Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0001.jpg
 Федотов - 0002.jpg
Федотов П.П.
Гидрографы в Арктике и Антарктике: Исторический очерк.
— Архангельск: Поморский университет, 2004. — 170 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Об авторе ... 5
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД СГЭ (1924—1933) ... 8
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД СГЭ (1933—1945) ... 11
2.1. С чего начинался Молотовск (Северодвинск) ... 11
2.2. Экспедиция в предвоенный период ... 14
2.3. Великая Отечественная война ... 16
2.4. Гибель «Меридиана» ... 18
2.5. Ледоводорожная служба в годы войны ... 20
2.6. В боях и походах ... 22
2.7. На северном морском театре военных действий ... 25
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД СГЭ (1945—1986) ... 28
3.1. Радионавигационная система (РНС) «Координатор» ... 29
3.2. СГЭ в комплексном изучении и исследовании Новой Земли. История «Матки» ... 30
3.3. Походы и гидрографические исследования на Новой Земле с 1952 года ... 36
3.4. Выход СГЭ в океан ... 69
3.5. Обследование желоба Франц-Виктория и пролива Святой Анны ... 70
3.6. Морской промер «дороги в океан» в Воронке (1959 год) и в Горле Белого моря (1961—1963 годы) ... 77
3.7. Океанский промер в северной части Гренландского моря и в проливе Фрама в 1964 году ... 79
3.8. Океанский промер на «противолодочном рубеже» — от острова Медвежий до мыса Нордкап в 1966 году ... 80
3.9. Гидрографы Экспедиции в исследовании Северного Ледовитого океана ... 81
3.10. Гидрографы СГЭ на океанской льдине ... 84
3.11. Подводная горная система Арктического бассейна ... 94
4. НА ГРАНИЦЕ ДВУХ ОКЕАНОВ: АТЛАНТИЧЕСКОГО И ТИХОГО ... 104
4.1. В проливе загадок и легенд ... 104
4.2. Океанский шестимесячный поход в пролив Дрейка и его предыстория ... 105
4.3. Состав океанографической экспедиции ... 108
4.4. Переход в район работ ... 110
4.5. Промер и обследование в проливе Дрейка ... 114
4.6. По пути на Родину ... 123
5. ЛЮДИ ЭКСПЕДИЦИИ ... 130
Слово о гидрографах СГЭ (Какими мы их помним) ... 132
Агафонов Леонид Петрович ......................133
Арефьев Сергей Алексеевич .......................134
Афанасенков Федор Прокопьевич ...................137
Бухмейер Всеволод Васильевич ....................139
Ершов Алексей Ефимович .........................142
Зайцев Павел Иванович ...........................144
Золотайкин Борис Матвеевич ......................146
Мамонтов Василий Алексеевич ....................148
Мороз Иван Данилович ...........................150
Морозов Геннадий Александрович ..................154
Налётов Николай Сергеевич .......................156
Осокин Игорь Васильевич .........................160
Кузнецов Валентин Павлович ......................162
Принятые сокращения .............................167
Последний раз редактировалось ББК-10 13 Июнь 2017 21:15, всего редактировалось 33 раз(а).
ББК-10 : 10 Январь 2017 11:50  Вернуться к началу

Федотов П.П. Гидрографы в Арктике и Антарктике

 Федотов - 0052.jpg
Для Экспедиции 1954 год был особенно труден. Не было большого гидрографического корабля для развертывания подразделений Экспедиции на побережье Новой Земли, а также и для снятия их после выполнения работ.

Гису «Мурман» до капитального ремонта (1953 г.)

