Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 1.jpg
"Садко" под советским флагом : Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г. / Глав. упр. Сев. морского пути при СНК СССР
Обл., 232 с., 9 вкл. л. черт., карт., схем., табл: ил.; 26х18 см.
Ленинград. Изд-во Главсевморпути. 1935

    СОДЕРЖАНИЕ Стр.

    С. С. Иоффе. Первый советский рейс „Садко"..... 5
    К. А. Бурке. Отчет о плавании л/п „Садко" за время экспедиции в Карском море с 22 августа по 24 сентября 1934 г..... 18

    С. Я. Ганжинов и И. И. Львов
    . Дрейф „Садко" в Карском море в 1934 г...... 27
    I. Дрейф между Северной землей и о. Визе..... (27)
    II. Дрейф к западу от островов Известий ЦИК..... (33).

    И. И. Львов. Глубоководные гидрологические наблюдения.....43
    И. И. Львов. Наблюдения над поверхностным слоем воды в Карском море в 1934 г...... 57
    С. Я. Ганжинов. Состояние льдов в Карском море по наблюдениям экспедиции на „Садко" летом 1934 г...... 73
    С. Я. Ганжинов. Метеорологические наблюдения, произведенные на л/п „Садко" летом 1934 г....... 111
    Е. С. Гернет. Гидрографические работы на „Садко"...... 123
    Е. С. Гернет. Способ определения направления и величины сноса на судах, дрейфующих со льдом...... 140
    Н. П. Шандриков. Наблюдения по кораблестроительной части на л/п „Садко" во время экспедиции 1934 г......151

    Н. Г. Черногубов. Технический отчет по взрывным работам во льдах Арктики......207
    Взрывание льдов полярных морей (207).
    Методические указания по производству взрывных работ в полярных льдах при арктических плаваниях ледоколов и ледокольных пароходов (228).

"Садко" под советским флагом

Сборник статей сотрудников экспедиции 1 рейса 1934 г.
 4 - 0027.jpg
С. Я. ГАНЖИНОВ и И. И. ЛЬВОВ
Гидрологи экспедиции

ДРЕЙФ "САДКО" В КАРСКОМ МОРЕ В 1934 Г.

I. ДРЕЙФ МЕЖДУ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛЕЙ И О. ВИЗЕ

10 августа в 0 час. 20 мин. «Садко», продвигаясь к островам Сергея Каменева с WSW, попал в полосу тяжелых льдов 9—10 баллов и принужден был остановиться в ожидании разводий примерно в 70 милях от о. Домашнего. Простояв здесь около 15 час., «Садко» сделал попытку продвинуться вперед по небольшим разводьям, но, пройдя около мили, вынужден был вновь остановиться из-за сжатия льдов. Только в 3 час. следующего дня образовавшиеся более значительные разводья позволили «Садко» вновь двинуться вперед. Одно из таких разводий ледокол прошел полным ходом в течение 20 мин. В 23 час. 11 августа судно снова попало в тяжелые льды, пройдя за все время с 3 до 23 час. 11 августа примерно 15—20 миль. Отсюда ледокол, под влиянием ветров и течений, дрейфовал вдоль западных берегов Северной Земли в продолжение 23 дней, пока в 5 час. 3 сентября окончательно не выбрался из тяжелых льдов и, идя разводьями среди сравнительно легкого однолетнего льда, вышел навстречу «Ермаку» (встреча произошла 4 сентября в 10 час. 15 мин. на широте 79°32', долготе 81°12').
За время дрейфа с 12 по 20 августа «Садко» несколько раз пытался пробиваться на восток и юго-восток в надежде выйти к берегам Северной Земли, но все эти попытки из-за отсутствия разводий и наличия тяжелого льда не увенчались успехом. 18 августа, имея сведения от «Седова» о более благоприятной ледовой обстановке к NE от о-ва Визе, решено было по возможности выбираться к W и SW.
За время с 20 по 27 августа таких попыток было сделано несколько, но все они, за исключением одной, не имели заметных результатов из-за тяжелого льда. Только с 17 час. 15 мин. 24 августа по 12 час. 25 августа, когда ледокол попал в сравнительно легкий лед (гладкие, местами торосистые, сильно подтаявшие поля с большим количеством снежниц) ему удалось продвинуться на юг около 5 миль. С 27 августа по 4 сентября «Садко» также делал несколько попыток к самостоятельному продвижению на SW. Этому отчасти благоприятствовало и общее направление дрейфа, изменившееся с 27 августа на SSW. Из всех попыток за это время наибольший успех имела последняя с 5 час. до 15 час. 30 мин. 3 сентября, когда ледокол прошел около 9 миль на SW.
Во время дрейфа гидрографом экспедиции Е. С. Гернетом и старшим помощником капитана В. И. Ножкиным возможно чаще (на-

