Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0001.jpg
 кп - 0004.jpg
 кп - 0006.jpg
КАРЕЛЬСКИЕ НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ И ОБЩЕСТВО ИЗУЧЕНИЯ КАРЕЛИИ
КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ
СБОРНИК ВОСПОМИНАНИЙ КАРЕЛЬСКИХ МОРЯКОВ-ПОЛЯРНИКОВ
Под редакцией С. А. Макарьева
ИЗДАНИЕ КАРЕЛЬСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА
ПЕТРОЗАВОДСК - 1935
Карельские полярники.pdf
(2.01 МБ) Скачиваний: 982



КАРЕЛЬСКИЕ ПОЛЯРНИКИ. Сборник воспоминаний

 кп - 0014.jpg
В. И. ВОРОНИН
КАПИТАН "ЧЕЛЮСКИНА"

НАШ РЕЙС

Изучение Арктики началось несколько веков тому назад. Многочисленные экспедиции шли на север для того, чтобы проникнуть в тайны этого недоступного участка земного шара, шли для того, чтобы открыть Северо-восточный морской путь, сделать его торговой дорогой для коммерческих судов.
Овладеть Арктикой, изучить ее, значит овладеть и несметными богатствами Крайнего Севера.
Советский Союз вступает в наиболее интенсивную борьбу за овладение Арктикой в 1925 г. В этом году мы объявили себя хозяевами известного участка арктического сектора. Но для того, чтобы успешно победить природу, надо отлично знать ее. С этого и начало советское правительство.
Прежде чем вступить в борьбу за овладение Арктикой мы выстроили на Крайнем Севере ряд научных станций. Эти станции следили за движением льдов, изучали их метеорологические условия и т. д. С этого мы начали наступление, борьбу за овладение Крайним Севером.
И чтобы овладеть суровой окраиной, новый хозяин ее — Советский Союз - начал изучать Арктику не только с моря, он крепко обосновался и в арктических землях.
[9]
Помню свой приезд в бухту Лаврентия. Ночью в пургу, на собаках мы с трудом пробивались к бухте. Мой каюр *) из-за пурги сбился с пути, нам пришлось заночевать в горах. Когда прояснилось, он повел меня дальше. Вступили в небольшой поселок и только что остановились у дома, как перед нами выросла фигура человека, который потребовал немедленно предъявишь документы. Это был подлинный хозяин недоступной окраины- пограничник Арктики, осваивающий свою окраину не только с моря, но и с земли.
В 1928 году на помощь итальянской экспедиции вышли советские ледоколы. Весь мир знает о блестящем рейсе советских ледоколов. Это было началом нашего наступления на Арктику, наступления науки и труда.
Северо-восточный путь — от Белого моря в Тихий океан — самый тяжёлый морской путь.
Норденшельд, Нансен и Амундсен — крупнейшие полярники — неоднократно старались пройти по этому пути. Два года потребовалось Норденшельду для того, чтобы достигнуть только Берингова пролива. Во льдах Арктики зимовали экспедиции Нансена и Амундсена.
И то, что не могли сделать полярники капиталистических стран, сделали мы — большевики.
Когда советское правительство построило достаточно научных станций по побережью северных вод. омывающих Советский Союз, оно впервые послало в большое арктическое плавание советский ледокол "Сибиряков".
Я был вызван в Москву, мне было предложено пойти капитаном на этом ледоколе. "Сибиряков" успешно прошел Северным полярным морем вдоль берегов всей Сибири. Это означало, что Северо-восточный морской путь можно освоить. Можно - значит нужно.
После успешного похода "Сибирякова" партия и советское правительство дают задание поддерживать этот путь для развития тех отсталых народностей, которые населяют арктический сектор Советского Союза, туда можно и нужно забрасывать товары морем. После похода "Сибирякова" к устью Лены были
*) Проводник.
[10]
посланы первые грузовые суда. Впервые в истории в Якутской республике грузы были получены морем.
