Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 1.jpg
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

В книге описываются экспедиции в Арктику с участием самолетов: экспедиция на Новую землю в 1925 г.; экспедиция "Советского Севера" в 1928 г. от Владивостока до Колючинской губы; экспедиция на остров Врангеля и полет до устья Лены вдоль побережья Сибири; экспедиция по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда и по вывозке пассажиров с парохода „Ставрополь", затертого льдами у мыса Северного в 1929 г.
Книга рассчитана на массового читателя, написана живым и понятным языком и знакомит с героической работой советских летчиков по исследованию арктических областей.


Памяти пилота Леонида Порцель, безвременно погибшего на безлюдном берегу Карского моря,
посвящает автор свой скромный труд


Оглавление Стр.

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

Арктика и ее проблемы {1}

Что заставляет нас в последние годы уделять так много внимания арктической области?
Фритиоф Нансен в 1928 г. писал: «Мы не собираемся еще раз открывать, полюса, но здесь, в крайних областях севера, рождается погода Европы и Сев. Америки; мы соберем метеорологический материал для того, чтобы обратить метеорологию из искусства в науку».
И действительно, Арктика является как бы «лабораторией погоды». Именно здесь зарождаются и развиваются в громадные системы циклоны и антициклоны, т. е. области пониженного и повышенного давления, которые, продвигаясь потом к югу и распространяясь на обширные районы, создают погоду.
Совершенно ясно, что мы не сможем предсказывать точно и своевременно погоду до тех пор, пока не изучим условий, в которых зарождаются эти циклоны и антициклоны, пока не уясним законов их образования в приполярных областях.
Достаточно сказать, что знание осенней температуры Гренландского моря дает возможность предсказать вероятную температуру весны в Ленинграде на следующий год. Насколько это важно для нашего сельского хозяйства, об этом говорить не приходится. Но не только для сельского хозяйства, авиации, звероловства, рыболовства, но и для многих других отраслей человеческой деятельности необходимо планомерное изучение атмосферных явлений, а также явлений, близко связанных с течением северных морей.
Ярким примером этого является изучение влияния Гольфстрема на климат севера Европы. Зарождаясь у берегов Америки, это течение несет громадное количество тепла к берегам полярной области и делает климат Западной Европы
{1} См карту полетов и Арктике к конце книги
[9]
исключительно мягким. Если бы не было Гольфстрема, мы не имели бы неисчерпаемых рыбных богатств Баренцева и Мурманского морей. Благодаря Гольфстрему самая северная точка Европы — мыс Норд-Кап, лежащий под 70° северной широты, всегда свободен от льдов.
Гольфстрем берет свое начало в экваториальных областях и, пересекая Атлантический океан, направляется к северу, щедро расточая свое тепло по пути. Достигнув северной части Европы, Гольфстрем разделяется па две ветви: одна из них, северная, идет к острову Шпицберген, а другая, наиболее важная, идет между Норд-Капом и островом Медвежьим, вдоль Мурманского побережья.
Здесь, около меридиана Колы, Гольфстрем вновь делится на три рукава, из которых первый, южный, тянется вдоль побережья, второй — около Канина носа и острова Колгуева, проходит к Гусиной Земле и Новой Земле, третья же ветвь проходит вдоль западной части Новой Земли, у северной части которой и теряется. Экспедиция на ледоколе «Седов» обнаружила в 1930 г. ветвь Гольфстрема и в районе Земли Франца Иосифа.
Мурманская ветвь Гольфстрема, проходя в 120 км от берегов, весьма сильно нагревает воду, вследствие чего температура ее не опускается ниже нуля, т. е. море никогда не замерзает.
Теплые струи Гольфстрема богаты жизнью, так как его температура чрезвычайно благотворна для развития морской флоры и фауны. Наличие множества водорослей и мелких животных привлекает сюда огромные полчища промысловой рыбы и морских хищников.
Изучить влияние Гольфстрема на воды и воздушные массы приполярных областей — это лишь первая задача в ряде обширных метеорологических и гидрологических исследований. Конечно, эти исследования не могут проводиться экспедициями. Необходимо сооружение большого числа постоянных опорных пунктов — метеорологических станций и постов, как обслуживаемых человеком, так и автоматических. Но помимо задач, относящихся к области метеорологии и гидрологии, перед нами стоит еще одна задача — открытие новых земель в Арктике.
Некоторые данные говорят о наличии в Арктике еще не обнаруженных островов. В этом отношении весьма любопытна история открытия острова Визе, фактически открытого осенью 1930 г., а научно предсказанного еще в 1924 г.
[10]
Проф. В. Ю. Визе, изучая дрейф затертой во льдах шхуны «Св. Анна», пришел к выводу, что между 78 и 80° северной широты, несколько восточнее линии дрейфа, находится какое-то препятствие, не дающее судну двигаться на восток, т. е. какая-то земля. Визе математически обосновал свое заключение, дал координаты этой земли, и она была занесена на карты под именем острова Визе с вопросительным знаком. В 1930 г. ледокол «Седов», следуя за 79 параллель, обнаружил этот остров. С той поры вопросительный знак на карте зачеркнут.
