Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 1.jpg
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

В книге описываются экспедиции в Арктику с участием самолетов: экспедиция на Новую землю в 1925 г.; экспедиция "Советского Севера" в 1928 г. от Владивостока до Колючинской губы; экспедиция на остров Врангеля и полет до устья Лены вдоль побережья Сибири; экспедиция по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда и по вывозке пассажиров с парохода „Ставрополь", затертого льдами у мыса Северного в 1929 г.
Книга рассчитана на массового читателя, написана живым и понятным языком и знакомит с героической работой советских летчиков по исследованию арктических областей.


Памяти пилота Леонида Порцель, безвременно погибшего на безлюдном берегу Карского моря,
посвящает автор свой скромный труд


Оглавление Стр.

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 18.jpg
 19.jpg
Полеты на острова Новой Земли (1924-1925 гг.)
Новая Земля

Приблизительно на полпути между, Скандинавским полуостровом и устьями рек Оби и Енисея расположена группа островов, называемых общим именем «Новая Земля». Эта группа скалистых островов служит как бы границей между Баренцевым и Карским морями. Такое близкое расположение этих водных бассейнов дает основание предполагать, что климатические и гидрологические условия их должны быть одинаковыми. Так ли это на самом деле, мы увидим дальше.
Новая Земля представляет собой группу из двух больших и нескольких малых островов, расположенных в направлении с севера на юг. Длина Новой Земли, считая два ее больших острова, равна около 800 км. Южная ее конечность расположена приблизительно под 71° северной широты, а северная — мыс Желания — под широтой 77 1/2°. От острова Вайгач Новая Земля отделена довольно широким проливом — Карские ворота, а между островом Вайгач и материком проходит сравнительно узкий пролив — Югорский шар. Два главные острова Новой Земли отделяются друг от друга узким проливом Маточный шар. Ширина Новой Земли колеблется от 60 до 100 км, т. е. ее поверхность можно принять грубо равной 80 000 км2.
Вся Новая Земля имеет горный рельеф, кроме Южного острова, где имеются долины и горное плато. Наивысшие точки расположены на Северном острове и достигают высота 1220 м.
По мере удаления к северу увеличивается число альпийских ледников. На вершинах и в лощинах снег лежит круглый год. Наблюдениями установлено, что Новая Земля по-
[16][17]
 20.jpg
степенно освобождается от ледников — они опускаются все ниже и ниже и уменьшаются в числе.
Оба острова изрезаны лощинами, ручьями и озерами. Больших рек нет; ручьи — все снежного происхождения и берут свое начало в горах. Береговая черта как западного, так и восточного берегов сильно изрезана. Устья и русла горных ручьев очень часто меняют свое местоположение и направление. Вода этих ручьев и речек кристаллически чистая и почти без примесей солей; правда, есть отдельные железистокислые источники. Грунт повсюду шиферный — аспид. Простого желтого песку — кремнезема — почти нет, повсюду шифер и шифер.
Растительности почти нет, нет даже мурманской ползучей березы. Кое-где лишь виден мох ягель, а в долинах — редкая дряблая трава, но ее так мало, что глаз не замечает ее, и видны лишь черные скалы. Летом встречаются цветы дикого мака и незабудки, семена которых занесены сюда по всей вероятности птицами.
Фауна здесь богаче: встречается довольно часто белый медведь, песец, мыши нескольких пород, северный олень. Из мира пернатых встречаются чайки, гуси, лебеди, утки, белая полярная сова. Из морских зверей можно встретить некоторые породы тюленей, нерпу, лысуна, морского зайца, белуху, касатку, моржей и изредка китов.
Ископаемых ценного характера еще не найдено. Пока геологическими разведками обнаружены: охра, асбест, свинцовый блеск и в небольшом процентном содержании серебро, медь и пирит. Обнаружены также залежи мрамора и тонкие пласты бурого угля. Новоземельский бурый уголь, как полагают, образовался из приносимых течениями и ветрами древесных стволов. Течения Карского моря несут сюда сибирский лес, а течения Баренцова моря — лес южных земель; иногда к Новой Земле заносятся течением Гольфстрем даже предметы обихода жителей Америки.
По своему геологическому строению Новая Земля представляет продолжение Уральского хребта, в частности хребта Пай-Хой. Геологическая деятельность в этом районе выражается довольно быстрым поднятием суши из воды и появлением новых рифов и мелей.
Население состоит главным образом из самоедов и небольшого количества русских промышленников и представителей Госторга. Общее количество населения не превышает 100 чел., т. е. плотность населения — один человек на 800 км2.
[18]
 21.jpg
Население сосредоточено в трех самоедских поселках-становищах: Белушья губа, Малые Кармакулы и Поморская, расположенных на западном берегу Южного острова. Северный остров и весь берег Карского моря абсолютно нелюдимы. Занятия жителей — главным образом промысел морского зверя и гольца (род семги).