Снабжать товарами людей, населяющих земли советской Арктики, необходимо и впредь. Сюда морем нужно забрасывать громадное количество грузов. И нужно не мешкать с освоением Северо-восточного морского пути. Необходимо построить суда такого типа, чтобы они были пригодны для ледового плавания. С этой целью советское правительство организует Управление Северного морского пути. С этой же целью в Дании строится пароход "Челюскин". Назначение "Челюскина" — обслуживать дальневосточную линию Владивосток — Колыма.
Я был вызван отправиться в Арктику капитаном "Челюскина".
16 июля 1933 года "Челюскин" вышел из Ленинграда. Судно еще не было окончательно принято от фирмы, машина "Челюскина" не давала тех обусловленных ходовых миль, которые она должна была дать согласно договора. Датчане заявляли нам, что судно недостаточно загружено, надо создать ему необходимую осадку, и только тогда условия по договору будут выполнены.
После приемки "Челюскина" мы пошли в Мурманск.
Только 10 августа мы вышли из Мурманска к берегам Новой Земли, прошли Баренцово море, Маточкин Шар при сравнительно хорошей погоде. В Карском море недалеко от восточного берега Новой Земли встретили первые льды. Судно еще не испытано. МЫ уклонялись от захода в лед; нащупывали более слабые места, делали авиоразведки. В конце — концов нашли более или менее легкое место и начали заходить во льды. Довольно слабый лед для "Челюскина" оказался тяжёлым. Мы получили первое повреждение — лопнул шпангоут, ослабли заклепки и в трюме № 1 образовалась течь. Уже тогда мы поняли, что судно без ледокола пройти льды Карского моря не сможет. По радио был вызван "Красин". Ледокол в то время был занят проводкой ленского каравана, он находился от нас на 30—60 миль к востоку. "Красин" подошел к нам через несколько часов. Для того, чтобы носовая часть судна была поднята и чтобы поврежденные заклепки были не на уровне воды, а в воздухе, он взял
[11]
от нас уголь. Через два дня выгрузив уголь, мы тронулись за "Красиным".
Нужно отметить, что "Челюскин" был настолько слабым судном, что мы, даже идя за "Красиным", снова получили повреждение довольно сильную вмятину в борт около капитанского мостика. Но течи от этой вмятины пока не было. В ширину около 40 миль тянулась полоса льдов. Через нее нас и провел "Красин".
"Челюскин" вышел на чистую воду. "Красин" пошел в устье реки Енисея, чтобы получить там уголь и взять с собой караван ленских судов. Мы же пошли на восток, к мысу Челюскин.
Два ледокола — "Сибиряков" и "Седов" — шли по пути с нами, они все время держались впереди нас, шли в довольно тяжёлых льдах. Много дней ледоколы искали прохода во льдах, чтобы пройти на восток, но прохода не было. Таким образом, эти два судна являлись для нас своеобразными разведчиками, предупреждающими о том. какие льды мы должны встретить.
Видя, что на востоке льды тяжёлые, мы решили идти на север, так как там была совершенно чистая, свободная от льдов вода. Северо-западным штормом развело сильную волну и после шторма была очень сильная мертвая зыбь. Она нам наруку. К северу образовалось большое пространство чистой воды, свободной от льда. Мы решили итти туда, с тем, чтобы найти проход к норду от Северной Земли или пройти проливом Шокальского между островами архипелага Северной Земли.
Чем дальше мы продвигались на север, тем больше в сторону норд-веста уклонялась кромка льдов Мы провели несколько авиоразведок, искали прохода в северную сторону Северной Земли, но прохода не было... Льды были тяжёлые, мы встречаем так называемый полярный пак*).
"Сибиряков", идущий на восток, дает нам радио при наступлении южных ветров. Лёд отошел, "Сибиряков" держит курс к мысу Челюскин.
Нашей экспедиции больше ничего не оставалось, как повернуть на юг и последовать в море Лаптевых мимо островов Архипелага Норденшельда. Идем сравни-
*) Самый тяжелый вид льда.
[12]
тельно быстро. 1 сентября мы у мыса Челюскин. Здесь встречаем суда Ленской экспедиции — "Красин" и три ледокола: "Сибиряков", "Седов" и "Русанов".
