Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

На "воздушном лимузине"


Пришло письмо из Алма-Аты, пришло нежданно-негаданно от Павле Груденко, с которым расстались более сорока лет тому назад. В письме были и фотокарточки на которых мы запечатлены у самолета ПР-5. Павел кратко писал о своем житье-бытье, большой семье, взрослых, самостоятельно живущих детях, внуках, и о том, что мой адрес узнал через редакцию журнала «Гражданская авиация», в котором прочитал мой «Ночной полёт». Письмо живо воскресило в памяти незабываемые полёты в небе Казахстана в годы молодые.
Новый пятиместный самолёт ПР-5 я принял в конце лета тридцать пятого года. Его пригнал из Москвы пожилой пилот Московской перегоночной авиагруппы Винников.
Это была одна из первых модификаций широко известного в то время подутороплана П-5, применявшегося как в лётных школах для обучения курсантов, так и на воздушных трассах для перевозок почты и пассажиров в задней двухместной, открытой всем ветрам и вихрям кабине.
Так называемый «воздушный лимузин» был новинкой в полном смысле этого слова, пилотская и пассажирская кабины его были полностью закрыты плексигласом, что создавало определённый уют и удобство, защищало от сильной воздушной струи, завихрений и осадков
Изучив особенности новой машины, я приступил к тренировке. Вырулив на старт и установив «воздушный лимузин» в направлении взлёта, я внимательно осмотрел приборы, опробовал рули управления, установив стабилизатор «на ноль». Затем еще раз подогнал сиденье и ножные педали по своему росту и удобно уселся. И, захлопнув фонарь пилотской кабины, внимательным взглядом «зафиксировал» трехточечное положение самолета относительно земли и горизонта, чтобы потом, на посадке, придать ему точно такое же положение. Только после этого поднятием левой руки попросил разрешения на взлет.
Стартер взмахнул белым флажком. И я дал полный газ. Самолет быстро помчался вперед… В заход и расчет на посадку было вложено все мое старание и умение. Приятно было видеть, и ощущать всем существом пилота, как новый для меня самолет несся на больший скорости в трехточечном положении на метровой высоте [54] над границей летного поля и точно, как по заказу, мягко коснулся земли у самого «Т». «Вот так-то и надо!»-мысленно улыбнулся я, разворачивая самолет после пробега для повторного заруливания на взлет. В общем, все полеты по кругу, валеты и посадки были хорошими, хорошими сверх моего ожидания.
Подписывая акт о допуске меня к полетам с правом перевозки пассажиров, старина Винников проставил самые высокие оценки.
Итак, я стал летать и в «воздушном лимузине». Его обслуживал молодой скромный до застенчивости авиатехник Паша Груденко. И летал в качестве бортмеханика, чтобы обслуживать самолет на периферийных аэродромах и посадочных площадках. Делал он все надежно, аккуратно и в срок, матчасть работала безотказно, Чего же еще надо летчику, любившему летать всюду? Летать и летать. Летая всюду и довольно часто вне трасс, приходилось попадать в очень сложные метеоусловия, особенно осенью и зимой. Но всегда мы выходили из этой ситуации благополучно и прилетали в аэропорт назначения даже тогда, когда там уже и не ждали.
Однажды глубокой осенью, когда на севере республики лег уже первый снег, мы вылетели из Адма-Аты в Караганду без посадки в Балхаше. Все шло нормально, погода соответствовала прогнозу, и на Балхашском аэродроме выложили из полотнищ знак, разрешающий пролет до Караганды. Но когда под сплошными облаками был пройден горный перевал - самый сложный и опасный участок трассы и до пункта назначения оставалось километров восемьдесят, самолет из слабого снегопада попал в такой густой, что в пилотской кабине стало темно, как ночью. Я сразу же вцепился глазами в приборы, стал пилотировать вслепую, надеясь, что заряд вот-вот кончится. Но прошло и пять, и десять минут, а видимость нисколько не улучшалась: впереди и под собой ничего не видно. А мне-то очень хотелось «пробиться» к аэродрому во что бы то ни стало, для поддержании своего престижа, тем более что Караганда была совсем близко. Но все же здравый рассудок взял верх. Развернув самолет на обратный курс, я засек время, стал ждать выхода из «пекла». Прошло десять минут, но никакого улучшения. «Неужели снегопад успел навалиться на всю трассу?» - серьезно забеспокоился я. Но, к счастью, вскоре вышел в район, где снегопад был реже. Но до Балхаша дойти уже не хватало светлого времени. Что [55] же делать? Встал в круг, высматривал место для посадки.
- Ты что?—спокойно спросил Павел, прильнув своим румяным, круглым лицом к форточке, что была в перегородке между пилотской и пассажирской кабинами.
