Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

НА ЧУКОТСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ

НА ЧУКОТСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ
В БУХТЕ ПРОВИДЕНИЯ И СВ. ЛАВРЕНТИЯ
М. Жуков
 288.jpg
 289.jpg
 290.jpg

Пополнив запасы угля и воды, мы из Петропавловска отправились на самый дальний север, в Берингов пролив. Плавание наше на этот раз было вполне спокойное, и мы на пятые сутки подошли к чукотским берегам...
После яркого солнышка, кокетливо играющего на белоснежных вершинах камчатских вулканов, пронизывающая стужа и снег на горах встретили нас на Чукотском полуострове. А между тем было 20 июня – самый разгар летней жары, когда солнце должно было бы печь и вся природа дышать зноем и красой! Тут же – глыбы плавающего льда, голая галька на берегу, местами лишь прерываемая пятнами тощей грязновато-зелёной травки. Ни кустика, не только-что дерева – всё мёртво, безжизненно и уныло.
Вот таковы были наши первые впечатления, когда мы стали на якорь в бухте Провидения на Чукотском полуострове...
Далёкий неизвестный север встретил нас крайне неприветливо: холодный ветер нёс в лицо мелкую водяную пыль и пронизывал до костей; резкие крики чаек и гусей да треск ломающегося льда были единственными жуткими звуками, оживлявшими эту скучную мёртвую природу...
Вскоре к нам явились чукчи, и все бросились смотреть этих полярных обитателей нашего крайнего севера. Они приехали к нам в какой-то кожаной лодке, которая вся просвечивала в воде. Одеты они были в меховые рубашки, так называемые кухлянки, и меховые штаны; на ногах у них были высокие сапоги из оленьей кожи. Кухлянка, стянутая ременным поясом, для красы была оторочена собачьим мехом; на поясе висел маленький ножик и рукавицы, а на шее болтался кисет, в котором, кроме табаку, хранились кремень, огниво и трут. Костюм женщин был схож с мужским: сшитый также из оленьей шкуры, он представлял собой балахон, внизу переходящий непосредственно в шаровары. Шаровары ниже колен были собраны в складку и заправлены в "торбаса" (сапоги), украшенные небольшими вышивками... Мужчин мы вначале не могли отличить от женщин и лишь длинные волосы на голове позволили нам догадаться, что это были чукотские женщины.
Мужчины-чукчи коротко стригут волосы на голове, и она издали кажется прямо чуть не бритой, между тем женщины оставляют длинные волосы, заплетая их в косы. Короткие косы эти прикрепляются соединёнными концами к макушке, образуя сзади две небольшие петли; посредине годовы расчёсывается правильный пробор. В волоса женщин были вплетены небольшие пряди мелкого бисера, красного и молочного цветов...
Среди женщин было несколько татуированных: синеватые вертикальные полоски покрывали им щёки и подбородок, а две длинные полоски тянулись вдоль переносья и далее вверх по лбу. Как мы узнали потом, татуировка производится над девушкой немедленно после её сговора и осуществляется посредством длинного оленьего волоса, продеваемого под кожу, причём волос этот так под кожей и остаётся. Операция эта очень мучительна...
Чукчей на корабле мы приняли очень гостеприимно: их накормили, напоили чаем, дали сахару, до которого они оказались большие лакомки, – и сытые довольные чукчи тут же на палубе и уснули. Когда они выспались, мы вместе с ними отправились на берег, чтобы посмотреть их селение.
Юрты чукчей были расположены на песчаной косе и занимали небольшую площадь. Мы подробно осмотрели всё селение и сфотографировали его.
Интересно устройство самих жилищ чукчей. Их юрты строятся так: выравнивается место и обносится камнями; в землю за неимением леса втыкаются китовые кости, которые покрываются оленьими или моржёвыми шкурами, крепко связанными ремнями. Для того, чтобы их не сорвало ветром, по бокам на ремнях подвешиваются тяжёлые камни, крепко натягивающие шкуры. Таким образом, получается круглый шатёр, служащий жилищем для нетребовательных чукчей. Внутренность юрты разделяется на два отделения: первое – общее и заднее – спальню. В переднем отделении хранится имущество чукчей: шкуры, нерпичье мясо, и др.; тут же помещается очаг, где чукчи готовят себе пищу. Заднее помещение отведено под "полог", служащий спальней; полог, прикреплённый к особым вертикальным кольям или жердям, служащим подпорками, сшит из выделанных оленьих шкур, шерстью внутрь, и образует как бы большой продолговатый кожаный ящик. При высоте 1½ метра полог имеет до 3 метров длины и до 1½ метра ширины. Его полы лишены всяких отверстий и подоткнуты под лежащие на земле толстым слоем оленьи шкуры. Для входа в эту "спальню" в одном месте полог немного поднимается, так что приходится вполать туда на четвереньках. Спальня освещается и согревается тюленьим жиром, который наливается в чашку и горит, распространяя ужасный чад и копоть; эта самодельная лампа так нагревает тесное помещение, что даже в самую холодную погоду приходится совершенно раздеваться...
Мы пробовали войти в юрту, но более минуты оставаться там не было никакой возможности: атмосфера была настолько тяжела, что мы буквально задыхались от того зловония, какое было там!
Пробыв в селении часа два, мы накупили у чукчей разных амулетов из моржёвой кости и отправились на корабль. Торговля у нас шла меновая, причём все вещи мы получали в обмен на кирпичный чай и сахар...
Во время нашей стоянки в бухте Провидения чукчи бывали у нас каждый день, и с командой у них завязались самые лучшие отношения. Один молодой чукча до того обжился на корабле, что его переодели в старое матросское платье и для всеобщего веселья даже привлекли к участию в судовых работах...
Матросы, как известно, лучшие лингвисты в мире, и поэтому они уже в первый день знакомства с чукчами разговаривали с ними на каком-то странном языке. Самый чукотский язык оказался трудным и неблагозвучным. Мы пробовали изучить его, но из этого ничего не вышло...
Во время стоянки в бухте Провидения мы ездили в соседние бухты и занимались изучением Чукотского полуострова. Лазая там по горам, мы как-то наткнулись на чукотское кладбище, и наш доктор забрал оттуда целую коллекцию черепов. Чукчи очень оригинально хоронят своих покойников: на кладбище мы нашли несколько трупов, совершенно обнажённых, причём у мужчин был венчик из камней, выложенный вокруг всего тела, у женщин такой круг оказался незамкнутым и помещался лишь у головы и нижних конечностей.
В общем природа бухты Провидения была до чрезвычайности унылая и мрачная: ни зелени, ни красивых видов – одни лишь голые горы, на которых кое-где хранился ещё снег и стояла жуткая гнетущая мёртвая тишина...
В бухте Провидения мы простояли с неделю и ушли оттуда на другую стоянку – в бухту св. Лаврентия.