Впервые в истории арктических плаваний здесь у мыса Челюскин собралась такая масса пароходов. Всего несколько лет тому назад капитаны "гадали": смогут-ли суда пройти эту северную оконечность Азии или возвращаться обратно? А в 1933 году этот участок посетило чуть ли не десяток судов. Над ними реял флаг Союза Советов.
2 сентября "Челюскин" идет в море Лаптевых, оно было совершенно свободно от льда. В море Лаптевых нас встретил большой шторм; он был настолько силен, что "Челюскину" пришлось уклониться от курса и держать на волну, чтобы не смыло палубного груза и шлюпок. Волна была очень высокая. "Челюскин" при этом показал весьма неважные морские качества. Крен доходил до 56°; очень стремительный он мог очень вредно отразиться на палубном грузе. Идем в густом тумане. При подходе к Колыме на пути снова попадаются тяжёлые льды. Все время держим связь с "Литке", ведущим караван судов из Колымы в Берингов пролив. Там впереди тяжёлые льды. Нам нужно присоединишься к каравану "Литке", но и ледокол чем дальше продвигался на восток, тем больше получал повреждений и сам иногда был не в силах справиться со своим караваном.
Суда, строившиеся на советских верфях, в Ленинграде, держали себя хорошо, они выдержали плавание во льдах, иногда шли без ледокола. Это очень облегчало работу "Литке", обеспечивая успешное завершение колымской экспедиции. Этого нельзя было сказать про "Челюскина".
Чем дальше мы шли на восток за "Литке", тем яснее становилось, что на помощь ледокола нам рассчитывать не приходится. Из серьезного положения мы должны выходить сами, своими силами. И все Же к Берингову проливу мы продвигались довольно быстро.
Конец сентября, не сегодня-завтра наступят морозы. и тогда с каждым днем все больше и больше будет затрудняться наше продвижение. Мы прошли больше 3000 миль, до Берингова пролива оставалось всего 80—90 миль. Казалось бы, что по сравнению с тем
[13]
расстоянием, которое мы уже прошли, этот путь преодолеть легко. Но природа на каждом шагу ставила ном свои препятствия*).
В начале ноября мы почти потеряли возможность управлять своим кораблем. Нас сковали льды. "Челюскин" дрейфовал вместе со льдами. Правда, были дни. когда перегруппировка льдов освобождала нас из белых тисков, и тогда мы опять продвигались в сторону Берингова пролива. Появлялась надежда, что мы достигнем Берингова пролива, прорвемся во Владивосток, но вновь встречались тяжёлые льды — мы прокладывали путь, взрывая льды.
В тяжелой борьбе с природой шли дни...
4 ноября мы были уже в Беринговом проливе. От свободной воды нас отделяло всего 3—4 морских мили. Преодолей эти три — четыре мили, и мы в водах, где свободно могут ходить даже парусные шхуны. Мы видели огромные фонтаны, которые пускали киты, ходившие на свободной воде. Мы должны были приложить все усилия, чтобы выйти на эту чистую от льда воду.
— Пробиться, чего бы то ни стало! —так решили мы.
были посланы разведчики на лыжах. Они осмотрели лед до ближайшей воды. Выяснилось, что самый тонкий лед имеет 3 метра над уровнем воды. Могли ли мы пройти через такой лед? Каждый день расходовали около 3 тонн взрывчатых веществ. От взрывов дрожал воздух. Закладывали фугасы до 100 килограммов. но результаты плачевные. Взрывами вырывались воронки, лед крошился, мельчал, но не давал трещин.
Надежды дотянуть до свободной воды, выйти в Берингов пролив не оставляли. Может быть ближе к Тихому океану будет теплее вода, морозы не так сильно будут сковывать толстые пласты льда, вода разобьёт твердыню льда — так думали мы. Но ожидания были напрасны.
*) Еще в Москве в Главн. Упр. Сев. морск. пути было решено, что "Челюскина" будет сопровождать до Берингова пролива ледокол "Красин", но он во время проводки судов Ленской экспедиции получил повреждение учебного вала и тех был лишен возможности притти к "Челюскину" на помощь, и сам «Красин" с большим трудом вышел из льдов в Карское море.
