Страница 9 из 47

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 10 Январь 2017 11:50
ББК-10
 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 04 Февраль 2017 10:01
ББК-10
 Федотов - 0029 - 2.jpg
3.1. Радионавигационная система (РНС)
«Координатор»


В 1947 году советскими учеными и конструкторами была создана и практически использована РНС «Координатор». Система позволяла точно определять местонахождение тралящих кораблей в море на расстоянии многих десятков и даже сотен миль от берега.
Первые образцы были конструктивно еще несовершенными, и чтобы определить место тральщика в море, необходимо было непрерывно считать изменение фигур на осциллографах аппаратуры («считать гаммы»).
Один из старейших и заслуженных гидрографов Северного флота Виктор Фридрихович Викман прошел с тральщиками не одну тысячу миль, «считая, будучи молодым лейтенантом, гаммы». Работа была напряженной, изнурительной. И один из молодых лейтенантов, потеряв нечаянно «счет гамм» был, по воспоминаниям В. Ф. Викмана, грубо отстранен от вахты в море командиром тральщика. Но ведь боевое траление — дело сложное, ответственное, приравненное к боевым операциям военного времени, а минер (сапер), как известно, «ошибается только один раз!».
Позже конструкторы создали счетные устройства, фиксирующие гаммы на телеграфных лентах, а затем прибор «СПУ» — счетно-пишущее устройство, работать с которым стало просто, удобно и наглядно, вводя коррекции на ленте, если по РНС «Координатор» шли радиопомехи.
В 1950 г. была создана радионавигационная система «Рым», которая позволяла добиваться большей точности и с успехом применялась в СГЭ с аппаратурой, установленной на самолетах «ЛИ-2», «ИЛ-14», для определения координат на точках исследований в
[29]
 Федотов - 0030 - 1.jpg
Северном Ледовитом океане, а также при радиогеодезической привязке Арктических островов к государственной системе координат и на морском промере — в восточной Соловецкой салме Белого моря.
Создание и использование РНС «Координатор» в 50-е годы явилось настоящей революцией в деле координирования морского промера.
«Белых пятен» на картах не только в открытых морях, но и на удалении 15 миль от берега было тогда еще предостаточно.
Впервые на судовом промере СГЭ применила «Координатор» в 1951 году в северной части Мезенского залива и в южной части Воронки Белого моря.
Навигационно-гидрографическую сложность района (большое количество банок, отмелей, сильные течения и высокие приливы)гидрографы успешно преодолели на промере, благодаря точности координирования, обеспечиваемой РНС «Координатор» (кстати, тогда еще без СПУ).
За 10—15 лет с помощью РНС «Координатор» впервые был сделан морской точный промер глубин во всех частях Белого моря, у Кольского полуострова, у о. Колгуев, вдоль Тиманского берега и западного побережья Новой Земли.
Следует отметить особую роль командира партии Викмана Виктора Фридриховича, заместителя командира по технической части Кузина Виталия Федоровича, у которых учились многие гидрографы. Именно Викман и Кузин научили работать с «Координатором» на промере В. И. Павлова, И. В. Сытинского, Г. А. Смолина, Б. М. Золотайкина, П. П. Федотова, А. И. Шапошникова, В. А. Шорикова и многих других гидрографов экспедиции. Все они успешно работали на экспедиционных судах, с помощью «Координатора» исследуя в разные годы просторы Белого, Баренцева, Норвежского и Гренландского морей, пролива Дрейка в Антарктических водах.