Страница 25 из 47

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 10 Январь 2017 11:50
ББК-10
 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

СообщениеДобавлено: 29 Май 2017 20:07
ББК-10
 Федотов - 0114 - 2.jpg
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка

Океанский промер глубин с использованием РНС «Координатор» по способу координирования в варианте радиолага организационно выполнялся в два периода.
I период. С 31 января по 8 февраля 1968 года океанский промер производился двумя кораблями «строем фронта», при этом задающая станция была установлена на ЭОС «Ф. Беллинсгаузен». После привязки галса к вехе или к бую по рации на ЭОС «Б. Давыдов»
[114]

 Федотов - 0115.jpg
передавались для прокладки стадиометрические координаты ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» — пеленг и расстояние, измеренное по РЛС «Дон» до ЭОС «Б. Давыдов» — корабля-уравнителя. Промер производился параллельными галсами через 10 миль. Место того и другого корабля определялось через каждые 20 минут, а также в моменты резкого уменьшения глубин, при этом пеленги и расстояния между кораблями взаимно контролировались. Глубины непрерывно измерялись и записывались на эхограммы эхолотов. На глубинах более 5000 метров измерение глубин производилось глубоководным эхолотом «ГЭЛ-2». Все эхолоты перед походом испытывались, их показания взаимно контролировались. Производилось также сличение показаний эхолотов с маркированным линем.
5 февраля 1968 г. на промере, идя к северу, достигли максимальной удаленности на галсе: от 1-ой отражающей станции — 558 км, а от 2-ой — 544 км.

«Очень мирные аборигены» и матросы 1-й отражающей станции РНС «Координатор» (о. Ватерлоо, Антарктида, январь 1968 г.)
[115]

 Федотов - 0116.jpg
Южная граница промера проходила по шельфовому склону Южно-Шетландских островов, а на промере контролировалась также пересечением изобаты 500 м.
8 февраля 1968 года на ЭОС «Б. Давыдов», привязавшись по РНС «Координатор» в точке с координатами: Ш = 59°25'.4S, Д = 64°06'.2W, продолжили океанский промер новым галсом к мысу Горн. В это же день определились по РЛС «Дон», взяв пеленг и определив расстояние на мыс Горн. Сам мыс Горн в это погожее летнее для данных широт время выглядел довольно величаво, показался своеобразно красивым — его конусообразная форма напоминала вид потухшего вулкана. В дальнейшем, еще раз определившись по ориентирам Огненной Земли, гидрографы вновь начали на ЭОС «Б. Давыдов» маршрутный промер на Патагонском шельфе и в Магеллановом проливе, следуя в чилийский порт Пунта-Аренас с деловым заходом, а ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» продолжал промер в проливе Дрейка. Наши ЭОС были первыми советскими военными кораблями в Магеллановом проливе.
После делового визита в Пунта-Аренас с 12 по 15 февраля 1968 года нам вновь было назначено «рандеву» с ЭОС «Ф. Беллинсгаузен».
Решением Советского Правительства от 7 февраля 1968 года морякам ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» предписывалось совершить официальный визит в чилийский аванпорт Вальпараисо. Как известно, в 1968 году бурно развивались политические события в Чили: ожидались выборы впоследствии народного президента Сальвадора Альенде. Официальный визит моряков мирного советского корабля должен был, по мнению политиков и дипломатов, содействовать укреплению дружественных отношений страны Советов и Чили.
Встреча ЭОС «Б. Давыдов» с ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» состоялась 17 февраля 1968 года на Патагонском шельфе. Перед этой встречей «Ф. Беллинсгаузен», идя курсом к Огненной Земле, «достиг» максимальной удаленности на последнем промерном галсе по РНС «Координатор» от 1-ой отражающей станции — 800 км, а от 2-ой — 750 км.
Задающуюся станцию установили на ЭОС «Б. Давыдов», проверили ее в рабочем режиме. Затем ЭОС «Б. Давыдов» принял 98 т дизельного топлива от ЭОС «Ф. Беллинсгаузен», после чего корабли разошлись.
[116]

 Федотов - 0117.jpg
Памятник Магеллану (Пунта Аренас, Чили, 1968 г.)
[117]

