Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 1.jpg
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

В книге описываются экспедиции в Арктику с участием самолетов: экспедиция на Новую землю в 1925 г.; экспедиция "Советского Севера" в 1928 г. от Владивостока до Колючинской губы; экспедиция на остров Врангеля и полет до устья Лены вдоль побережья Сибири; экспедиция по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда и по вывозке пассажиров с парохода „Ставрополь", затертого льдами у мыса Северного в 1929 г.
Книга рассчитана на массового читателя, написана живым и понятным языком и знакомит с героической работой советских летчиков по исследованию арктических областей.


Памяти пилота Леонида Порцель, безвременно погибшего на безлюдном берегу Карского моря,
посвящает автор свой скромный труд


Оглавление Стр.

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 34.jpg
Экспедиция 1925 г.

Северной гидроэкспедиции в 1925 г. было предоставлено два самолета типа «Ю-20» со следующим личным составом: начальник экспедиции летчик Б. Г. Чухновский, летчик
О. А. Кальвиц, летчик-наблюдатель Н. Н. Родзевич и авиамеханики А. Н. Федукин и О. Л. Санаужак.
Шасси самолетов «Ю-20» были несколько усилены. На самолетах имелись радиопередатчики, компасы системы Бамберга и окна для фотоаппаратов. Но специальных фотоустановок для плановой съемки на самолетах не было. Снабжение состояло из двух ящиков инструмента, запасного мотора BMW-IIIa мощностью 185 л. с., запасного радиатора, ящика ракет и ракетницы, фотоаппаратов Ульянинова и Потто с пластинками и пленками к ним, 3, 5 т бензина в 10 бочках, 400 кг масла в двух бочках и мелкого отдельного инструмента.
Запасных пропеллеров не было, они были доставлены в Архангельск лишь ко времени обратного возвращения экспедиции. Следует отметить, что запасные пропеллеры были, особенно необходимы, так как даже легкое повреждение пропеллером могло сорвать работу всей экспедиции и обречь самолеты на бездействие.
Запасных поплавков не было получено вовсе, между тем еще летчик Нагурский в 1914 г. категорически настаивал на необходимости иметь их в запасе, что подтверждают и случаи, имевшие место с Чухновским при попытке вылета из Архангельска в Ленинград.
Для организации баз на пути полета были отправлены по Северной железной дороге 22 июля два крытых вагона — один вагон с бензином, а другой вагон с запасными частями.
Я должен был следовать поездом в Архангельск для распределения бензина по местам предполагаемых посадок и
[32]
 35.jpg
ожидать там прибытия самолетов, которые должны были итти лётом из Ленинграда, после чего один из механиков должен был следовать на Новую Землю на первом идущем туда пароходе.
28 июля я прибыл в Архангельск и немедленно приступил к приемке и распределению грузов по местам предполагаемых посадок.
Чухновский просил обеспечить бензином Архангельск, базу на острове Колгуев, базу в Белушьей губе, базу на Маточкином шаре и часть бензина оставить на корабле. Посадки вначале предполагались: в Белом море — у предполагаемого сопровождающего корабля, в становище Бугрино, расположенного на южной стороне острова Колгуева, в губе Белушьей на Новой Земле и, наконец, на Маточкином шаре. Предполагалось, что одно из судов экспедиции, имея на борту бензин, будет находиться в Белом море, а в океане будет находиться одно из судов ГПУ — на всякий случай.
Весь расчет был сделан для самолетов «Ю-20», скорость которых ошибочно определялась в 200 км/час. Вследствие этого считалось совершенно излишним завозить бензин куда-либо в Белое море.
Грузы следовали из Архангельска на пароходах «Таймыр» и «Мурман». Отход «Таймыра» предполагался 4 августа. Пароход «Мурман» под брейд-вымпелом начальника гидрографической экспедиции т. Матусевича был в полной готовности к отходу, имея на борту береговые партии, а на буксире яхту «Светлана».
«Таймыр» имел на буксире баржу, с запасными и строительными материалами для радиостанции Маточкин шар, а на борту — смену зимовщиков на 1926 г.
Оба корабля были в полной готовности к отходу, но отбытие откладывалось, так как ожидали прибытия самолетов. Телеграфный запрос выяснил, что самолеты вылетели из Ленинграда 4 августа, вследствие чего отход «Таймыра» был отложен еще на одни сутки в расчете, что самолеты скоро прибудут.
В скором времени полученная от Чухновского телеграмма указала на абсурдность дальнейшего ожидания, и 7 августа в 19 час. оба корабля снялись с якоря и вышли в море, но, дойдя до мыса Корецкого, снова, встали на якорь, чтобы переждать шторм.
Борясь с непрерывным штормом, ложась два раза в дрейф в районе острова Колгуева, с качкой до 45° на борт, «Таймыр»
[33]
 36.jpg
дошел до Маточкина шара и в 14 час. 12 августа, отдал якорь на траверсе обсерватории.
Привезенное имущество было свезено на радиостанцию.

