Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Кирилин А.И. ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ.

 А.И.Кирилин (70-е годы).jpg
© А.И.Кирилин
ЭКСПЕДИЦИЯ НА «ЛЕНЕ» - ДЕНЬ ЗА ДНЕМ (1956 – 1957 гг.)
(Дневник бортмеханика морского авиаотряда 2-й КАЭ А.И.Кирилина *)

Об авторе: Кирилин Алексей Иванович родился в 1911 г. в г. Балаково Саратовской области. После службы в армии в 1934 г. поступил учиться в Саратовскую высшую коммунистическую сельхозшколу. После окончания в 1937 г. Ульяновской летно-технической школы по специальности младший авиатехник А.И. Кирилин два года проработал в Туркмении. С 1939 г. А.И. Кирилин в Московской авиагруппе особого назначения (МАГОН). Во время Великой Отечественной войны служил бортмехаником в авиации Северного морского флота. После демобилизации продолжил работу в полярной авиации и был участником экспедиций в Арктику ("Северный полюс-5") и Антарктиду (2-я и 3-я КАЭ).
А.И. Кирилин - член Всесоюзной ассоциации советских полярников, Почетный полярник, действительный член географического общества СССР, ветеран Великой Отечественной войны. А.И. Кирилин награжден многочисленными правительственными наградами.



…Летчик, с которым год работал на полярной станции «Северный Полюс-5», Каминский Михаил Николаевич, встретив меня после отпуска летом 1956 года, предложил летать с ним в Антарктиду.
Это предел моего желания.
Отвечаю: «Как я могу рассчитывать на это, когда столько других бортмехаников добиваются командировки туда?».
А Михаил Николаевич говорит: «Меня утвердили командиром самолета для аэрофотосъемки Антарктиды. И дали право назвать любого бортмеханика. Мной уже сказано - бортмехаником должен быть Кирилин Алексей Иванович. Так что пиши заявление о зачислении в Антарктическую экспедицию. А через два дня поедешь в Киев на завод Антонова, где изготавливается индивидуальный самолет «Ан-2» для аэрофотосъемки. Через каждые два дня звони, рассказывай, как идет работа, а если будет какая задержка, звони незамедлительно. Как только самолет будет готов, перегоним его в Калининград».
Пробыл в Киеве месяц, самолет готов. Заводские летчики его облетали.
Прибыл экипаж: командир Каминский Михаил Николаевич, штурман Кузнецов Иван Сергеевич и бортрадист Полатовский Александр Александрович.
Перелет нашего «Ан-2» в Калининград (бывший Кенигсберг) затруднений не имел, а вот с аэродрома буксировка самолета без крыльев по разрушенному войной городу в морской порт стоила больших трудов. Буксировали его втроем: кроме меня, бортмеханик другого самолета Беcфамильный Юрий Александрович и инженер Островенко Дмитрий Филимонович.
Тягач – грузовая машина, ее сопровождал милиционер на мотоцикле. Буксировку начали ночью, когда нет городского транспорта. Ноябрь – самое темное время года, но ночи не хватило - буксировали до полудня, так как ехали через весь город по узким улицам и между больших завалов (последствия войны).
Я во время буксировки сидел в кабине самолета за штурвалом в готовности тормозить, чтобы самолет не накатился на тягач. Никому из нас раньше не приходилось буксировать самолет на такое большое расстояние. Жесткого водила не было, использовали двойной трос длиной пять метров, поэтому тормозить приходилось часто. Тормоза у «Ан-2» пневматические - его компрессор качает воздух в тормозной баллон только когда двигатель самолета работает. Поэтому приходилось дозаряжать самолетный ресивер от тягача, где имелся запасной баллон. Все обошлось благополучно.
А вот наш корабль, дизель-электроход «Лена», стоит у причала неисправным. Корабль новый – два года тому назад построен в Голландии и побывал первым рейсом в Антарктике. Но недавно загружался в Риге, где моряки судоремонтного завода выполнили свое рационализаторское предложение – вместо голландской автоматики (всегда работают все четыре дизеля и дают электроэнергию на гребной электромотор) - рижане с целью экономии переделали схему, чтобы можно при малом ходе работать на двух дизелях. Так и сделали.
И вот от Риги «Лена» следовала Балтийским морем в Калининград на двух дизелях, и внезапно неработающий дизель раскрутился от своего генератора и пошел в разнос – разломился коленчатый вал, и развалился картер.
Меня, как механика, заинтересовало посмотреть. И я, опустившись в машинное отделение, увидел подобие взрыва мины. Как корабль не потонул! К счастью, из людей никто не погиб.
На этом корабле нам предстоит следовать в Антарктиду. А теперь что делать? Такого отечественного двигателя нет. Запросили Голландию заменить дизель. Не по рекламации (у них гарантия десять лет) – сами поломали. Голландия ответила: «Следуйте к нам, заменим». Так и решили: следовать в Голландию, затем в Антарктиду.
Трюмы корабля были загружены еще в Риге, а в Калининграде большими кранами стали грузить наши габаритные тяжеловесы.

