Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!

Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 22 Декабрь 2013 18:57, всего редактировалось 6 раз(а).
Причина: Добавлены сканы таблиц

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

1734—1839 ГОДЫ

В двухсот сороколетний промежуток времени, отделявший шестидесятые годы прошлого столетия от времени расцвета и гибели морских сообщений с Мангазеей, в Баренцевом и Карском морях был произведен ряд крупных научно-исследовательских работ. Условия выполнения и итоги этих работ не только не способствовали установлению торгового мореплавания к сибирским берегам, но повели к ложным представлениям об этом вопросе и имели для него больше отрицательное, чем положительное значение.
В период великой северной экспедиции 1734—43 гг. побережье Карского моря, Обская губа и Енисейский залив были в пределах достижимого в те времена исследованы и описаны. Вследствие слабости и, с современной точки зрения, полной непригодности для выполнения такой задачи средств передвижения, которыми располагали Муравьев, Павлов, Малыгин, Скуратов, Овцын, Кошелев, Головин и Минин — непосредственные выполнители этой работы, — она встретила чрезвычайные трудности. Льды, неблагоприятные ветры для парусных судов экспедиции, цынга среди се
[22]
 23.jpg
личного состава поставили на пути исследования исключительные препятствия. Чтобы проплыть из устья Печоры в Обь и обратно, что требует в наше время не более 10-12 дней, понадобилось 4 года, для похода из Оби в Енисей — 5 лет, для достижения из Енисея побережья Таймыра — шхеры Минина 3 года.
В 1765—66 гг., по мысли Ломоносова, была предпринята попытка в высоких широтах пройти северным морским путем из Атлантического океана в Тихий. Опыт выразился в двухкратном плавании экспедиции Чичагова на парусных кораблях и, естественно, кончился полной неудачей, приведя исследователя к выводу, что «однако, по довольному осмотру, кажется, открылась невозможность, в чем не остается сумнения».
С 1821 по 1824 г. к Новой Земле были снаряжены на специально построенном бриге четыре последовательных экспедиции под командой Ф. П. Литке. Многократные попытки этого исследователя войти в Карское море через проливы или вокруг северной оконечности Северного острова для описания восточных берегов Новой Земли были безуспешны, вследствие встречи льдов.
Работы на Новой Земле и в проливах экспедиций Размыслова, 1768—69 гг.; Лудлова и Поспелова, 1807 г.; Лазарева, 1819 г.; Кротова-Казакова, 1832 г.; Пахтусова, 1832—35 гг.; Цивольки и Моисеева, 1837—39 гг. (во главе с академиком Бэром — 1837 г. ) в подавляющем большинстве случаев сопровождались цынгой, унесшей много жертв, гибелью судов и людей.
Из опыта этих плаваний и работ, производившихся на протяжении более 100 лет (1737—1839), всегда встречавших чрезвычайные трудности, естественно, последовали выводы, что иного положения вещей не может быть, — путь к сибирским берегам всегда прегражден непреодолимыми льдами, на севере всегда свирепствует цынга. Непосредственное участие в экспедициях последнего периода Ф. П. Литке и академика К. Бэра — ученых с европейским авторитетом, разделявших этот взгляд — повело к утверждению в науке представления о Карском море, как «погребе, набитом льдом» (Бэр), к выводу, что «морской путь к устьям сибирских рек за льдами положительно невозможен» (Литке).
Для своего времени они были правы, так как парусный флот, конечно, не мог явиться средством для регулярного торгового мореплавания в Сибирь, а цынга была неотвратимым и страшным бичом, пока наука не обогатилась учением о витаминах — достижением наших дней.
Объективно рассуждая, Левка Плехан «с товарыщи» в конце XVI столетия располагал лучшими средствами для своих походов, чем исследователи, в том числе и Литке, полтораста — двести лет спустя.
Небольшие, легкие, но «надежные к морскому ходу» левкины кочи, с командой в 10—12 отборно здоровых людей, могли двигаться «гребью» и в случае штиля, неблагоприятного ветра или встречи льдов были все же активными судами. Шубин прекрас-
[23]]
но знал условия плавания и «как займут льды большие» обходил их на веслах «недель с шесть», а если это не удавалось, «ворочался в Пустоозеро», зная, что пройдет к цели в следующую навигацию. Экспедиции XVIII и начала XIX веков на трудно управляемых, более крупных, чем кочи, исключительно парусных судах, без опыта удачных плаваний в непосредственно близком прошлом, оказались значительно менее вооруженными и технически и теоретически.

Пред.След.