Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Визе В.Ю. Владивосток - Мурманск на "Литке"

В. Ю. Визе. Владивосток - Мурманск на "Литке" [Экспедиция 1934 г.]
Ленинград Изд-во Главсевморпути 1936
Переплет, 154, [2] с., 2 вкл. л. карт: ил.; 20х14 см.

 ОБЛ1.jpg
 158 карта плавания 1934г.jpg


OCR, правка: Леспромхоз

Визе В.Ю. Владивосток - Мурманск на "Литке"

 16.jpg
2. НАШИ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

А от устья Лены реки и до устья Амура реки морем плавать нельзя, для того что по морю ходят льды великие.
Сказание о великой реке Амуре, которая разгранила русское селение с китайцы (XVII век).


До «Литке» Северный морской путь был пройден с востока на запад только один раз — гидрографической экспедицией на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого. На переход от Владивостока до Архангельска эти суда затратили 377 суток, так как имели вынужденную зимовку на пути. Вот краткая история этого первого плавания.
Война с Японией заставила царское правительство обратить на Северный морской путь серьезное внимание. Когда встала необходимость отправить Балтийскую эскадру на Дальний Восток, то поднимался вопрос, нельзя ли осуществить эту переброску Северным морским путем, так как путь вокруг мыса Доброй Надежды, не говоря уже о его большой длине (12 000 миль), был связан с трудностями политического характера. Известный военный гидрограф А. И. Вилькицкий считал переход военной эскадры северным путем возможным. Однако, в виду почти полной неисследованности Северного морского пути и проблематичности успеха, от переброски военных судов Ледовитым морем было решено отказаться.
Убедившись в том, что Северный морской путь может иметь большое стратегическое значение, царское правительство признало необходимым приступить к выяснению и изучению условий мореплавания вдоль северных берегов Сибири. Первоначально проект исследования Северного Ледовитого моря был задуман довольно широко: предусматривалась постройка 16 геофизических станций на берегах и островах Ледовитого моря, а также трехлетняя работа трех исследова-
[16]
 17.jpg
тельских морских отрядов, в составе Двух судов каждый. К осуществлению этого проекта, впоследствии сильно сокращенного, было приступлено в 1908 году, когда на верфи Невского судостроительного завода были заложены два ледокольных транспорта — «Таймыр» и «Вайгач». Эти пароходы имели водоизмещение в 1200 тонн и машину тройного расширения в 1200 индикаторных сил, при двух котлах. При экономическом ходе (8 узлов) радиус действия транспортов был чрезвычайно велик — до 12 000 миль (на чистой воде и при тихой погоде). Обводы судов несколько походили на обводы «Фрама», что было сделано с расчетом, чтобы при сжатии льдов корабль выпирался кверху.
Базой «Таймыра» и «Вайгача» являлся Владивосток. В 1910 и 1911 гг. работа кораблей ограничивалась гидрографическими исследованиями в районе между Колымой и Беринговым проливом. В 1912 году «Таймыр» и «Вайгач» должны были продолжить эти работы к западу от Колымы до устья реки Лены. Вместе с тем экспедиции предлагалось по выполнении гидрографических работ, «если позволит состояние льдов, следовать с описью от устья реки Лены далее на запад, вдоль северного берега Таймырского полуострова, с расчетом пополнить запас угля судов экспедиции в г. Александровске на Мурманском берегу». В составленном помощником начальника этой экспедиции Н. Арбеневым описании ее он пишет, что целью экспедиции 1912 г. являлось «собрать» материалы по астрономии, гидрографии, лоции, гидрологии, геодезии и зоологии, и все это увенчать сквозным проходом в Петербург».
«Таймыр» и «Вайгач» покинули Владивосток 13 июня {1} 1912 года и 22 июня вошли через Берингов пролив в Ледовитое море. Состояние льдов у берегов Чукотки было в том году не особенно тяжелым, и суда испытали затруднения только в районе мыса Шмидта. {2} После описи Медвежьих островов, где было
{1} В этой книге все даты приводятся по новому стилю.
{2} До 1934 года этот мыс назывался Северным (North Cape), каковое название было ему присвоено Джемсом Куком в 1778 году. Чукчи называют этот мыс Rirkajpejak (Рыркарпий).
[17]
 18.jpg
определено два астрономических пункта (на островах Четырехстолбовом и Крестовском), экспедиция продолжала плавание, имея ближайшей целью Новосибирские острова. На пути к этим островам ледовые условия оказались довольно неблагоприятными, и судам, при прохождении через льды, приходилось по временам давать задний ход. Несколько раз корабли застревали во льду, и только с большими усилиями им удавалось освободиться. 9 августа ледокольные транспорты стали на якорь у острова Большого Ляховского.
