Страница 4 из 47

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 10 Январь 2017 11:50
ББК-10
 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 17 Январь 2017 11:12
ББК-10
 Федотов - 0011.jpg
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945)

В 1933 г. Правительством СССР создана Северная военная флотилия, преобразованная в 1937 г. в Северный Военно-морской флот.
С созданием флотилии возросли задачи Северной гидрографической экспедиции по обеспечению боевой деятельности кораблей, по изучению районов базирования флота и строительства баз.

2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск)

Одним из важных заданий было обследование побережья, акватории для будущего завода судостроителей г. Молотовска.

Незаменимый транспорт геодезистов в тундре в 30-40-е гг.

[11]
 Федотов - 0012.jpg
18 мая 1935 г. гидрографы СГЭ на гидрографическом судне «Мигалка» прошли к Сюзьме. На берег с судна выгрузили: два промерных бота с двигателями типа «Болиндер» и «Скрипе», инструменты, оборудование для промера и съемки, имущество комплексной гидрографической партии во главе с ее начальником — старшим лейтенантом Терешиным Альбертом Гавриловичем.
Командованием СГЭ была поставлена задача создать геодезическую основу, выполнить наблюдения на ней, произвести промер

Катера СГЭ 40-50-х гг.

ГПБ типа «ФИН» (№ 159 — промерный)
ГПБ — вельбот с рубкой (№ 247 — для топогеодезистов)

[12]
 Федотов - 0013.jpg

ГПБ типа «Большой петушок» №178
ГПБ типа «Малый петушок» № 256

прибрежный и морской (в районе будущей базы), топографическую съемку от Унской губы до Пудожемского устья, включая остров Ягры и подходы к нему.
И. Д. Мороз, участник той экспедиции, вспоминал: «В то далекое теперь время берега были пустынными, песчаными с барханами и редким кустарником. Кое-где находились бараки со спецконтингентом.
Над всей местностью величественно возвышался Никольский монастырь, который впоследствии также был включен в геодезическую сеть и стал одним из основных координатных пунктов».

[13]
 Федотов - 0014.jpg
В начале работ был установлен водомерный (футшточный) пост для уровенных наблюдений за приливами. Наблюдения на нем ведутся и до настоящего времени.
Учитывая важность правительственного задания, комплексными гидрографическими работами руководил непосредственно начальник СГЭ (1935—1939 гг.) капитан I ранга Шинков Дмитрий Васильевич с борта гису «Мгла», на котором в 1935 г. впервые для промера был установлен первый отечественный эхолот типа «ЭЛ» ленинградского завода «Коминтерн».
На гису «Мигалка» промером и обследованием руководил зам. начальника СГЭ Глинков Евгений Георгиевич, впоследствии контр-
адмирал, зам. начальника Гидрографического управления ВМФ.
Прибрежный промер на 2 ботах выполняли лейтенанты В. Беляев и Рубе.
Топографическую съемку на планшетах в масштабе 1:10000 и 1:25000 выполняли техники-производители работ И. Д. Мороз и Л. П. Агафонов.
Пользуясь тем, что весной и летом (в мае, июне) светло круглые сутки, гидрографы работали днем и ночью по 18—20 часов. Каждый километр промера и съемки, строительство и наблюдение каждого триангуляционного знака стоили громадных трудов, требовали от гидрографов большой самоотверженности и безграничной любви к своему исследовательскому делу. К исходу июля все картографические работы, как основа для проектирования и строительства города и заводских объектов, были завершены.
Результаты комплексных работ принимали непосредственно на местности начальник СГЭ Д. В. Шинков и его заместитель Е. Г. Глинков.
Материалы, полученные комплексной гидрографической экспедицией в 1935 г., отличались высоким качеством. По ним составлены и изданы морские навигационные карты и пособия, даны рекомендации для проектирования, строительства объектов и дноуглубительных работ на акватории будущего завода и подходного морского канала.