Город Ленина — Маточкин шар.

Предполагаемый маршрут полета был: Ленинград — Петрозаводск (посадка) — Архангельск (посадка) — Три острова (посадка) — остров Колгуев (посадка) — Белушья губа (посадка ) — Маточкин шар, т. е. всего пять промежуточных посадок.
4 августа в 7 час. самолеты вылетели из Ленинграда и взяли направление на Петрозаводск.
На головном самолете шел Чухновский с механиком Санаужак. Вторым шел летчик Кальвиц. Посадка была произведена у Лодоги близ монастыря около 8 час. утра. Взлете из Лодоги, самолеты взяли курс на г. Петрозаводск на Онежском озере, куда и прибыли в 19 час., произведя посадку в местечке Соломенном на аэродроме Авиахима. По пути в Петрозаводск была еще сделана одна посадка на Пелдож-озере.
Пробыв в Петрозаводске четыре дня, 8 августа в 20 час. самолеты вылетели по направлению станции Медвежья гора, куда было заранее отправлено 180 кг бензина.
Посадка в Медвежьей горе в программу не входила и явилась второй непрограммной посадкой, если не считать посадку на Ладожском озере.
В течение всего полота дул встречный ветер северо-восточного направления.

Медвежья гора — Архангельск.

Достигнув станции Медвежья гора в 20 час. 8 августа, переночевав и пополнив запасы бензина, взлетели 9 августа в 4 ч. 30 м. и взяли курс на Архангельск.
На перегоне Петрозаводск - Онега имеется много озер, дающих возможность посадок, а также большое количество болот. Местность болотистая и лесистая, поселков сравнительно мало.
Карта местности очень неточна и страдает отсутствием многих подробностей. Расстояние от Медвежьей горы до Архангельска было пройдено в 4 ч. 30. м. и в 9 ч. 9 августа
[34]
 37.jpg
самолеты экспедиции были вытащены на песок Соломбальских кошек (отмелей) у Архангельска.

Архангельск — Три острова.