Гидрографические работы были выполнены затем на островах Малом Ляховском, Столбовом, Васильевском и Семеновском. Попытка подойти с юга к острову Котельному, вследствие встреченного тяжелого льда, не увенчалась успехом.
После захода в бухту Тикси, где были пополнены запасы пресной воды, «Таймыр» и «Вайгач» 28 августа взяли курс на острова Петра, намереваясь затем обогнуть Таймырский полуостров. «На мысе Челюскина, — пишет в своих воспоминаниях старший офицер на «Вайгаче» Н. Арбенев, — мы решили выпить по бокалу шампанского, так как достижение этого пункта является нашим самым страстным желанием, ибо им определяется 70% удачи сквозного прохода в Петербург в одну кампанию, чего никто в мире еще не сделал».
Этой мечте, однако, не было суждено осуществиться. В западной части моря Лаптевых были встречены тяжелые льды, заставившие суда склониться к югу, в сторону Хатангского залива. После девяти суток упорной борьбы, когда корабли находились несколько южнее островов Петра, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, начальник экспедиции И. С. Сергеев отдал приказ возвращаться. «Вайгач» в это время уже имел повреждения корпуса. 9 сентября, когда в море уже интенсивно образовался молодой лед, «Таймыр» и «Вайгач» пошли в обратный путь.
На меридиане западной части дельты Лены суда вышли на чистую воду и не встретили льда до мыса Якана на Чукотском побережье, траверз которого был
[18]
 19.jpg
пройден 19 сентября. Неудавшаяся попытка обогнуть мыс Челюскина сильно огорчила участников экспедиции. «Челюскин все дальше и дальше от нас, и тоскливое чувство не только не проходит, но даже растет», замечает Н. Арбенев. 23 сентября был пройден Берингов пролив, и через месяц «Таймыр» и «Вайгач» пришвартовались к пристани во Владивостоке.
В следующем (1913) году «Таймыр» и «Вайгач» должны были продолжать гидрографические работы к западу от устья Лены и описать восточные и северные берега Таймырского полуострова. Как и в предшествовавшем году, судам предлагалось, если позволит состояние льдов, совершить сквозное плавание до Александровска на Мурмане. «Таймыр» и «Вайгач» вышли из Владивостока 9 июля.
«В экспедиции все мечтали, что, пожалуй, возвращения во Владивосток больше не будет, что удастся пройти к европейским берегам», записал в этот день участник плавания доктор Л. Старокадомский.
Еще до выхода в Северный Ледовитый океан тяжело заболел начальник экспедиции И. С. Сергеев. Он покинул экспедицию у устья Анадыря, а вместо него начальником был назначен Б. А. Вилькицкий, сын известного гидрографа А. И. Вилькицкого.
Берингов пролив был пройден в августе, после чего суда разделились. «Вайгач» пошел по направлению к острову Врангеля, с целью выяснить положение кромки льдов, а «Таймыр» последовал вдоль берега Чукотского полуострова на северо-запад. Лето 1913 года было в Сибирском море {1} весьма благоприятным в ледовом отношении, и на пути к Медвежьим островам «Таймыр» не испытал никаких затруднений. «Вайгач» приблизился к острову Врангеля на расстояние 50—60 миль, но, встретив здесь сплоченные льды, повернул к мысу Шмидта. 16 августа оба корабля встретились у Медвежьих островов. Отсюда транспорты направились к острову Преображения (в море
{1} Под Сибирским морем понимают ту часть Ледовитого океана которая лежит на материковой отмели и находится между Таймырским полуостровом и Аляской. Сибирское море в свою очередь делится на море Лаптевых, Восточно-сибирское и Чукотское море.
[19]
 20.jpg
Лаптевых), но различными путями: «Таймыр» обогнул с севера Новосибирские острова, а «Вайгач» прошел через пролив Лаптева.
В середине августа «Таймыр» был у юго-восточной оконечности острова Новая Сибирь, где задержался на несколько дней, наткнувшись на малые глубины. 20 августа к северо-востоку от Новой Сибири был открыт небольшой скалистый остров, впоследствии получивший название острова Вилькицкого. На вновь открытый остров, имевший в поперечнике не более 1 1/2 мили, была сделана высадка, во время которой остров был заснят и на нем водружен национальный флаг. От острова Вилькицкого «Таймыр» пошел к острову Беннетта, с целью захватить там геологические коллекции Толля, собранные последним в 1902 году и обнаруженные в 1903 году во время экспедиции для поисков Толля. Однако, произвести высадку на южный берег острова Беннетта (где находились коллекции), вследствие сильного прибоя, не удалось, и «Таймыр», не желая терять драгоценное время, продолжал плавание на запад. Обогнув Новосибирские острова с севера, «Таймыр» 23 августа подошел к восточному берегу Таймырского полуострова, причем на всем пути не встретил льда. В тот же день у острова Преображения произошла встреча с «Вайгачом». Во время своего отдельного плавания «Вайгач» произвел гидрографические работы в проливе Лаптева и в бухте Нордвик.
