Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

Гидрографические исследования юговосточной части Карского моря. Обь-Енисейский район / Б. А. Сергеевский;
Гидрографич. упр. Главсевморпути при СНК СССР, Л., 1936
 1 - 0001.jpg
 1 - 0002.jpg
 1 - 0003.jpg
 1 - 0004.jpg
 1 - 0005.jpg
 1 - 0006.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ
Изображение
OCR, правка: Леспромхоз

Сергеевский Б.А. Гидрографические исследования...

 96.jpg
1921 ГОД

Общий очерк работ

В навигацию 1921 г. Отдельный Обь-Енисейский отряд продолжал работы, начатые в 1920 г. по программе, составленной по заданиям Комитета Северного морского пути.
Организация гидрографической экспедиции в Енисейский залив не претерпела сколько-нибудь существенных изменений. В Енисейском районе работали те же четыре гидрографических партии: две береговые и две морские. Но в Обской губе состав экспедиции был расширен по сравнению с 1920 г. Кроме гидрографической партии на г/с „Орлик“, вторая промерная партия работала на колесном пароходе „Три Святителя" (№ 141), и сформирована была еще одна береговая партия.
В состав пловсредств, находившихся в распоряжении гидрографического отряда на Енисее, кроме тех же судов, что и в 1920 г. —„Инея", „Анны", „Полезного" и „Шуи", баржи № 12 и моторных катеров „Альфа" и „Омега", — входили моторные катеры: „Денеб" и „Вятка" и 3 шестерки с подвесными моторами „Архимед". В Обскую губу в составе гидрографических партий вышли, кроме г/с „Орлик" и п/х „Три Святителя", моторный катер „Чайка" и моторный катер „Безымянный", три шестерки с подвесными моторами „Архимед", две угольных баржи, баржа (продовольственная база) „Пур", баржа для доставки строительных материалов для сооружения радиостанции в Новом порту и баржа-паузок „Шигарка", на которой из Томска был доставлен астроном с соответствующим личным составом и инструментарием.
Описание хода работ приводится ниже так, как оно изложено К. К. Неупокоевым. {1}

    „Отряд вышел вниз из г. Енисейска лишь 15 июля и только 28-го прибыл к месту работ.
    Шлюпочный промер доведен только от Усть-Енисейского порта до мыса Караульного. Партия с самого начала была поставлена в тяжелое положение выходом из строя сразу двух промерных катеров из имевшихся; один из них, „Денеб", в первые же дни был выброшен штормом на берег и из-за своей громоздкости — спущен на воду уже в конце кампании, по приходе г/с „Шуя" с работ, которое успело довести промер от мыса Крестовского до мыса Селякинского. Второй катер, „Алькор", на 4-й день работы на всю кампанию вышел из строя, из-за серьезной поломки машины. Оставшийся один промерный катер, „Альфа", выполнил вдвое больший район работ, чем было положено по заданию, но довести работу хотя бы до мыса Муксунинского был не в состоянии, так как беспрерывные штормы почти совершенно не давали производить промеры. Из-за тех же причин обследование каботажного фарватера так же не производилось.
    Весьма неблагоприятное состояние погоды в смысле гидрографических работ, в связи с условиями программы, относительно помощи 2-й береговой партии, выразившейся в переброске ее с одного берега на другой, и оказания содействия работам по съемке судов судоподъемной партии Главмортеха и проводки морских судов товарообменной экспедиции, вынудило производить промерные работы гидрографическими судами в небольшом масштабе" ...

