Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 1.jpg
 3.jpg
 4.jpg
 5.jpg
Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике. Под ред. В.А. Попова. Обл. худ. О.О. Столь.
ОНТИ НКТП СССР, Гл.ред.авиационной литературы, М.-Л., 1935

В книге описываются экспедиции в Арктику с участием самолетов: экспедиция на Новую землю в 1925 г.; экспедиция "Советского Севера" в 1928 г. от Владивостока до Колючинской губы; экспедиция на остров Врангеля и полет до устья Лены вдоль побережья Сибири; экспедиция по розыскам американских летчиков Эйельсона и Борланда и по вывозке пассажиров с парохода „Ставрополь", затертого льдами у мыса Северного в 1929 г.
Книга рассчитана на массового читателя, написана живым и понятным языком и знакомит с героической работой советских летчиков по исследованию арктических областей.


Памяти пилота Леонида Порцель, безвременно погибшего на безлюдном берегу Карского моря,
посвящает автор свой скромный труд


Оглавление Стр.

Родзевич Н.Н. Советские самолеты в Арктике

 98.jpg
Поиски погибших во льдах
(1929—1930 гг.)

Осенью 1929 г. американская шхуна «Нанук», принадлежавшая промышленнику Свенсону, совершала свой обычный рейс вдоль северных берегов чукотской земли, собирая ценный мех у береговых чукчей в обмен на продукты и предметы домашнего обихода. Приближалась осень, и с каждым днем все более и более омрачалось обвеянное ветрами и иссушенное морозами лицо владельца и капитана шхуны — Свенсона.
Не в малом количестве шкурок песца и белого медведя таилась причина беспокойства капитана. Нет, и песца и белого медведя было достаточно, о чем говорил набитый аккуратными тюками трюм «Нанука». Причина крылась в другом: очень рано в этом году потянули на юг гуси, и но стихают нордовые ветры, прижимающие льды к неприветливым берегам Рыркарпия (мыс Северный). Круглая шапка мыса не клубится уже от тумана, этого обычного признака чистой от льда поверхности Полярного моря; уже устраивается на зимовку население чукотского поселка, последние кучи плавника стаскиваются поближе к ярангам, и сопливые чукчи все реже и реже появляются на берегу. При виде этого еще более омрачается лицо старика-капитана, и крепкие, белые зубы крепко стискивают мундштук трубки.
Целыми часами сидит капитан на палубе затертой во льдах шхуны, а глаза его непрерывно шарят по горизонту в надежде заметить передвижку льда. Но напрасно. Сильный ветер все более и более нажимает на берег, уже скованный крепкими морозами. Льды громоздятся на скалы, и с каждым днем растет ледяной вал, отделяющий шхуну от просторов
[96]
 99.jpg
моря. Ледяные массы наступают непрерывно, и под мощным их напором трещит «Нанук.
Мрачные серые тучи бегут стремительно на юг. Их рваные клочья закрывают временами скалы мыса и как бы застревают на нем.
Морщится лицо Свенсона — зимовать не хочется. Уже много долгих зимовок испытал он в прошлом. А сейчас и годы уже но те, да к тому же дома ждет дочь — невеста. Мысли капитана бегут быстрее туч, и в голове зарождается план дальнейших действий. Этот план из отрывочных мыслей начинает формироваться в стройную вереницу мероприятий, какие нужно предпринять, чтобы доставить ценную пушнину в Америку и не лишиться любезной сердцу прибыли. Теперь старик-капитан напоминает уже не морского волка, четыре десятка лет бороздившего воды Полярного моря, а дельца, боящегося упустить богатую наживу. Выход найден. План составлен. На помощь беспомощной шхуне надо призвать последнее достижение техники — самолет — и спасти на нем свои ценности, — так думает старый делец, ради прибыли не раз рисковавший своей шкурой.
Ревет ветер, трещит лед, идет снег, — зима вступает в свои права, но капитан, принявший твердое решение, повеселел. Он дожидается теперь лишь установления санного пути в тундре. Долгими ночами сидит он, покуривая свою трубочку и созерцая причудливую игру сполохов.
Проклятия срываются с его губ при мысли, что на мысе Северном нет радиостанции, столь нужной ему теперь.
Но нарты собак уже готовы, лай, визг и грызня собачьей своры говорят, что можно отправляться в далекий путь.
Свенсон направляется в Якутск и далее через Москву в Америку. Пушнину Свенсона будут спасать самолеты.
Медленно скрылась за косогором Рыркарпия последняя упряжка собак. Снег, подхватываемый бурным ветром, заметал следы, искрясь тысячами огней, затихли вдали крики каюров, лишь в небе величественно сверкали и расходились лучи северного сияния.