Наметив время вылета, т. Чухновский попросил начальника Убекосевера {1} т. Чичагова доставить бензин на Три острова. А так как Три острова представляют собой фактически три камня, на которые самолетам не выйти, то пришлось просить, чтобы этот корабль ожидал там прибытия самолетов. Стоянка, да и посадка у этих островов тоже но всегда возможны, так как они плохо защищены от ветров. Здесь часто гибнут пароходы вследствие туманов и сильных течений. Начальник Убеко погрузил две бочки бензина на тральщик «Кола» с приказанием ожидать самолеты в месте назначения. Из базы
{1} Управление безопасности кораблевождения на Севере.
[35]
 38.jpg
были получены выписанные заблаговременно морские карты и спасательные пояса. Чухновский все время был в курсе метеорологических сводок и всех данных о предполагаемой погоде по маршруту самолетов. Перед вылетом самолеты совершили несколько пробных полетов с представителями местного Авиахима и гарнизона.
14 августа самолеты пытались вылететь, но не могли оторваться от воды, очевидно, из-за полного штиля. 15 августа самолеты поднялись и взяли куре на север, мимо острова Мудьюг и пловучего маяка. Погода — полный штиль, легкая дымка.
Через два часа полета открылся Терский берег. Справа остался Зимнегорский высокий берег с его девственными лесами и непроходимыми болотами. Миновали Зимнегорский и Вепревский маяки, оставив вправо маяк Инцы. Пересекли горло Белого моря и подошли с западной стороны к острову Сосновец. Этот остров дает хорошее закрытие от ветров и волнения и с севера допускает подход самолета к берегу. На острове имеются маяк, метеорологическая станция и радиостанция. Остров может быть с успехом использован как база гидросамолетов. В то же время этот остров является той точкой, около которой проходят все суда, так как он расположен как раз на фарватере.
Подойдя к острову и пролетев над ним, самолеты взяли курс вдоль берега. По фарватеру шел на север пароход о лесом. В скором времени заметили стоявшую на якоре «Колу», снизились, сели на воду и на моторе подошли к ее борту, где ошвартовались для приемки бензина. Погода-штиль.
В 17 час. 16 августа самолеты, простившись с «Колой», вылетели и взяли курс на северо-восток, к устью реки Чеша, и с этих пор — в течение долгих дней - связь с ними прекратилась.
Находясь на обсерватории «Маточкин шар» с 12 августа, я ожидал каких-либо телеграмм от летчика Чухновского, но не получал от него никаких известий и пользовался лишь «подслушанными» радио. Вследствие этого 21 числа я запросил по радио находившегося в Баренцовом море т. Матусевича, а также начальника Убеко-Севера т. Чичагова о местонахождении самолетов.
[36]
 39.jpg
25 августа было получено следующее радио:

РАДИОТЕЛЕГРАММА
ИЗ СЛУЖБЫ СВЯЗИ № 1395 ОТ 27/VIII 16 ЧАС. 30 МИН. МАТОЧКИН ШАР РОДЗЕВИЧУ
ПОЛУЧЕНО КАНИНА РАДИО САМОЛЕТЫ ВСЛЕДСТВИЕ ТУМАНА СВЕЖЕГО НОРДОСТА ЗАДЕРЖАЛИСЬ МЫС МИКУЛКИН ЧЕШСКОЙ ГУБЕ ЗПТ
ВЫЛЕТАЮТ КОЛГУЕВ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ТЧК 01197 ЧИЧАГОВ.


Через несколько дней мы получили второе известие:

РАДИОТЕЛЕГРАММА
КД ИЗ КЕС (КАНИН) 20 АВГУСТА 1925 Г. АРХАНГЕЛЬСК НАЧУБЕКО КОПИЯ М. 3. МАТУСЕВИЧУ, КОПИЯ МАТШАР.
СЕГО ЧИСЛА ПОЛУЧЕНО ПИСЬМО ЛЕТЧИКА ЧУХНОВСКОГО ДОСТАВЛЕННОЕ САМОЕДОМ НА ОЛЕНЯХ КАКОВЫМ СООБЩАЕТСЯ ЧТО ВЫЛЕТЕВ 15 АВГУСТА ТРЕХ ОСТРОВОВ ДЕРЖА КУРС КОЛГУЕВ ЗПТ
ТОТ ЖЕ ДЕНЬ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ СЕСТЬ ИЗ ЗА ТУМАНА СПЕРВА УСТЬЕ РЕКИ ЧЕША ЗПТ
ЗАТЕМ У МИКУЛКИНА МЫСА СКОБА ЧЕШСКИЙ ЗАЛИВ СКОБА. ВСТРЕЧНЫЙ СВЕЖИЙ НОРДОСТ МЕШАЕТ ВЫЛЕТУ ЗПТ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЛЕТАЮТ КОЛГУЕВ ТЧК
ПРОСЬБОЙ ЧУХНОВСКОГО САМОЕДУ ДАНО ПЯТЬ ФУНТОВ САХАРУ И ФУНТ НАТУР. ЧАЯ КАКОВЫМ ЛЕТЧИКИ СТОЛОВАЛИСЬ ТЧК
ВЫШЕОЗНАЧЕННЫЕ ПРОДУКТЫ ВЫДАННЫЕ САМОЕДУ ПРОШУ ВОЗМЕСТИТЬ ПЕРВОЙ ОКАЗИИ ТЧК 211 НАЧРАЦИИ КАНИН НОС ПОПОВ