[14]
С 4 на 5 ноября дрейф круто повернул на север и мы пошли со льдами около 7 километров в час.
С 5 на 6 ноября поднялся сильный восточный шторм. Около берегов Америки льда не было, шторм поднял сильную волну. Лед у судна заходил, заскрипел. У нас опять появилась надежда, что мы выйдем из льда, и годовщину Октябрьской революции будем праздновать победой.
Но ветер быстро стих. Еще целые сутки продолжалось колебание льда у борта. Затем штиль, нас снова окружили ледяные поля, "Челюскин" был обречен на зимовку.
25 ноября опять началась сильная перегруппировка льда. Ночью льды стали сжиматься. Мы провели генеральную репетицию выхода на лед. Осветили люки и начали выгрузку продовольствия на лед. Лед около бортов "Челюскина" сильно двигался, продолжал перегруппировываться. Не была исключена возможность, что судно будет раздавлено льдами. Четыре часа шла выгрузка продовольствия. Двухмесячный запас продовольствия был выгружен на лед.
26 ноября опять перегруппировка льдов повторилась и к счастью у борта "Челюскина". Появились каналы чистой воды идущие с севера и на юг, они достигали шириной около 2 миль, а в длину на пространство, которого не охватить невооруженным глазом. Мы быстро погрузили продовольствие со льда на пароход и пошли на юг.
Пройдено несколько миль. Впереди сильное торошение льда. Лед сходится, громадные льдины в 5—6 метров толщины крошит как лучину. Конечно, итти в такое сжатие верная гибель. Мы должны были выбрать спокойное место, куда можно было поставить корабль, чтобы не быть раздавленными. "Челюскин" долго кружился, высматривая такое "убежище" В кон-це-концов оно было найдено. Два огромных ледяных поля столкнулись друг с другом. В них небольшая проталина, которая ни в коем случае не могла сжаться. В нее мы вошли. Здесь мы нашли для себя зимовку, а впоследствии могилу для "Челюскина".
Проходили долгие дни. В декабре со льдами нас носило то на север, то на северо-запад; мы неуклонно продвигались к северу. Так прошел весь декабрь.
[15]
С первых чисел января дрейф перешел на юго-восток, и продолжался целый месяц. Быстрый, петлеобразный он отнес судно на 90 миль на юго-восток.
Так продолжалось до 11 февраля, когда начался сильный нордовый шторм. "Челюскин" начал сильно дрейфовать в сторону юга. 12 февраля дрейф то усиливался, то замедлялся. Лед, которым было сжато наше судно, встречал на своем пути препятствия, его ломало, отсюда и различная быстрота дрейфа.
Поздно вечером 12 февраля мы почувствовали первые толчки в корпус судна. При фонарях осмотрели борт и обнаружили две небольших трещины: одна шла от форштевня*) вперед, другая с правого борта к середине корабля.
После нашей первой генеральной репетиции по выходу на лед мы основательно подготовились к эвакуации с судна. Просмотрели запасы продовольствия и распределили его так, чтобы можно было быстро выгрузить с судна на лед все необходимое. Мы даже составили специальное расписание того, кто и чем должен будет заниматься, если судно будет раздавлено льдами. И когда 13 февраля в 1 час 30 минут пополудни лед начал наступать на "Челюскина", то была подана команда: "Выгружаться на лед! " Мы поняли, что с судна придется уйти навсегда. Все участники экспедиции пошли на работу по выгрузке, как в обычное время, без
излишнего волнения, без всякой паники.
Первый нажим льда на судно начался в 1 час 30 минут.
Навстречу мне идет инженер.
— Капитан, впереди высокий вал льда, он быстро растет, движется прямо на судно.
Судно заскрипело. Льды начали сжимать корпус. И вот потрясающий момент: судно стремительно отбросило назад метров на десять. Страшным ударом разорвало левый борт по жилой палубе на 13 метров в длину и 20 сантиметров в ширину
Даю распоряжение: пустить спасательные помпы.