Надо отдать должное высоким организаторским качествам начальника СГЭ инж. капитана I ранга Жилинского Анатолия Казимировича. Он умел уважительно разговаривать с подчиненными, был строг, когда надо, а главное — заботился об Экспедиции, ее снабжении, о людях — их быте и росте. Авторитет Жилинского, его умение подходить к людям любого ранга всегда выручали Экспедицию: весной — вовремя фрахтовал корабли и транспортные суда пароходства; осенью, при свертывании подразделений, съемка партий с побережья также проходила организованно. Можно сказать, что иногда он договаривался с капитанами попутных судов, идущих из Арктики и бравших на борт людей, катера идополнительный груз СГЭ.
Так, в 1954 году Экспедиция в полном составе вышла из Архангельска 6 июля на транспорте «Ржев» Северного морского пароходства, прибыла на Новую Землю и высадила свои производственные подразделения по местам базирования:
— 1-ю гидрографическую партию («А-1») — в Маточкином Шаре, в становище Лагерное;
[52]
 Федотов - 0053.jpg
— 2-ю гидрографическую партию («А-2») — в губе Машигина;
— 5-ю гидрографическую («А-5») — в губе Крестовой.
В течение короткого Новоземельского лета гидрографы обследовали все губы и западное побережье Новой Земли от Маточкина Шара до полуострова Адмиралтейства:
— в Маточкином шаре — гидрограф «А-1» Л. З. Кичаев;
— в губе Митюшиха и до Сухого Носа — гидрографы «А-1» Н. С. Налетов и В. К. Холопов. На открытых участках, в мористой части (между губами) промер на «Ярославцах» производили гидрографы («А-2» и «А-5») Н. К. Тимошенко и С. М. Щербаков (полуостров Адмиралтейства; до мыса Николая).
В губе Северная Сульменева промер производили гидрографы «А-1» Н. С. Налетов и Л. З. Кичаев. А в губе Машигина, от входного мыса и до губы Северная Сульменева — гидрограф «А-2» В. Г. Рыбин.
Район от залива Мелкий до губы Северная Сульменева обследовался гидрографами «А-5». В заливе Мелкий и до губы Крестовой промер выполняли гидрографы «А-5» П. П. Федотов и А. Ф. Карбасов.

Разгрузка имущества геодезической партии
(Новая Земля, губа Северная Сульменева, 1954 г.)

[53]
 Федотов - 0054.jpg
«Три брата» (Новая Земля, губа Северная Сульменева, 1954 г.)

Помню, с каким трепетом и волнением осматривали мы дом А. К. Циволько в заливе Мелкий, где он провел последние дни своей жизни в 1839 году.

