Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

Ночной полет


Полет предстоял длинный и трудный: над бескрайними барханами, Голодной степью и горами. Для заправки садились в Караганде и Аягузе.
До посадки оставались считанные минуты. Обернувшись назад, я открыл небольшое окошечко в перегородке, что разделяла пилотскую от пассажирской кабины ПР-5. Там находились бортмеханик Павел и пожилой сопровождающий со своей почтой в кожаных мешках.
Оба дремали.
- Павел!—позвал я громко, стараясь перекричать шум мотора —Скоро Аягуз. Заправишь машину под пробки. Чуть свет пойдем в Алма-Ату.
— Ладно,— отозвался он и добавил:— А здорово мы поработали сегодня — одиннадцать часиков чистого воздуха!
Размахивая белыми и красными флажками, началь¬ник аэропорта Федор Таранец показывал, куда заруливать. Почему-то он сегодня при параде: наглаженные брюки, китель с блестящими пуговицами и значками КИМ и ГТО. Обычно он встречал самолет в замасленном комбинезоне. Федор не только начальник аэропорта, но и авиатехник, кассир и бухгалтер.
Выключив мотор, я рукой поприветствовал Федора.
— Вылезай скорее. Дело есть срочное!— крикнул он. И как только я спрыгнул на землю, он тут же крепко подхватил меня под руку (словно бы собирался куда-то удрать) и повел к дрожкам, в которые был запряжен гнедой косматый жеребчик.
- Держись! - услышал я, когда мы сели в дрожки и гнедой хватил с места в галоп.
Федор осадил разгоряченного коня возле железиодорожной станции.
Я прочитал небольшую вывеску, висевшую над крыльцом: «Аягузский линейный отдел НКВД Туркси6а».
И зачем только я им понадобился?
Нас встретил скуластый. черный как земля, казах-красноармеец. Он с любопытством осмотрел нас. Затем, показав на обитую черным дерматином дверь, сказал:
- Бажалуста, начальник ждет.
В большом кабинете горел свет. За столом, покрытым зеленым сукном, сидел военный и разговаривал с кем-то по телефону. Старый казах - железнодорожник с обвис-[65]шими белыми усами и смуглая красивая девушка в белом халате сидели рядом.
Военный с ромбом в малиновых петлицах и орденом Красного Знамени на груди окончил разговор короткой фразой: «Они здесь». И, положив трубку, приветливо улыбнулся.
— Вам ночью летать приходилось?
— Приходилось, - подумав, сказал я - Но очень мало, да и то только в аэродромных условиях на тренировочном У-2.
— Вот какое дело: надо доставить в Семипалатинск машиниста. Он в очень тяжелом состоянии.
— К сожалению, для меня такое задание невыполнимо.
— Почему?
— Потому что во всем Казахстане еще ночных маршрутных полетов нет. Трассы и аэропорты не оборудованы, семипалатинский — тоже. А ведь туда более трехсот километров.
— Веские аргументы, ничего не скажешь. Но нет правил без исключения, в особых случаях, конечно,— сказал чекист.— Мы с нашим партийным секретарем,— комиссар кивнул в сторону старого казаха,— всю ответственность за полет возьмем на себя. Я разговаривал по телефону с семипалатинскими товарищами, они заверили, что сейчас же свяжутся с аэропортом и организуют прием самолета — будут костры.
Конечно, я понимал необходимость и сложность полета, и честно говоря, хотелось бы выполнить его. Но решиться на такой шаг я не мог, не имел права. Поэтому я вторично наотрез отказался,
— Пойми же, наконец, у больного семья! Трое ребятишек, один другого меньше. Все надеялись на вас. Ваш отказ убьет пострадавшего.
Девушка в белом халате, что молча сидела со стариком казахом, решительно встала и подошла к нам
— Извините, пожалуйста,— начала она низким грудным голосом,—дело идет о жизни человека, дорога каждая минута. А вы...
И старый казах поднялся со стула. Сняв бархатную тюбетейку, он долго вытирал платком бритую бугристую голову с глубоким загрубевшим шрамом, наверное от сабли. Затем подступил ко мне:
- Ай-я-ай - качал он головой.- Джалдастар, джалдастар, летцик! Такой молодой, а уперся как бик: «Не [66] магу, не магу». Бойца Буденного не знала не магу. Бойца Буденного смерть не боялась. Летцик с байцами басмача бил. Шипко бил. Басмач винтовка бах-бах, пулемет та-та-та, а красный летцик летай, летай, пулемет страчи трр-трр. Гоняй басмача барханы. Басмач без воды издыхал. Летцик молодец! Ты, синок, летай, летай. День — летай. Ночь —летай. Смело летай. Бранить станут— моя не даст. Моя ЦК будет звонить,,,
— Нет, не полечу! Запросите начальника управления,— стоял я на своем.
