Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0020.jpg
2. 5. Ледоводорожная служба в годы войны

В первую военную зиму 1941 г. враг рвался также на Кандалакшском и Лоухинском направлениях. Доставка войск и техники в районы Кандалакши и Лоухи осуществлялась Белым морем, выгрузка которых в зимнее время осуществлялась на кромку льда берегового припая (до 15 км и более от берега).
Ледоводорожная служба была организована 3 ноября 1941 г. в составе Кандалакшского, Кемского, Резервного ледоводорожных отрядов.
Кемский ледоводорожный отряд (командир — капитан-лейтенант Малышев И. И.) состоял из 30 человек; Кандалакшский (командир — старший лейтенант Останин М. М.) — из 40 человек; Резервный(командир — капитан-лейтенант Карев B. C.) — из 35 человек.
Личный состав отрядов был вооружен винтовками и ручными пулеметами, а также оснащен переносными радиостанциями, лыжами, компасами на санках, пешнями и специальными линейками для измерения толщины льда.
Служба обеспечивала подход судов к припаю (створы с железнодорожными фонарями не видны сверху), выгрузку военных и техники на лед, а также их проводку по льду к пунктам назначе-
ния. При этом заранее осуществлялся замер толщины льда.
Летная группа на самолетах «У-2» производила разведку плавающих льдов и наведение транспортов к точкам высадки (летчик сообщал на транспорты координаты точек подхода к припаю).
В группу входили полярные летчики майор Сидоров, капитаны Иванов и Рогожин. Ответственным за работу летной группы был назначен гидрограф капитан 3 ранга Пахомов Н. И. Выгрузка людей и техники, проводка по льду производились, как правило, в ночное время.
Тяжеловесы спускались с борта судов по настилу двумя тракторами и растаскивались в стороны на расстояния, определяемые по таблицам В. В. Шулейкина в зависимости от толщины льда. Так, например, 9 января 1942 г. Кемский отряд выгружало ледокольное судно «ЛД-6». На лед было высажено 600 человек и снято 5 тонн груза. За ночь люди и груз были проведены гидрографами по назначению. 11 марта и 18 апреля 1942 г. ледоводорожный отряд принял и разгрузил транспорт с тяжеловесами (крепостными ору-
[20]
 Федотов - 0021.jpg
Корабли — участники работ СГЭ во время ВОВ

Гису «Метель (во льдах)
Гису «Лоцман»

диями) для Соловецких островов. Тяжеловесы транспортировались тракторами по ледовой трассе длиной 9 км. Этой работой умело руководил гидрограф капитан-лейтенант Жилинский А. К.
[21]
 Федотов - 0022.jpg
Соловецкий Кремль и Святое озеро

Кемский отряд обеспечивал перевозки зимой 1942/43 гг. 21 февраля 1943 г. принимал на лед людей и 600 тонн груза с л/п «Георгий Седов». На этом же судне с 7 по 13 апреля были доставлены грузы из Архангельска и Кеми, а с Соловецких островов в Рабочеостровск перевезено 3000 бойцов и боевая техника.
Резервный ледоводорожный отряд обеспечивал ледовые дороги, проложенные по реке Северная Двина и ее рукавам между городами Архангельск и Молотовск, на острова Мудьюг и Ягры.

2.6. В боях и походах

Многие гидрографы Экспедиции сражались на фронтах Великой Отечественной войны в морских бригадах, где проявили мужество и героизм. Гидрографы хорошо усваивали тактические вопросы и грамотно ориентировались на местности в боевых условиях.
В боях под Москвой в 1941 г. моряки 84-й бригады проявили мужество и героизм, выбивая из города Скопина прорвавшиеся вражеские части. Решительной атакой моряки наголову разгромили 5-й моторизованный полк и освободили город. При освобождении Скопина отличились многие подразделения бригады, которыми командовали лейтенанты-гидрографы.
[22]
 Федотов - 0023.jpg
21 декабря 1941 г. после 20-дневных упорных боев, моряки прорвали вражескую оборону, освободив ряд населенных пунктов в направлении города Клин.
В боях под Москвой, наряду с другими подразделениями бригады, отличились взводы, которыми командовали гидрографы, впоследствии служившие в СГЭ: А. А. Мазепа, Н.С. Марченко, С.Н. Невмержицкий, А.Д. Петрусь и др. В этих боях пали смертью храбрых 18 офицеров-гидрографов. Они вместе с другими воинами совершили бессмертный подвиг в боях за Москву и Старую Руссу, куда бригада была переброшена в январе 1942 г. Вот их имена: И.И. Мальцев, В.И. Мигель, И.А. Моргун, И.М. Мухортов, В.И. Мякота, Л.A. Народецкий, В.И. Нестеренко, П.И. Нестеренко, П.М. Нестеров, Д.Ф. Никифоров, Я.И. Носик, А.М. Остапенко, B.C. Павлюк, Н.А. Парфенов, Ф.А. Пономарев, И.Т. Попов, Ю.Н. Прокопец, Г.П. Прокопьев.
Вечная им слава и память!
В наступательных боях бригада полностью разгромила пехотный полк врага, а в оборонительных — с 17 по 20 февраля 1942 г. — моряки бригады отразили 19 атак, уничтожив более 1200 солдат и
офицеров противника.