Следуя далее на восток, «Седов» в районе Северной Земли обнаружил еще пять островов. Эта победа ничем не ниже блестящей победы математика Леверье, открывшего планету Нептун путем исключительно математических выкладок. О том, что в Северном полярном море есть целый ряд еще не известных земель, можно судить как по научным данным (на основе которых был открыт остров Визе и «предусмотрен» Крапоткиным в свое время Шпицберген), так и по историческим документам. На одном из этих документов, находящемся в Гидрографическом управлении, на карте, относящейся к 1794 г. и составленной сержантом Андреевым, обращают на себя внимание контуры какой-то земли к северу от реки Колымы. По словам туземцев (Андреев), это «Земля Тигикен». До сих пор этой земли еще никто но видел, но на ее присутствие указывает скопление льдов, отмеченное экспедицией Вилькицкого. Имеются признаки, указывающие на наличие земель также в море Лаптевых.
Промышленник Сенников, открывший один из Ново-Сибирских островов, видел в направлении на северо-восток очертания какой-то земли, но достичь ее не мог. Эту же землю видел и Э. Толль с острова Котельного. Толль даже определил достаточно точно местоположение этой земли. Однако экспедиция Вилькицкого в 1914 г. этой земли не видела.
В области американской Арктики возможно существование так называемой земли Гарриса, математически предполагаемой на основе изучения приливо-отливных явлений и дрейфа судов. Экипаж китобойного судна «Стамбул», находившегося к северу от острова Врангеля, даже видел в направлении предполагаемой земли очертания какого-то материка.
Наряду с чисто научными, хотя и имеющими большое практическое значение, задачами Арктика ставит перед нами целый ряд хозяйственных задач колоссальной важности. В первую очередь к этим задачам надо отнести решение проб-
[11]
лемы Великого северного морского пути, т. е. водного пути из Белого моря в Тихий океан вдоль берегов Сибири Трудно переоценить значение этого пути для социалистической страны. Не говоря уже о том, что установление его означает величайшую победу человеческого гения, этот путь имеет колоссальное экономическое и политическое значение. Он не только сокращает во много раз расстояние между Европой и Америкой, между Ленинградом и Владивостоком во много раз уменьшает транспортные издержки, — он открывает громадные возможности для эксплоатации необъятных богатств нашего Севера.
Устанавливая кратчайшее сообщение с севером Сибири, Великий северный морской путь создает условия для разработки нетронутых до сего времени недоступных лесных массивов Сибири и всех ископаемых, которые уже сейчас открыты. Установление северного пути даст возможность не только в громадной степени увеличить добычу таких промыслов; как звероловство и рыболовство, но и организовать промышленную, поставленную по последнему слову техники, переработку сырья этих промыслов.
Северный путь ставит перед нами в Арктике новые хозяйственные задачи, разрешение которых означает в то же время индустриализацию северный и северо-восточных окраин нашего Союза. Социалистическая индустриализация наших окраин во много раз ускорит процесс приобщения ранее угнетенных народов нашего Севера к социалистической культуре, ускорит переход этих народов от кочевого, полупатриархального уклада жизни к социалистическому.
Вот какие задачи, какие великие проблемы ставит перед нами Арктика. Конечно, эти задачи представляют полную противоположность тем грабительским колонизаторским целям, которые ставит себе капитализм, также стремящийся «освоить» приполярные области.
В деле изучения и освоения Арктики особенно больших успехов мы добились за последние пять-восемь лет, во-первых, благодаря применению новых средств — ледоколов и самолетов, во-вторых, благодаря исключительному вниманию, которое оказывают Арктике партия и правительство, в-третьих, благодаря самоотверженной, героической работе наших советских полярников.
С каждым годом все шире и шире развертывается эта работа: за каких-нибудь десять лет советские полярники совершили более 50 экспедиций за Полярный круг.
[12]
Объем этих работ виден из следующего, далеко не полного перечня экспедиций {1}:
1920 г. Экспедиция под начальством т. Матисона работает в устье реки Лены.
1921 г. Экспедиция т. Евгенова заканчивает съемку дельты реки Лены и дает карту, впервые отвечающую действительности.
1923 г. Построена полярная станция на Маточкином шаре.
1924 г. Ледокольная лодка «Красный Октябрь» под командой т. Давыдова достигает острова Врангеля.
1926 г. Осуществляется экспедиция т. Ушакова на остров Врангеля с целью заселения и освоения острова.
1928 г. Советские экспедиции на «Красине» под начальством т. Самойловича и на «Малыгине» под начальством т. Визе по спасению потерпевшей аварию итальянской воздушной экспедиции Умберто Нобиле. В том же году т. Пинегин выходит на Новосибирские острова и строит там исследовательскую станцию.
1929 г. В восточной части советского сектора. Арктики капитан Дублицкий проводит экспедицию на остров Врангеля. В западной части сектора экспедиция под начальством г. Шмидта строит самую северную в мире научную станцию на Земле Франца Иосифа. Красинский проводит воздушную экспедицию от Чукотского полуострова до реки Лены.
1930 г. Экспедиция под начальством т. Шмидта после работ на Земле Франца Иосифа и посещения Новой Земли пересекает все Карское море и открывает острова С. Каменева. Последние сразу становятся главной базой экспедиции т. Ушакова, снаряженной специально для исследования Северной Земли. Осенью экспедиция т. Ушакова впервые достигает неизвестных берегов Северной Земли.
1931 г. Ледокол «Малыгин» под начальством т. Визе совершает новый поход на Землю Франца Иосифа. Начинает работы чукотская экспедиция т. Обручева. Группа советских полярников во главе с т. Самойловичем играет ведущую роль в воздушной экспедиции международного о-ва «Аэроарктика». Экспедиция т. Ушакова обследует северную и центральную части Северной Земли. Экспедиция Государственного океанографического института ведет работу в северной части Баренцева моря. Строится новая станция на северной оконечности Новой Земли — мысе Желания.

