Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

М. М. Шенникова, Р. В. Бобровский. Жизнь для науки.

1. ДЕТСТВО. ВЕЛИКОУСТЮГСКАЯ ГИМНАЗИЯ

Сохранилось сравнительно мало документов, содержащих сведения о первых годах жизни Александра Петровича Шенникова. Лучшими из этих документов являются случайно сохранившееся его гимназическое сочинение «Мое детство» и незаконченные наброски воспоминаний, написанные уже в последние годы жизни. (Обе рукописи находятся в личном архиве А. П. Шенникова.)
Родился А. П. Шенников 11 сентября 1888 года в семье помощника учителя Папуловского земского начального училища Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. (По современному административному делению, село Папулово входит в состав Лальского района Кировской области. Оно расположено на берегу реки Лузы в 50 км вверх по течению от города Лальска). Семьи учителей в те времена обычно жили в школьных зданиях, так что детство мальчика в буквальном смысле слова прошло в школе. Помощника учителя, Петра Павловича Шенникова, часто переводили из одной школы в другую, поэтому мальчик еще в детстве познакомился с рядом северных сел — Папуловым, Удимой, Топсой, Комарицей, Усть-Алексеевым. Эти села лежат на берегах больших рек — Северной Двины, Юга, Лузы. Воспоминания о раннем детстве у Александра Петровича были неразрывно связаны с суровой и прекрасной природой этих мест.
Родители Александра Петровича вышли из народа. Дед его Павел Иванович Шенников, бывший крепостной крестьянин из Владимирской губернии, а затем — солдат, заслужил два Георгия во время обороны Севастополя, после чего поселился в Великом Устюге. Петр Павлович Шенников, отец Александра Петровича, не только сумел стать учителем, но, благодаря исключительно упорному самообразованию, стал передовым для своего времени педагогом и краеведом. Он изучал этнографию и экономику родного края, собирал народные песни, интересовался археологией, публиковал результаты своих исследований в «Губернских Ведомостях» и других местных изданиях. Впоследствии, по выходе в отставку (с 1912 г.), он был хранителем и заведующим в Вологодском краеведческом музее (умер он в 1930 г.). (О П. П. Шенниконе см.: А. и А. Веселовские, Вологжане-краеведы, Вологда, 1923, стр. 144.). Мать Александра Петровича — Людмила Николаевна — родом из Великого Устюга — посвятила жизнь заботам о семье.
Семья была большая: вместе с Александром Петровичем росли его старшие брат и сестра и две младших сестры, и еще несколько детей умерло малолетними. Александр Петрович вспоминал позднее, что воспитывался он «в деревенской простоте», среди крестьянских детей. Но, благодаря непрерывному пребыванию в школе, он еще «в допамятные годы» выучился читать, и с тех пор чтение книг из обширной отцовской библиотеки стало его любимым занятием.
Петр Павлович очень любил родную северную природу, умел относиться к ней не только как рыболов и охотник, но и как художник. Эту любовь к природе — одно из необходимых условий для формирования будущего ученого-биолога — он сумел передать и сыну. Мальчик с раннего детства сопровождал отца в рыболовных и охотничьих походах в лодке по рекам и пешком. Высокие обрывистые берега Сухоны, бескрайние луга с озерами и протоками в долине Северной Двины, глухие леса, начинавшиеся сразу за узкой цепочкой прибрежных селений, не могли не волновать воображения мальчика, раннему умственному развитию которого способствовала вся обстановка детства.
В 1898 году Александр Шенников окончил Забелинское земское начальное училище, близ села Комарицы (на берегу Северной Двины, ниже Котласа), где в то время преподавал его отец. Проучившись затем два года в городском училище в Великом Устюге, он поступил в 1900 году во второй класс ВеликоустюгскоЙ гимназии.
 Похвальный лист.jpg
В гимназические годы интерес к природе, зародившийся в детстве, постепенно перешел в увлечение естественными науками. Этому способствовали и гимназический курс естествознания, и еще более — богатая библиотека гимназии. Учителя заметили увлечение гимназиста Шенникова естественными науками и поощряли его. По окончании 5-го класса он был награжден прекрасно изданной книгой В. Гааке «Мир животных Европы, их жизнь и нравы» (СПБ, 1902). Впоследствии в аттестате зрелости А. П. Шенникова была специально отмечена «любознательность образцовая, особенно к естественным наукам». (Государственный исторический архив Ленинградской области, фонд № 14, опись 3, дело № 48831.). Александр Петрович вспоминал, что большое впечатление произвели на него в те годы научнопопулярные книги М. Н. Богданова «Из жизни русской природы» и «Мирские захребетники».
Вначале у него преобладал интерес к зоологии. Особенно интересовался он насекомыми. Отправляясь пешком или на лыжах из Великого Устюга на воскресенье к родителям в Усть-Алексеево, он по пути добывал из пней зимующие личинки насекомых, бережно приносил их домой и выращивал, наблюдая за их развитием. Летом в первые гимназические годы собирал коллекции насекомых.
В эти же годы он начал серьезно интересоваться и ботаникой. К концу гимназических лет интерес к ботанике стал уже преобладающим. Много позже, в одной из первых своих научных статей, он ссылался на ботанические наблюдения, выполненные им в 1905 году, то есть тогда, когда он был еще гимназистом 6-го класса. О глубине и обширности его познаний, приобретенных в гимназические годы, можно судить по тому, что вскоре после поступления в университет он писал домой: «Хожу на лекции, но пока еще мало что интересного, так как большая часть читаемого на лекциях есть совершенно мне знакомое, ранее известное...». (Письмо к отцу из Петербурга 22. IX. 1907. Личный архив А. П. Шенникова).
Увлечение зоологией и ботаникой в гимназические годы способствовало выработке трудолюбия, сосредоточенности, упорства в достижении поставленной цели, ставших столь типичными чертами характера А. П. Шенникова. Собрать на лугу, в поле или в лесу кипы растений, наловить полные коробки насекомых — это еще только начало работы. Значительно больше времени надо затратить на то, чтобы определить собранные растения или насекомых, то есть найти по справочнику их правильные научные названия. Много прилежного труда и аккуратности требуется и на то, чтобы все собранное оформить в гербарии и коллекции. На всю эту работу уходили очень часто все часы досуга гимназиста Шенникова.
Необычные трудолюбие и любознательность уже в гимназические годы принесли первые успехи. Все классы гимназии А. П. Шенников заканчивал с похвальными грамотами. В упомянутом выше аттестате зрелости, врученном ему 1 июня 1907 года, было записано: «Во внимание к постоянно отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в естественных науках педагогический совет постановил наградить его золотой медалью ...».
Успехи в учебе и рано определившаяся склонность, к научным занятиям немало способствовали тому, что А. П. Шенников вообще мог продолжить и закончить образование. Уездное земство предоставило ему стипендию для обучения в гимназии, а затем и для обучения в высшем учебном заведении. Правда, это были не стипендии в современном смысле, а ссуды, подлежавшие возврату по завершении обучения. Но без них сын сельского учителя не смог бы окончить даже гимназию, не говоря уже об университете.
ББК-10 : 16 Апрель 2017 16:44  Вернуться к началу

Пред.След.