Три острова — остров Колгуев

В то время как самолеты считались без вести пропавшими, с ними на самом деле произошли следующие приключения.
Вылетев 16 августа в 17 час., самолеты взяли курс на северо-восток, к устью реки Чеша на Канинском полуострове. Эта река соединяет Белое море с Чешским заливом. Погода была тихая, в морс — штиль. Справа вдалеке виднелся остров Моржовец.
Дойдя до устья реки Чеша, Чухновский сделал посадку, вызвавшую, естественно, посадку и другого самолета.
На следующее утро подул норд-ост, сопровождаемый в этих местах туманом, вследствие чего вылет не состоялся.
В это же время стали иссякать запасы продовольствия, и пришлось прибегнуть к охоте. Были убиты две гагары и чайка и сварен в ведре суп.
Большой неприятностью являлись сильные приливы и отливы, достигавшие в этих мостах высоты в 5 м. В скором времени поднялся шторм, и летчики напрягали все усилия, чтобы сохранить самолеты, яростно бомбардируемые песком
[37]
 40.jpg
и галькой. На третий день решили лететь, несмотря на свежий норд-ост, но, пролетев около 20 мин. вдоль берега, Чухновский заметил два самоедских чума возле устья реки Жемчужной, что у мыса Микулкина, и сел около них. Предполагаемый вечером того же дня вылет отсюда не состоялся, так как при малой воде самолеты оказались чуть ли не в 1 1/2 км от воды. С вечера же стал усиливаться норд-ост и развился до степени шторма при ветре до 50 м/сек. О полета нечего было и думать, и летчикам пришлось разместиться в самоедских чумах.
Встретив летчиков сначала низкими поклонами, самоеды в скором времени стали выражать недовольство. Причиной этого было то, что у летчиков не осталось продовольствия и не было таких ходких здесь продуктов, как чай и сахар. Необходимость кормить в течение целой недели четырех человек не могла, конечно, доставить удовольствия северным кочевникам.
24 августа Чухновский уговорил одного из самоедов съездить на оленях на радиостанцию Канин нос с письмом. За 20 руб. и обещанный сахар самоед съездил на радиостанцию, результатом чего явилась приведенная выше радиотелеграмма начальника радиостанции Канин нос т. Попова. Шторм стал стихать лишь 26 августа, и стал возможным вылет, хотя дул свежий норд-ост и ходила большая волна. Самолеты вылетели утром и шли по компасу на высоте 800 м открытым океаном.
Расстояние до острова Колгуева было покрыто в 2 часа. Вынужденная посадка на волну была бы гибелью. Временами входили в облака. Никаких судов поблизости не было. Посадку сделали у станции Бугрино, что на южной оконечности острова. Неудобство доставки бензина к месту посадки задержало здесь самолеты до утра.

Колгуев — Маточкин шар.