{1} Пользуюсь материалами С. С. Каменева — статья «Революция в Арктике».
[13]
1932 г. Экспедиция г. Ушакова заканчиваем двухлетние работы по обследованию Северной Земли. Летчики Алексеев и Козлов достигают на самолете Северной Земли, имея своей базой остров Диксон. Наконец, 1932 г., являющийся вторым международным полярным годом 1, ярко выявляет все те преимущества, какие Советский союз предоставляет своим исследователям по сравнению с капиталистическими государствами..
Работы Советского союза во втором Международном полярном году особенно значительны. Для этих работ сверх существующей сотни полярных станций советские полярники организовали ряд новых опорных пунктов, среди которых надо отметить научные станции на мысе Рудольфа (северная оконечность Земли Франца Иосифа), на ледниковом покрове Новой Земли и на мысе Челюскин. Для организации этих станций и для выполнения научных работ по программе Международного полярного года в Северное ледовитое море в 1932 г. было отправлено Советским союзом больше десяти кораблей. Экспедиция на ледоколе «Таймыр» под начальством т. Лаврова вернулась с богатейшими материалами по гидрологии Карского и Баренцова морей.
Особого внимания заслуживает экспедиция Всесоюзного арктического института на ледоколе «Сибиряков» под руководством т. Шмидта. Эта экспедиция, в одну навигацию прошедшая северо-восточным проходом из Архангельска во Владивосток, воплотила в жизнь идею, занимавшую человеческую мысль на протяжении нескольких столетий.
Еще в большем масштабе развернулась работа наших полярников в 1933—1934 г. как по линии научно-исследовательской работы, так и по линии установления Великого северного пути в связи с организацией специального управления Великого северного пути.
Подводя итоги работе наших полярников за все это время, можно сказать, что из года в год на карте советского сектора Арктики исчезают белые пятна; земли, очертания которых ранее были нанесены неправильно, приобретают четкую линию, открыт целый ряд неизвестных ранее островов, найдены рудные месторождения, открыты новые районы, где можно успешно развертывать промысловую работу.
Колоссальнейшую роль в этих завоеваниях играет наша авиация.

{1} В 1932 г. имела место заранее с согласованная работа по обследованию Арктики силами и средствами многих государств.
[14]
Круг работ, выполняемых в Арктике советской авиацией, чрезвычайно разнообразен. Ни одна из задач, стоящих перед нами в Арктике, не могла бы быть успешно выполнена, если бы мы не имели самолетов как средства сообщения
и разведки в Арктике.
Из отдельных полукустарных героических попыток полеты советских летчиков на Севере превратились в планомерную, систематическую повседневную работу по изучению и освоению Севера и включению его в общий круг социалистического строительства.
Сейчас налаживается регулярная работ Карских авиа-экспедиций. Для обслуживания Великого северного морского пути строится сеть авиабаз. Наши самолеты поддерживают связь с научными станциями, раскинутыми по всему советскому сектору Арктики. Путем постоянных разведок самолеты увеличивают во много раз радиус работы наших обсерваторий и постов наблюдения, облегчая тем самым работу морских судов в Арктике.
Самолеты оказывают громадную помощь зверобойным и рыбным промыслам, обнаруживая районы наибольшего скопления добычи, сберегая тем самым средства и труд промышленников, занятых на этих промыслах. Самолеты, наконец, связывают нас с далекими северными народами и нашими северными окраинами, являясь мощным фактором приобщения этих районов и народов Севера к советской культуре.
Все эти достижения, особенно выпукло сказавшиеся за последние два-три года, не были бы возможны, если бы им не предшествовала подготовительная героическая работа наших летчиков в период 1924—1929 гг. Эта работа,носящая главным образом разведывательный характер и развернувшаяся в то время, когда мы имели весьма скудное, подчас неверное представление о полярных областях и когда нам были почти вовсе неизвестны требования, которые предъявляет Арктика к летным средствам, заслуживает нашего особого внимания. Именно на основе этой работы, выразившейся в отдельных героических, весьма плодотворных по своим результатам полетах, мы можем в настоящее время налаживать в Арктике регулярную авиационную работу, без которой освоение Севера немыслимо.
Описанию некоторых, наиболее интересных, воздушных экспедиций этого периода и посвящены дальнейшие главы этой книги.
[15]

Пред.След.