Климат Новой Земли нельзя назвать очень суровым. Минимальная температура колеблется от 35 до 39° ниже нуля и очень мало отличается от температуры Земли Франца Иосифа. Во всяком случае, климат здесь более мягкий, чем на той же широте в Америке. Но ветры здесь достигают огромной силы. Господствующие ветры — северо-восточные и северо-западные; сила их доходит до 50 м/сек. Смена ветров очень частая и резкая. Ветры местного происхождения, достигающие силы до 30 м/сек, чаще бывают на западном берегу и дуют преимущественно с востока и северо-востока. Возникновению местных ветров обычно предшествует появление перистых облаков и сильно растянутыми краями и вкрапленными кучевыми облаками.
Туманы здесь часты, снег выпадает круглый год, облачность очень большая, штормы достигают большой силы. Вы-
[19]
 22.jpg
сота приливов доходит до 1, 2 м. Необходимо заметить еще, что климат западного побережья Новой Земли сильно отличается от климата восточного ее берега.
Лед уходит из Маточкина шара лишь в конце июля, и навигация возможна до половины октября. В некоторые годы лед из Карского моря не уходит вовсе, тогда навигация очень тяжела; иногда же (как например в 1925 г. ) лед почти совсем очищает Карское море, значительно облегчая навигацию.
Интерес к Ноной Земле вызывается стремлением установить Северный морской путь, имеющий для СССР громадное экономическое значение.
Сигизмунд Герберштейн, дипломатический представитель германского императора при московском великом князе Василин III, дважды (в 1517 и в 1526 гг. ) бывший в России, в 1549 г. издал книгу «О Московском государстве». Книга эта произвела во всей Западной Европе настоящий фурор: она впервые достаточно полно и правдиво обрисовала жизнь тогдашней Руси, ев природу, богатства, государственное устройство. Книга имела огромный успех, так как до этого времени в Европе ходили самые фантастические слухи о «Московии».
К этой книге была приложена карта, из которой следовало, что за так называемым «Земным поясом», иначе говоря, за Уральскими горами, лежит большая река Обь, якобы вытекающая из озера Китай.
Вот это-то обстоятельство и послужило причиной того, что в 1553 г. англичане организовали под начальством Виллуби и Генслера экспедицию в составе трех кораблей для поисков северо-восточного прохода в Китай. Для Англин этот путь был особенно важен, так как путь, ведущий в Индо-Китай вокруг Африки, был очень длинен и ревниво охранялся испанцами и португальцами, не желавшими пускать в богатейшие тропические и субтропические страны опасных конкурентов по торговле.
Результаты этой экспедиции были довольно печальны: два корабля Виллуби с экипажем в 65 чел. погибли во время шторма у берегов Мурмана; третий корабль под командой Генслера не попал к устью Оби, но все же вышел в Белое море и достиг устья Северной Двины. Таким образом хотя первая попытка открыть северо-восточный путь в Китай успе-
[20]
 23.jpg
хом не увенчалась, но зато был найден новый путь в «Московию», огибающий берега Норвегии.
Интерес к северо-восточному пути проявляли и голландцы.
В 1594 г. они отправили в Арктику экспедицию, возглавляемую Баренцем. Баренцу удалось впервые обогнуть острова Новой Земли с севера вокруг мыса Желания и пройти в Карское море. С наступлением зимы Баренц погиб от цынги, но незадолго до гибели им была составлена довольно хорошая для тогдашнего времени карта европейских берегов Ледовитого океана с нанесенным на ней западным берегом Новой Земли.
Таким образом первыми сведениями о северо-восточном пути из Европы в Азию мы обязаны стремлениям европейского торгового капитала кратчайшим путем проникнуть в Китай и Индию, т. е. тем же стремлениям, которые повлекли Христофора Колумба в 1492 г. на запад.
После упомянутых уже экспедиций Англия и Голландия делали неоднократные попытки проникнуть северо-восточным путем в Китай, но все снаряжавшиеся экспедиции оказались безрезультатными, вследствие чего эти попытки надолго прекратились.
Русские мореходы того времени также пытались проникнуть на восток северным путем. В начале XVII в. казак Емельян Буза на «кочах» прошел реку Обь и даже обогнул недоступный Таймырский полуостров, на восток от которого и зазимовал. Англичанин Гордон, бывший на реке Оби в 1611 г., рассказывает, что, возвращаясь к морю по реке, он встретил флотилию «кочей», прошедших Карское море и державших курс в губу Тазовую. Здесь тогда был расположен большой город н административный центр Северной Сибири — Мангазея, основанный в 1601 г. и насчитывавший около 200 домов, гостиный двор, склады хлеба и прочие строения. В настоящее время от города не осталось никаких следов. После двух больших пожаров и запрещения русских же властей входить морем в этот город (в целях борьбы с беспошлинной и безналоговой торговлей), а также вследствие трудности доставки продовольствия этот административный центр был перенесен в Енисейск. Следует отдать должное мужеству наших поморов, которые на своих абсолютно немореходных судах плавали в совершенно неизвестных им морях, борясь с жестокими штормами и льдами.