Чекист снял телефонную трубку и потребовал вне вся¬кой очереди вызвать Алма-Ату, соединить с начальником управления ГВФ. Но разговор не состоялся. В кабинете установилась тягостная пауза. Чекист, опустив голову, постукивал пальцами по столу, казах крутил белые усы, девушка, поджав губы, хмурила черные брови, а Федор угрюмо сопел — все они, наверное, в душе ругали меня.
Я почувствовал: иначе нельзя,,. Подошел к телефону и позвонил:
— Аэропорт? Кто? Егоровна? Позовите Груденко, пожалуйста... Паша? Как машина? Готова? Хорошо! Летим в Семипалатинск. Да, да, ночью, сейчас же, немедленно. Не сошел с ума. Приеду, все объясню.
…В пилотской комнате аэропорта, разложив на столе полетную карту, я стал тщательно готовить навигационный план первого ночного полета. Прокладывая маршрут, я мысленно представил себе, что железнодорожные станции Жарма, Жангизтобе, Чарская имеют электроосвещение и могут быть хорошими ориентирами в полете.
Проложив маршрут, я закурил. Посмотрел на часы. Что же еще?
Да, гора Жарма — высота тысяча сто шестьдесят два метра! Эту цифру я взял в квадратик и, подумав, под квадратиком добавил еще жирную красную линию, чтобы эта высота резко выделялась на карте.
Надев фуражку, я уже хотел идти к самолету, но в это время вошла Егоровна, держа в руках две миски, наполненные варениками.
- Спасибо Егоровна, спасибо. Спешу, да и есть не хочется, А молоко, пожалуй, выпью…
«Летучая мышь» освещала самолет и копошившихся возле него людей. Больного укладывали в тесную пассажирскую кабину. Незнакомая женщина тихо всхлипывала, прикладывая белевший платок к глазам. [67]
Механик доложил, что все готово.
— Садись и ты, Паша. А провожающих прошу отойти от самолета,— сказал я и полез в кабину.
Запыхавшийся Федор влез на крыло, наклонился ко мне и крикнул:
— Костры горят. В случае чего, возвращайся обратно. Костры буду жечь всю ночь.
С двухкилометровой высоты земля казалась где-то далеко-далеко, как в бездне. И пустынная степь, и горы — все смешалось с непроницаемым покровом темной ночи. Кругом ни огонька! Никаких признаков жизни на огромной территории, никаких ориентиров, за которые можно было бы уцепиться глазами, определить свое место в пространстве, почувствовать и увидеть неразрывную связь с землей. На какие-то доли секунды мною овладело тревожное чувство: «А вдруг откажет мотор, а вдруг не сориентируюсь?». И чтобы отогнать эти мысли, я, как обычно в таких случаях, повертел головой туда-сюда, посмотрел за борт, затем перевел взгляд на приборы: каждый из них полнокровно жил, пульсировал, отсчитывал, показывая, что все в порядке. Да и ровный, певучий гул мотора подтверждал это, возвращая мне обычное спокойствие, так необходимое в любом полете. Стал пристально всматриваться вниз, замечать редкие паровозные и станционные огоньки на Турксибе. Но почему-то железная дорога уходила влево от линии полета. В чем дело? Значит, на высоте — западный ветер и он довольно сильно сносит самолет вправо. Уменьшил курс на десять градусов, на величину предполагаемого сноса, Турксиб перестал уходить в сторону, а как бы извиваясь, убегал далеко-далеко вперед, параллельно полету.
Через некоторое время показалась небольшая россыпь огней. «Жарма!»—обрадовался я. И, открыв окошечко в перегородке, коснулся пальцами плеча девушки. Она вздрогнула, обернулась.
— Во-он, видите огни? Это Жарма. Идем хорошо. Как больной? Не холодно ли вам?
Она кивком головы показала, что пока все хорошо. Жарма осталась позади. «День — летай. Ночь — летай»,—усмехнулся я, вспоминая слова старого казаха. Смутно показались и тотчас же исчезли огни Жангизтобе. Самолет стало покачивать и слегка встряхивать. Стекла кабины густо запотели: вошли в облака. Это уже никуда не годится.[68]
Уменьшив курс на восемьдесят градусов и поприжав машину, стал снижаться. И вскоре вышел из облаков. Справа, извиваясь, заблестела река Чар. «Ура! Самый сложный путь пройден»,— облегченно вздохнул я.
