Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 1.jpg
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

В книге описываются экспедиции в Арктику с участием самолетов: экспедиция на Новую землю в 1925 г.; экспедиция "Советского Севера" в 1928 г. от Владивостока до Колючинской губы; экспедиция на остров Врангеля и полет до устья Лены вдоль побережья Сибири; экспедиция по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда и по вывозке пассажиров с парохода „Ставрополь", затертого льдами у мыса Северного в 1929 г.
Книга рассчитана на массового читателя, написана живым и понятным языком и знакомит с героической работой советских летчиков по исследованию арктических областей.


Памяти пилота Леонида Порцель, безвременно погибшего на безлюдном берегу Карского моря,
посвящает автор свой скромный труд


Оглавление Стр.

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 84.jpg
На остров Врангеля и по побережью Полярного моря
(1927—1929 гг.)

Остров Врангеля расположен вблизи северо-восточного побережья Союза на 72° северной широты и 179° восточной долготы.
Помимо своего экономического значения (пушной промысел) остров важен и по другим соображениям.
Он должен стать важнейшей базой для установления как морских, так и воздушных сообщений через Полярный бассейн (см. главу «Арктика и ее проблемы») между Ленинградом и Владивостоком, а в более широком смысле — между Европой и Америкой.
В этих целях остров, лежащий в советском секторе Арктики, был заселен советским правительством в 1926 г.
Ввиду того что остров является мало доступным для обычных пароходных рейсов вследствие льдов, пребывание на этом острове советских колонистов было ограничено определенным сроком — тремя годами.
Однако вскоре после отправления на остров первой партии колонистов распространились слухи о их бедственном положении. Правительство решило проверить достоверность этих слухов и обследовать положение на острове. Было решено использовать для этой цели самолет.
Одновременно экспедиции ставилась задача изучения условий полетов в полярной области и разведка течения реки Лены от устья до Иркутска.
По намеченному плану два специально выделенных самолета — лодочный «Савойя» и «Юнкерс 13» — на поплавках должны были быть доставлены пароходом из Владивостока до мыса Северного в Северном полярном море. Начальником экспедиции был назначен Г. Д. Красинский, пилотами - лет-
[82]
 85.jpg
чики Э. Лухт и Е. М. Кошелев с механиками Побежимовым и Журович.
20 мая 1927 г. сибирский экспресс мчал экипаж самолетов на Дальний Восток. Под стук колес летчики вспоминали историю этого таинственного острова и его первых обитателей.
Известный русский мореплаватель лейтенант Врангель пытался подойти к острову еще зимой 1823 г. Он узнал от береговых чукчей, что с мыса Якан иногда видна земля, лежащая на север от материка. Однако передвижки льда не дали возможности Врангелю дойти до острова, и после нескольких попыток Врангель вернулся обратно, не дойдя 100 км до острова.
Впервые человеческая нога вступила на безлюдную поверхность острова в 1881 г. Эго была экспедиция в составе судов «Корвин» и «Роджерс», отправленная для отыскания и спасения экспедиции капитана де-Лонга на корабле «Жанетта».
Капитан «Корвина» Берри назвал остров именем Врангеля, так как последний, хотя и не достиг острова, тем не менее совершенно правильно нанес его на морские карты. Наивысшая точка острова была названа пиком Берри.
В 1911 г. известный русский гидрограф Вилькицкий более или менее детально описал остров, плавая в этих местах на ледоколе «Вайгач».
В 1913 г. пароход американской экспедиции «Карлук» был затерт льдами и дрейфовал на запад; в январе 1914 г. он был раздавлен льдами на северо-восток, от острова Врангеля. Экипаж судна во главе с капитаном Барлетом достиг острова. Так появились на острове первые обитатели.
В 1921 г., пользуясь тяжелым положением Советского союза, истощенного гражданской войной, правительство Великобритании отправило па остров экспедицию Кроуфорда, которая объявила остров владением короля Георга. Попыткам англичан захватить остров, входящий в состав территории СССР, был дан отпор в 1924 г., когда советское правительство организовало экспедицию на остров Врангеля на судне «Надежда» под руководством известного гидрографа Давыдова.
Экспедиция, достигнув острова, сняла живших там 14 англичан, конфисковала их промыслы и подняла на острове советский флаг. В 1926 г. на пароходе «Ставрополь» под командой опытнейшего капитана Миловзорова на остров было доставлено несколько семейств чукчей и десять русских колонистов с т. Ушаковым во главе.
[83]
 86.jpg
В далекий рейс