В октябре льды сильно сжимало. Трещал ветхий «Нанук, и испуганно бились сердца людей, находящихся па. нем и без устали смотрящих на восток в ожидании, когда покажется темная точка самолета на фоне угрюмых облаков.
[97]
 100.jpg
Но дни шли за днями, и таяла надежда экипажа. Сдвиги льда усилились, жалобно, и безнадежно скрипели переборки «Нанука», люди готовились перейти на берег.
Кругом шхуны росли сугробы снега. Вся засыпанная им, как бы одетая белым саваном, шхуна потеряла уже очертания корабля и даже вблизи трудно было рассмотреть, корабль это или просто нагромождение снега. Зима наступала снежная и суровая, снегу выпало на удивление много. Поселок чукчей вовсе засыпало снегом, и лишь тонкие струйки дыма из яранг говорили о жилье.
Участились вечерние концерты собак, и их хор по ночам еще более увеличивал людскую тоску...
Неустанно каждый день расчищал экипаж шхуны площадку для самолета, и каждый день она вновь заносилась сугробами снега, либо покрывалась застругами.
Люди ругались, досадуя на лишнюю работу, но эта работа многих спасала от цынги. Томительно шли дни за днями, и каждый следующий день был, как две капли воды, похож на прошедший. Три дня свирепствовал норд-ост. Лед в заливе трещал и грохотал; его корежило и рвало. Ледяные глыбы вздымало и бросало в пучину. Огромные льдины теснились и тасовались, как карты, со стоном и скрипом в темном сумраке полярной ночи.
Казалось, что дни «Нанука» сочтены и он неминуемо будет раздавлен могучим напором льдов.
Люди потеряли надежду благополучно освободиться от льдов и ждали помощи если не от неба, то, во всяком случае, с неба.
И вот настал желанный момент — восточный ветер донес до «Нанука» равномерный рокот мотора. В один миг весь немногочисленный экипаж был на ногах, вспыхнули костры на подготовленной площадке и потянулся густой черный дым, указывая самолету направление посадки. Ожил весь чукотский поселок, люди бегали, утопая в сугробах снега, резвились совершенно голые ребятишки, выскакивая из-под теплых пологов яранг, вздымая облака снежной пыли, стремительно носились собаки.
Сделав два круга, самолет снизился и сел на площадку. Закутанные в меха летчики, потирая озябшие руки и разгибая окоченевшие члены, скрылись в рубке «Нанука». Свенсон свое слово сдержал — самолет из Аляски прибыл на помощь. На первом самолете прибыл командор Дорбант. На следующий день, 31 октября, мыс Северный принимал у
[98]
 101.jpg
себя второй самолет — летчика Эйельсона или, как звали его на Аляске, командора Арктики и Антарктики.
1 ноября самолеты, пользуясь хорошей погодой, приняли восемь пассажиров и пушнину и улетели в восточном направлении. Но, пролетев Колючинскую губу, самолеты попали в жестокую пургу и сделали посадку у мыса Сердце-камень, где и просидели четыре дня, не терпя особых лишений, так как мыс и его окрестности населены чукчами. Эта вынужденная посадка доставила американцам возможность посетить своего соотечественника Уола, живущего на Чукотке уже в течение двадцати лет.
6 ноября самолеты прибыли в Аляску.
7 ноября три самолета должны были вновь вылететь к «Нануку» из города Ном на Аляске, но два из них потерпели аварию еще при взлете, а третий, пилотируемый Эйельсоном с бортмехаником Борландом, вылетев из города Нома, пропал без вести. Этот рейс удачливого до сего времени летчика и командора, посетившего оба полюса земли, был его последним рейсом.
Правда, герою ледяных пространств, летчику Эйельсону, суждено было совершить еще один, рейс, но уже на советском самолете под ало-траурным флагом — рейс из ледяной могилы в Арктике к могиле на родных берегах Америки.
Правительство США просило советское правительство принять участие в поисках пилотов. Эта просьба была передана через представителя Торговой палаты ввиду отсутствия в то время официальных отношений между СССР и США. Советское правительство, идя навстречу американскому предложению, решило использовать для розысков Эйельсона и Борланда посланные на помощь затертому льдинами пароходу «Ставрополь» самолеты летчиков Слепнева и Галышева.
Ревет шторм, а в тундре жестокая пурга. Корпус вмерзшего во льды парохода содрогается от жестоких порывов ветра, и под напором льда трещат судовые переборки, выгибаются стрингеры и шпангоуты.
Снежная пыль проникает во все щели железного корпуса парохода. Она всюду: и на стенках кают, и на койках, и на одежде в шифоньере.
[99]
 102.jpg