После встречи экспедиционные суда пошли с гидрографическими работами на север, вдоль восточного берега Таймырского полуострова. На пути были обследованы бухта Прончищевой, острова «Комсомольской правды» и залив Фаддея. 1 сентября экспедиция была у входа в пролив Вилькицкого. Уже отчетливо был виден мыс Челюскина, к которому все стремились. Но здесь экспедицию ждало разочарование — пролив Вилькицкого был еще покрыт невзломанным льдом, имевшим в толщину около одного метра. «Оба транспорта стали на ледяной якорь,» — пишет Л. Старокадомский. — «Настроение участников экспедиции было подавленное: так мало льда было встречено на пути
[20]
 21.jpg
к Таймырскому полуострову, что надежда на сквозной путь в Карское море успела превратиться в уверенность, как вдруг наткнулись на серьезную преграду».
Было решено итти вдоль края неподвижного льда на север, чтобы при первой возможности, обогнув льды, снова спуститься к берегам Таймырского полуострова. Во время движения на север 2 сентября был открыт большой низменный остров, известный теперь под названием Малый Таймыр. На этот остров, отстоящий от мыса Челюскина на 20—25 миль, была сделана высадка. От Малого Таймыра суда продолжали двигаться на север. Вскоре, к общему удивлению, стали встречаться айсберги, которых насчитали до двадцати. Участники экспедиции предполагали, что эти айсберги принесены сюда с ледников Новой Земли или Земли Франца-Иосифа. На самом деле происхождение их было иное, и оно скоро объяснилось. «3 сентября рано утром, — рассказывает доктор Л. Старокадомский, — справа были замечены очертания берега, на этот раз высокого. Вскоре туман начал подниматься, и шедшие к новым неизвестным берегам ледоколы увидели широко раскинувшуюся, покрытую изрядно высокими горами землю». «Вайгач» остановился у южного берега вновь открытой земли, с целью астрономических наблюдений, а «Таймыр» пошел на север, чтобы нанести берега на карту и определить северную границу земли. 4 сентября транспорты стали на ледяной якорь, и участники экспедиции высадились на мыс, впоследствии названный мысом Берга. Здесь были произведены астрономические наблюдения и поднят национальный флаг. Тогда же вновь открытая земля была объявлена частью России. При советской власти эта земля получила название Северной Земли.
Продолжая следовать на севере вдоль восточного берега Северной Земли, суда 5 сентября достигли 81° северной широты. Здесь сплоченный тяжелый лед вынудил экспедицию повернуть на юг. На следующий день транспорты снова стояли у невзломанного льда между островом Малый Таймыр и мысом Челюскина. Во время предпринятой на Малый Таймыр экскурсии
[21]
 22.jpg
доктор Л. Старокадомский увидел в 5—6 милях небольшой низменный остров, впоследствии названный его именем. Так как лед у мыса Челюскина попрежнему оставался неподвижным, то было решено отправить на этот мыс, до которого было около 12 миль, пешую партию. Экскурсанты поставили на мысе Челюскина знак и произвели ледовую рекогносцировку. Открывшаяся с высоты мыса картина была неутешительная: весь пролив был покрыт сплошным ледяным покровом, на горизонте всюду держался ледяной отблеск.
Так как лед, не пускавший суда на запад, был не особенно толст (1—1 1/2 м), то была сделана попытка пробиться через него, работая обоими ледоколами рядом. За двадцать часов непрерывного форсирования удалось продвинуться вперед на 4—5 миль. Когда ветер подул с востока и стал пригонять разломанный судами лед к кромке, работа значительно затруднилась и вскоре была оставлена. Потерпев неудачу пройти в Карское море, Вилькицкий 13 сентября отдал приказ начать обратное плавание во Владивосток.
Курс был проложен севернее Новосибирских островов, и 18 сентября транспорты были у острова Беннетта, где стали на якорь подле северного берега.
На остров съехала партия во главе с доктором Л. Старокадомским для розысков коллекций Толля. Поиски увенчались успехом — было найдено 4 ящика и одна корзина с образцами пород. На восточном берегу острова были обнаружены остатки хижины, в которой некогда жил Толль. На острове Беннетта экспедиция поставила деревянный крест, к которому была прикреплена медная доска со следующей надписью:

ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В 1902 ГОДУ:
Начальника экспедиции барона Эдуарда Толль,
Астронома Фридриха Зеберг,
Проводников: Николая Горохова
и Василия Протодьяконова.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана.

По окончании описи острова Беннетта, суда продолжали плавание, взяв курс на остров Врангеля. Это
[22]
 23.jpg
было сделано с расчетом пересечь «белое пятно» к западу от острова Врангеля, где некоторые предполагали существование неизвестной суши — так называемой «Земли Андреева». Встреченные вскоре льды помешали, однако, выполнению этого плана, и ледоколы были вынуждены изменить курс на южный. Плавание к востоку от Медвежьих островов происходило почти все время по чистой воде, и 29 сентября суда были в Колючинской губе, где они занялись промерными работами. 5 октября был пройден Берингов пролив, и 25 ноября экспедиция вернулась во Владивосток.
В 1914 году «Таймыр» и «Вайгач» должны были сделать третью попытку пройти Северным морским путем из Тихого океана в Атлантический. На этот раз это задание являлось уже главной целью экспедиции, все же остальные работы предписывалось производить постольку, поскольку они не мешали выполнению основной задачи. Ледокольные транспорты покинули Владивосток 7 июля. Незадолго до этого была получена просьба канадского правительства оказать помощь находившемуся на острове Врангеля экипажу шхуны «Карлук», раздавленной льдами в Чукотском
[23]
 24.jpg
море в январе 1914 года. {1} Для переговоров по этому делу «Таймыр» из бухты Провидения перешел в Ном на Аляске и затем в порт Кларенс. 6 августа оба транспорта встретились у мыса Дежнева и в тот же день вышли в Чукотское море. «Вайгач» пошел к острову Врангеля, с целью оказать помощь экипажу «Карлука», «Таймыр» же направился в Колючинскую губу.
Не доходя до острова Врангеля 20 миль, «Вайгач» встретил многолетние тяжелые льды, оказавшиеся для него не под-силу. До 18 августа ледокол тщетно пытался пробиться к острову Врангеля. Получив в борьбе со льдами повреждения (обломалась половина лопасти) и не имея возможности тратить еще время на врангелевскую операцию, «Вайгач» пошел на соединение с «Таймыром». 21 августа оба транспорта покинули
{1} «Карлук» был одним из судов Канадской экспедиции под начальством В. Стефанссона, имевшей задачей исследование «белого пятна» к северу от Аляски. Осенью 1913 года «Карлук», которым командовал известный полярный капитан Роберт Бартлетт (в 1934 г. он совершил свое сороковое арктическое плавание), был затерт льдами у северных берегов Аляски и стал дрейфовать в северо-западном направлении, пока в январе 1914 года не был раздавлен льдами в северной широте 73° и западной долготе 178° (к северу от острова Врангеля). После гибели судна часть экипажа, в составе шести человек, отправилась по льду на остров Геральд, причем четверо из этой партии пропали бесследно, а остальные вернулись в «Лагерь кораблекрушения». Вскоре после этого лагерь, без согласия на то капитана Бартлетта, покинула другая группа из 4 человек, пытавшаяся достичь острова Врангеля, до которого было около 80 миль. Эта группа погибла вся. В середине февраля из лагеря ушли остальные участники экспедиции (числом 17), которым, после больших трудов и лишений, удалось добраться до острова Врангеля 12 марта. Через шесть дней Бартлетт в сопровождении одного эскимоса, имея при себе запас продовольствия на 60 дней, покинул остров Врангеля и перешел пешком по дрейфующим льдам на северный берег Чукотки. Отсюда он тронулся в Аляску, где организовал экспедицию для спасения оставшихся на острове Врангеля людей. 7 сентября 1914 года к острову Врангеля подошла шхуна «King and Wing» под командой Олафа Свенсона, на следующий день сюда прибыло американское охранное судно «Веаг», на котором находился Бартлетт, и вскоре затем к острову подошло еще другое американское охранное судно «Corwin». Ко времени прибытия спасательных судов число оставшихся на острове Врангеля участников экспедиции на «Карлуке» уменьшилось еще на три человека: двое умерли от 'истощения, третий погиб от несчастного случая.