Содержание:


* © ЦМАМЛС (Центральный московский архив-музей личных собраний). Фонд 261. Опись 1. Дело № 3. стр. 3-68.

1957 г. Апрель

1 апреля 1957 года.
Медленно, но продвигаемся к Мирному. У корабля корпус, мачты и такелаж – все покрыто льдом. Больше льда от предыдущего шторма, когда брызги от волн попадали на палубу. Даже наши самолеты обледенели.
Читаю книгу Моусона «В стране пурги». Австралийский путешественник описывает свою экспедицию в Антарктиду. Он напоминает: никогда не надо в гостях затягивать своего визита дольше пределов вежливости.

2 апреля 1957 года.
 0038.jpg
Командой корабля проводится подготовка к принятию новых пассажиров на Мирном, для чего имеющихся участников экспедиции переселяют кучнее в один коридор твиндека.
Я переселился в каюту № 18.
Буду теперь жить здесь еще с двумя ленинградскими специалистами: с Коваленко Николаем Петровичем и Воеводиным Алексеем Павловичем.
Когда произошел обвал барьера, они на катере «Пингвин» вылавливали тонущих. Сегодня справляем новоселье.

3 апреля 1959 года.
Пришло из Москвы указание: наш самолет аэрофотосъемки «Ан-2» H-620 привезти на «Лене» в Ленинград и перелететь на нем в Москву. Для транспортировки самолета через океан снимаем крылья и убираем их в трюм, а фюзеляж с двигателем закрепляется на трюме прочными тросами, чтобы не смыло волной.
Мазурук порекомендовал мне подать радиограмму по квартирному вопросу в Москву, в Министерство морского флота, Каплину, что я и сделал сегодня. А Илья Павлович обещал, кроме того, сам послать ходатайство в Управление Полярной авиации.

4 апреля 1957 года.
Занимались разборкой самолета, но не управились полностью: осталось снять правую коробку крыла. Очевидно, завтра будем в Мирном. С каждым днем становится меньше светлого времени, а ночи удлиняются. И мороз крепчает.