Из машины ответ:
— К вам, капитан, идет старший механик. Он все расскажет.
*) Передняя часть корабельного набора, образующая нос корабля.
[16]
 кп - 0018.jpg
Механик докладывает:
- Все вспомогательные механизмы сдвинуты с места. Помпы откачивать не могут. Кроме того разорвало паропроводную трубу действующего котла.
О спасении судна нечего было и думать.
Начали нажимать на выгрузку продовольствия.
Товарищи, которые согласно расписанию должны были обслуживать механизмы, теперь были переброшены на выгрузку.
— Только бы успеть выгрузить достаточное количество продовольствия.
Продолжалось быстрое погружение судна. Я несколько раз посылал своего вахтенного помощника следить за тем, чтобы никого не осталось в каютах.
Продовольствие было выгружено. Вытащили самолет. Сняли снасти, которыми были привязаны грузы: деревянный дом, нефть, керосин, бензин. Все это должно было само всплыть после гибели парохода. Освободили все тали от шлюпок. "Челюскин" все быстрее и быстрее уходил в воду. Настал критический момент. Отдою команду:
— Все на лед! Оставить судно!
В это время на корабле было не больше 20—25 человек. Остальные работали на льду, так как там, вблизи судна были навалены груды продовольствия. При погружении "Челюскина" они могли погибнуть. Люди оттаскивали груз как можно дальше от парохода.
Взбираюсь на самую корму посмотреть, как выходят люди. Вижу, что на судне осталось четверо: завхоз Могилевич, штурман Марков, я и плотник. Вышел плотник, за ним Марков.
Капитан уходит с гибнущего судна последним — таков закон моря. И я поднимаюсь на борт судна, чтобы видеть, как будет сходить Могилевич. Он становится рядом со мной. Я чувствую, что из-под левой ноги опора уходит, а правая как будто бы становится все длиннее и длиннее. Причина ясна: носовая часть корабля быстро погружается.
Нужно уловить момент для своевременного прыжка на лед.
Отто Юльевич кричит Могилевичу:
- Борис, прыгай!
[17]
 кп - 0031.jpg
Последний момент, оставаться дальше нельзя. Я прыгаю на лед, завхоз Могилевич прыгнул на палубу.
Когда я со льда взглянул на судно, корма была в воздухе: видны были не только винт и руль, а и пятка руля.
Через несколько секунд "Челюскин" скрылся под водой, унося с собой в ледяную пучину Бориса Могилевича.
... "Челюскина" больше не стало. Полуодетые, мокрые от пота люди остались на льду.
Через несколько десятков минут после гибели судна на льду была поставлена радиомачта. По ветру колыхался советский флаг. Так образовался лагерь челюскинцев — лагерь Шмидта.
Природа победила судно, но она не сломила воли человека, воли коллектива. Люди, воспитанные большевистской партией, оказались в тяжелом положении, но они продолжали бороться.
Мы сразу же приступили к постройке Жилища Так началась наша жизнь на льдине, наша первая ночь в лагере. Мороз достигал 32. Дул сильный ветер. В поставленные прямо на снег, неотопленные палатки собрались челюскинцы. Спать не пришлось, люди дремали сидя и полулежа.
Через два часа после гибели судна было созвано общее собрание. Отто Юльевич Шмидт сообщает, что телеграмма об участи "Челюскина" послана, что советское правительство знает о несчастье челюскинцев. Спустя полчаса всем были выданы спальные мешки и меховая одежда. В результате принятых мер, даже при сильном морозе, в неотопленных, поставленных на льду палатках, люди не получили даже легкого обморожения. Дети чувствовали себя великолепно. Когда я утром пришел в палатку, где находились дети, Аллочка Буйко, с расплывшимся в улыбке личиком, протянула мне ручку. Ребенок не замечал, что находится не в уютной каюте, о на льду.