Скоро должны были показаться и огни Семипалатинска. Но их почему-то не было видно. Только яркие вспышки разрывали темноту ночи. Огромные зигзаги молний освещали темные облака и страшный «хобот» черной тучи, опустившейся до самой земли. Гроза смещалась на восток. Следя за ней, не сразу заметил огни Семипалатинска.
Подлетая к аэродрому, я не увидел на нем ни одного огонька — никаких признаков, что здесь ждут самолет. Сделал круг, другой, еще и еще... Пошел за Иртыш, на город. Сделал несколько кругов. Все напрасно. «Неужели подвели? Что же делать? Пролететь столько и вернуться обратно? Да, ситуация, черт возьми!».
— Долго будем еще кружиться?— с тревогой в голосе спросила доктор.— Больному плохо.
— Нет, недолго,— успокоил я ее.
Семипалатинский аэродром я знал неплохо: большой, ровный, с открытыми подходами. Знал, где постройки и стоянки самолетов. «Лишь бы только на летном поле не паслись кони,— подумал я.— Попробую сесть без костров». По дыму паровоза, стоявшего на станции, я заметил, что ветер западный, а это значит — самый длинный старт.
Выполнив два пристрельных захода, твердо решил садиться.
Снижался полого. Световой ориентир — стройка мясокомбината и железнодорожная станция — быстро промелькнул, остался позади. А впереди на аэродроме темно-темно, хоть глаз выколи.
Пристально и напряженно, до боли в глазах, вглядывался вперед. Но в такой темноте да еще при скорости, без фар трудно, просто невозможно определить момент выравнивания самолета и расстояние до земли. И чтобы не врезаться углом в землю, я прибавил газ и уменьшил угол снижения самолета, перевел его почти в горизонтальный полет. Я чувствовал всем своим существом, что земля близко-близко, что вот-вот колеса должны коснуться земли.
Вдруг грубый амортизирующий толчок встряхнул ме¬ня. Самолет подпрыгнул, взмыл, и казалось, очень высоко. Я придержал ручку, и он вторично, но уже мягче кос-[69]нулся колесами земли и покатился в темноту, как в пропасть.
Вмиг выключив зажигание и перекрыв бензин, я напряженно ждал конца пробега, а когда самолет остановился, открыв кабину, громко крикнул:
— Приехали!
Павел спрыгнул на землю.
— Ого-го, какой дождь лил!— изумился он и добавил:— Давай запускай! Я буду подсвечивать фонариком, а ты порулишь за мной.
Я тихонько рулил на стоянку, где уже кто-то маячил фонариком. Возле встречавшего нас авиатехника было много женщин и детей: очевидно, наш прилет переполошил всех в аэропорту.
Больного медики положили на носилки и понесли к станции на дрезину.
Авиатехник рассказал, что была сильная гроза, что связь с городом нарушена и они не успели предупредить об отказе в приеме самолета...
Проснувшись в восемь утра и наскоро перекусив в буфете, я пошел к самолету предупредить механика, чтобы готовился к вылету.
— А доктор вернулась?— спросил он.
— Нет, не знаю.
— А как же без нее? Нехорошо с нашей стороны. Она тоже перенервничала.
— Ладно, съезжу, поищу ее,— сказал я и зашагал к железнодорожной станции, находившейся недалеко от аэродрома.
Вскочив в тамбур тронувшегося товарного поезда, поехал в город. Разыскал больницу. Зашел в хирургическое отделение. Спросил у пожилой медсестры, сделали ли операцию тяжелобольному, доставленному ночью из Аягуза на самолете.
— Как же, сделали. Хорошо, что вовремя,— объяснила сестра, рассматривая меня,—А вы кто же ему приходитесь? Родственник или так?
— Как бы вам сказать... Пожалуйста, поправится — передайте ему привет от летчиков.
...Ночь. Бушует метель. Тихо и уютно на командном пункте Горьковского аэропорта. В динамиках изредка раздаются доклады командиров воздушных кораблей; в эфир летят команды диспетчеров. Вдруг в динамике прослушивания раздался возбужденный голос диспетчера верхнего воздушного пространства:[70]
- РП* у вас?
- Да да, слушаю.
- В Москве туман. К нам направляют три Ил-18, четыре «тузика»** и несколько Ан-24 и Як-40. Принимаем?
- Да, да, Степаныч, принимаем,—ответил я, вставая из-за пульта управления. И, подойдя к огромным стеклам, посмотрев на плохо просматриваемый ночной старт над которым бушевала метель, приказал диспетчеру посадки:
- Включить огни высокой интенсивности на самую большую яркость!
Ночной полет, начатый более тридцати лет назад, продолжался…
* РП — руководитель полетов.
** «Тузик» - Ту-124, Ту-134.
Dobrolet : 18 Апрель 2012 15:56  Вернуться к началу

Пред.След.