Высадка личного состава гидрографов с борта гису на берег(Печорский залив, октябрь 1943 г.)
[23]
 Федотов - 0024.jpg
В сентябре 1942 г. 84-я бригада была переброшена с Северо- Западного фронта на Северный Кавказ. В боях за Кавказ, как и в боях за Москву, моряки покрыли себя неувядаемой славой.
66-я, 67-я и 85-я бригады моряков, после формирования, в декабре 1941 г. были переброшены на Карельский фронт. В январе 1942 г. моряки бригад громили фашистов перед Медвежьегорском и защищали железнодорожную станцию Лоухи.
66-я морская бригада перебрасывалась с одного фронта на другой. Участвовала в сражениях по защите Сталинграда, где понесла значительные потери. Смертью храбрых пали гидрографы-офицеры: В.В. Ананин, Л.М. Аршанский, В.П. Беловодский, И.Д. Биркан, А.Я. Бондарь, Н.А. Бухтояров, И.А. Воробьев. Командир роты П.А. Амелехин вспоминал, что в его роте после боев осталось только пять бойцов.
Весной 1943 г. 67-я морская стрелковая бригада была переформирована в 45-ю стрелковую дивизию. В августе 1943 г. на стыке 85-й бригады и 45-й стрелковой дивизии развернулись тяжелые бои. Противник рвался захватить железнодорожную станцию Лоухи. Героически сражались бойцы и офицеры 85-й бригады и 45-й

У входа в губу Порчниха.
Риф ограждает пассивный радиолокационный отражатель (РЛП)

[24]
 Федотов - 0025.jpg
стрелковой дивизии. Никто не отступил ни на шаг. Враг, понеся большие потери, откатился назад.
Во время этих боев многие пали смертью храбрых. Получили тяжелые ранения офицеры-гидрографы В.М. Соловьев и Л.И. Сенчура, впоследствии капитан I ранга, начальник СГЭ (1959—1966 гг.).
В боях отличились офицеры-гидрографы: И.Т. Рачук, B.C. Релицкий, С.А. Ремига, Х.И. Сарачев (служил в СГЭ с 1947 по 1957 гг.), Л.И. Сенчура, В.М. Соловьев, М.В. Сорокатый, Ю.Н. Софийский, Д.А. Станкевский, В.Н. Степанов, И.И. Сотников (служил в СГЭ с 1947 по 1951 г.), А.М. Таран, Ф.А. Черный, В.А. Чупилка, А.Я. Шурупов, М.Н. Шушарин, В.М. Яровой и др.
Зам. начальника СГЭ М.А. Миловидов в начале войны организовал в Экспедиции обучение личного состава военному делу, в мастерских наладил выпуск минометов для фронта, добровольно ушел на фронт и погиб под Сталинградом, защищая Родину.
Нарком ВМФ в годы войны, Адмирал флота Советского Союза, наш земляк Николай Герасимович Кузнецов в книге «На флотах боевая тревога» писал о героизме моряков, сражавшихся в грозные для Родины дни на суше: «На фронте различия между моряками и армейцами быстро стирались. Разве только флотские словечки «братва» и «полундра», да хлесткие изречения боцмана в адрес фашистов говорили о том, что здесь воюет морская пехота. Верность морским традициям проявлялась еще и в том, что в решительный час моряки неизменно шли в бой в полосатых тельняшках, чтобы враг знал, с кем имеет дело!»
Не зря в песне «Бескозырка», сложенной в годы войны, поется:
«Бескозырка! Ты подруга моя боевая,
И в решительный час, и в решительный день,
Я тебя, лишь тебя надеваю,
Как носили герои, чуть-чуть набекрень!»