Вылетев утром 26 августа и идя открытым океаном исключительно по компасу, летчики видели под собой лишь волны, не дающие возможности посадки. Через 3 1/2 часа полей самолеты достигли Белушьей губы, где и сели, встреченные представителями Госторга. Набрав бензина, летчики переночевали здесь. На следующий день утром самолеты вылетели по направлению к становищу Малые Кармакулы, но по пути попали в туман, заставлявший снижаться до самой воды.
[38]
 41.jpg
Из-за густого тумана пришлось сделать посадку на Круглом озере, расположенном на Гусиной Земле, названной так из-за множества гусей, прилетающих сюда летом. Сама Гусиная Земля — сплошная сеть озер и болот. Переночевав на этом безлюдном озере, утром вылетели в становище Малые Кармакулы, куда прибыли через 40 мин.
Утром 29 августа самолеты вылетели из селения Малые Кармакулы по направлению к обсерватории «Маточкин шар». Путь пролегал сначала над Баренцевым морем до входа в пролив Маточкин шар и далее на восток по проливу к Карскому морю. Погода стояла ясная, дул слабый норд-ост.
Через 1 ч. 45 м. полета самолеты сделали посадку у самой обсерватории. Самолет Чухновского пришел почти без воды в радиаторе, и не только мотор, но и весь капот мотора был покрыт желтым налетом из-за течи радиаторов.
Таким образом, вылетев из Ленинграда. 4 августа, самолеты лишь 29 августа прибыли на постоянную полярную геофизическую обсерваторию «Маточкин шар».
В самом начале вследствие неправильных данных о скорости самолета «Ю-20» — 200 км/ час — был составлен такой план дальнейших работ:

1. Вести разведку льда для сибирской экспедиции как на пути ее к Архангельску, так и на обратном. Предполагалось, что самолеты будут летать по треугольнику: Маточкин шар — Остров Белый — Югорский шар, облет которого может осветить состояние льдов всего Карского моря, что имело колоссальное значение для пробивающихся во льдах судов экспедиции.
2. Производить разведку прибрежной полосы в Карском и Баренцовом морях в поисках мелей и рифов.
3. Совершить совместный поход с «Мурманом» к крайней северной точке Новой Земли — мысу Желания — с одновременной разведкой льдов для указанного судна. Ввиду опоздания самолетов на целый месяц первая часть программы отпала, так как сибирская экспедиция, вышедшая, в реку Обь 3 июля, - к тому времени уже пришла к месту назначения, пользуясь разведкой т. Евгенова на ледоколе «Малыгин».

Пароход «Мурман» ввиду отсутствия долгое время всяких сведений об улетевших самолетах пошел в Чешскую губу на розыски их. Этот поход отнял ценное время, заставил пароход зайти вне программы в Архангельск за углем, почему
[39]
 42.jpg
и пребывание экспедиции на Новой Земле было ограничено временем, требующимся для проведения неавиационных работ, поход же к мысу Желания был отменен.
Между тем разведка у мыса Желания была крайне желательна, так как там предполагалась постройка радиостанции. Карский берег от этого мыса до острова Пахтусова был совершенно не обследован и на картах нанесен неверно, как почти вся береговая часть Новой Земли, искаженная иногда на картах до неузнаваемости.