В середине июня самолеты были погружены на старый, видавший виды пароход «Колыма» и привлекли внимание иностранцев, скептически отнесшихся к возможности благополучного окончания «затеи» советских летчиков.
На палубе царила обычная перед отходом сумятица, гремели лебедки, раздавались свистки.
Предстоял тяжелый и длительный рейс.
Миновал Хакодате и приняв уголь и воду в Петропавловске на Камчатке, пароход вышел в Тихий океан.
Океан принял его жестоко. Огромные волны бросали корабль, взгромождаясь на палубу, неукротимая стихия обрушивалась на него мощными ударами.
Океан издевался над летчиками и ставил перед ними еще одно препятствие сверх тех, которые предстояло преодолеть в будущем.
Мало-по-малу, однако, порывы шторма стали ослабевать, качка становилась меньше. Наконец, прояснилось.
Измокший и замученный непрерывной вахтой у самолетов экипаж экспедиции пошел отдыхать.
Слева опять виднелись высокие сопки — величественные вулканы Камчатки.
На пароходе готовились к встрече со льдами, измеряли температуру воды, держались ближе к американским берегам, где идет на север теплое морское течение, до некоторой степени гарантирующее от встречи со льдами в районе Берингова пролива.
Но вот и безбрежное Полярное море!
Слева остались высокие, угрюмые скалы мыса Дежнева и потянулись обрывистые берега Чукотки. Кое-где плавали льды.
Подходя к мысу Сердце-камень, пароход встретил первые льды.
Теперь с мостика непрерывно звучала команда:
— Стоп! Назад!
— Малый вперед!
— Стоп! Полный вперед!
Льды были сравнительно редкие и маломощные, но на горизонте виднелась и ярко блестела сплошная полоса льдов. Небо над ними сверкало их отражением. Это явление поляр-
[84]
 87.jpg
ники называют «ледовым сиянием», свидетельствующим обычно о том, что за горизонтом нет чистой от льда поверхности.
Вскоре встали на якорь у высоких, мрачных скал мыса Сердце-камень. Унылым и безнадежным отчаянием веяло от этого названия, данного мысу каким-то безвестным моряком. Внизу у подножья скал с запада и на крутизне каменистых громад прилепились, как большие опрокинутые чашки, чукотские яранги.
Часов через двенадцать мор© у берегов очистилось от льда, и пароход снова двинулся на запад, кроша мелкие льдины.