Семья промышленника Мелехова (Новая Земля, залив Мелкий, 1954 г.)
[54]
 Федотов - 0055.jpg
Конец июля в 1954 г. на Новой Земле был довольно «жарким». Хотя температура не поднималась выше +10° С, но на суше в штилевую погоду ощущалось тепло. Однажды подходим на галсе к берегу, а там бегают раздетые люди! Оказалось, топограф Геннадий Александрович Морозов и его реечники, используя погожий день, усиленно занимаются мензульной съемкой. И так всегда!
Г. А. Морозов не ездил на юг, отдав 40 лет СГЭ.
В августе 1954 г. наша группа перебазировалась в губу Южная Сульменева в бухту, названную в 1958 г. Коралловой. Здесь вход в губу и мористую часть обследовали гидрографы П. П. Федотов и В. А. Ищенко; среднюю часть губы — гидрограф А. Ф. Карбасов, а мелководный кут губы — А. К. Баев.
Катер Баева был последний год оборудован для промера рыбалотом, как говорится, «последний из Могикан» — в Экспедиции к 1954 году уже все катера имели эхолоты. Но наш уважаемый гидрограф Василий Константинович Холопов считал: «Рыбалот точнее эхолота», и долгое время работал, измеряя глубины, этим прибором.
Крестовую губу обследовали гидрографы «А-5» А. В. Бородин и А. Г. Курганский.
В сентябре 1954 г. в губе Южная Сульменева случилось ЧП. Катер при подходе к берегу выбросило волной на берег. Каждая последующая волна все далее забрасывала и замывала песком катер лейтенанта Карбасова А. Ф.
Мы на ГПБ-410 по радиосвязи приняли сигнал бедствия и пришли на помощь. Удалось демонтировать эхолот, а экипаж доставить на базу в бухту Коралловая. Катер сняли с береговой осушки спустя несколько дней, когда «улеглось» волнение.
Сентябрь принес нам, гидрографам «А-5», еще одно испытание. 12 сентября 1954 г. прибыл на катере из губы Крестовой командир партии капитан-лейтенант Фридман С. А. для съемки гидрографической группы и перебазирования в губу Крестовую.
Утро в понедельник 13 сентября было мрачным: низкие тучи, темный небосвод. Казалось, все предвещало бурю. Но в море были «недоделки». Требовалось пройти контрольными галсами и на площади промера взять образцы грунта. Разбудив команду катера и позавтракав, вышли в море. Моряки всегда немножко суеверны, но, как всегда говорил наш наставник, известный гидрограф Виктор
[55]
 Федотов - 0056.jpg
 Федотов - 0057.jpg
Фридрихович Викман: «Понедельник и 13-е число взаимно «уничтожают» друг друга». Конечно, может быть, это и шутка или, действительно, «совпадение», но все в тот день оказалось удачным. Погода благоприятствовала и до полудня мы на катере ГПБ-410 закончили промер, взяли грунты и с чувством выполненного долга, удовлетворенными вернулись в базу.
А в ночь на 14 сентября давление по-прежнему падало... И как рвануло! 14 сентября ураганный ветер Новоземельской боры срывал палатки, катера еле удерживались на якорях в бухте Коралловой. Чайки, кайры и гаги не могли летать и плавать — уныло ходили вдоль берега, прижимаясь к выброшенным водорослям. Так продолжалось трое суток, а потом еще двое суток постепенно стихал ветер, но бушевало от волнения и прибоя море. Только на пятые сутки мы вновь вернулись на базу партии — в губу Крестовая.
1954 год тоже стал трагическим для гидрографов СГЭ. Погиб Павел Иванович Зайцев — человек душевный и один из самых грамотных специалистов по техническим вопросам в Экспедиции. Погиб, можно сказать, нелепо: оступившись на железной палубе катера «Ярославец», он перевернулся через леерное ограждение и, ударившись головой о борт, сразу умер.
В 1958 г. в память о гидрографе-исследователе его именем назван северный входной мыс губы Южная Сульменева на Новой Земле — мыс Павла Зайцева.
В первых числах октября 1954 г. гидрографические, геодезические и топографические партии грузились на ледокольный пароход «Леваневский» — вначале в губе Крестовой, затем — в Маточкином Шаре.
Известный полярный капитан А. А. Качарава — капитан «Леваневского» и легендарного «Сибирякова», вступившего в неравный морской бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер» 25 августа 1942 года — шел из арктического рейса и был зафрахтован для Экспедиции.
Два интересных случая. Загрузившись, что называется «под завязку», «Леваневский» остановился в Маточкином Шаре, у Шумилихи. Там базировались геологи. Там же находился, ожидая по
грузки, топограф лейтенант Схиртладзе Юрий Васильевич. Ему было поручено доставить в Архангельск 4 катера ГПБ. Кто-то из гидрографов подсказал Юрию: «Мол, сходи к Качараве, может,

