Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 133.jpg
Гравиметрические наблюдения

Наблюдения над качанием маятников Штернеке были начаты в Омске с 15 мая и производились астрономом Нефедьевым последующей однообразной для всех станций программе. „Между двумя определениями времени по сигналам радиостанций La Doua и Lafayette, отдаленных друг от друга 12-часовым интервалом, производилось качание двух или трех маятников, причем каждый наблюдался два раза по 2 или 3 контактным хронометрам. Последние сравнивались с сохраняющими время — до и после соответствующих наблюдений. Станция считалась законченной, если произведено по 2 наблюдения каждого маятника. Таким образом, наблюдения растягивались на 1—1 1/2 суток путем увеличения времени качания одного маятника от 3 до 5 час. (от 240 до 900 сек.), чем достигалось уменьшение ошибок сравнения хронометров и ошибок счетчика. Сохранение времени от одной группы сигналов времени до другой осуществлялось при помощи группы из 6—12 хронометров. Так как в экспедиционной обстановке весьма трудно было рассчитывать на прочные фундаментальные постройки, был тщательно испытан штатив конструкции проф. Павлова, позволяющий производить наблюдения непосредственно на земле, что и имело место на двух станциях".
Основным пунктом, на котором были произведены наблюдения над качанием маятников, до и после экспедиции являлся пункт в компараторном коридоре Сибирского военно-топографического отдела в Омске. На нем было сделано до экспедиции 12 наблюдений маятников на стене и 12 — на специальном штативе; а по окончании экспедиции — только на штативе. Были затем произведены по той же программе наблюдения в юговосточном подвале загородного отделения Сибирской сельскохозяйственной академии. Здесь было сделано 18 наблюдений маятников до экспедиции и 6 — после нее. Учет температуры и атмосферного давления производился по специальным термометрам и барометрам-анероидам. Во всех случаях колебания температуры были настолько ничтожны, что предохранительные меры применять не было надобности. „Замена наблюдений времени по звездам наблюдениями сигналов времени, фактически тождественная с переносом астрономических наблюдений с пункта качания маятников в стационарную обстановку Парижской обсерватории, оказалась вполне уместной, значительно упрощающей наблюдения и делающей их всегда возможными и независимыми от состояния неба. Даже пользование при обработке данными Bureau International de I'heure extrapole'e, как это не
[126]
 134.jpg
трудно видеть из опубликованного Bulletin horraire, настолько мало изменяет абсолютную поправку хронометра от одной до другой соседней группы сигналов (изменение не достигает числа, большего 0.02), что влечет за собой ошибку в часовом ходе в 0.0008, которая дает лишь 1-1 в седьмом десятичном знаке секунды определяемой продолжительности качания маятника.
Предварительное вычисление наблюдений на стене и на штативе конструкции проф. Павлова показало, что штатив не участвует в сокачании и результаты, получаемые на нем, вполне тождественны с результатами наблюдений на фундаментальной стене".{1}
При работах с маятниками Нефедьев пользовался только рамкой на 15 000 м и sixter’oм, которые обычно устанавливал на месте наблюдений с тем расчетом, чтобы не допускать никаких переносов хронометров с места работы во избежание изменений их ходов.
1) Первая продолжительная остановка гидрографической экспедиции Убеко-Сибири, во время следования вниз по рекам, у дровяной пристани Цимбель на правом берегу р. Иртыша (против дер. Слинкиной), была использована для наблюдений качания маятников. Наблюдения производились в сторожке с земляным полом на высоком берегу. Испытание штатива динамометром и сотрясение почвы вблизи показали его устойчивость и пригодность этой установки для наблюдений. Температурные условия были весьма неподходящими, так как колебания температуры достигали 3—5° С. Это нежелательное явление было парировано тем, что футляр с маятником и весь штатив окутывались войлоком и разными меховыми и суконными вещами. Этим достигалась неизменность первоначальной температуры за время качания одного маятника, в пределах от 0.02° до 0.20° С. На станции у пристани Цимбель было наблюдено 6 маятников.
2) В Обдорске, где была вторая продолжительная остановка экспедиции с 28 июля по 5 августа, гравиметрические наблюдения были проведены по полной программе. Качания маятников производились в сараях радиостанции. Температурные условия были удовлетворительны. На этой станции было получено 9 маятников, причем в 12-ча-совой интервал от одной группы сигналов времени до другой иногда качалось лишь два маятника.
3) Во время стоянки г/с „Анна" на рейде перед радиостанцией Маре-сале Нефедьев, кроме астрономических наблюдений, сделал наблюдения над качанием 9 маятников. Обстановка наблюдений здесь была близка к стационарной. Наблюдателю удалось установить приборы в старом железобетонном здании бывшего машинного отделения радиостанции, где и температурные условия и удобства работы были вполне удовлетворительны.
В дальнейшем условия плавания на г/с „Анна" не позволили ни в одном пункте остановиться на срок, достаточный для гравиметрических наблюдений. Таким образом, в экспедиционных условиях наблюдения над маятниками были сделаны только в этих 3 пунктах.
Таблица 12 дает некоторую характеристику этих работ.
Астроном А. Н. Нефедьев внес впервые существенное методическое изменение в обычную до того программу гравиметрических наблюдений, заменив наблюдения времени по звездам приемом сигналов времени
{1} А. И. Нефедьев. "Отчет о работах астрономической части за 1923 год". Г. У. УВМС РККА.
[127]
 135.jpg
Таблица 12
Гравиметрические наблюдения 1923 г. прибором Штеренке
(маятники №№ 86, 107 и 108)


Bureau International de I’heure, чем самые наблюдения становятся вне зависимости от состояния неба. К сожалению, преждевременная смерть не дала Александру Николаевичу Нефедьеву закончить обработку всего материала работ 1923 г. Безусловно он представляет интерес не только в качестве научного результата, но и с точки зрения наблюдательской практики в заполярных условиях.

Пред.След.