2. 5. Ледоводорожная служба в годы войныВ первую военную зиму 1941 г. враг рвался также на Кандалакшском и Лоухинском направлениях. Доставка войск и техники в районы Кандалакши и Лоухи осуществлялась Белым морем, выгрузка которых в зимнее время осуществлялась на кромку льда берегового припая (до 15 км и более от берега).
Ледоводорожная служба была организована 3 ноября 1941 г. в составе Кандалакшского, Кемского, Резервного ледоводорожных отрядов.
Кемский ледоводорожный отряд (командир — капитан-лейтенант Малышев И. И.) состоял из 30 человек; Кандалакшский (командир — старший лейтенант Останин М. М.) — из 40 человек; Резервный(командир — капитан-лейтенант Карев B. C.) — из 35 человек.
Личный состав отрядов был вооружен винтовками и ручными пулеметами, а также оснащен переносными радиостанциями, лыжами, компасами на санках, пешнями и специальными линейками для измерения толщины льда.
Служба обеспечивала подход судов к припаю (створы с железнодорожными фонарями не видны сверху), выгрузку военных и техники на лед, а также их проводку по льду к пунктам назначе-
ния. При этом заранее осуществлялся замер толщины льда.
Летная группа на самолетах «У-2» производила разведку плавающих льдов и наведение транспортов к точкам высадки (летчик сообщал на транспорты координаты точек подхода к припаю).
В группу входили полярные летчики майор Сидоров, капитаны Иванов и Рогожин. Ответственным за работу летной группы был назначен гидрограф капитан 3 ранга Пахомов Н. И. Выгрузка людей и техники, проводка по льду производились, как правило, в ночное время.
Тяжеловесы спускались с борта судов по настилу двумя тракторами и растаскивались в стороны на расстояния, определяемые по таблицам В. В. Шулейкина в зависимости от толщины льда. Так, например, 9 января 1942 г. Кемский отряд выгружало ледокольное судно «ЛД-6». На лед было высажено 600 человек и снято 5 тонн груза. За ночь люди и груз были проведены гидрографами по назначению. 11 марта и 18 апреля 1942 г. ледоводорожный отряд принял и разгрузил транспорт с тяжеловесами (крепостными ору-
[20]
Корабли — участники работ СГЭ во время ВОВГису «Метель (во льдах)Гису «Лоцман»диями) для Соловецких островов. Тяжеловесы транспортировались тракторами по ледовой трассе длиной 9 км. Этой работой умело руководил гидрограф капитан-лейтенант Жилинский А. К.
[21]
Соловецкий Кремль и Святое озероКемский отряд обеспечивал перевозки зимой 1942/43 гг. 21 февраля 1943 г. принимал на лед людей и 600 тонн груза с л/п «Георгий Седов». На этом же судне с 7 по 13 апреля были доставлены грузы из Архангельска и Кеми, а с Соловецких островов в Рабочеостровск перевезено 3000 бойцов и боевая техника.
Резервный ледоводорожный отряд обеспечивал ледовые дороги, проложенные по реке Северная Двина и ее рукавам между городами Архангельск и Молотовск, на острова Мудьюг и Ягры.
2.6. В боях и походахМногие гидрографы Экспедиции сражались на фронтах Великой Отечественной войны в морских бригадах, где проявили мужество и героизм. Гидрографы хорошо усваивали тактические вопросы и грамотно ориентировались на местности в боевых условиях.
В боях под Москвой в 1941 г. моряки 84-й бригады проявили мужество и героизм, выбивая из города Скопина прорвавшиеся вражеские части. Решительной атакой моряки наголову разгромили 5-й моторизованный полк и освободили город. При освобождении Скопина отличились многие подразделения бригады, которыми командовали лейтенанты-гидрографы.
[22]
21 декабря 1941 г. после 20-дневных упорных боев, моряки прорвали вражескую оборону, освободив ряд населенных пунктов в направлении города Клин.
В боях под Москвой, наряду с другими подразделениями бригады, отличились взводы, которыми командовали гидрографы, впоследствии служившие в СГЭ: А. А. Мазепа, Н.С. Марченко, С.Н. Невмержицкий, А.Д. Петрусь и др. В этих боях пали смертью храбрых 18 офицеров-гидрографов. Они вместе с другими воинами совершили бессмертный подвиг в боях за Москву и Старую Руссу, куда бригада была переброшена в январе 1942 г. Вот их имена: И.И. Мальцев, В.И. Мигель, И.А. Моргун, И.М. Мухортов, В.И. Мякота, Л.A. Народецкий, В.И. Нестеренко, П.И. Нестеренко, П.М. Нестеров, Д.Ф. Никифоров, Я.И. Носик, А.М. Остапенко, B.C. Павлюк, Н.А. Парфенов, Ф.А. Пономарев, И.Т. Попов, Ю.Н. Прокопец, Г.П. Прокопьев.
