Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0104.jpg
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО

4.1. В проливе загадок и легенд

С древнейших времен пролив Дрейка пользуется дурной славой у мореплавателей, в многочисленных легендах его называют «кладбищем моряков». И не без основания... Здесь потерпело крушение немало кораблей различных стран. Поэтому среди моряков с давних времен существует поверье: если миновал мыс Горн, не оглядывайся назад... А куда денешься? Ведь Панамского канала тогда еще не было, и в «кругосветку» ходили всегда, огибая мыс Горн, либо шли проливом Магеллана. Но и пролив Магеллана не менее сложен и труден в навигационном отношении, особенно его западная часть, и там немало судов терпели кораблекрушения. Легенды и поверья рождались еще и потому, что для науки и мореплавания пролив Дрейка долгие годы оставался загадкой, так как не был подробно изучен.
Попутный промер глубин и гидрометеорологические исследования одиночными судами не давали полной картины рельефа дна на границе двух океанов. Не было также измерений глубинных течений пролива в зависимости от сезона океанических течений.
В 1966 году наши советские подводные атомоходы, созданные трудом и талантом рабочих и инженеров Северодвинских кораблестроительных заводов, участвовали в кругосветном походе в подводном положении. Давно моряки лелеяли мечту «обойти вокруг планеты под водой», как в давние годы В. П. Чкалов мечтал «облететь шарик земной». Североморцы не просто шли под водой — они отрабатывали взаимодействие совместного плавания, изучали особенности работы механизмов и реакторных установок, работу и
[104]
 Федотов - 0105 - 1.jpg
жизнь под водой личного состава в течение полутора месяцев.
Руководил отрядом АПЛ контр-адмирал Сорокин А. И.
Подводники-североморцы в подводном положении прошли 40 тысяч километров, пересекли дважды экватор, побывали в Антарктике и, естественно, шли проливом Дрейка. Этот пролив вновь приковал внимание мореходов. Нередко среди глубин 3000 метров неожиданно возникали глубины 200-300 метров, что является навигационной опасностью в подводном плавании. Однако, благодаря надежной навигационной аппаратуре, слаженной работе всех боевых частей АПЛ, экипажи прошли пролив Дрейка без происшествий.
Моряки шутили, распевая после похода: «Крутится, вертится шар голубой, мы этот шар обошли под водой...» И все же командование отряда АПЛ доложило в Главный штаб ВМФ о трудностях при форсировании еще не изученного Антарктического пролива и о его навигационных особенностях. Главный штаб ВМФ дал задание ГУНиО МО произвести обследование пролива Дрейка.
ББК-10 : 24 Апрель 2017 13:18  Вернуться к началу

Пред.След.