Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Еременко Т.Ф. Большой полет

 1.jpg
Тихон Федорович Еременко БОЛЬШОЙ ПОЛЕТ
Редактор Л. Г. Чандырина
Художник С. Н. Семиков
Худож. редактор В. В. Кременецкий
Техн. редактор Р. А. Щепетова
Корректор О. А. Гаркавцева
ИБ № 1345
Сдано в набор 03.10.83. Подписано к печати 17.01.84. МЦ 00008. Формат 84х108 1/з2. Бумага типографская № 1.
Гарнитура «Литературная». Печать высокая.
Усл.-печ. л. 10,08. Уч.-изд. л. 10,64. Усл.-кр. отт. 13,23.
Тираж 15 000 экз. Заказ № 4869. Цена 30 коп.
Волго-Вятское книжное издательство, 603019, г. Горький, Кремль, 4-й корпус.
Типография издательства «Горьковская правда», 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.


 3.jpg
ББК 65.9(2)37
Е70
Рецензент Е. Г. Филатов
Еременко Т. Ф.
Е70 Большой полет.— 2-е изд., перераб. и доп.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1984.— 192 с, ил. 30 коп.
Книга документальных очерков о повседневном мужестве летчиков Аэрофлота в мирные дни и в годы войны. Для широкого круга читателей.
0302030800—005
Е М140(03)-84 9-83 ББК 65.9(2) 37
© Волго-Вятское книжное издательство, 1984. Предисловие, оформление.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Негромкое мужество [5]
Обретая крылья [9]
Красновоенлеты [10]
Над лесами Коми [17]
Ночь в камышах [41]
Случай в пустыне Бетпак-Дала [46]
В горах Тянь-Шаня [51]
На «воздушном лимузине» [54]
В канун Нового года [60]
Ночной полет [65]
Обские были [71]
Последний мирный рейс [87]
В годину испытаний [93]
И дальние бомбардировщики водили мы [94]
Внезапный удар [98]
Командировка в тыл [104]
Без вести не пропавшие [113]
Посылка генерала [144]
Огромное небо [149]
Над Енисеем и Таймыром [150]
90 секунд полета [153]
На земле туман [169]
Я - «Изумруд» [171]
В антракте [177]
Ту-134 просит посадку [181]
Полет продолжается [183]
Dobrolet : 14 Апрель 2012 17:31  Вернуться к началу