На полярной геофизической обсерватории Маточкина шара

С 12 по 30 августа стояли исключительно летные погоды, и шар-пилот скрывался из глаз лишь на высоте до 11 000 м. Но, к сожалению, погоды эти были упущены самолетами вследствие позднего прилета.
Самолеты прилетели 29 августа около 7 час. Через час был совершен первый рабочий полет. В 9 ч. 30 м. самолет с летчиками Кальвицем и Родзевичем взлетел и взял курс к югу вдоль восточного берега Новой Земли.
[40]
 43.jpg
Экипаж имел задание разведать льды в направлении Карских ворот при продолжительности полета по более одного часа. Было указано, что далее залива Шуберта заходить не следует, а в море более чем на 10 км от берега, не уходить.
Погода стояла ясная, дул свежий норд, над Карским морем висел туман; море было спокойно (береговой ветер).
Набрав высоту в 1600 м, самолет пошел вдоль берега, и благодаря попутному ветру развил хорошую скорость. Слева ширилось Карское море без малейших признаков льда, справа — снежные вершины гор и безжизненные скалистые берега, кое-где поросшие мхом и испещренные большим количеством озер и горных ручьев. Берега эти обрывисты и угрюмы. Вдоль берега прибито течением и ветрами много «плавника» {1}. В море ходила крупная зыбь — признак будущего шторма или отзвук прошедшей бури.
Первый же полет показал неправильность карты и неверно нанесенные очертания береговой линии. На траверсе залива Клокова я заметил примерно в 5 км от берега буруны от зыби — показатель находящихся здесь рифов. Но вследствие сильной зыби самых рифов заметить не удалось, несмотря на кристальную прозрачность воды Карского моря. Достигнув залива Шуберта, мы пошли обратно и в 10 ч. 30 м. сделали посадку против обсерватории.
Результаты разведки: в пределах видимости 200 км. льдов не обнаружено; на траверсе залива Клокова замечены рифы.
С 29 августа по 9 сентября полетов не было, таю как производилась переборка и чистка моторов. Затем ввиду ожидающегося обратного выхода сибирской экспедиции, по просьбе т. Евгенова, были опять начаты разведки льда.
Назначенный на 9 сентября разведывательный полег Кальвица не состоялся, так как при большой волне самолет задевал за воду концами крыльев и мог поломаться.
Второй полет состоялся 11 сентября. В 8 час. взлетел Кальвиц с Родзевичем, имея то же задание, что и в первый полет. Самолет вернулся через 50 мин. При разведке с высоты в 700 м. льдов не было обнаружено.
Третий полет двух самолетов состоялся 12 сентября. В 10 ч. 05 м. взлетели Чухновский с Родзевичем, а за ними Кальвиц с начальником обсерватории т. Герингом. Целью полетов была разведка льдов в направлениях на 5 и 50° от Маточкина шара. Вернулись самолеты в 11 ч. 25 м.
{1} Прибитый ветрами и течениями к берегам лес.
[41]
 44.jpg
Разведкой с высоты 500 м льдов не было обнаружено с пределах видимости до 300 км.
Четвертый полет двух самолетов имел место 16 сентября. С утра висел густой низовой туман, шел снег и дул свежий норд-ост. Получено было радио, что где-то к северу от Маточкина шара вблизи берега находится ледокол «Малыгин», с которого т. Евгенов просит самолетами указать его местонахождение, если полет в тумане не представляет большого риска. Тов. Чухновский вылетел в 9 ч.
15 м., имея на борту Родзевича, а Кальвиц взял с собой одного сотрудника обсерватории. Дойдя до мыса Выходного, самолеты попали в сплошной низовой туман и снег и потеряли друг друга из виду. Дальнейший полет был признан рискованным, и самолеты в 9 ч. 30 м. вернулись обратно. К этому времени было получено радио от начальника сибирской экспедиции т. Тимофеева о том, что пароход «Аркос», на котором он находится, стоит к югу от Маточкина шара; место им было определено по радиопеленгу станции Маточкина шара. В свою очередь по радио было определено и местонахождение «Малыгина», оказавшегося в 70 км от «Аркоса». Тов. Тимофеев просил выслать самолет, чтобы указать вход в пролив, так как из-за отсутствия маяков, мигалок и знаков вход в Маточкин шар трудно опознать даже в хорошую погоду.
