Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 1.jpg
"Садко" под советским флагом : Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г. / Глав. упр. Сев. морского пути при СНК СССР
Обл., 232 с., 9 вкл. л. черт., карт., схем., табл: ил.; 26х18 см.
Ленинград. Изд-во Главсевморпути. 1935

    СОДЕРЖАНИЕ Стр.

    С. С. Иоффе. Первый советский рейс „Садко"..... 5
    К. А. Бурке. Отчет о плавании л/п „Садко" за время экспедиции в Карском море с 22 августа по 24 сентября 1934 г..... 18

    С. Я. Ганжинов и И. И. Львов
    . Дрейф „Садко" в Карском море в 1934 г...... 27
    I. Дрейф между Северной землей и о. Визе..... (27)
    II. Дрейф к западу от островов Известий ЦИК..... (33).

    И. И. Львов. Глубоководные гидрологические наблюдения.....43
    И. И. Львов. Наблюдения над поверхностным слоем воды в Карском море в 1934 г...... 57
    С. Я. Ганжинов. Состояние льдов в Карском море по наблюдениям экспедиции на „Садко" летом 1934 г...... 73
    С. Я. Ганжинов. Метеорологические наблюдения, произведенные на л/п „Садко" летом 1934 г....... 111
    Е. С. Гернет. Гидрографические работы на „Садко"...... 123
    Е. С. Гернет. Способ определения направления и величины сноса на судах, дрейфующих со льдом...... 140
    Н. П. Шандриков. Наблюдения по кораблестроительной части на л/п „Садко" во время экспедиции 1934 г......151

    Н. Г. Черногубов. Технический отчет по взрывным работам во льдах Арктики......207
    Взрывание льдов полярных морей (207).
    Методические указания по производству взрывных работ в полярных льдах при арктических плаваниях ледоколов и ледокольных пароходов (228).

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 4 - 0034.jpg
[33]
II. ДРЕЙФ К ЗАПАДУ ОТ ОСТРОВОВ ИЗВЕСТИЙ ЦИК

С 3 по 6 августа, в районе к западу от островов Известий ЦИК с широты 76°06' N и долготы 80°11' Е «Садко» дрейфовал в тяжелом торосистом льду. Однако подходящим для анализа является лишь период с 17 час. 4 августа (широта 75°49' N и долгота 79°49' Е) до 18 часов 6 августа (широта 75°47' N и долгота 79° 13' Е), так как в остальное время ледокол иногда пробивался с помощью машины; к тому же до 17 часов 4 августа не было сколько-нибудь внушающего доверия определения местонахождения судна *.
Дрейф «Садко» в рассматриваемом районе представлен на рис. 2. За этот период (49 часов) были определены: 1) среднее направление и средняя скорость дрейфа (по прямой линии, соединяющей начальный и конечный пункт дрейфа), 2) среднее направление ветра и величина равнодействующей и 3) процентное распределение ветров различных направлений. Данные эти приводятся в нижеследующих табличках:
* Необходимо заметить, что и последующие опорные пункты не особенно надежны. Обсервации по солнцу 4 августа сделаны при неблагоприятном горизонте и дали у гидрографа Е. С. Гернета и ст. пом. капитана Ножкина отличающиеся результаты. конечная точка дрейфа в 18 час. 6 августа получена обратной прокладкой от обсервации 7 августа. Наконец точка, где наблюдение дрейфа резко изменило свое направление с SW на (8 час. 6 августа), получена счислением и мало надежна, хотя судовая обсервация, произведенная в 11 час. 6 августа, совпала с ней.

 4 - 0035.jpg
[34]

а) Среднее направление дрейфа (куда) и ветра (откуда)
Направление Скорость (мили в сутки) Направление Скорость м/сек.
S 80° W 4. 41 N 27° 3. 37

б) Процентное распределение ветров
Румбы N NE Е SE 5 SW W
% 19 8 0 15 0 0 0 58

Из табл. б видно, что за рассматриваемый период дрейфа преобладали ветры из четверти. Если принять, что дрейф «Садко» сложился под влиянием двух сил — ветра и постоянного течения, то, имея данные об общем продвижении корабля и об одной из слагающих сил, можно вычислить вторую.
Действительно, из табл. а видно, что общее продвижение судна происходило на S 80° W со средней скоростью 4. 41 мили в сутки. Приняв угол отклонения дрейфового течения от направления ветра равным 40°, а ветровой коэффициент равным 2 и строя параллелограмм сил, получаем для нашего периода постоянное течение на N 58° W. 8. 95 см/сек (или 4. 18 мили в сутки).
Рассмотрев постоянное течение, выведенное нами из дрейфа «Садко», и сравнив его с наблюдениями, имевшимися ранее в прилегающих к месту дрейфа районах, усматривается в общих чертах некоторая гармония в направлении течений. Так, по наблюдениям шхуны «Белуха» в 1933 г. в районе к юго-западу от о. Свердруп (широта 74°21' N долгота 78°26' Е) постоянное течение на глубине 5 м. было N 32° W и скорость 14. 9 мили в сутки; к югу от о. Уединения (широта 77°25' N и долгота 81°58' Е) в том же году «Белухой» наблюдалось постоянное течение N 13° Е и скорость 26. 4 мили в сутки, а при анализе дрейфа «Св. Анны» в 80 милях к западу от района дрейфа «Садко» В. Ю. Визе показал, что в этом районе существует постоянное течение, приблизительно N 6° W направления со скоростью 0. 78 мили в сутки.
Большие скорости постоянного течения, наблюдавшиеся «Белухой» в районе о-ва Уединения, повидимому объясняются скатом струй NNE течения, попадающих на мелководье, расположенное к югу от о. Уединения. Сравнительно небольшие скорости постоянного течения, полученные из анализа дрейфа «Садко» относительно скоростей, наблюдавшихся у о. Свердруп, вероятно объясняются тем, что напряжение струи Обь-Енисейских вод у о. Свердруп сказывается сильнее и по мере удаления на север ослабевает. Что же касается небольших скоростей, полученных В. Ю. Визе из анализа дрейфа «Св. Анны», то здесь, возможно, сказалось ослабление напряжения Обских вод, вызванных уменьшением стока рек Оби и Енисея в зимнее время (декабрь — март).
Таким образом наблюдающееся некоторое отклонение постоянного течения, полученного из анализа дрейфа «Садко», от постоян-

 4 - 0036.jpg
[35]
ных течений, наблюдавшихся шхуной «Белуха» и выведенных из дрейфа «Св. Анны», возможно следует поставить в связь с каким-либо местным завихрением поверхностных вод в этом районе.

 4 - 0037.jpg
 4 - 0038.jpg
 4 - 0039.jpg
 4 - 0040.jpg
 4 - 0041.jpg
 4 - 0042.jpg
 4 - 0043.jpg

Пред.