После Новоземелъской боры...
[56][57]
 Федотов - 0058.jpg
погрузит твои катера». Так он и сделал, а потом рассказал нам: «Увидев меня, он сразу спросил по-грузински. Я понял, но ответил по-русски и обрисовал свое незавидное положение. Вызвав боцмана, Качарава приказал: «Растолкай на корме катера, уплотни, но погрузи 4 катера лейтенанта»». Что и было сделано. Юрий шел с нами на «Леваневском», «квартируя» у капитана, предоставившего ему место и лучшие условия отдыха в каюте. Конечно, у Юрия остались самые хорошие воспоминания об этом легендарном Человеке. И встречаясь с Юрием в Архангельске, Ленинграде и Москве, мы всегда по-доброму вспоминали морские походы, Новую Землю, нашу экспедиционную юность и ту счастливую встречу с А. А. Качаравой.
Второй случай запомнился и мне. В Маточкином Шаре, уж не знаю, каким образом, оказалась преподаватель Московского университета, доктор наук Надежда Сушкина. По просьбе женщины ей был предоставлен катер «Ярославец», на нем Надежда Сушкина прошла весь Маточкин Шар. Экскурсантка осталась довольна; поблагодарила, сказав: «Красоты гор и ледников, красоты Маточкина Шара несравненно выше Норвежских шхер».
6 октября 1954 г. ледокольный пароход«Леваневский» доставил в Архангельск 240 человек экспедиционного состава и 19 катеров ГПБ.
Второй зафрахтованный транспорт — «Кола» — грузил 4 партии: частично «А-1» Л. П. Агафонова, «А-2» В. М. Антипова, топографическую партию И. И. Иванова и геодезическую партию. Погрузка производилась в губе Машигина в труднейших условиях. Катера не проходили в горизонтальном положении через люк трюма, приходилось опускать почти вертикально, затем в трюме растаскивать их вручную. Условия перехода также были труднейшими: люди располагались в сыром трюме, без воды и прочих человеческих «удобств». Так приходилось свертывать производственные партии Экспедиции А. К. Жилинскому в условиях отсутствия настоящего
экспедиционного судна.
После навигации СГЭ ежегодно подводила итоги летних работ, а на торжественных вечерах в Архангельске приказом начальника СГЭ объявлялись лучшие подразделения: отряд, партия, группа, катер. В 1954 году за успехи на промере и в исследовании Новой Земли экипажу ГПБ-410 был вручен вымпел «Лучший катер Экс-
[58]
 Федотов - 0059.jpg
Лейтенант Федотов П. П.: идем на Новую Землю (гису «Мурман»)

педиции», а командиру катера — ценный подарок — настольные часы. Матросы ГПБ-410 получили по 10 суток внеочередного отпуска и побывали на родине.

В навигацию 1955 г. флот гидрографических судов пополнился новыми кораблями: гису «Нивелир» водоизмещением 1370 тонн и скоростью экономического хода 10. 7 узла, построенный на польской судоверфи в Гдыне, привел в Архангельск командир корабля Н. Я. Столяров; гису «Сирена» водоизмещением 1860 тонн с экономической скоростью хода 9 узлов (заводское название — транспорт «Порхов»), привел из Венгрии по Дунаю и далее вокруг Европы в Архангельск командир корабля Б. Е. Валинский.
В 1955 г. партии Экспедиции были развернуты на «Сирене» и «Нивелире»:
— «А-1» Л. П. Агафонова — на полуострове Панкратьева. Гидрографы Н. С. Налетов, В. К. Холопов, Е. И. Полозов, Л. З. Кичаев в течение навигации обследовали промером районы острова Берха и полуострова Панкратьева, заливы Седова, Борзова;
[59]
 Федотов - 0060.jpg
— «А-2» В. М. Антипова и
— «А-5» С. А. Фридмана — в заливе Вилькицкого, а в конце навигации были перебазированы в залив Русская Гавань;
Гидрографы 2 партий Н. М. Аносов, Н. К. Тимошенко, В. Г. Рыбин, С. М. Щербаков, П. П. Федотов, Е. В. Моляков промером обследовали районы от губы Глазовой (от мыса Николая), заливы Норденшельда и Вилькицкого, пролив и острова Баренца, западное побережье до залива и сам залив Русская Гавань.
Вспоминал Н. С. Налетов, гидрограф 1-й гидрографической партии, который в паре с гидрографом этой же партии Е. И. Полозовым непосредственно занимался обследованием района вокруг острова Берха и в заливе Борзова.
«Наступала глубокая осень. Весь залив Борзова окружают ледники. Огромные падающие глыбы, сползающие с ледников, неожиданно, как взрывы бомб или крупнокалиберных снарядов, оглашали мощными раскатами грома, казалось, пустынный район залива.
Галсы промера приходилось прокладывать среди плавающих льдин, на которых нередко мирно громоздились моржи. С усатыми и клыкастыми мордами они спокойно наблюдали за катерами, бороздящими воды в их родной стихии».

