Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

2.2. Экспедиция в предвоенный период

 Федотов - 0016.jpg
СГЭ продолжала работы в Белом море, в заливах и губах Мурманского берега и Кольского полуострова. Здесь велось развитие и
[14]
сгущение геодезических сетей, топографическая съемка и промер для создания карт крупного масштаба.
В 1936 г. экспедицией впервые на Севере была применена аэрофотосъемка побережья: морей, заливов, губ, бухт. Прокладывались вновь геодезические сети на побережье Баренцева моря к востоку от мыса Канин Нос. Впервые инструментально с высокой точностью взаимоувязаны координаты геодезических пунктов западного и восточного берегов Горла Белого моря.
К 1940 году в экспедиции появляются новые гидрографические и геодезические инструменты и приборы, промерные мореходные катера. На вооружение гидрографических судов поступают эхолоты. Это позволяло значительно увеличивать темпы и качество гид рографических исследований.
Трудами личного состава экспедиции Баренцево и Белое моря, заливы, губы и места базирования флота к началу Великой Отечественной войны были изучены в степени, отвечающей требованиям Военно-морского флота. Новые карты, лоции, новые фарватеры, рекомендации и пособия для плавания кораблей хорошо послужили Северному флоту.

2.3. Великая Отечественная война

Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой зрелости экспедиции, ее умения организовать навигационно-гидрографическое обеспечение в боевых условиях.
В ходе войны Экспедиция обеспечивала: базирование кораблей, топогеодезическую подготовку береговой артиллерии, минные постановки и траление вражеских мин. Гидрографы участвовали в боевых действиях на фронтах, в проводке конвойных кораблей и судов, создании картографических материалов для десантных операций, в том числе на различные фарватеры для десантных кораблей, а также — в первом броске при высадке на берег под огнем противника.
Уже в начальный период войны СГЭ выполнила два весьма важных задания командования Северного флота.
Во-первых, произведена была топографическая съемка 30-ти километровой полосы Мурманского берега от Нокуевского залива до Пулонги, а также Канинского и Конушинского берегов, островов: Соловецких, Моржовца и Колгуева. В результате этих съемок
[16]
 Федотов - 0017.jpg
изданы крупномасштабные карты, явившиеся основой для береговых батарей кругового обстрела и оборонительных зон побережья.
Во-вторых, изыскан, оборудован в навигационном отношении и протрален восточный фарватер на подходе к Горлу Белого моря (ФВК-7).
Кроме существовавшего тогда Терского фарватера, от мыса Городецкий вдоль западного берега Воронки Белого моря, нужен был еще надежный, запасной.
Произведена геодезическая привязка острова Моржовец к общегосударственной триангуляционной сети на Конушинском берегу.
Работы завершены в 1942 году. Они велись при частых налетах вражеских самолетов, атаки которых отбивались зенитным огнем гидрографических и вспомогательных судов, вооруженных зенитной артиллерией и крупнокалиберными пулеметами. В экспедиционных работах участвовало 650 человек рабочих и техников, однако нередко для выполнения срочных и важных заданий людей не хватало, и командиры частей, в операционных зонах которых велись гидрографические работы, выделяли необходимое количество матросов и старшин.
С большим напряжением сил Экспедиция выполнила эти важные задания командования Северного флота.
Командиры батарей получили огневые планшеты для стрельбы в сторону моря и суши. Форты о. Моржовец и Поноя своим огнем могли полностью перекрыть движение вражеских судов в сторону Белого моря.
Командиры кораблей успешно использовали ФВК-7 для проводки союзных конвоев, идущих в Архангельск и Молотовск.
Личный состав Экспедиции обработал и сдал в ГУ ВМФ 75 промерных и топографических планшетов. Умело руководил камеральной обработкой гидрографических материалов капитан 3 ранга К. К. Цендровский.
Успешным выполнением заданий командования Северная гидрографическая экспедиция обязана всему личному составу и в особенности гидрографам: капитан-лейтенантам Бурмакину В. П., Гаркуше И. Ф., Зеньковичу Н. А., Иванову А. Н., Кареву B.C., Терешину А. Г., старшему лейтенанту Останину М. М., лейтенантам Аксенову Л. А., Горшкову Н. М., Панову В. К., инженерам Арефьеву С. А., Бухмейеру В.В., Зайцеву П. И., Морозу И. Д., Коваличеву Ф. Ф.
[17]
ББК-10 : 21 Январь 2017 12:28  Вернуться к началу

Пред.След.