— Буду садиться!—громко крикнул я ему и тут же представил себе, как он, Павел, повернувшись к пассажирам, смежив свои чуть припухшие голубые глаза, будет беспечно зевать, мол, ничего особенного не произошло. А у меня на душе кошки скребли: самолет-то был не на лыжах, а на колесах, и попадись под снегом какая-нибудь канавка, ямка, кочка — сразу же встанет на нос или даже кувыркнется на «лопатки». Поэтому уже с малой высоты я ушел на второй круг и еще дважды низко прошел над полянкой, но ничего подозрительного так к не заметил.
После мягкой посадки, самолет более полукилометра мчался по свежему, рыхлому снегу, как бы испытывая мои и без того напряженные нервы. Наконец-то пробег закончился.
Я легко вздохнул и, открыв фонарь пилотской, громко объявил:
— На сегодня полет окончен!—и спустился на крыло, затем спрыгнул в снег.
Павел подвесил за борт маленькую лесенку и сошел по ней, а за ним и приунывшие пассажиры.
— Мы рассчитывали сегодня же уехать поездом из Караганды в Петропавловск. А теперь черт знает где оказались,— проговорил мрачно моложавый пассажир.
— Почему «черт знает где»?— возмутился я.— Сели в ста километрах от Караганды. На трассе. А почему? Сами видели, в какую погодку попали. Я не мог рисковать вами и машиной. Поняли?
- Верно, верно. Чего там, - сказали другие два пассажира, уже закурившие возле консоли нижнего крыла.— Вот только теперь в Караганде и Алма-Ате поднимется целый переполох. Самолет-то не прибыл по назначению. И неизвестно, где он.
- Это так, - согласился я. - Но, к сожалению у меня нет никакой возможности сообщить о вынужденной - кругом безлюдная дикая пустыня да горы. Но не будем огорчаться! Самолет цел. Мы невредимы. Одеты все тепло, прокоротаем ночь. А там, глядишь, утром погода улучшится, и мы перелетим, перелетим без посторонней помощи.[56]
Мотор молотил на малых оборотах, У меня в голове еще теплилась кое-какая надежда — вот-вот буран стихнет, и мы взлетим. Но это были напрасные мечты. Метель усилилась, и сумерки сгустились.
— Как с двигателем?— спросил Павел.— Сольем воду или всю ночь будем держать на прогреве?
— В общем-то надо бы выключить и слить воду. Потому что за длинную ноченьку сожжем весь бензин и перелетать не на чем будет. А к тому же скажи, как утром запустим холодный мотор, да еще без воды?
— За-пус-тим!— твердо заверил Павел.— Сейчас вот солью воду. Накрою его теплым чехлом, и пусть остывает постепенно: конденсат не будет образовываться на свечах, останутся сухонькие. А это и обеспечит вспышку паров бензина даже в холодных цилиндрах. После запуска дашь немного поработать мотору, минуту не больше, и то на малых оборотах, и выключишь. Я быстренько залью воду.
— А где ты, мил человек, возьмешь ее?
— Не беспокойся, командир. Пока ты объяснялся с пассажирами, я тем временем походил вокруг и обнаружил ручей. Гляжу на него и не верю своим глазам: журчит, как в весеннее снеготаянье. Пойдем, посмотришь.
Действительно, ручеек темной змейкой извивался средь белого снега, журчал, звенел тихим колокольчиком.
— Сейчас оттепель, так что за ночь не замерзнет!
— Не голова у тебя, Паша, а целый Дом Советов!..
— Ты все шутишь надо мной, командир.
Слив воду и зачехлив мотор, Павел сходил с ведерком к ручью, принес воды. Она была вкусна, как из минерального источника. Все пили ее с наслаждением. Затем еще раз перекурили перед тем, как забраться в самолет.
— Немножко тесновато в нашем пассажирском «салоне» для пятерых,— сказал я, втиснувшись туда последним.
Ничего, ничего, как говорится, в тесноте, да не в обиде!— весело сказал Ромм, секретарь Северо-Казахстанского обкома партии.
Я хотел было вскрыть металлический ящик с НЗ, взять немного продуктов, но передумал. Обойдемся сегодня и так, на воде, мало ли сколько просидим здесь.
Ромм, словно прочитав мою мысль, достал из своего толстого портфеля копченую рыбу и большой кусок там-[57]бовского окорока, А моложавый пассажир, который вна¬чале уж больно сокрушался, что сели «черт знает где», извлек из своего саквояжа вкусно пахнущий пирог.
- Тещин гостинец,- пояснил он,
- Давайте распоряжайтесь, командир,— сказал Ромм.