Вечная им слава и память!
В наступательных боях бригада полностью разгромила пехотный полк врага, а в оборонительных — с 17 по 20 февраля 1942 г. — моряки бригады отразили 19 атак, уничтожив более 1200 солдат и
офицеров противника.
Высадка личного состава гидрографов с борта гису на берег(Печорский залив, октябрь 1943 г.)[23]
В сентябре 1942 г. 84-я бригада была переброшена с Северо- Западного фронта на Северный Кавказ. В боях за Кавказ, как и в боях за Москву, моряки покрыли себя неувядаемой славой.
66-я, 67-я и 85-я бригады моряков, после формирования, в декабре 1941 г. были переброшены на Карельский фронт. В январе 1942 г. моряки бригад громили фашистов перед Медвежьегорском и защищали железнодорожную станцию Лоухи.
66-я морская бригада перебрасывалась с одного фронта на другой. Участвовала в сражениях по защите Сталинграда, где понесла значительные потери. Смертью храбрых пали гидрографы-офицеры: В.В. Ананин, Л.М. Аршанский, В.П. Беловодский, И.Д. Биркан, А.Я. Бондарь, Н.А. Бухтояров, И.А. Воробьев. Командир роты П.А. Амелехин вспоминал, что в его роте после боев осталось только пять бойцов.
Весной 1943 г. 67-я морская стрелковая бригада была переформирована в 45-ю стрелковую дивизию. В августе 1943 г. на стыке 85-й бригады и 45-й стрелковой дивизии развернулись тяжелые бои. Противник рвался захватить железнодорожную станцию Лоухи. Героически сражались бойцы и офицеры 85-й бригады и 45-й
У входа в губу Порчниха.
Риф ограждает пассивный радиолокационный отражатель (РЛП)[24]
стрелковой дивизии. Никто не отступил ни на шаг. Враг, понеся большие потери, откатился назад.
Во время этих боев многие пали смертью храбрых. Получили тяжелые ранения офицеры-гидрографы В.М. Соловьев и Л.И. Сенчура, впоследствии капитан I ранга, начальник СГЭ (1959—1966 гг.).
В боях отличились офицеры-гидрографы: И.Т. Рачук, B.C. Релицкий, С.А. Ремига, Х.И. Сарачев (служил в СГЭ с 1947 по 1957 гг.), Л.И. Сенчура, В.М. Соловьев, М.В. Сорокатый, Ю.Н. Софийский, Д.А. Станкевский, В.Н. Степанов, И.И. Сотников (служил в СГЭ с 1947 по 1951 г.), А.М. Таран, Ф.А. Черный, В.А. Чупилка, А.Я. Шурупов, М.Н. Шушарин, В.М. Яровой и др.
Зам. начальника СГЭ М.А. Миловидов в начале войны организовал в Экспедиции обучение личного состава военному делу, в мастерских наладил выпуск минометов для фронта, добровольно ушел на фронт и погиб под Сталинградом, защищая Родину.
Нарком ВМФ в годы войны, Адмирал флота Советского Союза, наш земляк Николай Герасимович Кузнецов в книге «На флотах боевая тревога» писал о героизме моряков, сражавшихся в грозные для Родины дни на суше: «На фронте различия между моряками и армейцами быстро стирались. Разве только флотские словечки «братва» и «полундра», да хлесткие изречения боцмана в адрес фашистов говорили о том, что здесь воюет морская пехота. Верность морским традициям проявлялась еще и в том, что в решительный час моряки неизменно шли в бой в полосатых тельняшках, чтобы враг знал, с кем имеет дело!»
Не зря в песне «Бескозырка», сложенной в годы войны, поется:
«Бескозырка! Ты подруга моя боевая,
И в решительный час, и в решительный день,
Я тебя, лишь тебя надеваю,
Как носили герои, чуть-чуть набекрень!»
