, из которых наиболее известна книга Мэриэнн Верджес (Marianne Verges) «На серебряных крыльях» («On silver wings»), опубликованная в 1991 г. в издательстве «Ballantine books» с предисловием бывшего сенатора Барри Голдуотера.

Однако пора вернуться к статье, как к таковой. Перечисляя разновидности американских самолетов, поставленных нам во время войны, автор пишет: «общая цифра поставок ИЗВЕСТНА. 18295 самолетов, что составило 20% от выпуска отечественных фронтовых бомбардировщиков и истребителей… почти полторы тысячи средних бомбардировщиков А-20, сотни самолетов марки «Бостон» и «Митчел». «Все смешалось в доме Облонских», как сказал бы Граф наш, Лев Николаевич. Раньше всего, «А-20» - это и есть «Бостон», коих было переправлено по Алсибу 1363 единиц. А «Митчелов» (Б-25) – соответственно, 732 штуки. По имеющимся у нас последним опубликованным данным, общее количество самолетов, поставленных Советскому Союзу странами-участницами антигитлеровской коалиции за годы войны, составило 22195, при этом из США через Аляску и Восточную Сибирь было перегнано 7926 самолетов (E. A. Long, I. Y. Negenblya «Cobras over the tundra» («Кобры над тундрой»), 1992, Dragon Press, Delta Junction, Alaska), т.е., более 50 % всех авиационных поставок США в СССР, составивших 14126 самолетов.

«6 октября 1942 года летчики Первого перегоночного авиаполка подняли группу из 12 бомбардировщиков А-20 и повели их через Берингов пролив. Воздушный мост «Аляска-Сибирь» НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ» - пишет далее автор. Было и такое, однако группа из 12 А-20, ведомая подполковником Павлом Недосекиным, ушла из Фэрбенкса несколько ранее - 29 СЕНТЯБРЯ 1942 года - этот факт более чем известен! Подробнее – см. главу «Аляска-Сибирь – особая воздушная трасса» в книге «Вспомним всех поименно», т. 2, (Магаданское книжное издательство, 1996, с. 120-144), написанную магаданским историком Д.И. Райзманом).

 image004.jpg

Обложка книги «Кобры над тундрой»
Э.А. Лонга и И.Е. Негенлбя
Упоминая Героя Советского Союза М.И. Шевелева, автор совершенно напрасно уверяет читателя в том, что он «сменил на этом (каком? – И.Д.) посту Илью Мазурука». Если речь идет о 1-й перегоночной дивизии, то ее командиром М. Шевелев не был ни одного дня, он занимал другую должность. Командование же дивизией от И. П. Мазурука в июне 1944 г. перешло к полковнику А.Г. Мельникову, и факт этот хорошо известен (напр. И.Е. Негенбля «Аляска-Сибирь: над тундрой и тайгой», Якутск, 2005).

 image006.jpg

«Фифинелла» на форменной нашивке
летчиц W.A.S.P.
Едва ли не треть статьи посвящена истории, связанной с поисками сеймчанских краеведов останков экипажа, погибшего в колымских лесах в конце войны и обнаруженных в начале 70-х. (упомянутый «римейк» статьи 6-летней давности). Как водится, без ссылок на первоисточники, хотя публикаций на эту тему – вагон и маленькая тележка! Ряд сведений, изложенных в статье, лично у меня кроме недоумения ничего не вызывает. К примеру, какие это «солидные оборонительные сооружения» узрел автор «в окрестностях Снежной Долины»? Не останки ли лагерной больнички, где доходили истощенные ЗК, трупы которых впоследствии сваливались в рвы под сопкой? Там сейчас неподалеку находится детский летний оздоровительный лагерь «Северный Артек».