В конце XVII в. заглохла Мангазея, а с ней и первый морской сибирский путь, и на долгое время вопрос о северном
[21]
 24.jpg
морском пути из Европы в Азию перестал волновать умы ученых и путешественников.
Лишь в 1874—1876 гг. английский корабль под командой капитана Вигранса прошел до устья реки Оби и благополучно вернулся обратно; этим было положено начало новым попыткам установить морской путь вдоль северных берегов Азии.
В 1875—1878 гг. известный шведский полярный исследователь Норденшельд на средства одного сибирского золотопромышленника организовал экспедицию на судах «Вега» и «Лена». Эта экспедиция 1 августа 1875 г. прошла Югорский шар, а 19 августа, почти не встретив льдов, прибыла к самой северной оконечности Азии — мысу Челюскина на Таймырском полуострове, от которого на расстоянии всего 110 км к северу лежит уже открытая, но мало изученная Новая Северная Земля (называвшаяся ранее Землей Николая II). До этого момента ни одно европейскоо судно не достигало этих широт.
Пароход экспедиции Норденшельда «Лена» вошел в реку того же имени и, поднявшись вверх по течению, достиг города Якутска. Судно «Вега» пошло дальше на восток и зазимовало в Колючинской бухте, в 180 км к западу от Берингова пролива. На следующий год «Вега» летом вышла в Тихий океан, пройдя таким образом впервые в истории Великим северным путем.
Так как судьба «Веги» в течение долгого времени оставалась неизвестной, была снаряжена спасательная экспедиция на судне «Жанетта», вышедшем в 1879 г. через Берингов пролив. Пройдя всего около 500 км, «Жанетта» была затерта льдами и дрейфовала с ними в Арктическом океане в течение двух лет, пока не была раздавлена льдами у Ново-Сибирских островов. Начальник экспедиции Делонг с частью команды погиб от голода в 30 км от якутского поселка при попытке достичь материка пешком по льду.
Еще печальнее была судьба русской экспедиции Брусилова (1915 г. ), захваченной льдами Карского моря. Судно экспедиции «Св. Анна», вошедшее через Югорский шар в Карское море и дошедшее до берегов полуострова Ямала, было подхвачено льдами, унесено с ними на север и далее на запад, севернее Земли Франца Иосифа, и бесследно исчезло в полярных льдах. Один лишь штурман «Св. Анны» Альбанов, покинув судно, когда оно находилось к северу от Земли Франца Иосифа, дошел пешком по льду до мыса Флора на южной оконечности Земли Франца Иосифа, где и был случайно подобран
[22]
 25.jpg
возвращавшейся неудачной экспедицией Седова на судне «Св. Фока».
Что касается экспедиции геолога Русанова (1914—1915 гг. ), вышедшей от берегов Шпицбергена в Карское море, то о ней никаких сведений не имеется, и в настоящее время ее считают погибшей в полном составе; поиски ее следов судном «Эклипс» на острове Уединение, находящемся на восток от Новой Земли, успехом не увенчались.
В 1913 г. из Владивостока вышли два специально построенных ледокола «Таймыр и «Вайгач» экспедиции Бориса Вилькицкого. Ледоколы обогнули весь материк Азии с севера и в октябре 1915 г. прибыли в Архангельск. Этим было положено начало Великому Северному морскому пути.
Под влиянием течения Гольфстрем климат нашего Мурмана значительно мягче, чем климат лежащих на юг и восток местностей. Зима на Мурмане не суровее московской, весна там начинается рано и осень поздняя. Но уже в Печор-
[23]
 26.jpg
ске море имеет более суровый климат, а еще далее на восток царит суровая зима, сковывающая жестокими морозами на 9—10 мес. всю природу тех краев. Если бы не было Новой Земли, теплые воды Гольфстрема проникли бы в Карское море и еще далее на восток и растопили бы ледяные массы южной части Арктического океана.
Но Карское море бывает свободно от льда, и то лишь условно, с августа по октябрь. В остальное время года Карское море покрыто льдами как местного происхождения («годовалый лед»), образующимися здесь в холодное время года, так и наносными, приносимыми сюда из приполюсных арктических областей. Льды эти достигают большой мощности и тянутся иногда сплошными полями на сотни километров. Толщина отдельных льдин достигает 2 м, но при передвижках и от сдавливаний льдины нагромождаются друг на друга, смерзаются и образуют ледяные массы толщиной до 20 м, называемые торосами. Ледяные поля и торосы и являются главными помехами, затрудняющими плавание в Карском море, а также мешающими установлению надежного морского пути в Сибирь.