- Нет уж, пожалуйста, вы сами.
Расстелив на коленях какой-то журнал, он разделил все поровну.
— Прошу!
Молча ели, запивая холодной водой. Настроение у всех поднялось. Людям свойственно свыкаться со своим положением, каким бы оно ни было.
 58.jpg

Пустились в разговоры. Инициатором был неутомимый Ромм. Ему было лет сорок с лишним. Крепкий, коренастый. С сухощавым лицом и серо-зелеными припухшими глазами. А широкий морщинистый лоб с большими залысинами как бы говорил, что хозяин его немало повидал на белом свете. Мы с удовольствием слушали забавные и грустные истории.
Вспоминая свое детство и юношество, прошедшие в Петрограде до революции, он рассказал и такой эпизод:
- Однажды и нам на квартиру нагрянули жандармы. С обыском. Искали запрещенную литературу. Всё [58] перевернули вверх дном. Уже «дело» подходило к концу. Вдруг один из жандармов вытаращил свои рачьи глаза да как рявкнет: «Алгебро! - да так громко гаркнул, как будто он нашел тягчайшее преступление против всего рода человеческого. «Дай сюда!»— потребовал ротмистр и, взглянув на поданный ему учебник по алгебре, тихо, сквозь зубы процедил: «Дурак!» С тем и ушли.
Усталость и пережитые волнения давали знать, постепенно все засыпали в неудобных позах, поджав ноги под диванчики. Я перебрался в пилотскую кабину и, за¬кутавшись в теплую двустороннюю собачью доху, быстро уснул.
Рассвет наступил тихий и теплый. Но небо по-прежнему хмурилось, сея ровный крупный снег.
Бодро вылез из пилотской кабины. Умылся мягким снегом. Хорошо!
Слезли Павел и пассажиры. Тоже стали умываться.
— Ну что, запустим?—спросил Паша.
— Давай!— сказал я и забрался в свою кабину. Паша проворачивал винт, а я тем временем заливным шприцом шприцевал в цилиндры бензин.
— Стоп, хватит!— крикнул я и, сделав минутную паузу, чтобы бензин в цилиндрах испарился, еще громче крикнул на землю: «От винта!» Включил зажигание, открыл баллон со сжатым воздухом. Мотор завелся сразу. Масляный манометр показал давление 6, значит, масло в двигателе нормально зациркулировало. Это уже хорошо. Но через минуту я выключил мотор, чтобы «не поджарить» его без воды в системе охлаждения.
Груденко быстро залил в мотор воду, которую по цепочке передавали ему в брезентовом и железном ведрах. После этой операции я снова завел мотор и хорошо прогрел его на всех режимах. Работал как часы!
Осталось проверить заснеженную площадку и взлететь. Последнее меня больше всего беспокоило в данный момент. Снегу-то поднавалило порядочно. Разбег будет трудноват, тем более на колесах. Вымерил все шагами, полоска оказалась исключительно ровной и длинной. Но еще одна забота свалилась на мою голову: снег усилился. Надо поторапливаться, а то и не взлетишь.
По своим следам зарулил в самый конец и, развернув самолет в обратном направлении, остановил его, внимательно присмотрелся к проделанной колее. Осмотрел приборы. Опробовал рули. Все в порядке.
— Ну, пошли!—сказал я мотору и дал полный газ. [59]
Толстый снег вначале заметно тормозил разбег. При шлось левой рукой энергично перевести сектор газа за защелку —дать форсаж, к чему я прибегнул впервые. И все же взлет был тяжелым, самолет разбегался больше обычного.
После отрыва и набора высоты взял курс на Караганду. Полет проходил в сплошном снегопаде до самого конца. Аэродром был сильно заснежен, это почувствовалось и на посадке, и при заруливании на стоянку.
— Мы тут ужасно переполошились,— сказал начальник аэропорта, когда я сошел с самолета и доложил ему о вынужденной.— Вчера к твоему прилету поднялась такая пурга, что света белого не видно было. Потом всю ночь и Алма-Ата, и Балхаш, да и местные власти запрашивали и запрашивали, где самолет. А что я мог ответить? Требовали организовать поиски. Но куда там! Чтобы сами потерялись, что ли? Но потом, поразмыслив хорошенько, я пришел к твердому убеждению, что ты не стал бы во что бы то ни стало «пробиваться» к аэродрому, сломя голову. И выходит, как в воду смотрел! Одним словом — спасибо!
— Вам спасибо, Николай Семенович, на добром слове!
В этот день и в последующие два дня прилетов в Караганду не было из-за плохих метеоусловий. Я вволю отоспался.
Dobrolet : 18 Апрель 2012 15:31  Вернуться к началу

Пред.След.