{1} Записки по гидрографии, т. XIV, 1922.
[89]
 97.jpg
По р. Оби отдельная гидрографическая партия вышла из Омска 16 июня и прибыла к месту работ 10 июля. Обставив бар вехами, она высадила часть береговой партии у мыса Ям-сале и у мыса Линзита. Указанной партией, несмотря на крайне тяжелые условия работ, особенно на западном берегу, где болотистые места и кустарники сильно стесняли движение, пройдено мензульной съемкой, положенной на 3 астрономических пунктах (Ям-сале, Находка, радиомачта Новый порт), по западному берегу от Ям-сале до Нового порта. А на восточном пройдено съемкой, положенной на 3 пунктах (Сантиба, Ныда и Островной), от Линзита до Островного. По выходе в губу г/с „Три Святителя" (№ 114) приступило к промеру и выполнило его поперечными галсами от мыса Ям-сале до мыса Боткина. Около 20 июля присоединилось к партии г/с „Орлик", которое зимовало в Березове, поднималось в Тобольск для ремонта, но, не получив такового, вышло в догонку партии.
Отведя баржу-базу „Пур“ в Находку и высадив 23 июля под-партию в устье р. Ер-яга, „Орлик" произвел обстановку от Ям-сале до мыса Наливного, рекогносцировочный промер Нового порта и промер под берегом от Нового порта до бухты Находки для безопасного провода речного каравана. Затем им были благополучно переведены от Ям-сале баржа с углем до Нового порта и баржа с материалами радиостанции до бухты Находки. Одним из последующих затем северных штормов баржа с материалами была выброшена в бухте Находке на берег, почему материалы были с большими трудностями частично доставляемы сначала „Орликом", а впоследствии пришедшим из Енисея г/с „Анна" к месту работ.
Последствием несвоевременной доставки строительных материалов было то, что постройка радиостанции Новый порт проявилась лишь в установке 2 радиомачт, амбара и временного жилого дома, но последний был без печей, почему личный состав станции не был оставлен на зимовку.
В дальнейшем „Орлик" произвел поперечные промеры через 2 1/2 мили к северу от мыса Боткина до Нового порта, дважды сходил навстречу морским судам Архангельской и иностранной экспедиции и провел их от мыса Наливного до Нового порта, а затем туда же, вдоль берега, провел речные суда товарообменной экспедиции из бухты Находки.
По выполнении перечисленных работ, так как лихтер-мастерская, пришедший из Архангельска для отряда, был приведен не на р. Енисей, а в Обскую губу, а также смена радиотелеграфистов для станции Диксона тоже пришла в Обь, „Орлик", взяв мастерскую на буксир, пошел в Енисейский залив и среди разреженного льда 14 сентября находился в широте 73°15' и долготе 74°10'. В это время лед доходил до Диксона (отдельные полосы и далее к югу), забивая мешок по западную сторону Кузькина острова. 15-го числа „Орлик" находился на широте 73°20' и долготе 78°25' и, встречая непроходимые льды, делал попытку пройти на западную сторону Кузькина, но и здесь, встретив льды, пробовал пройти севернее Диксона, что тоже не удалось; потратив целый день в поисках проходимого пути и доходя до широты 73°5', долготы 78°, широты 73°30', долготы 78°25' и широты 73° 40' и долготы 79°00', имея в наличии ограниченнее количество угля, не позволяющее жертвовать днями, повернул обратно в Обскую губу.
Туманы 16—17 сентября задержали поход, а дальнейшие северные ветры заставили обойти о-в Вилькицкого, по 12 саж. глубине по полыньям между мощными полями. Лишь 19-го „Орлик" самостоя-
[90]
 98.jpg
тельно вышел на чистую воду, выдержал шторм от северо-востока и 20 и 21-го подошел к ледоколу „Ленин", который снабдил его углем для дальнейшего следования.
Получив 21 сентября уголь в количестве 18 т с ледокола „Ленин", „Орлик" медленно против южных штормов благополучно прошел в бухту Находку. Оттуда перешел Хаманельский бар 27 сентября, а 28 пополнил запас топлива, разобрав старый разрушенный дом на мысе Ям-сале, и пошел вверх по Оби, где встретился с г/с „Три Святителя" у Новых юрт, совместно с которым присоединился ко всей Обской партии в сел. Самарово.
