Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 01.jpg
 1.jpg
Н. СИБИРЦЕВ и В. ИТИН

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

С предисловием и под редакцией директора Научно-исследовательского института экономики севера
Б. В. ЛАВРОВА
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ КРАЕВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСК 1936




Иллюстрации New!

Последний раз редактировалось [ Леспромхоз ] 22 Декабрь 2013 18:57, всего редактировалось 6 раз(а).
Причина: Добавлены сканы таблиц

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ И КАРСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

 2.jpg
«Сколько дерзких попыток в течение многих веков
делало человечество, чтобы победить, казалось,
неприступные крепости полярных льдов.
Не один десяток смельчаков сложил свои головы в
борьбе с суровыми условиями Арктики.
Но лишь советская власть, лишь большевики
оказались способными подчинить север интересам человека».
М. И. Калинин

 3.jpg
ПРЕДИСЛОВИЕ

Советский Союз ведет гигантскую социалистическую стройку. На всей его территории вырастают многочисленные фабрики и заводы, построенные по последнему слову современной техники. Стирается грань между городом и деревней. «... Социалистический уклад является безраздельно господствующей и единственно командующей силой во всем народном хозяйстве». (Сталин, отчетный доклад о работе ЦК ВКП (б) XVII съезду ВКП(б).
Тайга и тундра, известные прежде как места наиболее дикой эксплоатации народов севера и как места ссылки революционеров, борцов против старого строя, при советском строе получили мощный толчок к развитию своих производительных сил.
Северный ледовитый океан, пустынный, казавшийся непобедимым, теперь стал на службу советскому государству. По Северному морскому пути транспортируются сотни тысяч тонн грузов, тогда как раньше там проходили одиночные корабли. Первые огни индустриализации уже зажглись и в арктических и приарктических пустынях.
Чем объяснить такие успехи молодого Советского Союза на том фронте, где не удавалась победа ни одному капиталистическому государству, где суровые силы севера казались непреодолимыми?
Некоторые говорят о потеплении в Арктике, о конце ледникового периода и т. д. Однако, совершенно ясно каждому беспристрастному исследователю, что ответ на этот вопрос надо искать не в этих, еще непроверенных, гипотезах. Северный ледовитый океан остался таким же, каким он был раньше. Как и теперь, там бывали ледовые годы и годы малой ледовитости, но все же он до революции оставался неисследованным и пустынным. Изменилась не природа севера, а изменился социальный строй в нашей стране. Господство помещиков и капиталистов уничтожено Октябрьской революцией, власть перешла в руки пролетариата. Вместе с этим изменилась коренным образом и политика в отношении окраин севера и Северного ледовитого океана.
Пролетариат, уничтоживший царизм и капитализм, вместе с ними уничтожил и колониальную политику, в жертву которой был принесен Северный морской путь и связанная с ним возможность прогресса и процветания севера, тайги и тундры.
Дооктябрьская история Северного морского пути — это история борьбы российской и иностранной буржуазии между собой за право выкачивания из севера за бесценок наиболее доро-
гого сырья, за право размещения там по дорогим ценам своей продукции.
 4.jpg
«Потребность в (постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». (Карл Маркс и Ф. Энгельс. «Маниф. комм, партии»).
Столичные биржевики времен царизма были заинтересованы в сохранении Сибири на колониальном положении. Поэтому всякие попытки со стороны прогрессивной части сибирской буржуазии самостоятельно выйти на рынок, путем организации судоходства по Северному морскому пути, встречали упорное противодействие. Царское правительство послушно шло на поводу у капиталистов метрополии. Иногда верх над столичными биржевиками брала иностранная буржуазия. Для Сибири положение не изменялось, она продолжала оставаться колонией.
«Иностранные комиссионеры думают лишь о сбыте своих произведений, а не о покупке наших» — констатировал один из наиболее талантливых представителей своей эпохи адмирал Макаров.
Как русские, так и иностранные капиталисты не были склонны использовать Северный морской путь и богатства Сибири для развития производительных сил севера и, тем более, для поднятая культурного и материального уровня населяющих север народностей.