В конце статьи «пурга» крепчает: «Проезжая на ДАЧУ мимо аэропорта на 13-м километре основной трассы, посмотрите на его летное поле и представьте, как в отвратительную погоду (ТОЛЬКО В ОТВРАТИТЕЛЬНУЮ – ведь это был запасной аварийный аэродром) садились сюда боевые самолеты, СПЕШАЩИЕ на фронт». Лично у меня дачи в том районе нет, но ВПП на старом магаданском аэродроме вполне приличная – сам в детстве летал на Ил-14 и Ли-2 в сторону Хабаровска. Не вина работников малой авиации в том, что старейший на Колыме аэропорт фактически прекратил свое существование. Очевидно, что автор имеет весьма смутное представление о том, зачем вообще нужны запасные аэродромы – иначе, откуда такая уверенность в качестве погоды? Между тем, магаданский аэропорт принимал перегоняемые военные самолеты чрезвычайно редко и только в тех случаях, когда погодные условия на более северных участках трассы становились критическими, как, например, в начале 1944 г., когда на участке Сеймчан – Зырянка установились сильные морозы, и с 15 по 22 января через Магадан в сторону Якутска прошло 39 самолетов (подробнее см. М.В. Третьяков «Воздушная трасса Аляска-Сибирь – фронт и работа перегоночных авиаполков в 1942-1944 гг.» - Вестник СВНЦ ДВО РАН, 2010, №2, с. 103-106). Что до людей, которые «побеждали врага в нашем КОЛЫМСКОМ небе», то это, на мой взгляд, – слишком напыщенная метафора автора, не более. Можно было сказать более приземлено, скажем, «приближали победу» или как-то иначе.

В довершение автор в который раз седлает своего любимого конька, описывая деятельность небезызвестного клуба «Подвиг» в связи с изучением истории Алсиба: «курсанты провели свою поисковую работу… перерыли массу документов, собрали солидный архив воспоминаний…» О том, как проводится эта «работа», я уже писал, и не раз. Наиболее характерный пример – публикация в одной из городских «малотиражек» заметки безымянного автора «Ас северных трасс», посвященной 100-летнему юбилею командующего 1-й перегоночной авиадивизией И.П. Мазурука, проиллюстрированная фотографией… В.С. Молокова «из АРХИВА клуба «Подвиг», имевшая место пять лет тому назад («Вечерний Магадан», 20 июля 2006 г.)

 image007.jpg

«Мемориал» в Магадане. Фото автора
В который раз автор повторяет уже изрядно набившую оскомину про «ПАМЯТНИК… летчикам с перегоночной авиатрассы», который якобы стоит в месте, «где начинается Колымское шоссе», и который представляет собой «крылья, ВКОПАННЫЕ в бетонное основание». Звучит, безусловно, круто. Рекомендую автору как-нибудь попробовать что-либо «вкопать» в это самое «бетонное основание». Впрочем, мне известен один умственный недоносок из местной журналистской братии, называющий в своих статейках ЭТО «святым местом». На мой взгляд, данное сооружение из частей гражданских самолетов, стоящее в начале ул. Ленина, заслуживает более скромного названия – скажем, «дешевка», «пустышка», «залепуха», «фуфло» или как-то еще. Лично мне больше по душе «ТУФТА» - так на Колыме издавна принято называть то, что не соответствует действительности.

Логично предположить, что памятник военным лётчикам, погибшим при обслуживании трассы «Аляска-Сибирь», лучше бы смотрелся в местах, где происходили события военных лет. И такие памятники есть – практически в любом месте вдоль трассы, где в годы войны были построены основные и запасные аэродромы (сама трасса, как известно, пролегала значительно севернее Магадана). Последний, если мне не изменяет память, установлен в ноябре 2002 г. в Якутске. До этого в разное время были установлены памятники и памятные знаки в Эгвекиноте, Марково, Сеймчане, Аркагале, Кадыкчане, Тал-Юряхе и далее по карте.