Пришедшее 20 августа из Енисея г/с „Анна", как было сказано, доставило материалы для радиостанции в Новый порт, совершило поход к мысу Тарану, к ледоколу „Ленин" и оттуда доставило товарообменной экспедиции продукты, а затем оказало содействие астроному при определении им пункта на мысе Островном. По окончании указанных работ оно начало заниматься снятием береговых партий, но поломка коленчатого вала, исправленного судовыми средствами, заставила закончить работы около половины сентября и уйти за бар.
Г/с „Три Святителя", сняв все остальные береговые партии и прождав у бара прихода „Орлика" до 23 сентября, вышло вверх до сел. Самарово, где, получив известие о прохождении „Орликом" сел. Кушеватского, вышло к нему навстречу, а впоследствии, соединившись со всей партией, пошло в Омск, куда вся партия прибыла 27 октября. Береговая подпартия по Ямалу обследовала Ер-ягу, волок на приток Юрибея, у верхнего течения Юрибея. {1} В верховьях р. Юрибея перешла на оленях в Новый порт, откуда в 20-х числах была снята Обской партией.
Относительно проводки судов и состояния льдов в текущем году надо сказать следующее: в виду того, что суда приходили не одновременно, лоцмейстерское судно „Иней" почти весь навигационный период было занято встречей и проводкой судов до Нового порта и обратно, чем было лишено возможности произвести программные работы по части гидрографической.
Картина льда в отношении Енисейского залива и прилежащего к нему района в навигацию 1921 г. была такова: 24 июля вскрылся залив, 27-го очистился район около Диксона, но льды, отойдя к северу, держались на горизонте, что дало возможность норвежской экспедиционной шхуне „Хаймен" выйти из гавани Диксона 1 августа и благополучно пройти, держа курс вблизи берегов. Около середины августа стали подходить к Енисейскому заливу пароходы „Седов" и „Обь". Ветрами северной половины льды стали прижиматься, почему названные суда оказались среди разреженного льда, в котором „Обь" получила пробоину. Не решаясь рисковать, эти суда потеряли от 2 до 3 суток перед входом в залив, пока г/с „Иней", пройдя к северо-западу около 15 миль от Вернса, не вывело их из льдов и не пошло с ними 20 августа в Енисейский порт. 15 августа г/с „Анна" благополучно прошло в Обскую губу, встретив льды с северо-востока от о-ва Вилькицкого. С 20-го числа начинается ежедневное телеграфирование „Пайвника" о приготовлении для
{1} Эта работа была выполнена по телеграфному указанию Главного гидрографического управления.
[91]
 99.jpg
него лоцмана, но сам он, встретив льды в широте 73°40', подвигается весьма медленно и подходит лишь к 24-му числу к встрече с лоцмейстерским судном. Далее „Малыгин" собирается пройти в Енисей, но встретив тяжелые льды на север от о-ва Вилькицкого, 10 сентября присоединяется к пароходам „Седов" и „Обь", возвращающимися из Енисея, и совместно с ними идет к Белому. Между тем льды медленно спускаются южнее и ко времени ухода „Пайвника" уже доходят до о-ва Кузькина. Ледокол № 8, проводивший пловучую мастерскую „Лодьму" и „Гальчиху" из Архангельска, встретив льды у Белого и на восток от него, отвел караван в Обскую губу, где присоединился к судам Архангельской экспедиции.
Лед в районе Обской губы 16 августа группировался на северо-запад от Белого к северу и к северо-востоку от о-ва Вилькицкого. Далее, под влиянием северных ветров, спустился до мысов Дровяного и Тиро-соль, забив проливы Малыгина и за о-вом Вилькицкого, и лишь с 9 сентября начинает медленно отходить к северу.
К 21-му лед группируется по линии о-вов Белый — Вилькицкий. После указанного числа начинают дуть свежие южные ветры, которые значительно улучшают состояние льдов, отгоняя их в море.
Окончив работы, Енисейский отряд благополучно прибыл 14 октября в г. Енисейск.

Пред.След.