 4 - 0028.jpg
[28]
сколько позволяли условия погоды) производились обсервации с целью определения места судна. В течение всего дрейфа, через каждые 2 часа, производились определения его скорости и направления *.
Скорость передвижения судна во время дрейфа определялась по длине вытравливающегося с вьюшки, за определенный промежуток времени, лотлиня, на конце которого находился лот, лежавший на дне. Определение это производилось по способу, описанному в статье Е. С. Гернета.
Одновременно с измерением дрейфа производились определения скорости и направления ветра. Направление определялось через 2 часа по компасу, а скорость ручным анемометром через 4 часа (в сроки метеорологических наблюдений).
Наблюдения, выполненные во время дрейфа, приведены в таблице, помещенной в конце статьи (стр. 36). В ней даны: время наблюдений, координаты, ветер, глубина, направление и скорость дрейфа и лед в баллах. Кроме того, в графе примечаний указаны начало и конец самостоятельного передвижения судна. При обработке направление ветра, определявшееся между сроками наблюдений и не имеющее данных о скоростях, не было использовано.
Дрейф «Садко» у берегов Северной Земли представлен на рис. 1, на котором выделены те отрезки времени, когда судно передвигалось во льду собственным ходом. Таких случаев самостоятельного передвижения судна, как уже указывалось выше, было несколько, но для большинства из них трудно учесть фактически пройденное расстояние из-за отсутствия более частых обсерваций, а приблизительная оценка на-глаз иногда не соответствует действительности. Во всяком случае такие передвижения не превышали мили, и влияние их на общий ход дрейфа для всего района незначительно. Заслуживали внимания передвижения «Садко» с 24 по 25 августа и 3 сентября. Оба эти участка обозначены на рис. 1 сплошной линией и учтены при обработке.
Как видно на рис. 1, дрейф «Садко» имеет довольно сложный характер и по своему направлению разделяется на два больших периода. Первый из них, продолжавшийся с 13 час. 30 мин. 13 августа до 10 час. 27 августа, имеет в основном северное направление. Второй, с противоположным направлением, длился с 10 час. 27 августа до 3 час. 20 мин. 4 сентября **.
Такое довольно резкое разделение этих периодов по направлению в самой северной точке дрейфа отчасти согласуется с распределением ветров, которые до 26 августа имели преобладающее направление из SE и NE части горизонта, а впоследствии перешли в NW четверть. Некоторое несовпадение моментов (смены ветра и перемены направления дрейфа) объясняется, вероятно, существованием переломного периода с 26 августа до 20 час. 27 августа, в течение которого судно вместе со льдом продолжало дрейфовать по инерции в прежнем направлении.
* Имеющиеся в таблице в некоторых местах пропуски наблюдений за несколько часов объясняются или самостоятельным продвижением за это время судна или же работой винта во время околки и подрывных работ.
** Дрейф "Садко" до 13 час. 30 мин. 13 августа нами не разбирается за отсутствием надежных определений местоположений судна за это время.

