Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Дубравин А. И. Колымский рейс парохода "Ставрополь"

Воспоминания участника плавания.
 Дубравин - 0024.jpg
В Тихом океане

Сгустившаяся темнота все отчетливее вырисовывала луну на фоне черного неба. Множество огней, разбросанных на чернеющих контурах сопок, освещали Хакодате и берег Сангарского пролива, вдоль которого шел теперь полным ходом «Ставрополь». Дымчатые водны медленно поднимали на свою пологую вершину Наш корабль и тихо, даже будто осторожно опускали его в темную котловину волн.
С наступлением рассвета я наблюдал океанские волны с палубы «Ставрополя». Длина их была около 80—100 метров, высота — около 2—3 метров и период качки — 7—8 секунд. По наблюдениям, обобщенным лейтенантом Пари, в западной части Тихого океана волны достигали длины 102 метров, высоты 3,1 метра и имели период качки 8,2 секунды.
Путь нашего корабля пролегал в открытом океане от Сангарского пролива до Петропавловска-Камчатского. вдоль Курильской гряды. Открылась она на вторые сутки плавания «Ставрополя» и не терялась из вида на всем переходе от Хакодате к Камчатке и до мыса Лопатка.
Курильская гряда представлялась в виде больших и малых вулканических островов, поднимающихся над уровнем моря от 900 до 1500 метров, за исключением острова
[22]
 Дубравин - 0025.jpg
Алаида, возвышающегося до 2300 метров, и Матута с пиком Сарычева, названного по имени русского капитана, плававшего у Курильской гряды в 1769 году.
Адмирал С. О. Макаров (тогда капитан 1-го ранга) в 1886—1889 гг. на корвете «Витязь» производил гидрологические наблюдения, проходя у Курильской гряды примерно тем же маршрутом, каким шел сейчас «Ставрополь». Глубоководные измерения показывали тогда, что у Курильской гряды преобладает сравнительно наиболее холодная вода в Тихом океане. Так, на глубине 400 метров температура воды составляла +1 — +2 градуса, удельный вес воды —1,025 {1}. По измерениям, произведенным 19 июля 1929 года с борта «Ставрополя», температура поверхностной воды составляла около +10—11 градусов.
Наше судно шло на больших глубинах Тихого океана. Вдоль всей Курильской гряды и Японских островов находится обширнейшая в мире глубоководная ложбина. Здесь дно. океана от линии Курильских островов опускалось более чем на 8000 метров, а так называемая Курильская северная впадина, по данным того времени, достигала глубины 8500 метров.
«Ставрополь» шел в океане, покинув Хакодате, уже третьи сутки. В числе пассажиров, которые находились на борту «Ставрополя», были члены правительственной комиссии из Якутска, направляющиеся в Нижнеколымск, и представители Акционерного Камчатского общества и Якутторга. Всего их было 8 человек.
Днем свободная от вахты команда и пассажиры подолгу стояли на верхней палубе или выходили на полубак, любуясь просторами океана и вулканическими Курильскими сопками. Изредка на расстоянии, мили от корабля над спокойной поверхностью воды вдруг появлялись фонтаны и темные гигантские туловища играющих китов.