 Федотов - 0118.jpg
Итак, наступил 2-ой период промерных работ в проливе Дрейка. С 17 февраля по 5 марта 1968 года океанский промер, обследование поднятий и отдельных вершин в проливе Дрейка по РНС «Координатор» производились гидрографами только на ЭОС «Б. Давыдов». В этот же день, 17 февраля, привязавшись к о. Эстадос, начали новый галс в проливе Дрейка. С достижением рабочей дальности — «видимости» отражающих станций — рассчитали по координатам расстояния до станций, установив отсчеты в граммах по I и II каналам РНС «Координатор».
19 февраля, привязавшись к бую мыса Норт-Форленд, гидрографы ввели соответствующую коррекцию по обоим каналам, привязав, таким образом, галс с конца.
2-ой период работы в проливе Дрейка был наиболее плодотворным и удачным. С 19 по 22 февраля производился систематический
океанский промер и гидромагнитная съемка с надежной привязкой к буям и вехам и определением на галсах по РНС «Координатор», в процессе промера составлялась калька глубин. В результате четко вырисовывался подводный хребет, поэтому с 22 февраля по 2 марта производилось обследование галсами через 1—2 мили наименьших глубин с карт и вновь обнаруженного подводного хребта.
Какое это было красивое и захватывающее зрелище! В моменты начала пересечения хребта эхолот, казалось, еле успевал записывать растущую гору на эхограмму. На ней вырисовывался почти «отвесный пик» и сразу же начиналось «падение» глубины — на очень крутых склонах хребта. В эти моменты (а их было десятки) радовалась душа гидрографа, радовалась новому открытию, его необычности, когда под ровной водной поверхностью океана среди глубин 3000-4000 м почти «мгновенно» вырисовывалась на эхограмме красивая картина хребта высокого заложения с пиками, глубины над которым были порядка сотен метров. Комплексные океанографические работы в проливе Дрейка показали, что рельеф дна океана в проливе имеет весьма своеобразный, сложный рисунок, изобилует большим количеством локальных вершин (вулканов), острыми пиками гор. Детальное обследование позволило уточнить положение этого мощного океанического кряжа — вытянутого и узкого поднятия дна на высоту до 3 км над прилегающим дном. Хребет (кряж) имеет очень крутые, нередко почти отвесные склоны и большую протяженность с юго-востока на северо-запад
[118]

 Федотов - 0119.jpg
на сотни километров. Хребет четко отбивает естественную границу двух океанов — Атлантического и Тихого. Так и напрашивается мысль, что его четкое подводное поднятие и направленность являются естественным подводным продолжением горной системы Южно-Американского континента к Антарктиде.
В процессе обследования во время 2-го периода выполнялись контрольные галсы и производилось сличение с глубинами на основных галсах.
4 марта 1968 года мы вновь продолжили промер «строем фронта», только теперь «Фаддей» стал ведомым.
15 дней (с 18.02 по 03.03) «бродяга Фаддей» отсутствовал в районе работ в проливе Дрейка, выполняя правительственное задание. Не дойдя до желанного пункта — аванпорта Чили Вальпараисо (оставался суточный отрезок перехода), начальник экспедиции А. Б. Намгаладзе получил по радио «отбой». На переходе выдержав жестокий шторм в Тихом океане, возвратился «Фаддей» к «шапошному разбору» — промер в проливе Дрейка заканчивался.
5 марта 1968 года, в 12 часов 19 минут, привязавшись к бую Шёррефф, закончили галс, а также промер и обследование в проливе Дрейка на ЭОС «Борис Давыдов». 5 и 6 марта были благополучно сняты личный состав, аппаратура и оборудование 2-ой и 1-ой отражающих станций РНС «Координатор» с островов Смоленск и Ватерлоо, а также привязочные буи.
Общий объем выполненного промера составил 23 903 линейных км (при плане — 23 000 лин. км), при этом:
— ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» — 7703 лин. км;
— ЭОС «Б. Давыдов» — 16 200 лин. км,
из них 3760 лин. км на ЭОС «Б. Давыдов» выполнено при обследовании хребта, банок и отличительных глубин.
Сразу же, 6 марта, начальник экспедиции капитан I ранга Намгаладзе А. Б. на борту ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» провел совещание, где подвел итоги работ и поставил задачи на завершающий период. Привожу выдержки выступления А. Б. Намгаладзе (почти дословно):
— «главная задача выполнена — III этап, не будет сказано громко закончен успешно»;
— «высадка станций на Южно-Шетландские острова произведена также успешно. В процессе работы береговые станции спра-
[119]

 Федотов - 0120.jpg
вились со своей задачей полностью. Это непосредственная работа на станциях офицеров-гидрографов В. Н. Виноградова и Щербакова»;
— отмечены большие заслуги всего офицерского состава ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» и ЭОС «Б. Давыдов» и экипажей судов, отличная работа командира ЭОС «Б. Давыдов» Михайлова Б. Н., «особенно на последнем этапе работы, без нас», и командира ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» Часовского В. Н., «который уверенно заходил в почти не обследованные бухты, словно шел в Севастопольскую бухту»;
— «основную тяжесть экспедиции «тянут» гидрографы» от выхода на галс до «захода». Очень напряженно трудился личный состав под руководством командиров промерных отрядов Федотова П. П. и Грухина Н. Н. Офицеры отрядов проделали большую работу в подготовительный период и на промере»;
— очень плодотворную работу провел экипаж ЭОС «Б. Давыдов», «Юрьев смело и решительно действовал на катере в периоды выгрузки и съемки станций».
{i]В заключение[/i] к вышесказанному о Сергее Юрьеве, помощнике командира ЭОС «Б. Давыдов», добавлю: катер (вельбот) с мотористом и матросом под его управлением, лавируя между скал и среди почти сплошных бурунов (особенно на подходах к отражающей станции на острове Смоленск), не раз избавлял корабль от простоев: доставлял оперативно и своевременно бензин, продовольствие и необходимое из ЗИПов, запасной аппаратуры РНС «Координатор» на береговые станции.
7, 8 марта оба корабля посетили советскую антарктическую станцию «Беллинсгаузен» в бухте Гуардия-Насьонал. Экипажи судов навестили зимовщиков и были тепло, радушно приняты полярниками станции.
8—14 марта — переход ЭОС «Б. Давыдов» с маршрутным промером на Патагонский шельф, в залив Рио-де-ла-Плата, под Монтевидео. Приняв 14 марта с плавбазы «Прибой» 400 т топлива и 70 т пресной воды, корабль вновь направился в пролив Дрейка на гидрологические работы.
Одиннадцать суток занял переход за топливом и обратно. С позиций прожитых лет трудно сейчас судить: была ли совершенной временная организация хода океанографических исследований и пополнения запасов топлива и воды?
[120]