image009.jpg

Макет истребителя Белл Р-39Q
«Аэрокобра» в Якутске. Фото А. Поздеева
Кроме того, хорошо, если в качестве памятника военным авиаторам используется, скажем, боевая машина тех лет или, на худой конец, её фрагмент. Уже упомянутый памятник в Якутске, к примеру, представляет собой полномасштабную модель (макет) настоящей «Аэрокобры» - из тех, на которых воевали многие наши асы, включая легендарного Александра Покрышкина. Этот самолёт изготовили молодые специалисты инженерно-авиационной службы аэропорта Якутск (И.Е. Негенбля, личное сообщение). На соседних с памятником плитах при этом высечены имена и фамилии всех 115 летчиков и техников, погибших при перегоне ленд-лизовских самолетов из США на советско-германский фронт в 1942-1945 гг. Это – пример того, как можно сделать хорошее дело с УМОМ.

Сооружение из обломков самолетов мирного времени («ОЧК» от Ил-14 и пропеллеры – то ли от Ан-26, то ли от Ил-18), стоящее при въезде в город, показывает, КАК это делается в том случае, когда с этим самым умом проблемы (и, судя по всему, большие) и когда здравый смысл и профессионализм заменяется одной, но пламенной страстью – показать всем (и себе в первую голову) свою НУЖНОСТЬ. В одной из несметных статей, подготовленных пресс-центром клуба «Подвиг» («Свет доброй памяти» - «Магаданская правда» от 17.11.92 г.), читаем: «Три крыла боевых самолётов МИГ в едином порыве взметнулись в небеса в ожерелье ВЕРТОЛЁТНЫХ лопастей». Допускаю, что автор этой ахинеи что-то смыслит в «ожерельях», но «МИГи» (равно как и «вертолётные лопасти») представляет себе весьма смутно. Но суть даже не в этом. Читаем на одной из табличек: «МЕМОРИАЛ погибшим авиаторам создан силами КУРСАНТОВ Магаданского военного спортивно-технического клуба «Подвиг» и лётчиков Военно-Воздушных Сил Дальнего Востока». А на остальных табличках – имена и фамилии погибших авиаторов.

Человек, находящийся «не в теме», посмотрев и почитав, наверняка умилится: какие хорошие ребята! Сами вытащили из небытия десятки имён погибших защитников Отечества, «мемориал» поставили и так дальше. Если этот человек внимательно просмотрит издание «О доблести, о «Подвиге», о славе… / «About Valor, «Podvig» and Glory», изданную на 2 языках весьма ограниченным тиражом в этом самом «Podvig»е в 1993 г., он умилится ещё больше. Оно и понятно: большая часть этого издания посвящена именно воздушной трассе «Аляска-Сибирь». Одной из ключевых фраз в этом шедевре самопиара, на мой взгляд, является следующая: «Разыскивая могилы авиаторов и места аварий самолётов, стремясь установить неизвестные имена погибших, ребята пытаются восстановить ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ».

Странное, мягко говоря, представление у руководства данного заведения об этой самой «исторической справедливости». Читая данный «самопал», не перестаёшь удивляться: куда может завести человека непомерное тщеславие и полное отсутствие самокритики вкупе с отсутствием каких бы то ни было способностей к анализу фактов. Красной линией в данном «труде» проходит идея, что до того дня, когда курсанты «Подвига» во главе со своим неизменным командиром (тогда еще не подполковником запаса и не почетным гражданином города) впервые услышали о существовании трассы «Аляска-Сибирь», о событиях тех далёких лет не знал НИКТО. Более того, НИ В ОДНОЙ из многочисленных публикаций, исходящих из данного заведения, нет НИ ОДНОЙ ссылки на работы своих предшественников.