{1} Макаров С. О. «Витязь» и Тихий океан.. Спб., 1894, т I. с. 263, 265.
[23]
 Дубравин - 0026.jpg
Множество белоснежных чаек парило за кормой корабля, с криком опускаясь к самой воде за добычей.
На шестые сутки после выхода «Ставрополя» из Хакодате мы подходили к берегам Камчатки. В этой части Тихого океана заканчивалась глубоководная впадина, простирающаяся вдоль Курильских островов и частично вдоль побережья Камчатки.
Ветер свежел, разводя большую волну, когда на рассвете 21 июля показался, подобно длинному клину, мыс Лопатка — оконечность Камчатки.
Мыс Лопатка отделяет Тихий океан от Охотского моря низменным полуостровом, ширина которого от нескольких метров до 2—3 километров.
«Ставрополь», огибая Камчатский полуостров, 22 июля подошел к входу в Авачинскую губу, к Петропавловску-Камчатскому. Однако войти в бухту сразу не удалось из-за густого тумана, и «Ставрополь» лег в дрейф. К полудню туман разошелся, и перед нами открылись высокие берега, поросшие низкой камчатской березой.
Как только «Ставрополь» пришел на траверз мыса Маячного, с правого борта корабля мы увидели три высоких базальтовых столба, называемые Тремя Братьями. Это величественные кекурные камни, стоящие на береговом рифе. О них билась волна, дробясь на мелкие брызги. Несколько дальше по курсу, левее, мы увидели небольшой островок наподобие черной шапки, называемый Бабушкин Камень. Около него летало множество чаек. Мы: вошли в ковш, где ошвартовались у причала для приема угля и воды.
Ко времени нашего входа в Авачинскую губу внезапно рассеялись тучи, и перед нами открылись Авачинская и Корякская сопки, наполовину покрытые снегом и ледниками. Над Авачинской сопкой покачивалось белое облачко курящегося вулкана.
В Петропавловске-Камчатском была сосредоточена вся работа по управлению, строительству и промыслам полу-
[24]
 Дубравин - 0027.jpg
острова. Особую роль в строительстве занимало тогда Акционерное Камчатское общество (АКО), объединяющее целый ряд государственных учреждений и возглавляющее работы по добыче рыбы, пушнины и руды.
Вскоре после нашего прихода в Петропавловск-Камчатский на рейде встал «Литке» в ожидании свободного причала для погрузки угля и воды у мыса Сигнального.
На следующий день после полудня, закончив прием грузов, мы вышли из Петропавловска-Камчатского и взяли курс к Берингову проливу. Нам предстояло пройти 1280 миль.
Моросил дождь. Горизонт заволокло туманом. Волны яростно накатывались на корабль. На палубе, кроме вахты, никого теперь не было. Только судовой пекарь А. Е. Козуб с вахтенным матросом трудились на корме около животных, которых мы имели на борту. Быки и коровы стояли, широко расставив ноги и уткнув головы в корыто. Условия арктического плавания требовали тогда перевозки скота как продукта питания во время навигации и особенно на случай вынужденной зимовки.

Ночью море постепенно стало успокаиваться, и к утру качка значительно уменьшилась. На палубе начали появляться пассажиры.
Когда рассеялся туман, мы увидели восточный берег Камчатки с черными сопками, убеленными полосками снега. Высокие вершины их были покрыты быстро меняющимися по форме темно-свинцовыми тучами. Стало значительно холоднее, чем несколько дней тому назад. Во второй половине дня берег очистился от высоких облаков, и вдали, в дымке розового тумана, показался самый большой на Камчатке Ключевской вулкан. Он поднимался над уровнем моря около 5000 метров ослепительно белой вершиной ледников, возвышающейся над дымкой тумана и облачком у курящегося кратера...
[25]
 Дубравин - 0028.jpg
... Когда мы находились еще во Владивостоке, судовой комитет «Ставрополя» в лице его председателя кочегара Платова поручил мне заведовать судовой библиотекой, которая начала функционировать на второй день после нашего выхода из Хакодате.
Библиотека помещалась в матросском кубрике, где против входных дверей стоял шкаф с книгами. Они были подобраны с большой тщательностью при содействии местного комитета союза водников во Владивостоке. Всего было около 300 книг и брошюр, составляющих по своему содержанию четыре раздела: политический, учебный, естественных наук и художественной литературы.
Ежедневно по расписанию производилась выдача книг для команды и пассажиров. Таким образом я имел возможность общаться с широким кругом лиц.
В Петропавловске-Камчатском мне удалось запастись несколькими экземплярами местных газет, что было доведено до сведения экипажа и пассажиров.
Многие члены команды и пассажиры посетили памятники В. Берингу и защитникам города от вторжения англо-французской эскадры кораблей во время Крымской войны 1853—1856 гг. {1}
...

{1} Экспедиция англо-французов в Петропавловск. — Морской сборник, 1860, № 2, с. 470—505.
ББК-10 : 24 Апрель 2016 12:43  Вернуться к началу

Пред.След.