На следующий день, 14 февраля, мы узнали, что в Москве по инициативе т. Сталина, под председательством т. Куйбышева создана особая правительственная комиссия по спасению челюскинцев Нам стало ясно, не сегодня, так завтра мы будем на берегу. Нужно ваяться за подготовку площадок, которые могли бы
[18]
принять самолёты. Из Владивостока вышли к лагерю суда, гружёные самолетами. Мы знали, что скоро к нам вылетят самолеты из Хабаровска. Мы уверенно ждали самолетов. Пришла радиограмма: "В Америку для закупки машин выехали советские граждане". К этому сообщению многие отнеслись скептически — лучше бы пришли наши машины.
— Где Водопьянов, Доронин, Галышев? Что делает "Сталинград"? Такими вопросами каждый день мы засыпали радиста Кренкеля.
В Уэллене, расположенном ближе всего к месту катастрофы, к нашему лагерю, было два самолета. Там находился летчик Ляпидевский. По вся беда была в том, что стояла отвратительная погода. Она задерживала прилет самолетов в лагерь.
Тем временем в лагере велась усиленная борьба с природой. Уже на второй день после гибели "Челюскина" от движения льда в лагере образовалась трещина. Она подошла под склад продовольствия, несколько ящиков полетели в воду. Подоспели люди и склад был перенесен на новое место, на несколько десятков метров дальше. Такие сюрпризы заставляли нас быть все время настороже. Лагерь охранялся матросами, вахтенным штурманом. Они ходили по "улицам" нашего лагеря и внимательно прислушивались ко всяким подозрительным гулам льда. И в случае опасности предупреждали жителей лагеря. Все были наготове.
Так шли дни. И вот 4 марта, вечером, получаем сообщение, что погода на Карском море и на материке отличная. Мы были уверены, что завтра, наконец, у нас и в Уэллене наступит хорошая погода. В 8 часов утра пришла новая телеграмма: "Ляпидевский вылетел в лагерь".
Первыми должны были покинуть лагерь женщины и дети. Ночью с 4 на 5 марта между лагерем и аэродромом снова произошла большая передвижка льда, — образовались широкие каналы чистой воды. К нашему "аэродрому" мы могли пройти только с помощью лодок. Быстро перевезли к аэродрому женщин и детей. Над лагерем, грохоча моторами, показался огромный самолет. Первой нашей мыслью было: не ошиблись ли товарищи - пилоты, давая нам размеры площадки? Как эта громадная птица сядет на нашу
[19]
маленькую площадку? А вдруг самолет попадет в торосы... бежим... Я вскакиваю на большой торос льда, смотрю, что будет с самолетом. Вот он коснулся льда, и бежит по нему быстро-быстро, затем делает крутой поворот и останавливается. Посадка удалась, самолету Ляпидевского при посадке потребовалось всего лишь 100 метров. Усадили женщин и детей в самолет и через несколько минут он снова в воздухе. Через 2 часа радиотелеграф принес радостную весть — женщины на берегу... Пьют чай. Завтра рано утром Ляпидевский будет снова у нас.
Но на следующий лень погода испортилась. Опять пошли серенькие, нудные денечки. У нас хорошо — в Уэллене скверно, в лагере тихо — в Уэллене пурга.
В это время в Ванкареме начала работать радиостанция. Благодаря этой станции удалось установить, что погода в лагере больше совпадает с погодой в Ванкареме, чем с погодой в Уэллене. Выло решено перенести все спасательные работы в Ванкарем. Там была создано база спасательных работ.
Получаем новое сообщение, что пароход "Смоленск" выгрузил 5 самолетов, они должны лететь в лагерь. Водопьянов, Доронин и Галышев летят из Хабаровска в лагерь Шмидта Кроме того, мы узнали, что в Америке куплены две машины, они идут в Ном. а оттуда к нам. Тут лагерь "атаковывали" со всех сторон. На одной из американских машин летели т. Леваневский, борт-механиком — американец и начальник спасательных работ на Чукотке т. Ушаков. Эта машина вылетела из Нома при хорошей погоде. У нас же стояло погода неважная. Леваневский все же решил лететь.
Уэллен передает: "Машина прошлое головокружительной быстротой мимо Уэллена. На малой высоте она идет на запад".