5 апреля 1957 года.
Утром возвратились в Мирный. Несмотря на сильный шторм, «Лена» подошла носом к леднику, примерно к тому месту, где 3-го февраля произошел обвал барьера и случилась гибель двоих товарищей.
А третий, Анисимов и сейчас в лазарете в тяжелом состоянии. У него несколько переломов костей и сотрясение мозга, ввиду чего он часто бывает без сознания, и если в это время не досмотрят, он ломает гипс, а поэтому переломы не срастаются. Про него, Анисимова, было сказано, что он механик по ремонту корабля, житель Ленинграда, отец большого семейства.
В течение дня «Лена» стоит носом к леднику, и все время работает гребной винт, чтобы не развернуло корабль бортом к леднику и не подвер-нуться под обвал этого ледника. Высота ледника - на уровне мачт корабля.
За ледником затишье, которое дало возможность закончить разборку самолета.
Спущены на воду катер «Пингвин» и понтон, на котором пытались перевезти некоторый груз на Мирный, но из-за шторма подверглись опасности и ограничились всего одним рейсом. На обратном пути привезли с Мирного пассажиров и летчика вертолета Калашникова (правильно Колошенко) с бортмехаником Лещенко принимать с нашего корабля вертолет и перегнать его в Мирный. Они остались у нас ночевать.
От Анатолия Межевых мне передали посылку для передачи в Москве его жене Маше.
В «Последних известиях» сообщили, что сегодня из Антарктиды возвратился в Ригу теплоход «Кооперация». От ГУСМП его встречал и приветствовал Румянцев. Следовательно, числа 10 апреля моя любимая Надя и милые дети: Галочка, Витя и Миша получат от меня письма и фотоснимки.

6 апреля 1957 года.
Шторм стих, наш корабль продолжает стоять носом к леднику, а катер «Пингвин» понтоном перевозит грузы и пассажиров с Мирного.
Мне, как вчера, так и сегодня на Мирном не пришлось быть. Рассказывают: там больших изменений не произошло, кроме чрезвычайного происшествия - 23 февраля сгорел новый большой дом на 20 человек. Хорошо, что люди не пострадали, а вещи личные и казенные сгорели.
Сегодня к Мирному из Кейптауна подошел корабль «Обь».
Островенко, наш инженер, он же парторг авиаотряда, по моему вопросу о жилплощади высказался так: мне с семьей из пяти человек в комнате 16 квадратных метров в коммунальной квартиры можно жить, и он даже согласен, что одному человеку приходится спать на полу, так как не хватает места для койки. Не приходится говорить, как это несправедливо.
Парторг печется о благах корыстных партийных чиновников. Им нужны роскошные загородные особняки.

7 апреля 1957 года.
Воскресенье. Пасха!
На рассвете, распрощавшись с Мирным и Антарктидой, отбыли домой. В полдень поднялся сильный шторм. Но благодаря тому, что океан в этом месте покрыт полуметровым льдом, волн и зыби нет. А на ход этот лед не оказывает никакого влияния, так как «Лена» может проходить льдом до толщины в полтора метра.
Из 80-ти пассажиров, прибывших с Мирного, с нами плывут 12 авиаторов. Произошло значительное сокращение полярников, но эти 80 человек не все по сокращению, некоторые из них строители-сезонники. Столько же пассажиров поступило и на корабль «Обь», который от Мирного отошел с нами вместе, но авиаторов на «Оби» нет.

А с нами:
1. Мальков Владимир Васильевич, пилот.
2. Лебедев Александр Арсентьевич, пилот.
3. Фрутецкий Сергей Клавдиевич, бортмеханик.
4. Коляденко Николай Алексеевич, бортмеханик.
5. Куксин Олег Архипович, радист.
6. Дубовик Николай Лукич, инженер-радист.
7. Зубов Николай Васильевич, штурман.
6. Возмитель Павел Васильевич, диспетчер.
9. Киселев Василии Андреевич, приборист.
10. Матюшечкин Василий Васильевич, техник.
11. Салий Андрей Трофимович, техник.
12. Махов Юрий, техник.

6 апреля 1957 года.
Прибывшие с Мирного авиаторы рассказали, что на «Комсомольской», которая расположена на высоте 3000 метров, температура 50-60ºC мороза, и очень низкое барометрическое давление, ввиду чeго вода там закипает при плюс 60ºC. Мясо не варится.
Идем полным ходом на север, домой, с вероятным заходом в Кейптаун. После хулительного выступления про нашу экспедицию на «Лене» госсекретаря США Даллеса, из Москвы пришло указание – в Кейптауне груз брать необязательно.
Погода очень плохая, хотя делается теплее. Значительный шторм и порядочная качка, со второй половины дня льда не стало, идем чистой во-дой, лишь изредка видны айсберги.