Паровое отопление давно не работает, оно давно уже выключено, топки погашены и люди, экономя топливо, отапливаются камельками. На борту парохода много пассажиров из Нижне-Колымска. Среди них есть женщины, дети и больные. О них-то больше всего и беспокоится старик капитан Миловзоров, сам больной и измученный.
Прошло уже 23 дня с момента вылета Эйельсона из города Нома, а все еще нет никаких указаний о месте нахождения его самолета. По сообщениям пассажиров «Ставрополя», ехавших на собаках в бухту Провидения, они 7 ноября, находясь у губы Колючинской, слышали среди воя пурги звук мотора, а некоторые чукчи видели и самолет, державший курс на запад от Колючинской губы. Но пурга была настолько сильна, что ехавшие на собаках не видели даже головы своей упряжки. Русские охотники также видели самолет в районе Ванкарема. Санная партия с «Нанука» вернулась после долгих поисков без результата.
Последние поиски, произведенные 20 декабря, оказались также безрезультатными — никаких следов самолета найдено не было. Стояла полярная ночь, ежедневно бушевали метели,
[100]
 103.jpg
выла пурга. Какими-то мертвыми чудовищами выглядели потерявшие всякие очертания «Ставрополь» и «Нанук», стоявшие по обе стороны Рыркарпия.
Оставалась одна надежда, что с наступлением полярного дня наши самолеты произведут разведку и найдут хотя бы следы Эйельсона.
В январе пилоты Слепней и Галышев, зимовавшие в бухте Провидения, получили по радио распоряжение вылететь на поиски пропавших американских летчиков.
Полярная ночь подходила к концу, и солнце с каждым днем поднималось выше и выше, сияя над необозримым простором ледяных полей.
26 января американские летчики Кроссон и Гильом заметили в устье реки Ангуемы крыло самолета Эйельсона. Обнаружить его удалось лишь по длинной тени, отбрасываемой им при низко стоящем солнце. 28 января два самолета — «СССР 177» и «СССР 182», вылетев из бухты Провидения, пересекли Чукотский полуостров через Колючинскую губу и сели у мыса Северного.
Мыс Северный, по-местному Рыркарпия, резко выделяется издали на низменном берегу.
Шум моторов давно привлек к себе внимание обитателей мыса, и черные точки людей, бегущих со всех сторон к посадочной площадке, отлично видны с самолета.
— Вот счастье-то нам привалило, — думают чукчи, — два судна зимуют у берега, да еще восьмой самолет прилетает — очень «Кель» к нам милостив: у нас будет и мясо, и сахар, и чай, и табак. Да и водкой угостят капитаны, — так чукчи называют весь начсостав флота.
Самолет Слепнева садится и бежит по льду, но вдруг лопается стойка шасси. Раньше чем к самолету успели под-
[101]
 104.jpg
бежать люди, находчивый экипаж кое-как успел починить стойку, запустить еще не остывший мотор и подрулить к стоявшему уже самолету Галышева.
Немедленно самолет окружила группа людей. В этой группе были американские летчики, капитан шхуны «Нанук» Свенсон со своей дочерью и капитан «Ставрополя» Миловзоров, который, болея плевритом, все же вышел для встречи советских самолетов.
На следующий день наши летчики приступили к тяжелой работе по поискам Эйельсона и Борланда.
Летчик Слепнев на американском самолете с летчиком Кроссон вылетели к месту гибели самолета Эйельсона, и, подробно осмотрев место аварии и остатки разбитого самолета, пришли к выводу, что, несомненно, и Эйельсон и Борланд убиты при ударе о лед и что следует искать их тела возле остатков самолета.
Как только позволила погода, Слепнев перелетел на своем «Юнкерсе» в месту аварии, здесь был разбит лагерь, и начались поиски погибших летчиков.
Пришлось рыть траншеи в смерзшемся плотном снеге. При раскопках все чаще попадались части разбитого самолета и личные вещи, погибших летчиков.
13 февраля матрос со «Ставрополя» при раскопках наткнулся
[102]
 105.jpg
на торчащую на снега ногу в меховом сапоге. Американский летчик Гильом в откопанном трупе узнал Борланда. Черев 4 дня было найдено и тело Эйельсона.
Стали готовиться к отлету с места аварии. Накануне отлета весь лагерь наблюдал, как на горизонте показался силуэт небольшого самолета. Это летал капитан Рид из Америки. Сделав несколько красивых кругов в воздухе, Рид пошел на посадку. При первом же прикосновении к земле самолет подскочил на неровностях снега и, снеся шасси и поломав винт, зарылся носом в снег. Из разбитого самолета вышел невозмутимо спокойный летчик Рид и, не оглянувшись даже на изуродованную машину, подошел к Слепневу, приложил руку к шлему и, подавая пакет, отрапортовал:
— По специальному заданию из Вашингтона прибыл, чтобы вручить вам телеграмму.
В телеграмме было приглашение правительства США пилоту Слепневу сопровождать тела погибших летчиков на их родину.
На следующий день самолет «СССР 177», украшенный траурным флагом, понес тела Эйельсона и Борланда на мыс Северный, где тела были переданы американцам.
Вскоре началась эвакуация пассажиров парохода «Ставрополь». Часть пассажиров была отправлена на самолете с летчиком Галышевым, а часть поехала на собаках по тундре.
Наконец 4 марта были на самолете отправлены в Америку и тела Эйельсона и Борланда. Летчик Слепнев на своем «Юнкерсе» провожал тела до г. Фербенкса.
Так закончилась история экспедиции по розыскам «командора Арктики и Антарктики», как называли в Аляске летчика Эйельсона.
[103]

Пред.