В горах Тянь-Шаня


В нетрассовые полеты над огромной территорией Казахстана, полеты в самые необжитые уголки его все сильнее и сильнее захватывали меня, вызывали во мне страстное желание увидеть и узнать еще больше и больше; хотелось как бы объять необъятное.
Когда летишь ранним погожим утром, воздух свеж и удивительно прозрачен. И видишь издали, за многие километры, как высокие горы, подступившие к Алма-Ате с юга, своим белоснежным зубчатым венчиком упираются в нежно-голубое небо. И так хочется взлететь выше тех гор, посмотреть на них сверху, увидеть, что за ними.
И вот однажды пришлось лететь за горы. На границу с Китаем. Вывезти больного пограничника. Перелетев на санитарном С-2 невысокий перевал, я очутился над довольно широким плоскогорьем. А дальше, сколько мог видеть глаз, все горы и горы, а над ними одинокий шатер — ослепительной белизны пик. «Вот это да!— воскликнул я.— «Посмотреть бы поближе».
Случай вскоре представился.
Как-то в начале сентября 1936 года ко мне в номер (я жил в гостинице Дома Советов в Алма-Ате) ворвался командир авиазвена санитарной авиации (она тогда называлась авиацией РОКК— Российского Общества Красного Креста) Алексей Нестеровский.
- А ну быстрее собирайся, - потребовал он, тяжело дыша. - Полетим в Каракол. Договоренность с твоим начальством есть.
— Не кричи, скажи толком, в чем дело.
— Получено сообщение: альпинисты штурмовали пик Хан-Тенгри. Терпят бедствие,— пояснил он.— Но где они, в каком месте и что с ними, никто ничего не знает.
— Значит, на Хан-Тенгри!— я вскочил с кровати, как по боевой тревоге, я даже запел: «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц...» [51]
Из Алма-Аты мы вылетели на двух самолетах: на одном Нестеровский, на другом я. И захватили с собой врачей во главе с профессором Казахского мединститута Зикеевым.
Прилетели в Каракол (ныне Пржевальск), сразу же дозаправили один самолет П-5, сняли с него все, даже сумку с инструментами, чтобы облегчить машину.
Ранним утром мы с Нестеровским, летевшим в задней кабине за штурмана, взяли куре на Хан-Тенгри. Пик был очень хорошо виден. Первые четыре тысячи метров высоты самолет набирал легко, но потом скороподъемность его стала уменьшаться; дышать становилось все труднее и труднее. Кислородного питании на борту не было.
Я не имел еще достаточного опыта полетов над высокими горами, да и никто еще до нас здесь не пролетал. Временами казалось, что самолет не сможет перетянуть через скалы, которые вначале казались совсем близко-близко - рукой подать. Но это вскоре прошло. Я стал хорошо и уверенно ориентироваться, почти безошибочно определять расстояние до высшей точки, над которой должны пролететь с набором высоты.
Стрелка высотомера очень медленно передвигалась к цифре 6500. Дышалось очень тяжело. В шлемах, кожаных регланах, свитерах и собачьих унтах мы страшно замерзли - термометр, установленный на левой стойке крыла, показывал минус 50 градусов.
Через круглое зеркало, установленное на стойке центроплана, я посматривал на Алексея - он был значительно старше меня и чувствовал себя хуже. Из-за нехватки воздуха мне приходилось делать как можно меньше движений, чтобы сохранись силы.
Белоснежный, как гигантская сахарная голова, Хан-Тенгри величаво господствовал над бескрайними горными хребтами Тянь-Шаня. Я подвел самолет к нему совсем близко и с маленьким кренчиком, «блинчиком», стал отворачивать вправо, пристально вглядываясь в кипенно-белые склоны Хан-Тенгри. Но никаких признаков при сутствия на нем людей, никаких темных пятен не было видно.
Еще и еще прошли возле пика, но также безрезультатно. Тогда со снижением направились в долину реки Инылъчек.
Потеряв высоту, мы отогрелись и надышались теплым плотным воздухом. Вскоре мы заметили группу людей с вьючными животными. Снизились метров на сто, я стал [52] делать над ними круги. Видно было, как люди обрадовались. Они махали руками, бросали вверх шапки. Затем выложили что-то наподобие стрелы в направлении ущелья, которое открывало путь в Киргизию. Сбросив им вымпел с запиской, мы улетели.
В ущелье мы обнаружили еще несколько человек с носилками. Не было сомнения, что и они поняли, почему над ними в узком, тесном ущелье, маневрируя между скал, носится самолет. Сбросив и второй группе вымпел, мы направились в Пржевальск. К этому времени туда прилетел к нам на помощь еще один самолет, пилотируемый летчиком Емельяновым.
Нестеровский с врачом на санитарном У-2 тут же улетел обратно в ущелье. Там он примостил самолет на каком-то пятачке, при этом у них лопнул трос, стягивающий шасси.
Но, проявив находчивость, Алексей чем-то связал злосчастный трос и благополучно налетел с двумя сильно обмороженными альпинистами.
На следующий день от альпинистов мы узнали, как с ними приключилась беда: оказывается в ночь на 31 августа группа опытных спортсменов, возглавляемая Виталием Абалаковым, штурмовала пик Хан-Тенгри.
На его семикилометровой вершине победители ликовали: зажгли световые шашки и водрузили алый флаг Родины.
Когда спускались с вершины, разыгрался буран страшной силы. Природа жестоко обошлась с отважными первооткрывателями.
Самолетами их срочно доставили в Алма-Ату. Некоторым требовалось неотложное хирургическое вмешательство — ампутация ног...
Прошло полгода. И другой случай заставил меня заново пережить и в полную меру осознать, что означают полеты, связанные с горами. Однажды отличный летчик, жизнерадостный смуглый красавец Виктор Островский на пятиместном самолете ПР-5 на трассе попал в сильнейший снегопад. Виктор продолжал полет, хотя хорошо знал, что впереди горный перевал. «Авось, проскочу - думал он. Но проскочить не удалось... Он совершил вынужденную посадку в ущелье, чудом спас самолет и пассажиров.
Да, горы бывают безжалостно жестоки. Но ничто, ни какая сила не может остановить извечного стремления человека увидеть я узнать все больше и больше... [53]
Dobrolet : 18 Апрель 2012 15:03  Вернуться к началу

Пред.След.