2.7. На северном морском театре военных действийНа северном морском театре военных действий гидрографы обеспечили проводку 1471 внутреннего конвоя (в том числе по Северному морскому пути), встретили 40 и провели обратно 36 союзных конвоев. Под огнем и бомбежками врага гидрографы все-
[25]
гда находились в первом броске при высадке десантов на берег, занятый противником. На участках десантирования войск выполняли оборудование подходных фарватеров створами светящихся знаков, буями, обеспечивали и выполняли боевое траление мин противника.
Особо отличился аэрофотограмметрический отряд СГЭ (перебазированный в Мурманск 9 июля 1941 г.) при подготовке и проведении Петсамо-Киркенесской наступательной операции и десантировании войск в 1944 г.
Было отдешифрировано (разведано, определено, «поднято») 1500 военных объектов противника, определены 500 объектов, важных для высадки и десантирования; составлено большое количество планов, фотосхем, описаний для кораблей, десантных катеров и десантирующихся войск: в процессе высадки, боя и движения вглубь занятой противником местности.
Особо отличились при подготовке материалов и в процессе десантирования гидрографы, впоследствии снова служившие в СГЭ: майор Иванов И.И. и подполковник Солдатов С.Н., фотолаборант Потепалов И.В.
В 1943 и 1944 гг. обострилась борьба на Северном морском пути. Вражеские подводные лодки поставили в районе Новоземельских проливов, на подходах к порту Диксон и в губе Белушья более 340 мин.
Командованием Северного флота сформированы Новоземельская и Карская военно-морские базы, созданы Новоземельский и Карский гидрографические районы. В Новоземельский район были назначены и работали по обеспечению безопасности плавания кораблей и конвойных судов: капитан 3 ранга Бурмакин В.П. (начальник района), капитан-лейтенант Жилинский А.К., старший лейтенант Чумак Г.А., лейтенанты Вайнен И.Н., Гречин B.C., Пустошный А.П., Тихонович М.А., Харьковский В.И.
Гидрографам новых гидрографических районов пришлось приложить много усилий для навигационного оборудования отстойных пунктов конвойным судам, обеспечения боевого траления фарватеров, геодезической привязки и определения оборонительных сооружений и позиций.
На помощь Новоземельскому гидрографическому району были направлены три партии СГЭ; комплексная — инженер-гидрографа
[26]
В. К. Холопова — на Новую Землю (залив Рогачева). Гидрографы произвели прибрежный промер в заливе Рогачева, на рифах у мыса Морозова и в проливе Костин Шар. В этом же проливе гидрографы обеспечивали боевое траление мин противника. Несколько раз за период работ обстреливались самолетами немецких воздушных разведчиков.
Партии Л. П. Агафонова и И. В. Осокина были доставлены на гису «Мигалка» на остров Колгуев. Самолеты противника ежедневно, ровно в 8 ч. утра обстреливали из пулеметов поселок Бугрино и лагерь экспедиции. Пришлось оборудовать убежище у подножия горы. Гидрографы и геодезисты построили геодезические пункты, выполнили на них наблюдения и произвели промер в районе бухты Бугрино.
В октябре 1943 г. в Печорском заливе были обнаружены мины. Порт Нарьян-Мар временно закрыли. Партию Л. П. Агафонова срочно перебросили в этот район для обеспечения боевого траления. Здесь во время жестокого шторма погибли, два промерных катера из четырех. Нагрузка удвоилась. Люди работали по две смены и задание было выполнено в установленный срок. Следует отметить, что партии Агафонова, Осокина и Холопова состояли из 60—80 человек каждая. Рабочий состав был укомплектован в основном инвалидами Великой Отечественной войны и подростками. Трудно выполнять задания с таким составом. Но благодаря наличию в партиях опытных инженеров и техников и самоотверженной работе в годы войны, задания и планы выполнялись успешно и в сроки, заданные командованием Новоземельской военно-морской базы.
Гидрографическая и геодезическая партии Л. П. Агафонова и И. В. Осокина были сняты с острова Колгуев и с побережья Печорского залива поздней осенью 1943 года гису «Мгла» и «Мигалка».
Во время перехода из Архангельска к острову Колгуев гидрографы гису «Мгла» обнаружили у о. Моржовец, пленили и отбуксировали к острову Вешняк приводнившийся разведывательный гидросамолет дальнего действия типа «БФ-138». Гидросамолет и четыре пленных летчика были переданы эскадренному миноносцу «Жгучий» для доставки в Архангельск.