2.7. На северном морском театре военных действий

На северном морском театре военных действий гидрографы обеспечили проводку 1471 внутреннего конвоя (в том числе по Северному морскому пути), встретили 40 и провели обратно 36 союзных конвоев. Под огнем и бомбежками врага гидрографы все-
[25]
 Федотов - 0026.jpg
гда находились в первом броске при высадке десантов на берег, занятый противником. На участках десантирования войск выполняли оборудование подходных фарватеров створами светящихся знаков, буями, обеспечивали и выполняли боевое траление мин противника.
Особо отличился аэрофотограмметрический отряд СГЭ (перебазированный в Мурманск 9 июля 1941 г.) при подготовке и проведении Петсамо-Киркенесской наступательной операции и десантировании войск в 1944 г.
Было отдешифрировано (разведано, определено, «поднято») 1500 военных объектов противника, определены 500 объектов, важных для высадки и десантирования; составлено большое количество планов, фотосхем, описаний для кораблей, десантных катеров и десантирующихся войск: в процессе высадки, боя и движения вглубь занятой противником местности.
Особо отличились при подготовке материалов и в процессе десантирования гидрографы, впоследствии снова служившие в СГЭ: майор Иванов И.И. и подполковник Солдатов С.Н., фотолаборант Потепалов И.В.
В 1943 и 1944 гг. обострилась борьба на Северном морском пути. Вражеские подводные лодки поставили в районе Новоземельских проливов, на подходах к порту Диксон и в губе Белушья более 340 мин.
Командованием Северного флота сформированы Новоземельская и Карская военно-морские базы, созданы Новоземельский и Карский гидрографические районы. В Новоземельский район были назначены и работали по обеспечению безопасности плавания кораблей и конвойных судов: капитан 3 ранга Бурмакин В.П. (начальник района), капитан-лейтенант Жилинский А.К., старший лейтенант Чумак Г.А., лейтенанты Вайнен И.Н., Гречин B.C., Пустошный А.П., Тихонович М.А., Харьковский В.И.
Гидрографам новых гидрографических районов пришлось приложить много усилий для навигационного оборудования отстойных пунктов конвойным судам, обеспечения боевого траления фарватеров, геодезической привязки и определения оборонительных сооружений и позиций.
На помощь Новоземельскому гидрографическому району были направлены три партии СГЭ; комплексная — инженер-гидрографа
[26]
 Федотов - 0027.jpg
В. К. Холопова — на Новую Землю (залив Рогачева). Гидрографы произвели прибрежный промер в заливе Рогачева, на рифах у мыса Морозова и в проливе Костин Шар. В этом же проливе гидрографы обеспечивали боевое траление мин противника. Несколько раз за период работ обстреливались самолетами немецких воздушных разведчиков.
Партии Л. П. Агафонова и И. В. Осокина были доставлены на гису «Мигалка» на остров Колгуев. Самолеты противника ежедневно, ровно в 8 ч. утра обстреливали из пулеметов поселок Бугрино и лагерь экспедиции. Пришлось оборудовать убежище у подножия горы. Гидрографы и геодезисты построили геодезические пункты, выполнили на них наблюдения и произвели промер в районе бухты Бугрино.
В октябре 1943 г. в Печорском заливе были обнаружены мины. Порт Нарьян-Мар временно закрыли. Партию Л. П. Агафонова срочно перебросили в этот район для обеспечения боевого траления. Здесь во время жестокого шторма погибли, два промерных катера из четырех. Нагрузка удвоилась. Люди работали по две смены и задание было выполнено в установленный срок. Следует отметить, что партии Агафонова, Осокина и Холопова состояли из 60—80 человек каждая. Рабочий состав был укомплектован в основном инвалидами Великой Отечественной войны и подростками. Трудно выполнять задания с таким составом. Но благодаря наличию в партиях опытных инженеров и техников и самоотверженной работе в годы войны, задания и планы выполнялись успешно и в сроки, заданные командованием Новоземельской военно-морской базы.
Гидрографическая и геодезическая партии Л. П. Агафонова и И. В. Осокина были сняты с острова Колгуев и с побережья Печорского залива поздней осенью 1943 года гису «Мгла» и «Мигалка».
Во время перехода из Архангельска к острову Колгуев гидрографы гису «Мгла» обнаружили у о. Моржовец, пленили и отбуксировали к острову Вешняк приводнившийся разведывательный гидросамолет дальнего действия типа «БФ-138». Гидросамолет и четыре пленных летчика были переданы эскадренному миноносцу «Жгучий» для доставки в Архангельск.
ББК-10 : 21 Январь 2017 14:52  Вернуться к началу

Пред.След.