 Федотов - 0121.jpg
Они дома (о. Ватерлоо, Южно-Шетландские о-ва, Антарктида)

На незапланированные рейсы «по политическим мотивам» (переход «Фаддея» в Вальпараисо и обратно) и затяжные переходы за топливом было потеряно много суток из отпущенных нам природой и коротким антарктическим летом, а между тем период сравнительно благоприятной погоды заканчивался.
Лето подходило к концу. Уже 10—11 апреля в проливе Дрейка началось обледенение корпусов судов.
Относительно плавающих льдов следует заметить, что «летом южного полушария дрейфующие льды не доходят до пролива Дрейка» (так сказано в Океанографической энциклопедии). Это утверждение в летний период 1968 года, можно сказать, полностью подтвердилось. Лишь однажды, 22 февраля, на расстоянии 11,4 мили от мыса Норт-Форленд был обнаружен айсберг высотой до 100 м стоящий на мели.
[121]

 Федотов - 0122.jpg
19 марта, вернувшись в пролив Дрейка, гидрографы начали гидрологические работы. Произвели наблюдения на одной дрейфовой гидрологической станции, затем вновь вышли на Патагонский шельф, следуя в Магелланов пролив с маршрутным промером по курсу корабля. 22—24 марта состоялся второй деловой заход в порт Чили Пунта-Аренас двух советских кораблей одновременно.
С 26 марта до 14 апреля 1968 года на ЭОС «Б. Давыдов» производились гидрологические работы в проливе Дрейка на трех разрезах начиная с восточной его части. С запада в проливе подобные работы на трех разрезах выполнялись с борта ЭОС «Ф. Беллинсгаузен». На дрейфовых гидрологических станциях измерялись на стандартных горизонтах температура и соленость воды, брались пробы донного грунта. На переходах по разрезу к очередной точке гидрологической станции выпускался датчик ЭМИТа и производилось маневрирование для измерения элементов течения. Определение места на разрезах производилось навигационными способами с систематической привязкой к Южно-Шетландским островам и к Огненной Земле.
В период океанографических работ в проливе Дрейка выполнялась гидромагнитная съемка в районе промера и гидромагнитные измерения по пути следования ЭОС «Б. Давыдов». Удалось определить, что обнаруженный хребет в проливе Дрейка обладает малыми магнитными свойствами; открыт также немагнитный подводный вулкан.
Экспедиция провела также комплексные исследования пространственной и временной изменчивости полей течения, распределения температуры и солености воды по горизонтам на шести разрезах в проливе, а также исследовала электрическое поле водной толщи.
Изучались условия возникновения и распространения волнения. Известно, что пролив Дрейка находится в зоне развития циклонов, которые двигаются с запада на восток с очень частой повторяемостью, естественно, и погода в проливе меняется непредсказуемо быстро, особенно ближе к осени (уже в начале марта). В процессе промера погода, можно сказать, нас баловала: волнение было 3—4 балла. Работали и при волнении до 5 баллов. В проливе Дрейка наблюдается волнение особого рода — это сулои: «толчея» боль-
[122]

 Федотов - 0123 - 1.jpg
шой высоты волн с парением над их гребнями. Происходит подобное явление, когда сталкиваются два сильных течения. Впечатление незабываемое. Эту картину дополняли десятки летающих альбатросов — неутомимых птиц-парителей с размахом крыльев до 5 метров. Они, как планеры, используя воздушные потоки, казалось, без единого взмаха крыльев часами красиво парили в родной стихии.
Сильное впечатление произвело на меня и моих товарищей по экспедиции «богатое» звездное небо в Южном полушарии. Когда долго смотришь на мириады звезд, они как бы завораживают тебя, тогда особенно сильно чувствуешь себя «песчинкой» в этом бесконечном мире Вселенной. В ясную звездную ночь подолгу любовались яркими созвездиями Южный Крест и Центавр. Особое, магическое воздействие всегда оказывал красивый, яркий и мощный Южный Крест, от которого трудно оторвать взгляд.
В экспедиционном походе был собран значительный лоцийный материал: сделаны зарисовки берегов бухт в местах якорных стоянок, выполнено фотографирование навигационных ориентиров, приметных мест с помощью АФА-27, радиолокационная съемка с помощью РЛС «Дон» и приставки «Пальма».
Весь этот богатый материал исследований двух кораблей послужил основой для создания новых навигационных карт, руководств и пособий для плавания в проливе Дрейка.