В родной стихии
[60]
 Федотов - 0061.jpg
Так же под грохот сползающих ледников производили мы промер на ГПБ-410 в губе Глазовой в июле 1955 года.
Свертывание подразделений Экспедиции в 1955 году началось с полуострова Панкратьева. Затем «Сирена» перешла в Русскую Гавань. Там грузились гидрографы двух партий («А-2» и «А-5»), геодезисты партии И. В. Осокина и топографы.
Казалось, навигация завершена. Людей, катера и снаряжение партий надо доставить в Архангельск. Но не тут-то было! После атомного взрыва надо было снять навигационные буи из губы Черной — таков приказ! Чтобы освободить палубу для буев, «Сирена» следует в Маточкин Шар, в становище Лагерное, там разгружает экспедиционные катера, затем идет в губу Черную, снимает буи.
И вот снова я в губе Черной, где производил промер в 1952 году. После атомного взрыва в губе уцелели на плаву: эсминец «Урицкий», транспорт и подводная лодка «Малютка». Все они давно выслужили свои сроки на флоте и служили Отечеству, как могли, в последний раз.
А с «Сиреной» получается, как в сказке «про белого бычка»: «Сирена», сняв буи, везет их в порт Нарьян-Мар, там разгружает буи и снова идет в Лагерное — забрать на борт катера Экспедиции, и, загрузившись «под завязку», только тогда везет людей Экспедиции в Архангельск.
А люди? Наши экспедиционники, около четырехсот человек, «катались» «бесплатно» (им еще платили «суточные») и терпели более 20 суток, устроившись на нарах в 3 этажа в трюмах «Сирены», раскинув свои палатки и кухню. Иногда по вечерам им в трюме «показывали кино». Заболев от «такой морской жизни и свалившихся забот», замполит Вайсман И. М. «укатил» самолетом из Нарьян-Мара в Архангельск. А А. К. Жилинский вместе с Экспедицией переносил все тяготы и лишения этого необычного, затянувшегося рейса. Люди знали, что Жилинский никогда не перекладывал ответственность на плечи подчиненных, мог взяться за любое экспедиционное дело, показать пример, поднять настроение. Он верил в людей, хорошо знал все трудности и опасности работы гидрографов. Его уверенность и энергия организатора всегда передавались людям, помогая им успешно решать производственные задачи и переносить все трудности экспедиционной жизни.
[61]
 Федотов - 0062.jpg
Северную часть Новой Земли до мыса Желания обследовал промером гидрограф Е. И. Полозов уже в 1956 году. Катера после промера базировались только на борту гису «Сирена».
Рассказывая о работе подразделений экспедиции, мне не удалось полностью осветить работу первопроходцев: геодезистов, топографов, строителей геодезических пунктов на Новой Земле. Хочу подчеркнуть лишь, что все работы на берегу и в море велись в течение шестилетнего периода планово и целеустремленно.

Сигнал на мысе Меньшикова, высота 45 м (Новая Земля, 1952 г.)
[62]
 Федотов - 0063.jpg
Сотни километров пройдены экспедиционниками по бездорожью, скалам и ледникам, по горам и ущельям, там, где порой не ступала нога человека.

Подъем геодезистов на пункт наблюдений (Новая Земля)