Но несмотря на суровые льды Карского моря, несмотря на недостаточное еще оборудование берегов этого моря и устьев рек Оби и Енисея всеми нужными вспомогательными средствами для плавания, все же каждое лето здесь организуются рейсы целых караванов судов.
Экспедиция 1918 г. на семи судах для вывоза сибирского хлеба в Архангельск не удалась вследствие захвата Архангельска белыми. В 1919 г. Колчак отправил хлеб из Сибири в Архангельск этим же путем. В 1920 г. советское правительство вывезло из Оби и Енисея 11 475 т хлеба. В 1920 г. при участии уже английских компаний пять пароходов во главе с ледоколом «Ленин» доставили в Сибирь 11 000 т промышленных изделий и вывезли за границу около 50 т грузов (графит, асбест, пушнина и пр. ). В том же году Архангельский отряд на восьми пароходах и четырех баржах доставил в Сибирь смолу и погрузил в обратный рейс хлеб. На обратном пути два архангельских парохода погибли во льдах Карского моря.
В 1922 г. экспедиция в составе пяти судов успешно совершила товарообменные операции, не встретив нигде льдов. В 1923 г. экспедиция из трех судов совершила поход, также не встретив льдов. Экспедиция 1925 г. в составе пяти судов встретила лед лишь у Югорского шара и острова Белого
[24]
 27.jpg
и благополучно вернулась, произведя торговый оборот на сумму 6 млн. руб.
Изучение метеорологического и гидрологического режимов Баренцова и Карского морей вызвано требованиями жизни, так как замерзаемость этих морей сильно ограничивает возможность судоходства. Изучение течений этих морей даст возможность судить о Льдах, так мак в движении их замечена периодичность, зависящая от колебаний температуры Гольфстрема. Это обстоятельство привело к постройке ряда наблюдательных пунктов, радиостанций и обсерваторий.
На Новой Земле имеются следующие радиостанции и метеорологические посты, ведущие наблюдения за погодой и льдами: Канин Нос, Югорский шар, Вайгач; Маточкин шар, Марре-Сале и Диксон.
Постоянная полярная географическая обсерватория «Маточкин шар» с радиостанцией построена в 1923 г. советским
[25]
 28.jpg
правительством в проливе того же имени, в 17 км от Карского моря. Обсерватория при помощи радиостанции может держать прямую связь с Архангельском (Исакагорка).
Помещение обсерватории состоит из жилого дома-барака в 12 комнат, кают-компании и кухни. Радиорубка и моторное отделение с аккумуляторами размещены в отдельном доме. Магнитные приборы расположены в двух отдельных павильонах. Отдельно расположены хлев и баня. Состав обсерватории: заведующий, пять наблюдателей, два радиотелеграфиста, механик, повар, магнитолог и уборщик.
Обсерватория ведет работу по всем видам метеорологических наблюдений, производит шаропилотные наблюдения согласно международной конвенции 1913 г., наблюдения над составляющими силы земного магнетизма, магнитными бурями, состоянием льдов и определяет величины магнитного склонения. Большинство приборов на станции самописцы. Ледяные и метеорологические сводки ежедневно сообщаются по радио Гимецентра. Ведутся специальные наблюдения за полярными сияниями, бывающими здесь каждую ночь и не поддающимися описанию по красоте, грандиозности и богатству красок. Автор лично вел ежедневные метеорологические наблюдения и нашел, что свет полярного сияния неоднократно достигал такой яркости, что не позволял видеть звезд даже второй величины.
Намечена постройка радиостанции на северной оконечности Новой Земли — на мысе Желания. Этой станции суждено сыграть большую роль в деле изучения полярных льдов и морских и воздушных сообщений в Арктике.
Все радиостанции Севера должны служить не только постами наблюдения и связи, но и радиомаяками, так как условия ориентировки при полетах в Северном ледовитом океане очень трудны, и радиопеленгование {1} здесь является совершенно необходимым.
Опыт постов и радиостанций показывает, что непосредственное наблюдение их за льдами затруднительно, так как дальность видимого горизонта очень мала. Поэтому предполагается установить на побережье ряд гидросамолетных станций и использовать в помощь радиостанциям возможность наблюдать с самолета громадные пространства за короткое время.
{1} Т. е. определение направления на радиостанцию.
[26]
 29.jpg
Для облегчения работ по промеру прибрежных вод, обнаружению банок (мелей) и рифов Главное гидрографическое управление добилось прикомандирования к северной гидрографической экспедиции гидросамолетов: в 1924 г. — одного, а в 1925 г. — двух. Эти же гидросамолеты должны были нести разведку льда для облегчения судам Сибирской экспедиции прохода Карским морем.
[27]

Пред.След.