 4 - 0029.jpg
 4 - 0030.jpg
[29]
Переходя к анализу дрейфа, разберем сначала два основных периода, а затем уже перейдем к рассмотрению отдельных участков, намечающихся в первом из них.
Равнодействующая ветра для первого периода дрейфа за время с 13 час. 30 мин. 13 августа до 10 час. 27 августа равняется S 88°09' Е • 2'83 м/сек. *

Процентное распределение ветров за этот период было следующее:
N NE Е SE S SVV W NW
4 19 26 22 10 5 3 11

Как видно из этой таблицы, заметно преобладали ветры NE, Е и SE части горизонта.
Направление от начальной точки дрейфа к конечной (за рассматриваемый нами период), определенное по прямой линии, равно N 15° W, а длина этой линии 77. 5 миль, откуда средняя скорость дрейфа по прямой линии составляет 11.99 см/сек. Если сопоставить эти данные с равнодействующей ветра, то получается отклонение дрейфа от направления ветра на 73°09' вправо и ветровой коэффициент 4.24 **.
Принимая величину угла отклонения для дрейфа льдов 40° вправо и ветровой коэффициент равным 2 ***, получим направление и скорость дрейфа, вызванного ветром — N 48°09' W. 5.66 см/сек.
Такое несовпадение наблюденного дрейфа с ветровым, хорошо заметное как по направлению (угол между ними 33°09'), так и по скорости (величина наблюденного в два раза больше ветрового), указывает на существование здесь постоянного течения. Построив параллелограмм сил на уже известных: составляющей (величина ветрового дрейфа) и результирующей (величина наблюденного дрейфа), получим вторую составляющую — постоянное течение, направление и скорость которого равна N 8°30 Е - 7.9 см/сек. или, выражая иначе, 3.7 мили в сутки.
Эта величина в два раза больше постоянного течения, полученного В. Ю. Визе во время плавания «Седова» в 1930 г. Сравнивая счислимую широту с обсервованной примерно в том же районе, он получил скорость постоянного течения на N 1. 8 мили в сутки****.
Такое сравнительно слабое течение в 1930 г. следует объяснить повидимому тем, что определения «Седова» были сделаны ближе
* Равнодействующая получена путем вычисления среднего направления ветра за весь промежуток с 13 час. 13 августа по 27 августа по формуле Ламберта
tg a=(E-W)/(N-S),
а - средняя скорость за этот же промежуток по формуле R = √((N— S)²+(E—W)²).
** Число сантиметров в секунду дрейфа, вызванного ветром в 1 м в секунду.
*** Эти значения угла отклонения и ветрового коэффициента взяты нами по предложению В. Ю. Визе и являются близкими к нормальным величинам их, полученным Свердрупом во время дрейфа "Maud" в Чукотском море.
**** См. статью В. Ю. Визе "Научные результаты экспедиции на "Седове" в 1930 г. ", Труды Арктического института, том I, стр. 6.

 4 - 0031.jpg
[30]
к берегам Северной Земли и пришлись на край струи Обь-Енисейских вод, где, как известно, течение ослабевает.
Таким образом «Садко», дрейфуя в северном направлении, находился под влиянием постоянного течения, среднее направление и скорость которого за промежуток времени с 13 по 27 августа были NtE, 3.7 мили в сутки.
О том, как изменялось постоянное течение на отдельных участках дрейфа за этот период, мы укажем несколько позже, когда перейдем к их рассмотрению, а сейчас разберем обратный дрейф «Садко» с 27 августа по 4 сентября.
Как уже указывалось выше, второй период начался с 10 час. 27 августа и закончился в 3 час. 20 мин. 4 сентября, при этом в конце его с 5 часов 3 сентября судно шло в течение 10 часов собственным ходом. Учитывая это обстоятельство, мы при рассмотрении 2-го периода ограничиваемся промежутком времени с 10 час. 27 августа до 5 час. 3 сентября.