Мыс Северный

14 июля пароход стал на якорь у мыса Северного в проливе де-Лонга вблизи чукотского поселка и фактории, если только можно назвать факторией один прилепившийся к скале дом. Мыс Северный иначе зовется Рырхарном (Рыркарпий-Л. ), т. е. моржовым мысом. Это название он получил благодаря расположенному вблизи моржовому лежбищу.
За узкой полосой прибрежной воды сверкали и отливали всеми цветами радуги огромные ледяные массы. Отсюда и предстояло лететь на остров Врангеля. Мыс Северный — самая неприятная точка на всем пути от Берингова пролива до устьев реки Лены. Именно здесь-то и застревают чаще всего корабли на длительную зимовку.
Во время выгрузки самолетов пошел снег.
Зашелестел и зашуршал во льдах внезапно откуда-то появившийся ветер, закрутилась в вихре снежная пыль.
[85]
 88.jpg
Льды моря скопились в узкой части пролива де-Лонга и прижались к мысу Северному.
Ветер крепчал и, как это обычно бывает в полярных странах, чрезвычайно скоро перешел в жестокий шторм с севера. Льды стали наступать на пароход.
Огромные тысячетонные льдины иод напором ветра перевертывались и ломались в куски. На месте разломанных льдин из воды появлялись новые, образуя самые фантастические и причудливые нагромождения. Эта белоснежная, движущаяся масса льдов со скрежетом и треском наступала на пароход, грозя раздавить его. Опасность надвигалась, надо было действовать, не медля ни секунды.
Сборка самолета «Юнкерс» была закончена, и самолет с льдины, на которой он собирался, был спущен на узенькую полоску воды. Летчик Кошелев искусно взлетел. По договоренности о Лухтом Кошелев должен был сесть в лагуне в северо-восточной стороне залива, что и было им исполнено.
[86]
 89.jpg
Самолет летчика Лухта «Савойя» не был еще собран, когда надвигавшиеся льды стали угрожать и пароходу и льдине, на которой организована была сборка самолетов.
Пришлось «Савойю» срочно поднять обратно на бак «Колымы», после чего пароход направился в северо-восточную часть залива, где движения льдов не было.
Здесь была закончена сборка самолета Лухта, и скоро «Савойя» закачалась на воде рядом с «Юнкерсом» Кошелева.
Пока летчики обедали, ветер усилился, и льды снова стали грозить самолетам. Пришлось экипажам самолетов запять свои места и срочно готовиться к отлету.
Ровно в 12 час. был дан сигнал, и через пять минут «Юнкерс» был уже и воздухе. Вслед за «Юнкерсом» пыталась взлететь и «Савойя». Но ввиду большой перегрузки самолет Лухта даже после большого пробега не мог оторваться от воды Пришлось выключить мотор, вылить из баков около 50 кг горючего и выкачать набравшуюся в лодку через пробоину в носу воду. Мотор долго не заводился, так как намокло пусковое магнето. Наконец кое-как мотор запустили, И, хотя он работал плохо и не давал полной мощности, пришлось взлетать, ибо льды закрывали всю видимую поверхность воды и не оставляли места для разбега самолета.
[87]
 90.jpg
Лухт дал полный газ, и самолет после длинного пробега оторвался от воды и летел над самой ее поверхностью, когда внезапно перед самым самолетом выросла громадная ледяная гора. Выключать мотор и садиться было уже поздно. Повернуть назад было также невозможно. И Лухт решил перепрыгнуть на только что оторвавшемся от воды самолете через ледяную гору высотой с многоэтажный дом. В авиации такие прыжки носят название «горка», и их можно делать лишь на большой высоте, так как при выполнении «горки» возможна потеря скорости и падение самолета. Лухту пришлось в нарушение всех правил делать «горку» над самой водой.
Страшная, сверкающая льдина стремительно неслась навстречу самолету. Казалось, что сейчас самолет врежется в нее. Но, повинуясь резкому движению рулей, «Савойя» сделала громадный прыжок и пронеслась над самой вершиной ледяной горы.
Стремительпый взлет вверх, физиологически неприятное ощущение быстрой смены скоростей, сухой треск легкого удара хвостом по льдине и спокойный ровный полет дальше... Первый барьер взят, — сказал бы наездник ипподрома.
Но за первой льдиной показывается вторая, еще выше первой. Лухт повторил тог же маневр, и снова удачно, и вытащил, наконец, «Савойю» из льдов.
[88]
 91.jpg
Ровно свистели тросы самолета, под ногами бежали темные пятна чистой воды, чередуясь с белоснежными и временами яркоголубыми льдинами сурового полярного моря.
С севера наступал низовой туман; уже виднелся хребет и пик Берри на острове Врангеля. Через час самолет уже кружился над необследованными высотами острова и через несколько минут сел в лагуне Роджерса, вблизи которой расположена зимовка колонистов.
Еще при посадке при незаглушенном моторе можно было расслышать приветствия колонистов. Самолет Кошелева уже стоял у берега. Так закончился первый исторический перелет на остров Врангеля.
На острове все было спокойно, все были здоровы.
Зимовка прошла благополучно, охота увенчалась успехом; были произведены ценные метеорологические наблюдения и экскурсии в глубь острова.

Через три года

Через три года было необходимо сменить зимовщиков на острове Врангеля, для чего в 1929 г. туда был направлен ледорез «Литке» и гидросамолет «В-33» под управлением пилота Кальвица.
Кроме посещения острова Врангеля, самолет имел задание совершить облет побережья от мыса Дежнева до устьев реки Лены, т. о. пройти около 5000 км над берегами Северного полярного моря.
24 июля пароход «Лозовский», на борту которого находился самолет Кальвица, направляющийся из Владивостока, миновав берега Камчатки и пройдя мимо скал нелюдимой Чукотки, бросил якорь в заливе Лаврентия. Как и прошлый раз, летчиков тепло встретила чукотская культбаза.
Когда-то, еще недавно, здесь ничего не было, и даже чукотская яранга не оживляла пустынный берег. Теперь же — одиннадцать новеньких бараков, склады и тонкие иглы радиомачт. Теперь это центр Чукотки, если пока не административный, то, во всяком случае, культурный. Поговаривают, что и административный центр из Уэлена скоро переберется сюда. Здесь больница, врач, клуб, радиостанция.
[89]
 92.jpg
Как везде на севере, здесь всегда рады новому человеку. Свою радость проявили не только люди, но и их верные друзья — собаки, яростным лаем оглашавшие пустынные берега. С соседних чукотских поселков — Задыгая и Нунямы — уже приближались вельботы и байдары, полные чукчей. Они тоже ждали новостей, табаку и сахару...
Разгрузка заняла немного времени. К 28 июля самолет был собран и готовился к полету.
На самолете трое: пилот Кальвиц, механик Леонгард и пассажир т. - Красинский — представитель Наркомторга.
Мощным ревом оглашает мотор тихие берега залива, самолет пенит воду поплавками и, оставляя длинный белый след на воде, плавно взлетает.
Все время самолет идет над вековыми скалами, над руслами высохших рек огромными осыпями камня.
Проклятие!
В море сплошной туман, чистой воды нет.
«Георгии Давыдович, садимся»! — пишет Кальвиц т. Красинскому.
Георгий Давыдович и сам видит, что делать нечего, и утвердительно кивает головой. Самолет крутой спиралью, как ястреб над добычей, снижается над Уэленом и легко садится в лагуну.
Со всех сторон опять бегут чукчи. Чукчи Уэлена видали самолет уже не раз, к «железная утка» их больше не пугает.
Туман висит густой пеленой, и нет никаких оснований ожидать прояснения. Наоборот, даже поморские приметы сулят долгое ожидание:

    Ходят чайки но песку,
    Морякам сулят тоску,
    И пока не влезут в воду —
    Штормовую жди погоду.

Лишь 30-го утром удалось вылететь.
На малой высоте самолет проносился мимо угрюмых скал и отвесных обрывов, дающих возможность рассмотреть геологическое строение этих исполинов, постепенно разрушаемых неугомонной деятельностью ветров и морозов.
«Смотрите, Георгий Давыдович, вот места, где вы шли после гибели «Советского Севера», — пишет Кальвиц.
[90]
 93.jpg
— Вот и место вашей первой встречи с чукчами! Взволнованно смотрит Красинский на места, по которым
с такими лишениями шел год тому назад голодный и смертельно усталый экипаж «Советского Севера». Вспоминаются ему пережитые тяжелые дни на берегах студеного моря, жуткие дни дрейфа на разбитом самолете и последний день «Советского Севера».
— Вот и место гибели его, — кричит Кальвиц, когда самолет подлетает к Колючинской губе.
Скрылась Колючинская губа со своей приметной горой Столовой, остался справа конический остров Колючин, и под ногами опять высокие скалы и утесы с вечными снегами. Быстро проносится красивый, весь испещренный пиками и скалами скалистый мыс Онман. Дальше берег понижается, и вдоль него идет на запад низменная полоса, покрытая цепью лагун, тянущихся до самого мыса Северного. Вот и мыс. Самолет плавно садится у самого берега.
Чукчи встречают обычным «Эгги» («вы пришли») и меланхолично разглядывают прибывших. Пополнив запасы бензина, самолет вылетел на остров Врангеля.

На острове

С высоты 1 000 м остров виден, как на ладони. Отлично был виден не только горный хребет и пик Берри, но и низкий северный берег с массой озер.
Весь пролив забит тяжелым льдом, отчего нет и тумана, так как нет ни клочка чистой воды. Несгибающимися от холода пальцами Кальвиц пишет Красинскому: «Надо с Северного дать радио на «Литке», обождать итти — поломается».
И прав Кальвиц. Ледорез «Литке» не справится здесь с годовалыми и торосистыми льдами.
Быстро мчатся льды навстречу, вырисовывается уже остров Геральд и детали лагуны Роджерса.
Бесспорно, глазастые чукчи острова уже заметили самолет, а тонкий слух донес до них шум мотора.
Через несколько минут полета уже видны дом, яранги и бегущие к лагуне люди. На берегу всего пятнадцать человек, и это тоскливо заставляет сжаться сердце.
Все здоровы? — раздается беспокойный вопрос Красинского.
— Все, — хором несется ответ.
— А остальные где?!?
[91]
 94.jpg
— На охоте.
— Ну, ну, слава аллаху, — говорит Красинский, улыбаясь, и протягивает руку, — а я думал...
Что думал, он не закончил, но каждый ясно понял, о чем не договорил Георгий Давыдович. Цынга — вот что подумал Красинский, видя всего пятнадцать человек колонистов.
— Добро пожаловать к столу, — зовет начальник острова т. Ушаков, крепко пожимая руку старого знакомого — Кальвица.
— Вот и опять свиделись, — смеется он.
С большим аппетитом поедал экипаж самолета копченый медвежий окорок и жареную печень моржа, не обращая внимания на опротивевшие консервы с «большой земли».
Не умолкая шла беседа за столом, сотни вопросов следовали одни за другим. Отрезанные от земли в течение трех лет колонисты интересовались всем, что делалось на «большой земле». На острове же зимовка прошла вполне благополучно. Больных не было и продовольствия оставалось еще на год. За все время убито 230 белых медведей, 350 песцов, много моржей и дичи. Были произведены экскурсии вглубь острова, геологические и топографические изыскания. Точно установили размеры острова: площадь его оказалась около 7, 5 тыс., а не 3 тыс. км2 как считали до сего времени. Был собран ценный материал, дающий возможность получить полное представление
о флоре, фауне и геологическом строении острова.
[92]
 95.jpg
К устью Лены