В соответствии с той или иной политической ситуацией решался по-разному исход борьбы между российскими и иностранными капиталистами.
Когда российская буржуазия взяла верх над иностранной, заинтересованность в Северном морском пути свелась к нулю. На помощь капиталистам пришла и буржуазная наука, которая объявила Карское море непроходимым. Но прогрессивные элементы буржуазии считали такой вывод неверным. «Говорят, что непоборимы торосы Ледовитого океана. Это ошибка: торосы поборимы; непоборимо лишь людское суеверие» — писал упомянутый адмирал Макаров. Дело здесь, конечно, было не в «людском суеверии», а в основной политике царского режима.
Пал капиталистический строй и вместе с ним рухнула колониальная политика.
Торосы остались прежними, но они перестали быть препятствием для плавания десятков крупных морских судов, из года в год выполняющих регулярные рейсы по плану, продиктованному социалистическим строительством.
Проблема Северного морского пути — многовековая проблема.
По истории арктических путешествий написано порядочное количество книг. Однако, как правило, за очень небольшим исключением, в этих книгах чрезвычайно мало уделено внимания экономическому и политическому значению Северного морского пути и его таежного и тундрового побережья. Книга тт. Сибирцева и Итина в этом отношении заполняет пробел. Часть книги, написанная т. Сибирцевым, подводит итоги 15-летнему плаванию по Карскому морю.
 5.jpg
Цифровым и фактическим материалом автор прекрасно иллюстрировал колониальную политику царского правительства и борьбу иностранной и российской буржуазии. Но в книге мало уделено внимания экономическому анализу проведенных работ по развитию производительных сил севера, в результате освоения Северного морского пути.
Разрешение проблемы транспорта через Северный морской путь поставило на очередь проблему индустриализации Обь-Енисейского севера. Первым индустриальным центром явился г. Игарка. Автор остановился на истории его возникновения и на развитии лесозаготовительных и лесосплавных операций. Но он ограничился здесь только описанием этих операций и не охарактеризовал их политического и экономического значения. Между тем, здесь создавались молодые кадры северного пролетариата, которые в короткое время поставили на службу советскому государству многие нетронутые богатства севера.
Проблемы транспорта и индустриализации ставят на очередь новую проблему, очень важную и неизбежную в условиях необжитого севера, проблему заселения. Эта работа была проделана на р. Енисее, так как без нее нельзя было разрешить вопрос лесозаготовок и лесосплава. Этот вопрос автор не осветил подробно. Между тем это было бы чрезвычайно важно.
Растущая. работа на севере заставляет внимательно учитывать опыт предыдущих этапов, чтобы на основе его совершенствовать свою работу на севере.
 6.jpg
Несмотря на указанные недостатки, книга имеет несомненный интерес, книга освещает один из этапов работы на Северном морском пути и экономически тяготеющих к нему районах побережья.
Статья т. Итина о колебаниях ледовитости северных морей СССР интересна не с точки зрения практических выводов из его анализа того или другого состояния морей Ледовитого океана в различные периоды времени. Она интересна, как один из первых опытов систематизации исследовательской работы в этой области. В свое время это сделал Лесгафт в отношении льдов Карского моря.
Не обладая значительной точностью, книга Лесгафта в свое время сыграла чрезвычайно большую роль. В настоящее время она нуждается в крупных дополнениях и переработке. Наши знания ледовитости Карского моря стали гораздо полнее и лучше, чем во времена Лесгафта.
Тов. Итон в своей статье собрал большой материал по ледовитости сквозного Северного морского пути и пришел к заключению о наличии, так называемой, оппозиции между его западной и восточной частями. Это утверждение нельзя принимать как совершенно обоснованное. Это только попытка дать первую рабочую гипотезу о взаимосвязности морей Ледовитого океана между собой. С этой точки зрения попытку т. Итина можно только приветствовать.
Ценность статьи т. Итина заключается в хорошем подборе материала, его систематизации и постановке вопроса о возможности взаимосвязи между отдельными морями Ледовитого океана.
Окончательный же ответ на вопрос об оппозиции морей на западе и востоке мы получим только в результате более глубоких и правильно поставленных исследований в области метеорологии и гидрологии.

Б. Лавров.

Пред.След.