По просьбе т. Тимофеева и был совершен пятый, одиночный полет. 16 сентября в 10 ч. 15 м. вылетел Чухновский с Родзевичем и сейчас же после вылета исчез в снегу и тумане Карского моря. Летая в районе мыса Выходного и залива Канкрина при абсолютном отсутствии видимости на высоте 150 м, мы были совершенно ослеплены снегом и через час полета принуждены были вернуться обратно. Этим полетом закончились разведки льдов Карского моря. Часа через два посте посадки самолета в пролив вошли суда экспедиции, а спустя некоторое время и «Малыгин». Соединившись, суда пошли на запад. Предшествующие разведки льдов Карского моря дали возможность этим трем экспедициям пройти наиболее коротким путем через пролив Маточкин шар.
Шестой, парный полет был произведен 19 сентября с целью разведки как льда, так и береговой полосы на север от Маточкина шара по Карскому берегу. Конечная точка полета указана не была.
На головном самолете шел Чухновский с Родзевичем, а за ним — Кальвиц с радиотелеграфистом обсерватории Мендель-
[42]
 45.jpg
маном. Пройдя залив Канкрина, что в 20 км от Маточкина Шара, Чухновский заметил, что вода в радиаторе мотора кипит, и сел в заливе Канкрина у промысловой избушки. Кальвиц, последовал примеру головного и тоже сел. Оказалось, что заслонки радиатора были закрыты. Их открыли, Родзевич долил радиатор пресной водой и запустил мотор.
Оба самолета снова взлетели и взяли курс на запад; дойдя до залива Чекина, мы повернули обратно и в 18 ч. 30 м. сели у обсерватории.
Разведкой было установлено, что заливы Канкрина и Чекина были нанесены на карту неправильно и что вдоль всего берега до залива Чекина отсутствуют подводные рифы. На траверсе четвертого мыса, считая от мыса Выходного, замечено подозрительное пятно - глубина. Хорошо были видны снежные вершины гор и их ледники. Интересно отметить, что при посадке самолета в заливе Канкрина морские зайцы (род тюленя) не боялись близко, до 10 шагов, подплывать к самолету, несмотря на работающий мотор. Стаи гусей и уток при приближении самолета разлетались. Во время этого полета был сделан перспективный снимок залива Канкрина.
Пришедший на «Мурмане» т. Матусевич дал задание Чухновскому произвести детальную разведку береговой полосы на 200 км к югу от Маточкина шара. Для этой разведки 19 сентября был совершен седьмой, одиночный полет от Маточкина шара до залива Галла (около 110 км). В 10 ч. 15 м. самолет с Кальвицем и Родзевичем, взлетел и пошел на юг вдоль берега. В Карском море стоял полный штиль, облачности не было. Согласно приказанию не летать дальше мыса Галла мы, дойдя до этого мыса, пошли обратно и в 11 ч. 40 м. сели у обсерватории, пробыв в воздухе 1 ч. 30 м.
В результате полета были установлены опасность входа в заливы Клокова и Галла и наличие мелей, гряды камней к востоку от мыса Бык. Кроме того были обнаружены и нанесены на каргу четыре гряды подводных камней близ залива Клоков и два — близ мыса Брандта, а также ряд мелей; установлена. неправильность контуров этого залива, зачерчены кроки берега до мыса. Галла, нанесены озера и реки, произведено 30 снимков с заливов, мысов и найденных подводных опасностей, замечено, что «плавник» плывет с юго-востока, что указывает на существование соответствующего течения.
22 сентября был совершен восьмой, парный полет. Целью полета была встреча парохода «Мурман», работавшего в Баренцовом море у Сухого носа и ожидавшегося
[43]
 46.jpg