9 апреля 1957 года.
Шторм не стихает, а температура 0ºC, по палубам корабля снег и лед тают, и все стекает за борт.

10 апреля 1957 года.
Тяжко делается плыть продолжительное время в непрекращаю-щемся шторме, чего не было на пути к Антарктиде. А надо работать по уходу за самолетом и по подготовке его к перелету из Ленинграда в Москву на колесах. Сейчас самолет стоит на палубе без крыльев, на лыжах.

11 апреля 1957 года.
Противный шторм не хочет стихать, да если и стихнет, то после такого шторма за сутки не стихнет зыбь.
Сегодня ровно 4 месяца, как выбыли из Калининграда. Остается до Ленинграда полтора месяца.

12 апреля 1957 года.
Шторм не стихает, но хорошо, что организм привыкает.
От Нади получил радиограмму, сообщает, что дома есть чем порадовать. А у меня после этого сообщения, что дома есть чем порадовать, разгорелось желание узнать приятную новость.

13 апреля 1957 года.
Получил приятную радиограмму от Нади. Рад за Надю и детей, что получили мои четыре письма. Эти письма отправлял с «Кооперацией». Это тот корабль, который отказался везти от Антарктиды гробы. Читаю подаренную Мазуруком книгу Альфонса Доде. Прочел «Малыш», очень понравилось. Рекомендую по прибытию прочитать Галочке и Вите,
Пробовал печатать фотокарточки в лаборатории наших аэрофото-съемщиков, но нет резкости. Специалист в этом деле Крицкий считает причиной вибрацию корабля. Эта вибрация сказывается даже на почерке, когда пишешь. Возможно, на этом корабле увеличена вибрация из-за неравномерности работы дизелей, так как вместо четырех работают только три дизеля.
Буду печатать фото на стоянке в Кейптауне, где простоим 5 суток, и дизеля выключат. А пока печатаю контактно с пленки аппарата «АФА-27».

22 апреля 1957 года.
Утром по правому борту стал виден южный берег Африки. Предполагается в Кейптаун прибыть 24 апреля. В Кейптауне через чехословацкого посла получим валюту и пойдем знакомиться с городом и покупать подарки. После обеда разыгрался шторм, но при температуре воздуха и воды 25ºC даже приятно, когда тебя обливает брызгами от волн.

23 апреля 1957 года.
Сильный встречный ветер значительно снижает скорость корабля. Справа виден берег мыса «Игольного».

24 апреля 1957 года.
В полночь прибыли в Кейптаун. До утра стояли на рейде на якоре. Утром африканский буксир подвел наш корабль к причалу. Потом стали прибывать на корабль гости и дипломатические работники иных госу-дарств. Но русских нет - у нас с ЮАР нет дипломатических отношений.
Сейчас на нашем корабле развевается флаг ЮАР, трехцветный: красный сверху, в середине белый и внизу голубой. А на корме – свой, красный. Выдали валюту – 27 фунтов, 8 шиллингов, 5 пенсов.
К кораблю подошло много комфортабельных легковых машин. Эти машины - собственность крупных владельцев магазинов, на них нас везут бесплатно к своему магазину. Если покупатель окажется значительный, его отвезут обратно на корабль. Я ехал на машине итальянского магазина.
Валюта ЮАР: 1 фунт равен 20 шиллингам; 1 шиллинг равен 12 пенсам.
С 1910 года Южная Африка оккупирована Англией, которая подавила буров - голландских колонистов. Только с 1955 года здесь разрешен парламент, в который входят буры. А сами африканцы всегда угнетены.

25 апреля 1957 года.
 0023.jpg
На автобусе в количестве 23 человека (старший Гордиенко) едем на экскурсию на мыс «Доброй надежды». Осталось очень хорошее впечатление. Красота природы, несмотря на глубокую осень. Колоссальное количество вечнозеленых растений. Такая аккуратность и чистота, перед которой Сочи и Крым бледнеют.

Пред.След.