Процентное распределение ветров за этот период наблюдалось следующее:
N NE Е SE S SW W NW
37 18 7 0 1 10 3 24

Как видно из таблицы, около двух третей всех ветров приходилось из N и NW части горизонта.
Это не могло не сказаться на направлении дрейфа, которое после 27 августа сменилось с NNW на SSW.
Равнодействующая ветра за второй период равняется N 15°55 W. 5.64 см/сек. Если учесть угол отклонения вправо 40° и ветровой коэффициент 2, то получим перемещение судна под влиянием ветра на S 24°05' W со скоростью 11.3 см/сек. Направление, определенное от начальной точки дрейфа к конечной (за этот период), равно S 22 W, а длина этой линии — 33.6 мили, откуда средняя скорость дрейфа составляет 10.4 см/сек.
Строя параллелограмм сил по направлениям (наблюденный и ветровой дрейфы), получим направление и скорость постоянного течения N 23° Е • 0. 9 см/сек. или 0. 45 мили в сутки *.
Таким образом «Садко» за этот период находился под влиянием постоянного течения, примерно, сходным по направлению с таковым же для первого периода, но с значительно меньшей скоростью, как это видно на нижеприведенной таблице (стр. 31).
Незначительная скорость постоянного течения за второй период объясняется повидимому ослаблением струи Обь-Енисейских вод по мере удаления к западу от берегов Северной Земли.
* Ввиду того, что направления наблюденного и ветрового дрейфов почти совпадают и построение параллелограмма сил по ним затруднительно, направление постоянного течения нами принято, примерно, противоположное среднему направлению ветрового и наблюденного дрейфа, а скорость его получена вычитанием скорости наблюденного дрейфа из скорости ветрового. Так как такое допущение уже вносит некоторую неточность в определение постоянного течения, то можно округлить полученную скорость постоянного течения и считать ее равной 0. 5 мили в сутки.

 4 - 0032.jpg
[31]
Периоды Направление постоянного течения Скорость постоянного течения в милях в сутки

Первый N 8°30'Е 3.7
Второй N 23°Е 0.5

Перейдем теперь к рассмотрению отдельных моментов дрейфа за время первого периода с 13 по 27 августа. По своему характеру дрейф «Садко» за это время разделяется на три части или три подпериода. Первый из них охватывает промежуток времени с 13 час. 30 мин. 13 августа по 9 час. 20 мин. 16 августа. Второй, более короткий, с 9 час. 20 мин. 16 августа по 17 час. 18 августа, и, наконец, третий, самый продолжительный, с 17 час. 18 августа по 10 час. 27 августа.

За время первого подпериода процентное распределение ветров наблюдалось следующее:
N NE Е SE S SW W NW
0 25 50 22 3 0 0 0

Как видно из этой таблицы, заметно преобладали Е ветры; равнодействующая ветра за это время равняется N 87°23' Е-6.61 см/сек.
Учитывая указанные выше угол отклонения и ветровой коэффициент, получим ветровой дрейф N 52°37' W-13.2 см/сек. Направление, определенное от начальной точки дрейфа к конечной по прямой линии, равно N 23° Е, а длина этой линии — 37.3 мили. Таким образом средняя скорость дрейфа, полученная путем деления длины этой линии на все время первого подпериода, определится в 28.3 см/сек. Построив параллелограмм сил по известным направлениям наблюденного и ветрового дрейфа, получим постоянное течение N 50° Е со скоростью 28 см/сек. или 13.1 мили в сутки. Как видно, это течение значительно отличается по направлению от постоянного течения за весь период с 13 по 27 августа и отклоняется к востоку от последнего почти на 42°, а скорость его увеличивается в 4 с лишком раза.
На втором участке с 9 час. 20 мин. 16 августа по 17 час. 18 августа направление дрейфа резко меняется и составляет с предыдущим почти прямой угол.
Направление от начальной точки к конечной равняется N 58° W, а длина этой линии 36.8 мили. Следовательно средняя скорость дрейфа на этом участке равна 34 см/сек.