Незаметно пришли день и ночь, и на следующее утро самолет отправился обратно на мыс Северный. Быстро был совершен перелет обратно через знакомые льды. За это время изменились состояние и вид льда. Повидимому, здесь в проливе де-Лонга льды находятся в особом движении, что до известной степени и объясняет невозможность достигнуть острова по льду. В этом убеждает также попытка Врангеля в 1823 г.
Здесь, повидимому, можно много суток итти по льду, ни на шаг не подвигаясь от географических координат исходной точки благодаря непрерывному движению ледяных масс.
— Доливайтесь горючим и летим дальше, —говорит Красинский, вылезая из самолета на мысе Северном.
— Это мы еще посмотрим, — ворчит Кальвиц, поглядывая на скопления льда в заливе.
— Вот тебе и полетим, тетка твоя подкурятина! — продолжает он ворчать, видя, как льды набиваются в залив.
— Сатана пёргала! — кричит он, ругаясь по-фински, и вытягивает самолет выше на песок.
Наступающие от полюса льды забили весь залив и покрыли собой воду, не оставив прогалины, необходимой для пробега самолета при взлете. Делать нечего. Арктика учит терпению, и долгое ожидание часто здесь позволяет выполнить то, что не поддается натиску и быстрым ударам.
Лишь 1 августа удалось распрощаться с мысом Северным, этой обычно исходной точкой полетов на остров Врангеля и местом частых зимовок пароходов и шхун. Сколько их здесь зимовало и сколько еще будет зимовать, пока не наладится регулярная воздушная разведка этих районов?
Все видимое пространство моря было загромождено льдом. Здесь был и грязный береговой лед и яркоголубой лед полярного пака. Высокие, как айсберги, глыбы чередовались с хаотически нагроможденными глыбами и торосами. Через полтора часа полета, находясь между мысами Яканом и Биллинга, самолет попал в густой туман и принужден был сесть.
Самый страшный враг самолета — туман, этот обычный спутник льдов в летнее время — держался несколько дней.
Наконец. 7-го ночью самолет взлетел и через три часа полета опустился возле Шалаурова поселка у знака Лап-
[93]
 96.jpg
тева, где была бензиновая база. Пополнившись горючим, самолет вылетел в Нижне-Колымск небольшой поселок, самый северный по реке Колыме, куда и прилетел в тот же день под проливным дождем.
Из Нижне-Колымска был сделан полет в Средне-Колымск. Этот поселок несколько больше первого, имеет радиометеостанцию.
12 августа, вылетев но направлению Ляховских островов, самолет принужден был сесть в устье реки Алазеи вследствие неисправности мотора. Пришлось здесь мотор перебрать, и лишь 15-го самолет вылетел и сделал посадку в селении Русское устье; отсюда на следующий день он долетел до острова Ляховского, где имеется радиометеостанция, основанная участником полюсной экспедиции Седова — Пинегиным.
Далее путь пролегал через бурное и туманное море Лаптевых. Этот участок был пройден вполне благополучно и сделана посадка на материке в соле Казачьем. Как Русское
[94]
 97.jpg
устье, так и Казачье производит чрезвычайно жалкое впечатление своей бедностью, дикостью и некультурностью.
Острова Ляховские, возникшие в виде земляных отложении на ледяном фундаменте, интересны своим геологическим строением. На островах много Мамонтовой кости и зверя.
Отсюда самолет вылетел в Булун, расположенный в устье Лены. Полет над полярным морем закончился.
Впервые в истории самолет прошел вдоль всей восточной береговой черты Северного полярного моря и доказал, что здесь летать можно. Путь, который при благоприятных условиях льда пароход проходит в течение месяца, был покрыт самолетом в течение десятков часов.
Экспедиция с 25 июля по 20 августа включительно, т. е. за время нахождения самолета в пути от бухты Лаврентия до селения Говорово на Лене, в общем за 27 дней, из них 19 летных, прошла 5460 км, пробыв в воздухе 41 час.
В среднем же в один летний день за 2 ч. 10 м. пребывания в воздухе пролетали 287 км, т. е. средняя скорость была около 133 км час.
[95]

Пред.След.