В бухте св. Лаврентия

Расстояние бухты св. Лаврентия от бухты Провидения – 120 миль; поэтому, снявшись утром, вечером в тот же деньмы пришли в бухту Лаврентия, где стали на якорь около острова Литке. Бухта оказалась не так хороша, как бухта Провидения, но глубокая и сравнительно хорошо защищённая горами от ветров. Самые горы были немного меньшей высоты, но такого же строения, как и в бухте Провидения. Это – порфиры и граниты, сверху выветрившиеся и крупной щебёнкой покрывшие скаты гор. Растительности здесь также не было никакой, за исключением маленькой худосочной травки на берегу, которая, очевидно, и привлекла к себе небольшое племя кочевых чукчей, пришедших сюда со стадами оленей. Вид этих чукчей значительно отличался от оседлых чукчей в бухте Провидения: они были чище, крупнее и здоровее на вид. Самый "чум" – селение лаврентьевских чукчей – состоял из юрт, имевших вид конуса, между тем как юрта чукчей Провидения имела форму треугольной призмы. Сделана юрта также из оленьих шкур; внутри, почти при входе, поставлен очаг из камней; вверху устроен выход для дыма; дальше за очагом шёл "полог" (постель), отдельный для каждой женщины; самый полог состоял из навешанных оленьих кож, образующих что-то в роде комнаты, внутри которой наложены оленьи шкуры, состовляющие самую постель. По сторонам везде развешано оленье и нерпичье мясо. Снаружи находились нарты. Кругом бродили собаки, которые были привязаны к колу или доске, укреплённой тяжёлыми камнями. Одеты были лаврентьевские чукчи в такие же оленьи одежды, как и в бухте Провидения; только у них в костюме замечалось некоторое влияние американской культуры, видимо, как результат существующей меновой торговли с Америкой...
У нас с чукчами тоже завязалась меновая торговля: наши припасы истощились, и нам необходимо было приобрести оленье мясо. Захватив с собой кирпичный чай и сахар, мы отправились на берег и объяснили чукчам, что нам требуется несколько битых оленей. Дело живо сладилось, и несколько чукчей сейчас же отправились на пастбище, чтобы пригнать к нам всё своё стадо оленей.
Оригинален был вид массы оленей: издали слышалось какое-то трение, топот, хрюканье вроде свиного; всё стадо шло странным перемещением, один олень вытеснял другого, все кружились медленным зигзагообразным движением. Вид их в то время был очень некрасив: они линяли, и, вместо красивой, бархатистой шерсти, у них висели какие-то грязно-бурые клочья. Рога оленей, ветвистые, сильно развитые, были покрыты шерстью (после линяния кровеносные сосуды на рогах закупориваются, отчего последние обнажаются, совершенно освобождаясь от шерсти, и получают от этого более красивый вид). Величиною олени были с доброго телёнка...
Замечательна была ловкость, с какою чукчи убивали оленей! Поймав при помощи аркана молодого оленя, они притягивали его к себе, валили на замлю и, заложив ему ногу за рога, сильным, верным ударом ножа в сердце моментально поражали на-смерть. Дальнейшее брали на себя женщины: они быстро, ловко и красиво свежевали убитых оленей, управляясь при этом с таким знанием дела и мастерством, что им позавидовал бы любой искусный хирург...
Через полчаса пять оленей лежали в шлюпках, и мы везли их на корабль...
Кроме кочевых чукчей, в бухте св. Лаврентия находились и оседлые чукчи, образовавшие здесь своё небольшое селение...
В бухте св. Лаврентия мы простояли несколько дней и, дождавшись благоприятной погоды, отправились на Командорские острова, где должны были обследовать положение дела на котиковых промыслах...

Пред.След.