Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0110 - 2.jpg
4.4. Переход в район работ

5 декабря 1967 г. Норвежское море к востоку от Шетландских островов. Ветер северный, штормовой, более 10 баллов, море — 9 баллов. Качка бортовая до 25°, килевая — до 15°.
09-05. В скуловую часть правого борта (п/б) ударила «убийственная» волна гигантской силы. В результате удара на судне ЭОС «Б. Давыдов» выбило два иллюминатора п/б, погнуло их «броняшки», сорвало спасательные плотики, нарушило крепление промерного катера п/б и спасательного вельбота; порвало радиоантенны, были поломки в каютах и кают-компании, получил травмы личный состав корабля, Объявлена тревога-аврал, легли в дрейф.
09-20. После заделки иллюминаторов и откачки поступившей воды дали малый ход.
19 декабря 1967 года. ЭОС «Б. Давыдов» в дрейфе на экваторе. Экипаж и экспедиционный состав собрался на юте, где все было подготовлено к встрече Нептуна. Командир корабля Б. Н. Михайлов доложил о цели плавания в южные широты. Нептун Великий поздравил моряков с приходом на экватор и своим повелением щедро крестил в соленой океанской водице. «Свита» его как никогда дружно старалась, бросая каждого в обширную купель. Нептун: «Отныне изъявляют свою милость великую, открываю свои владения для плавания счастливого и удачливого на всех океанах во славу советского народа мирного».
Над Атлантическим океаном в долготе захода 30° звучали песни, музыка, смех и веселье. Любители экзотики выловили на крюк с мясом акулу и фотографировались, просунув голову в пасть хищника. Праздник продолжался 2 часа, а яркие впечатления и снимки остались на всю жизнь вместе с «Дипломом в честь пересечения кораблем (и моряком) экватора».
[110]

 Федотов - 0111.jpg
Праздник Нептуна (Атлантический океан, Экватор, Д = 30° зап.). П.П. Федотов — первый слева во втором ряду
[111]

 Федотов - 0112.jpg
Корабли встретились в Атлантическом океане 20 декабря 1967 года и, сделав короткую остановку, направились в район исследований.
В течение всего похода оба корабля производили маршрутный промер на меридиональных курсах. При этом на ЭОС «Б. Давыдов» непрерывно по курсу выполнялась гидромагнитная съемка, а на ЭОС «Ф. Беллинсгаузен» через каждые 100 миль производились наблюдения на дрейфовых гидрологических станциях.

П.П. Федотов. Взятие высот Солнца
(Экватор, Атлантический океан, декабрь 1967 г.)

[112]

 Федотов - 0113.jpg
30 декабря 1967 года оба корабля прибыли в залив Рио-де-ла-Плата и стояли на якорях до 8 января 1968 года в ожидании делового захода в порт Монтевидео, который продолжался до 12 января. Затем оба ЭОС вышли в район пролива Дрейка, продолжая попутно промер на Патагонском шельфе.
19 января 1968 года экспедиционные корабли подошли к Южно-Шетландским островам. Для обеспечения координирования промера по РНС «Координатор» на острова Ватерлоо (Кинг-Джордж) и Смоленск (Ливингстон) были высажены матросы и офицеры 319 ОРДГП, с аппаратурой и оборудованием 1-ой и 2-ой отражающих станций, а также астрономо-геодезические группы для определения координат мачт отражающих станций.
Высадке станций каждый раз предшествовали рекогносцировка и промер якорных мест для стоянки ЭОС, ЭОС. Так, 20 и 21 января производился рекогносцировочный промер в бухте к юго-западу от
мыса Норт-Форленд и определение береговых ориентиров с помощью РЛС «Дон» и приставки «Пальма». Подобным же методом

«Гость» на палубе ЭОС «Борис Давыдов»
[113]

 Федотов - 0114 - 1.jpg
Морские львы на о. Ватерлоо (Антарктида, 1968 г.)

определялось якорное место для ЭОС, ЭОС в бухте Шёррефф-ков на острове Смоленск.
После высадки на острова в течение 10 суток на станциях производились подготовительные работы: астрономические наблюдения, определение координат мачт, настройка и отладка радиоаппаратуры, постановка и определение координат привязочных буев и вех. В это же время в районе работ производилось взятие образцов грунта...
Благодаря запасному комплекту аппаратуры «Координатор», удалось заменить и восстановить неисправные узлы и приборы аппаратуры 1-ой отражающей станции на о. Ватерлоо.
Надо отдать должное опытному, технически грамотному специалисту по радионавигационным системам, командиру отряда капитану 2 ранга Савельеву Борису Петровичу. Он лично участвовал в ремонте и настройке аппаратуры и ввел в рабочий режим 1-ю отражающую станцию на острове Ватерлоо.

Пред.След.