История, связанная с поиском следов пропавших экипажей и погибших лётчиков, между тем, насчитывает не одно десятилетие, а общее число людей, так или иначе причастных к поисковым работам, исчисляется десятками, а кабы и поболе. Советские историки и политическая цензура в своё время изрядно потрудились, чтобы принизить роль ленд-лиза в победе Советского Союза над войсками Вермахта, и долгие годы тема поставок со стороны стран-союзников находилась под пристальным вниманием известной организации. Первые публикации в местной прессе о работе лётчиков, перегонявших ленд-лизовские машины через территорию Магаданской области, относятся примерно к середине 70-х годов (тогда в её состав входила ныне самостийная Чукотка). В конце 70-х – 80-х годах силами энтузиастов (иногда им помогали школьники) в нескольких местах на территории области были найдены останки крушений военных самолётов военного времени и начаты во многом стихийные поиски родственников, архивных документов и т.д. Не лишним будет упомянуть некоторых из этих людей: Валерий Матвеев (п. Сеймчан), Геннадий Капленков (п. Эгвекинот), Олег Головин (п. Марково), Иван Негенбля (г. Якутск).

В начале 90-х годов сбором и обобщением разрозненных материалов, связанных с трассой «Аляска-Сибирь», занимались члены рабочей группы «Книги Памяти», впоследствии вышедшей в свет в виде двухтомного издания «Память. Вспомним всех поимённо» (Магадан, 1995-1996), авторы Леонид Вихман, Валентина Плешакова и Давид Райзман. Результатом многолетней переписки с непосредственными участниками тех далёких событий, родственниками погибших лётчиков, энтузиастами-краеведами, а также кропотливой работы с архивными материалами, стал ряд обстоятельных публикаций, в которых шаг за шагом прослеживалась история легендарной трассы. В пятом номере журнала «Колыма» за 1990 г. вышла статья Д. Райзмана «Трассе дружбы быть» - пожалуй, первая серьёзная публикация в магаданской прессе по данной проблеме.
Ещё раньше, в начале августа 1989 г., по запросу рабочей группы «Книги Памяти», на имя Магаданского областного военного комиссара из Военного комиссариата Якутской АССР пришли документы о судьбе 41 лётчика I-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии, погибшего в разное время при выполнении боевого задания на территории Магаданской области. Этот список, после ряда уточнений, был опубликован в «Магаданской правде» от 4 марта 1992 г. (аккурат, за полгода до сооружения «мемориала») в заметке «Книга Памяти защитников Родины». Дополнение к этому списку в виде 15 ранее не известных имен (выявленных, главным образом, стараниями уже упомянутых В. Плешаковой и Д. Райзмана), было опубликовано в 1-м номере журнала «Восточный форпост» за 2005 г. Упоминание о погибших лётчиках есть и в первом томе «Памяти» (Магадан, 1995). Итогом многолетних исследований стали две главы из второго тома «Памяти» (1996), написанные Давидом Райзманом («Аляска-Сибирь – особая воздушная трасса» и «Эхо войны»). Кроме того, в 1992 г. вышел в свет сборник статей, посвященный истории АЛСИБа, «Трасса мужества и дружбы» (Составитель И.Е. Негенбля, Национальное книжное издательство республики Саха, г. Якутск). В числе авторов – И.П. Мазурук, И.Е. Негенбля и хорошо знакомый старшему поколению магаданцев Е.В. Алтунин.

Имена лётчиков, погибших на трассе «Аляска-Сибирь» в числе имён других колымчан, погибших в годы войны, увековечены на мемориальных досках Сквера Победы в центре Магадана. Была ли необходимость дублировать эти данные и сооружать самодеятельный «мемориал» на окраине города, я не уверен. Тем более, повторяю, что ни курсанты «Подвига», ни руководитель данного заведения к поиску людей, чьи имена указаны на периодически исчезающих табличках, никакого отношения НЕ ИМЕЮТ! Таскать из огня каштаны чужими руками, наверное, удобно, но причём здесь «воспитание патриотизма»? Я уже не говорю об элементарной этике.