Процентное распределение ветров наблюдалось следующее:
N NE Е SE S SW W NW
0 17 46 29 8 0 0 0

 4 - 0033.jpg
[32]
Здесь так же, как и на первом участке, преобладали ветры из Е части и отчасти из SE части горизонта, поэтому равнодействующая ветра будет несколько южнее, а именно S 81°21' Е-5.05 см/сек.
Передвижение судна под влиянием ветра, если учесть угол отклонения вправо и ветровой коэффициент, будет происходить на N 41°21' W со скоростью 10.1 см/сек.
Строя параллелограмм сил по наблюденному и ветровому дрейфу, получим постоянное течение с направлением N 65° W и скоростью 24.5 см/сек., что при переводе на мили в сутки даст 11.43. Как видно, скорость и на этом участке довольно значительная.
Для полноты картины разберем и последний участок с 17 час. 18-го по 10 час. 27 августа. По характеру дрейфа он наиболее сложный. Здесь имеется несколько случаев самостоятельного передвижения судна во льдах, причем на одном из них это передвижение продолжалось в общей сложности около 19 часов и за это время было пройдено примерно 4.5 мили. Учесть все эти случаи не представилось возможным ввиду отсутствия более частных определений мест судна, поэтому, разбирая этот участок, мы принимаем полученные результаты постоянного течения с некоторым допущением.
Результирующее направление дрейфа принимаем здесь по прямой линии, соединяющей начало и конец дрейфа равным N 6°30’ W, а длину этой линии равной 22 милями. Таким образом средняя скорость дрейфа на этом участке составит 5. 4 см/сек.

Распределение ветров наблюдалось здесь следующее:
N NE Е SE S SW W NW
7 18 8 19 14 9 5 20

Как видно из этой таблицы, за этот период не наблюдается резкого преобладания ветров из какой-либо части горизонта, а они распределяются более или менее равномерно по всем направлениям. Это обстоятельство вызывается тем, что в это время (с 26 по 27 августа) происходит смена ветров. Однако при пересчете распределения ветров по четырем главным румбам заметно небольшое преобладание ветров из S и Е части горизонта, как это хорошо видно по следующей таблице:

N Е S W
26 27 28 29

Равнодействующая ветра на этом участке определяется следующим направлениям и скоростью: S 75° Е 0. 35 см/сек, а передвижение судна от ветра с учетом угла отклонения и ветрового коэффициента будет происходить на N 35° W -0. 7 см/сек. Следовательно постоянное течение, полученное вышеуказанным способом, должно быть равно N 3°30' W- 4.8 см/сек, или 2.24 мили в сутки.
Дрейф "Садко" в Карском море

 4 - 0034.jpg
[33]
Таким образом в результате разбора дрейфа «Садко» у берегов Северной Земли прослеживаются постоянные течения для всего этого участка. На рис. 1 они обозначены в начале каждого участка сплошными стрелками (толстыми для больших и тонкими для малых периодов). Скорости их даны в сантиметрах в секунду.
Судя по расположению этих направлений, можно предположительно, с известной оговоркой, наметить примерную общую схему течения для рассмотренного нами района.
Течение «Эклипса», представляющее собой, как известно, северо-восточную ветвь Обь-Енисейских вод, подходит к берегам Северной Земли с юго-запада, постепенно отклоняясь, в силу вращения земли, к востоку. За 79-ой параллелью это отклонение выражено сильнее, и течение здесь направляется на NE, примерно к острову Пионер. Чем вызвано такое резкое изменение в направлении, сказать пока трудно. В качестве предположения можно думать, что здесь сказывается влияние какого-нибудь препятствия в виде острова или мелководья, которое мешает течению и льдам продвигаться на север и заставляет огибать его с востока. Повидимому с этим же связаны и большие скорости течения на первом участке с 13 по 16 августа.
Продвигаясь в этом направлении, Обь — Енисейские воды подходят к берегам Северной Земли под известным углом и естественно должны как-то отклониться в сторону (влево) и направиться на NW, что мы и наблюдаем на втором участке с 16 по 18 августа. По мере удаления к северо-западу ширина струи увеличивается, а скорость ее в связи с этим замедляется. В то же время, под влиянием сил, возникающих от вращения земли, она постепенно должна отклоняться к востоку. Все это, хотя в слабой степени, прослеживается на третьем участке с 18 по 27 августа.

Пред.След.