[24]
 25.jpg
Колючинскую губу и пошли к мысу Челюскина. На пути туда начальник экспедиции Б. А. Вилькицкий, находившийся на «Таймыре», решил повторить неудавшуюся в предыдущем году попытку обследовать белое пятно «Земли Андреева», «Вайгачу» же давалось задание произвести съемку островов Генриетты и Жаннетты. {1} Однако, выполнению всех этих задач воспрепятствовали льды. Вопрос о «Земле Андреева» остался неразрешенным, а острова Генриетты и Жаннетты — непосещенными. «Вайгачу» все же посчастливилось сделать географическое открытие. 27 августа, когда транспорт находился недалеко от острова Вилькицкого, был усмотрен новый остров, впоследствии названный островом Жохова, по имени одного из участников экспедиции. Около этого острова произошла встреча с «Таймыром». Силами обоих судов остров, на который была сделана высадка, был положен на карту. Окружность его оказалась равной 13 км.
От острова Жохова транспорты направились к Таймырскому полуострову, избрав, как и «Таймыр» в предшествовавшем году, путь вокруг Новосибирских островов. 31 августа суда вышли к островам «Комсомольской правды» и 1 сентября бросили якорь у мыса Челюскина. «Вайгач» пошел отсюда на северо-запад и на следующий день увидел южный берег Северной Земли, вдоль которого море было чисто от льдов. «Таймыр» же оставался у мыса Челюскина дольше, так как Вилькицкий решил воздвигнуть здесь основательный каменный знак. Пока люди на берегу были заняты сооружением гурия, на «Таймыр» надвинулось ледяное поле и едва не выбросило корабль на берег. Давление льда было так сильно, что судно получило пробоину в кормовой части.
Закончив опись южного берега Северной Земли, суда направились через пролив Вилькицкого в Карское море, но сейчас же у западного входа в пролив
{1} Эти острова, принадлежащие к группе островов Де Лонга, были открыты в 1881 году экспедицией на «Жаннетте», участники которой посетили, однако, только остров Генриетты. Остров Жаннетты не посещался человеком по настоящее время.
[25]
 26.jpg
встретили тяжелые льды. «Таймыр» попал здесь между двумя сходившимися ледяными полями. Ледокол приподняло и накренило на бок, и на нем был поднят сигнал о бедствии. К счастью, напор скоро кончился, и корабль опять выпрямился. Но льды нанесли ему на этот раз тяжелые раны: сломалось 13 шпангоутов, потекли 4 водонепроницаемых переборки, и много шпангоутов было согнуто.
Льды, встреченные экспедицией у западного входа в пролив Вилькицкого, оказались для ледоколов непреодолимой преградой. В сентябре оба транспорта были окончательно затерты льдами, и им даже не удалось стать на зимовку в какой-нибудь безопасной бухте. Захваченные льдами между западным берегом Таймырского полуострова и архипелагом Норденшельда, они дрейфовали в различных направлениях, временами испытывая сжатия.
Зимовка официально была объявлена 4 октября. В конце этого месяца Вилькицкий послал следующую радиограмму морскому министру: {1} «Челюскин прошли
2 сентября. В борьбе со льдами транспорты поломали лопасти, помяли борта. На «Таймыре» сломана часть шпангоутов, повреждены переборки. Считаю положение транспортов безопасным до весенних взломов льда. Пройдя Челюскин, встретили непроходимые льды. Оба транспорта застряли у северного полуострова Оскара и медленно дрейфуют со льдами. Широта «Таймыра» около 76°40' долгота около 100°20', «Вайгач» западнее миль на 15. Провизии хватит на год».
Последнее осеннее сжатие льда «Вайгач» выдержал
3 ноября. Участник экспедиции доктор Э. Е. Арнгольд описывает его следующим образом. «Сила ветра дошла до двадцати метров в секунду, лед начал ломаться, стали образовываться торосы, и через каких-нибудь 2—3 часа корабль был окружен торосами и полыньями. Нос и корма были на чистой воде. Нет возможности передать того впечатления, которое приходится переживать, когда вокруг вас начинает крошить как щепки громадные толстые льдины; шум, гул