Тысячи отрекогносцированных и возведенных строителями, с высоким качеством отнаблюденных геодезистами геодезических знаков: пирамид, сигналов большой высоты. Тысячи километров мензульной съемки выполнены топографами, которые засняли береговую черту и полосу Новоземельского побережья: островов, ледников, заливов, губ, проливов и бухт. Результаты инструментально закреплены и вычерчены на тысячах планшетов топографической съемки.
Гидрографам, работавшим непосредственно на промере глубин — исследователям «тайн морского дна» и его рельефа — пришлось десятками тысяч галсов пройти всю «тысячекилометровую Землю» oт мыса Меньшикова до мыса Желания. Подходя галсом к берегу, гидрографу постоянно надо было быть «на чеку», чтобы не наскочить на подводные камни или скалу, а если они обнаружива-
[63]
 Федотов - 0064.jpg
лись, то следовало определить их точное местонахождение инструментально и нанести на планшет. Сколько неожиданностей «преподносила» Новая Земля при подходе катера к берегу! Гидрограф стремился по роду своей деятельности подойти как можно ближе к берегу, чтобы «отбить» «нулевую изобату». Если же встречался приглубый берег — замерить наметкой наименьшую глубину у кромки и расстояние до берега «глазомерно». Все опасности, встречаемые на галсах: банки, отмели, осыхающие или надводные (подводные) камни, — гидрограф обязан был отдельно обследовать: промерить глубины вокруг них (над ними), подробно обследовать поиском и определить наименьшую глубину. Все это впоследствии обрабатывалось и наносилось на навигационные карты для безопасного плавания кораблей и судов.
Гидрографам во время исследований на Новой Земле часто приходилось попадать в штормовую погоду. Выйдешь на катере в район промера на расстояние в 2-3 часа хода до базы при хорошей погоде, кажется, ничто не предвещает беды, потом во время промера замечаешь небольшое облачко над вершинами гор — жди Новоземельскую бору. Ветер усиливается резко и быстро, пока идешь на базу, а волна бьет, как говорят моряки, «в зубы». Матросы уходят в укрытие — моторное отделение, а гидрограф стоит рядом с рулевым, обливаемый встречной волной с головы до ног.
У человека, которому часто приходится попадать в сложную обстановку, вырабатывается особое чутье, оно помогает найти правильное решение. В те минуты и часы всегда помогала и концентрированная воля в борьбе с опасностью, и сознание ответственности за жизнь вверенных тебе людей. Когда приходишь наконец на базу, видишь благодарные глаза своих товарищей, ушедших от беды.
Новая Земля не дарила исследователям много хорошей погоды и благоприятных условий для работы, летом — частые туманы, осенью — шторма и ветер Новоземельской боры «отнимали» дни и недели у экспедиционников. Поговорка «Ждать у моря погоды» здесь была жизненной реальностью. В дни, когда нельзя было выйти в море, гидрографы работали в палатках: вычисляли координаты геодезических пунктов, прокладывали пройденные галсы на базовые планшеты, анализировали качество промера и сходимость глубин на контрольных галсах. У геодезистов и топографов в дни
[64]
 Федотов - 0065.jpg
«нелетной» погоды тоже было много аналогичной работы. Исследователи помнили, что единичные промахи или недочеты в работе можно еще исправить при наступлении «рабочей» (ясной) погоды.
Но происходили и курьезы.
Вспоминается случай, когда гидрографу-геодезисту Михаилу Синопальникову было поручено «отнаблюдать» (измерить направления теодолитом) на геодезическом пункте горы Первоусмотренная (970 м). Не имея большого опыта, геодезисты поднимались на «горку» поздновато, когда наблюдаемые пункты или сама гора закрывались «дымкой», туманом — так «терялась» видимость для наблюдений. Шли дни, прошел месяц, а положительного результата не было. Наконец командование послало на «горку» опытного геодезиста Василия Алексеевича Мамонтова с группой рабочих. Зная капризы погоды Новой Земли, геодезисты раскинули палатку на горе и «караулили» погоду у теодолита. Так настойчивостью, уменьем опытного специалиста была «покорена» Первоусмотренная, получившая с тех пор точное место в системе координат на Земле.

Гису «Мигалка»
[65]
 Федотов - 0066.jpg
Гису «Мороз»