Некоторые моменты в указанной брошюре («О доблести…») ничего, кроме недоумения не вызывают. Например: «… курсантами клуба ЗАВЕРЕНЫ 9 участков, связанных с гибелью авиационной техники…» Что их заверять, когда они давно известны?! То, что ребята «посетили и установили памятные знаки в местах гибели лётных экипажей», это, конечно, хорошо, но не маловато ли для экспедиции, в ходе которой, как явствует из данной публикации, «налёт наблюдателей из вертолёта Ми-8 составил 36 ч. 30 м.», а «общее время нахождения в воздухе – 52 ч. 45 м.»? На дворе, между прочим, 1993 г., когда час работы «восьмёрки» стоил порядка полутора тысяч «безусловных единиц». Это – годовой бюджет среднего академического института. Как сказал бы капитан Жеглов, «лежбище, Эльдорадо»… При этом НИКТО из упомянутых выше исследователей к данным работам подключен не был, в том числе и историк Давид Райзман, незадолго перед этим выступавший в клубе «Подвиг» с лекцией, и подробно объяснивший клубному начальству, где и что искать!

Впрочем, в данной брошюре имеется кое-что новенькое. Скажем, упоминание о воинском захоронении вблизи устья р. Танюрер. С картинками. Коль скоро публикация посвящена трассе «Аляска-Сибирь», это упоминание должно рассматриваться, как новая веха в истории изучения данной темы. Действительно, такое захоронение есть (впервые о нём поведал уроженец п. Марково геолог Эдуард Гунченко, долгое время проработавший в магаданском СВкНИИ), но никакого отношения к упомянутой трассе оно не имеет. По той простой причине, что похороненные здесь военные лётчики умерли (не только в результате авиакатастроф, но и от воспаления лёгких) в пределах временного отрезка с 1950 по 1953 гг. (справки из Центрального архива Министерства обороны № 11/27419 от 19.05.94 г. и № 4/27419 от 7 июля того же года). Не думаю, что связаться с архивом Минобороны требует большого полёта ума для руководства заинтересованной организации.

Не об этой ли «находке» упоминает Эверетт А. Лонг в главе «Acknowledgements» («Благодарности») к упомянутой выше книге «Кобры над тундрой» (««Подвиг» участвовал в поисках пропавших самолетов АЛСИБа. В 1985 году ребята нашли место крушения бомбардировщика А-20 «Бостон» с останками экипажа»)? Если так, то это уже смахивает на откровенную фальсификацию событий с откровенно шкурными целями. Во всяком случае, людям, занимающимся историей трассы профессионально, об этой «находке» решительно ничего не известно. Резюмируя вышеизложенное, приходится с прискорбием констатировать, что редкие случаи появления профессионалов от журналистики в Магадане, похоже, стали частью истории. Сейчас на информационной панели совсем иная публика, недостаток (а то и полное отсутствие) знаний с переменным успехом компенсирующая невероятным апломбом. Другого и быть не может – достаточно посмотреть, КТО стоит во главе местных СМИ. Как говорится, «что завезли, то и на прилавках».

Дорсет, коренной магаданец

PS: Пена всегда выше пива
Эмиль Кроткий

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 13 Март 2011 13:07
Дорсет
 1.JPG
 2.JPG
Памятник алсибовцам, погибшим в 43-м.
То, что нарыли наши краеведы, отлито на плите в сквере, к-рый сейчас переименован в Сквер Победы. Там есть еще одна плита с новыми именами, но ее авторы "свалили в кучу" алсибовцев (15 человек) и остальных.

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 24 Январь 2012 20:41
innasss
Гордиенко Петра Филимоновича (наш дед) - борт.радиста, а также Данилов Петр Петровича- мл. лейтенант и Добкин Соломон Маркович - техник. Все трое погибли в авиакатастрофе 30.05.1944 года. Самолет - Си-47 упал в Берингово море, залив Креста. Год гибели экипажа 1 ПАП, отмеченный на мемориальной плите в г. Якутске - 1943 не соответствует документальным архивам в отличие от мемориала «Мы никогда не забудем» в Магадане, где стоит дата гибели 30.05. 1944 г.