{1} Приводится в выдержках.
[26]
 27.jpg
и треск ужасный, будто стреляют залпами десятки самых крупных орудий, причем воет и свистит сильнейший ветер».
Зимовка проходила в общем благополучно, несмотря на весьма однообразное и мало продуманное продовольственное снабжение экспедиции и негигиенические условия жизни на корабле. В марте среди команды все же началась цынга, не достигшая, к счастью, серьезных размеров. Зимовка была омрачена смертью лейтенанта А. Н. Жохова, скончавшегося от острого нефрита, и кочегара Ладоничева, умершего от аппендицита.
В то время, когда к востоку от архипелага Норденшельда зимовали «Таймыр» и «Вайгач», к западу от этого архипелага, у мыса Вильда, зимовало судно «Эклипс», отправленное под начальством капитана Отто Свердрупа на поиски экспедиции Русанова.
В марте 1915 г. Гидрографическое управление дало распоряжение на «Эклипс» оказать помощь экспедиции Вилькицкого. Положение последней оставалось неизвестным, и возможность второй зимовки не исключалась. Между тем продовольствия на второй год не было, да и состояние здоровья многих участников экспедиции было не блестящим. Поэтому Вилькицкий решил списать на «Эклипса» 3 офицеров и 36 человек команды, наиболее слабых, перенесших цынгу и боявшихся второй зимовки. За этой партией приехал с нартами Свердруп. 4 июня она была на «Эклипсе», откуда проследовала тундрой на оленях до Гольчихи.
В конце июля вокруг «Таймыра» и «Вайгача» стали опиливать и взрывать лед, чтобы высвободить суда. 31 июля лед, в котором замерзли суда, взломало, и 2 августа ледоколы снова получили возможность двигаться. В окружающих тяжелых льдах суда, однако, уже вскоре оказались затертыми. Ожесточенно борясь со льдами, суда 20 августа обогнули остров Таймыр и через 10 дней были у острова Диксона. После захода в Гольчиху, где на борт были взяты списанные весной люди, «Таймыр» и «Вайгач» продолжали плавание и 16 сентября прибыли в Архангельск. Северный морской путь в направлении с востока на запад был пройден
[27]
 28.jpg
впервые. Над разрешением этой задачи «Таймыр» и «Вайгач» работали три года.
Экспедиция на «Таймыре» и «Вайгаче» выполнила в Северном Ледовитом океане весьма обширные гидрографические и некоторые другие научные работы и внесла таким образом крупный вклад в дело исследования Арктики. Что же касается вопроса о возможности установления мореплавания по Северному морскому пути, то в этом направлении экспедиция дала скорее отрицательный результат: громадные усилия и большое время, которых «Таймыру» и «Вайгачу» стоил сквозной проход из Тихого океана в Атлантический, привели морские круги и большинство специалистов по исследованию Арктики к выводу, что Северный морской путь в целом не может быть использован для практического мореплавания. И если после исторического плавания «Веги» — первого судна, прошедшего Северным морским путем (с запада на восток) — вопрос об установлении мореплавания по этому пути оставался открытым и, по мнению Норденшельда, на него нельзя было ответить ни безусловным «да», ни безусловным «нет», то после экспедиции Вилькицкого господствующее мнение в этом вопросе формулировалось уже категорическим «нет». Таким образом плавание «Таймыра» и «Вайгача» вернуло человечество к тому взгляду, который более трех столетий назад высказал голландский географ Исаак Масса: «Северный морской путь закрыт, и все желающие его открыть потерпят неудачу в своих попытках». Несостоятельность этого взгляда была доказана всего лишь в 1932 году — «Сибиряковым». «Литке» должен был непосредственно продолжать работы, начатые этим пионером практического освоения Северного морского пути.
[28]

[Карта вклейка]
 28 КАРТА ВКЛЕЙКА.jpg

Пред.След.