Вдоль всего западного тысячекилометрового побережья Новой Земли, от границы прибрежного промера был выполнен морской промер глубин Баренцева моря. Старые гидрографические суда «Мигалка», «Мгла», «Мороз» много лет работали в высоких широтах Арктики, гидрографы на них определяли свое место на морском промере по радионавигационной системе «Координатор» (РНС), излучающие станции которой «развертывались» (устанавливались) на Новой Земле.
Командование Северного флота, зная о правительственном задании, высоко оценивало работу Экспедиции по обследованию Новой Земли и, понимая трудности СГЭ, оказывало всяческую помощь в снабжении: продовольствием, горюче-смазочными материалами (ГСМ), специальным утепленным обмундированием и обувью. Для выполнения морского промера стали выделяться боевые корабли: тральщики и морские охотники, на них гидрографы СГЭ также работали с РНС «Координатор».
[66]
 Федотов - 0067.jpg
Северной экспедиции во всех ее исследовательских делах помогал начальник Гидрографической службы Северного флота, начинавший свою деятельность гидрографом в СГЭ в 1932 году, контр-адмирал Скосырев Николай Васильевич. Они, начальник СГЭ А. К. Жилинский и Н. В. Скосырев, знали друг друга в делах со времен Великой Отечественной войны, прекрасно понимали важность заданий для Экспедиции и дружно работали над их выполнением. Хорошо помню ежегодные инспекторские проверки СГЭ при прибытии Н. В. Скосырева с комиссией Гидрографического отдела Северного флота в Архангельск (50-е, 60-е годы). И главным всегда было при неизменном контроле оказание практической помощи людям, подразделениям и в целом Экспедиции.
Н. В. Скосырев умел вдохновлять людей на труд, на выполнение заданий. После работы такой комиссии всегда оставалось чувство удовлетворенности от того, что «высокое начальство» проявляет о тебе заботу. А слово «данное» Н. В. Скосырев всегда умел держать.
Начальнику СГЭ А. К. Жилинскому в подготовке к экспедиционным работам и на Новой Земле было на кого опереться. Экспеди-

Н. В. Скосырев в беседе с Б. Е. Волынском на торжественном вечере, посвященном 50-летию СГЭ (24 октября 1974 г.)
[67]
 Федотов - 0068.jpg
ционные отряды и партии возглавляли такие многоопытные гидрографы, как И. И. Малышев, И. И. Кожемякин, А. Н. Иванов, Н. Г. Мандрик, В. И. Лебедев, И. П. Ковригин, В. М. Антипов, В. Ф. Викман, Х. И. Сарачев, В. В. Бухмейер, Л. П. Агафонов, Ф. П. Афанасенков, И. В. Осокин, И. Д. Мороз и другие.
В 1958 году мне довелось работать в Архангельске под непосредственным руководством А. К. Жилинского. Дело в том, что многие бухты, горы, мысы и даже заливы Новой Земли не имели собственных названий. В ходе работ Экспедиции на Новой Земле их часто называли «безымянными».
Более 50 названий с координатами, кратким описанием происхождения имени было представлено весной 1958 г. на заседании ученого совета филиала Географического общества в Архангельске.
Тогда в дискуссии участвовали Г. Я. Наливайко, К. П. Гемп, И. К. Вылко; от СГЭ — А. К. Жилинский, С. К. Немилов и П. П. Федотов. Рассмотрев и обсудив, комиссия одобрила наше «Представление названий по Новой Земле», а Архангельский областной Совет депутатов трудящихся утвердил своим решением новые имена. Так, на картах появились новые названия: мыс Павла Зайцева, мыс Ивана Малышева, мыс Крокодил (мыс с похожим очертанием), бухта Коралловая, гора СГЭ (около залива Норденшельда), камень Курочкина (обнаружен был гидрографом Ю. А. Курочкиным), а также названия, данные в честь гидрографических кораблей, принимавших непосредственное участие в гидрографических работах на Новой Земле: залив Мурман, мыс Мигалка, бухта Нивелир, бухта Сирена и другие.
Закончилась трудная, важная и памятная эпопея исследований на Новой Земле в 1951-1956 гг. Гидрографическая служба и Картфабрика ВМФ издали новые карты на Баренцево море и Новую Землю.
В послевоенные годы СГЭ, закончив летние работы, возвращалась на «Мурмане» или на других гидрографических судах домой, в Архангельск на «зимние квартиры». Это всегда были радостные дни для людей, выполнивших летние задания в суровых арктических условиях. Привезенные материалы гидрографических исследований отличались новизной. Они имели много дополнений к картам, лоциям и другим навигационным пособиям, а иногда и содержали новые географические открытия. Все это вызывало у
[68]
 Федотов - 0069 - 1.jpg
гидрографов моральное удовлетворение от добротно сделанного для Родины и Флота.
А впереди у экспедиции были новые, более сложные задачи. Интересы государства, боевая подготовка кораблей нашего флота требовали проведения гидрографических и океанографических исследований круглогодично, уже на океанских просторах.

Пред.След.