в Маточкин шар. Самолеты взлетели в 15 ч. 15 м. На головном шел Чухновский с Родзевичем, на втором — Кальвиц, с радиотелеграфистом обсерватории т. Шведа. Через час полета достигли становища Поморского, что на западной стороне острова, на море Баренца. Становище представляет собой два жилых дома, склады и бывшую часовню, расположенные у самого берега и плохо защищенные от ветров и волнения со стороны Баренцова моря. На становище не оказалось ни души, представитель Госторга и единственный промышленник уехали на промысел. Пробыв в становище 45 мин., захватив два соленых гольца и 40 яиц чайки, мы отправились обратно и прилетели в обсерваторию в 18 час., пробыв в воздухе 2 часа. Во время этого полета установлено, что Сухой нос нанесен на карту неправильно. Обращала на себя внимание удивительная прозрачность воздуха, затруднявшая даже для привычного глаза определение расстояний и высоты полета. Полет между скал пролива Маточкин шар фееричен и полон красоты. Здесь расположены два типичных альпийских глетчера с небесноголубыми ледяными массами.
[44]
 47.jpg
Над Белушьим заливом мы снизились над шедшим под парусами на восток самоедским карбасом и спросили, пет ли у них гольца, но, к сожалению, гольца на карбасе не оказалось. Заботы наши о продовольствии были вызваны тем, что в обсерватории не было свежих продуктов, и все меню состояло из консервного супа и различных каш, порядочно уже надоевших.
На обратном пути была осмотрена нами Белушья губа как хорошее место для стоянки самолетов, защищенное от ветров и волнения, расположенное в 10 км по берегу от обсерватории.
Девятый, одиночный полет состоялся 27 сентября. В Карском море дул норд-ост. На горизонте с берега были замечены большие валы волн с белыми пятнами, сильно увеличенные рефракцией. Для выяснения, что это — волна или лед, в 13 ч. 40 м. взлетел Чухновский с Родзевичем. Не дойдя 20 км до мыса Выходного, самолет вернулся обратно, так как льдов в море не было, а ходила большая волна. В 13 ч. 50 м. самолет сел у обсерватории, пробыв в воздухе всего 10 мин.
Этим полетом закончилась работа самолетов в Маточкином шаре в кампанию 1925 г.
«Таймыр» и «Мурман» прибыли к обсерватории 18 сентября. В тот же день силами механиков и летчиков были сняты с самолета крылья и пропеллеры, и самолеты па буксире были подведены к борту «Таймыра». Так как подъемные приспособления «Таймыра» слабы и могли не выдержать тяжести самолетов, то для подъема самолетов пришлось прибегнуть к помощи «Мурмана», который имел мощные подъемные механизмы. «Мурман» подошел к «Таймыру» и, подняв самолеты, поставил их на ют «Таймыра» вдоль обоих бортов. Плоскости самолетов были надежно закреплены под правыми рострами. Самолеты тоже были очень прочно закреплены. Все имущество и пустая тара были погружены на «Мурман», кроме ящика с фотоимуществом, инструмента и бочек с маслом.
30 сентября в 10 час. «Таймыр» пошел на запад по Маточкину шару, покинув 12 зимовщиков на целый год.
Дойдя до становища Поморского, «Таймыр» принужден был встать на якорь вследствие сильного шторма в Баренцовом море. Переждав шторм, мы 1 октября в 4 часа снялись с якоря и взяли курс на Канин нос. После шторма пароход
[45]
 48.jpg
сильно качало. Бортовая качка доходила до 43—45°. Волной смыло с палубы судовую собаку, и для спасения ее пришлось лечь в дрейф и спускать спасательную шлюпку, которая благополучно выловила собаку, 3 октября вечером «Таймыр» подошел к месту своей обычной стоянки — напротив Убеко, но еще несколько дней мы но могли снять самолеты с парохода ввиду отсутствия «Мурмана» с его надежными подъемными механизмами. «Мурман» пришел числа 8—9 октября, потеряв в океане баржу с пустой авиационной тарой, оторванную штормом и разбитую о камни Сухого носа. При помощи «Мурмана» самолеты были спущены в воду и отбуксированы на Соломбальские кошки (отмели), куда на карбасе были перевезены также крылья и оперение самолетов. В тог же день один из самолетов был собран, и к месту стоянки прибыл караул.
На следующий день оба самолета были готовы к отлету в Ленинград.[46]

Пред.След.