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 15 Апрель 2012 11:35
angela
padsee пишет:Обелиск в Танюрере:

При исполнении
служебных обязанностей
в суровых климатических
условиях Чукотки
погибли и похоронены
здесь:

Антонченко Ю.А. (с-т)
Гапонов Ф.(гв.ст. л-т)
Злобин В.И. (гв.т. л-т)
Золоторевский Б.А. (гв.т. л-т)
Карташев И.Д. (гв.ст.т. л-т)
Краминский Г.Э. (гв.м-р. т/с.)
Кучмин А.В. (гв. с-на)
Мельник П.М. (ст. л-т)
Осетров И.О. (гв.л-т)
Пархоменко Н.Ф. (гв.т. л-т)
Радионов А.И. (л-т)
Танков В.П. (с-т)
Тихомиров В.Д. (гв. с-т)
Халевин В.А. (л-т.)
Цынгеев А.Э. (л-т)

На тыльной стороне обелиска погибшим летчикам и техникам, который находится напротив метеостанции на другом берегу протоки, выбита такая надпись: "Изготовлено силами 314 Арм-1 в/ч 15424 25 июля 1953г.пос. Танюрер."

Прислал: slava_zz


ya vnuchka Краминский Г.Э. (гв.м-р. т/с.)
esli est' kakaya-to informaciya ili Vam nujna kakaya-to informaciya pojaluista svyajites'
spasibo
Angela

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 15 Апрель 2012 13:05
Александр Кот
 Наградной лист Г.Э. Краминский.jpg
 Наградной лист Г.Э. Краминский два.jpg
 Наградногй лист Г.Э. Краминский три.jpg
 Приказ по 4 ВА о награждении.jpg

Наиболее подходящая кандидатура - это Краминский Григорий Элехович. В наградных листах все о нем сказано. О послевоенной службе нет данных, как и о причине смерти.

Приказ по войскам ЗКФ № 03/н от 9.09.42 г. о награждении от имени Президиума Верховного Совета СССР.

 Наградной лист на Краминского.jpg
 Наградной лист на Краминского два.jpg
 Приложение к наградному листу Краминского.jpg
 Приказ по 16 ВА по награждению Краминского.jpg


Приказ 16 ВА № 268/н от 1.08.45 г. о награждении (от имени ПВС СССР), г. Вольтерсдорф

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 15 Апрель 2012 22:57
Polarstern
самолеты ВВС Её Величества «Спитфайр» («Spitfire»)


Вообще-то Его Величества: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0% ... 0%D0%B3_VI

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 01 Октябрь 2014 03:04
slava_zz
http://avia-lesoohrana.livejournal.com/34862.html

30 сентября 2014 года состоялась отправка поисковой экспедиции сотрудников федеральной Авиалесоохраны, ГУ МЧС России по Иркутской области, Иркутской базы авиационной охраны лесов, представителей администрации Чунского района для обнаружения потерпевшего катастрофу в годы Великой Отечественной воины самолета Белл P-39 Аэрокобра и останков кавалера ордена Красной Звезды, летчика-перегонщика, капитана Григория Петровича Чуйко

24 октября 1943 года военный американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», ведомый капитаном Г. П. Чуйко, взлетел с запасного аэропорта в Нижнеилимске и пропал, - предположительно в Чунском районе

Это один из самолетов, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в 1942-1945 годах по ранее секретной перегоночной авиатрассе «Аляска – Сибирь» и один из летчиков «алсибовской» трассы, погибший при невыясненных обстоятельствах при перегоне самолета Белл P-39 Аэрокобра.

В состав поисковой экспедиции вошли сотрудники федеральной Авиалесоохраны, ГУ МЧС России по Иркутской области, Иркутской базы авиационной охраны лесов, представители администрации Чунского района и инициативные группы. Возглавит поисковый отряд начальник Чунского авиаотделения Александр Плеханов.

Квадрат поиска определен – около 20 км² в Чунском районе, где летом 2013 года во время тушения лесного пожара группой парашютистов Чунского авиаотделения был обнаружен фрагмент обшивки самолета. Предварительная экспертиза специалистов г. Иркутск данного фрагмента показала, что это материал обшивки иностранного производства и в годы Великой Отечественной войны в России не производился.