Ванкарем сообщает, что видимость 10 метров. Ждем... Проходит день. Уже темно. Известий нет. Где же застрял Леваневский? Впоследствии оказалось, что машина Леваневского на высоте 150 метров попала в область дождя. Самолет начал быстро обмерзать, терять способность держаться в воздухе. Машина снижается. Леваневский дает полный газ и набирает
[20]
высоту, поднявшись на 4 тысячи метров. Там солнце. Но машина настолько отяжелела, что не могла держаться и все время шла вниз. Опять зашли в область дождя, и самолет начал падать винтом к земле Когда Леваневский увидел, что до льда осталось несколько десятков метров, он опять дал газ и ему удалось поставить машину горизонтально. Но в это время самолет уже коснулся вершины торосов, сбил лыжи и кузовом пошел по торосам. Машина разбита. бортмеханик и Ушаков быстро выскочили из самолета. Леваневский держится за ручку руля. По его щеке течет кровь.
Убит?.. Ушаков бежит к Леваневскому, берет его за плечо, летчик поднимает голову:
— Ничего...
К месту аварии из чукотского становища пригнали собак.
В это время и лагерь поступают скудные сведения о тех самолетах, которые вышли из Олюторки с парохода "Смоленск".
6 апреля выясняется, что в Ванкарем прибыли два самолета — Каманина и Молокова. Они собираются лететь в лагерь. У нас плохая погода. Передаем метеорологическую сводку. Полет отменен.
В Ванкарем прилетела вторая американская машина Слепнева.
7 апреля около полудня получаем радио: "Машины вылетают в лагерь. Посадочная площадка в порядке? " Отвечаем: "Можем принять". По когда мы шли на аэродром, на наших глазах произошла перегруппировка льдов. От площадки оторвалось 200 метров ровного поля и таким образом размер аэродрома сократился до 220 метров. Площадка мала. Мы в смятении. Что делать? Как сообщишь летчикам? Выложили крест, условный знак, что посадка невозможна.
Пасмурно, облака. Мы не видим самолетов, только слышим шум пропеллеров. Наконец, над торосами льда видим идущий бреющим полетом самолет. На выкрашенных в красную краску крыльях белым начерчено "СССР" и номер.
Четыре круга сделала машина над лагерем. Площадка мала. Тем не менее машина приземляется, идет на посадку. Вот она уже совсем низко, но посадочная
[21]
скорость очень велика. Как только летчик сбавит газ, самолет идет прямо вниз. Машина близка к торосам. Пилот снова дает газ, поднимается в воздух, делает круг, машина снова снижается, проходит первую гряду торосов, садится на лед и упирается в другую торосистую глыбу. Пропеллер перестает работать. Бежим. Где же люди? Из кабинки выходят Слепнев, Ушаков, борт-механик.
У американской машины повреждено шасси, лопнула стяжка. Но все это ничего. Можно исправить. Здороваемся... Но над лагерем неожиданно появляются еще две стальные птицы на советских самолетах — Молоков и Каманин. Машины идут на снижение. Сел Каманин Самолет быстро бежит по льду. Вот сейчас... торосы. Замедлил скорость, встает. Посадка удалась. Салится Молоков. Его машина летит еще быстрее. Вот она бежит уже по площадке, все ближе торосы, но за несколько десятков метров Молоков круто на 90 повернул самолет и машина встала. Выходит два скромных человека. От их машин не пахнет свежей краской. Они — построенные руками советских рабочих были уже в большой работе. Через несколько десятков минут самолёты поднялись в воздух. Вторая партия челюскинцев улетела но материк.
Американка осталась у нас. Вечером и ночью происходило сильное сжатие льдов. Пришлось выделить несколько десятков человек перетаскивать самолет. Машина стояла на круглой льдине, кругом нагромождались новые торосы. Пришлось машину перетаскивать на другой аэродром. Выбрали площадку, послали равнять ее 40 человек. 20 человек тащили самолет по льду но новый аэродром.
10 апреля началась быстрая эвакуация лагеря В этот день работали самолеты Молокова, Каманина. Водопьянова, Доронина. Полеты начинались с рассвета, кончались с заходом солнца.
Поздно вечером 11 апреля мы отправили на материк больного тов. Шмидта.
12 апреля была отправлена на материк самая большая партия челюскинцев. В лагере осталось всего 6 человек, мы имели 8 собак. Завтра улетим на материк.
Утром, около 9—10 часов, из Ванкарема в лагерь вылетел Водопьянов. Полтора часа он искал лагерь,
[22]
но из-за тумана не нашел нас и вернулся обратно в Ванкарем.
В 12 часов получаем радио: "Вылетели три самолета". Обычно самолеты с материка летели до нас 55 минут. Минут через 30, а иногда и через 15 после телеграммы о полете, мы зажигали костер. Теперь же, когда мы узнали, что к нам летят 3 самолета, располагая большим запасом топлива, решили сразу зажечь бочку смолы. Летчики еще далеко в море увидели чёрные клубы дыма. Лагерь снова найден. Через 50 минут после вылета из Ванкарема самолеты были на площадке. Даем радио: "Самолеты благополучно сели. Благодарим". Лагерь Шмидта эвакуируется.
Было очень тяжело покидать наш лагерь. Сколько тяжелого и радостного пережито здесь, на этом плавающем ледяном поле. Когда ухолишь на корабле в море, уходишь от своей семьи, от жены, матери. думаешь:
— Сюда я вернусь...
— Здесь в лагере Шмидта мы провели два месяца. Здесь мы боролись с природой, здесь погиб "Челюскин". Сюда, на эту льдину, нам уже не вернуться...
С тяжёлым сердцем мы ухолили из лагеря. В последний раз зашел в свою палатку. Мелькнула мысль: нужно взять что-то в память о "Челюскине" и там, в Москве, передать руководителю спасательных работ, нашему любимому тов. Сталину. Что же взять? Глаза останавливаются на спасательном круге. На нем крупными буквами выведено: "Челюскин". Я быстро схватил нож и срезал эту надпись. В Москве, на Красной площади, у мавзолея Ленина, я передал эту надпись лично тов. Сталину.
Идем на аэродром. Я сажусь в машину тов. Молокова.
Через несколько минут мы в воздухе. Делаем прощальный круг над лагерем и уходим в сторону материка.
В тот же день я вылетел из Ванкарема в Уэллен. Отсюда начиналась дальнейшая переброска челюскинцев, надо было осмотреть, как подготовлены там помещения. На собаках, пешком, на самолетах продвигались челюскинцы туда, куда должны были притти суда.
[23]
В лагере Шмидта все были здоровы. На материке же начались гриппозные заболевания. В первую очередь на самолетах перебросили в бухту Лаврентия больных товарищей.
Несколько лет тому назад в бухте Лаврентия Комитетом Севера была построена великолепная больница. В этой больнице врачи-хирурги делали нашим товарищам операции. Чукчи, которые раньше относились к врачам недоверчиво, увидев, что после операции люди быстро поправляются, изменили свое отношение к больнице. Один старик, которому несколько лет тому назад предлагали отнять больную ногу, но он категорически отказывался от операции, пришел к врачу и заявил:
— Ну, коли ты, доктор, русских режешь и они не умирают, а здоровеют, то режь и меня.
Эта больница оказала нам большую пользу, многим товарищам она принесла не только здоровье, но и жизнь
В начале мая в бухту Провидения пришел "Смоленск" Здесь уже было много челюскинцев. Я остался в бухте Лаврентия с десятью больными товарищами. 13 мая "Смоленск" подошел к бухте Лаврентия и остановился у кромки льда. От больницы до парохода 10 километров. Выбрали трассу, имевшую меньше торосов, взяли собак, положили на нарты больных и переправили остальных челюскинцев на борт "Смоленска".
Мы ехали в Москву. Ехали на родину.
Из Москвы челюскинцы разъехались по домам. Я как гражданин Карельской республики, постарался как можно скорее приехать в столицу Красной Карелии для того, чтобы передать карельскому правительству, всем трудящимся, колхозникам, рабочим большое спасибо за то, что мы снова здесь.
Только благодаря усилиям всего трудового народа Советского Союза челюскинцы были спасены.[24]

Пред.След.