Найти место авиакатастрофы и воздвигнуть памятный крест подвигу кавалера ордена Красной Звезды, летчику-перегонщику, капитану Г.П. Чуйко сотрудники авиалесоохраны считают делом чести и совести, гражданским долгом потомков перед победителями – героями Второй мировой войны.

В канун празднования в 2015 году 70-летия со Дня Победы над фашизмом данная экспедиция послужит значительным вкладом в увековечение памяти погибших в те годы советских летчиков.

Торжественный митинг, посвященный отправке поисковой экспедиции состоялся на площади ветеранов Великой отечественной войны п. Чуна Иркутской области, где рядом с памятником летчику-перегонщику А. Никитина будет заложен памятник капитану Г.П. Чуйко.

"АлСиб": Мемориал

СообщениеДобавлено: 23 Апрель 2015 03:22
slava_zz
 алсиб.jpg
газета Крайний Север, Анадырь
Оказывается, из Уэлькаля в Эгвекинот захоронение не переносили- есть список на оба. (Со списком погибших на сайте- не сверял )
ну и там не знают, что Кобру Федоренко нашли еще в войну. Когда нашли повторно- что-то попало в музей Эгвекинота.

Кадыкчан. Обелиск экипажа Ковылина.

СообщениеДобавлено: 07 Март 2016 20:18
ББК-10
20 ноября 1942 г. — при перелёте из Сеймчана в Якутск катастрофа самолёта А-20 в районе Сусумана. Похоронены в пос. Кадыкчан Магаданской области:
25. Капитан КОВЫЛИН Иван Алексеевич – заместитель командира авиаэскадрильи 3-го ПАП.
26. Сержант БОРИСКИН Николай Дмитриевич – воздушный стрелок-радист 3-го ПАП.
27. Капитан МИХАСЕВ Дмитрий Васильевич – штурман 3-го ПАП (выпрыгнул с парашютом из самолета А-20 при попадании в сложные метеоусловия. Останки обнаружены геологоразведочной экспедицией в районе Оймякона).
20 ноября 1942 г. к моменту вылета из Сеймчана звена самолётов (один Б-25 и два А-20 В) метеостанция давала высоту облачности по маршруту 1500 — 2000 м, местами снегопад с ухудшением видимости до 2 - 4 км. Возможность обледенения при пробивании облачности в метеобюллетене не указывалась.
Расследованием установлено, что фактическая погода по маршруту была хуже указанной в метеобюллетене: в облаках было значительное обледенение.
Лидер - старший лейтенант Соловьёв, получив указание командира 3-го ПАП о пробивании облаков в районе аэродрома Сеймчан, где облачность была наиболее тонкой, эту команду не выполнил, а стал пробивать вверх мощный слой облаков на маршруте в районе Берелёха. Не выдерживая на наборе высоты в облаках прямолинейного направления, Соловьёв потерял контакт с группой.
В облаках началось значительное обледенение. Потеряв связь с ведомыми, Соловьёв произвёл посадку в Оймяконе. Майор Тихомиров самостоятельно дошёл до Якутска, где благополучно приземлился. Самолёт капитана Ковылина был обнаружен сгоревшим в районе Аркагала. Капитан Ковылин и бортрадист Борискин сгорели. Штурман капитан Михасёв на месте катастрофы не найден, видимо, покинул самолёт с парашютом.
Истинную причину катастрофы установить не удалось. Очевидно, что катастрофа произошла при попытке Ковылина произвести вынужденную посадку в условиях плохой видимости при снегопаде в высокогорном районе. По показаниям очевидцев, самолёт не падал, а снижался, но моторы работали с перебоями.
(По сведениям из приказа по Красноярской воздушной трассе ВВС от 23 января 1943 г. "О катастрофе самолёта А-20В, пилотируемого заместителем командира авиаэскадрильи 3-го ПАП капитаном Ковылиным")

© T1ourist Колымская трасса 2013
 КТ-0.jpg
 КТ-1.jpg