Страница 2 из 12

Баранова С.С., К Полюсу!

СообщениеДобавлено: 18 Март 2012 18:47
Иван Кукушкин
Изображение
От автора: Мне выпала большая честь стать участницей исторического похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Безусловно, об этом рейсе еще будут написаны книги, появятся воспоминания и рассказы очевидцев. Все это будет, но позже... А пока я поставила перед собой скромную задачу: как говорится, по горячим следам воспроизвести события тринадцати дней высокоширотной экспедиции. Писала только о том, что видела, только о тех, с кем беседовала.

Тринадцать дней... Срок настолько мал, что не приходится претендовать на глубокий и полный рассказ об атомоходе, о людях «Арктики». Каждый из членов экипажа достоин, чтобы о нем написали. Но пусть простят меня те, чьи имена и фамилии в книге не упомянуты. К сожалению, многое осталось за страницами блокнота. А минувших событий не вернуть...


Светлана Степановна Баранова — заведующая отделом редакции мурманской областной газеты «Полярная правда».
Принимала участие в полетах самолета ледовой разведки на Шпицберген и к острову Диксон. В 1976 году опубликовала серию репортажей о работниках штаба морских операций на Диксоне. В феврале—марте 1977 года принимала участие в экспериментальном рейсе к ямальскому мысу Харасавэй. В августе 1977 года — поход на Северный полюс. Награждена значком « Почетному по лярнику» и медалью «За трудовое отличие»
Баранова С.С., К Полюсу! Мурманское книжное издательство, 1978 г., тир. 10 000 экз.
Книга в формате pdf [29.18 МБ]: Баранова - К полюсу.pdf

  1. Введение
  2. Шесть интервью
  3. Начало пути
  4. Три моря за кормой
  5. Накануне
  6. Звездный час
  7. Капитан Кучиев
  8. Познать непознанное
  9. Домой!
  10. Высокие награды
  11. Родина отмечает покорителей полюса

Введение

СообщениеДобавлено: 18 Март 2012 18:49
Иван Кукушкин

"ЛЕНИН"

5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире ледокол с атомным реактором.

Строительство корабля осуществляло старейшее в нашей стране предприятие — Адмиралтейский завод в Ленинграде. Флагману ледокольного флота присвоено имя— «Ленин».

В проектировании судна участвовали десятки научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских организаций. Заказы для него выполняли более пятисот предприятий. Профильный прокат шел из Краматорска, трубы различных диаметров — с Днепропетровщины и Первоуральска, генераторы для главных и вспомогательных турбин — из Харькова, электродвигатели — из Москвы.

На атомоходе свыше 900 помещений, которые стали своеобразным экспериментальным полигоном. Специально для атомохода «Ленин» созданы 76 новых типов механизмов, около 150 образцов нового судового оборудования.

Длина ледокола 134 метра, ширина — 27,67 метра. Водоизмещение при эксплуатационной осадке 10 метров составляет 15 000 тонн.

Атомная энергетическая установка ледокола «Ленин» в то время не имела себе равных по мощности в этом классе судов — 44 тысячи лошадиных сил. Небывалый источник энергии обеспечил атомоходу практически неограниченный район плавания.

Портом приписки атомного ледокола «Ленин» стал Мур­манск.

"АРКТИКА"

26 декабря 1972 года атомоход, построенный на Балтийском заводе в Ленинграде, сошел со стапелей на невскую воду. В его создании участвовали более ста научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, свыше 350 предприятий и производственных объединений страны.

В 1285-ти помещениях ледокола уложено огромное множество труб разных диаметроз, более 650 километров кабеля, установлено более 850 различных механизмов энергетической установки. Мощность атомохода—■ 75 тысяч лошадиных сил. Чтобы оценить ее, достаточно вспомнить, что старый ледокол «Ермак» — детище замечательного русского флотоводца С. О. Макарова — имел три машины общей мощностью 9390 лошадиных сил.

В период строительства атомохода, который принят в эксплуатацию в 1975 году, были реализованы новейшие достижения отечественной науки и техники. «Арктике» обеспечили такую ледопроходимость, которой не обладает никакой другой ледокол мира. Она может находиться в плавании без пополнения топливом год и даже более.

На корабле установлены серийные атомные реакторы. В высокой надежности их сегодня никто не сомневается и в безопасности — тоже. Создана биологическая защита. Оборудование атомной установки размещено в специальных выгородках. Датчики аппаратуры радиационного контроля расположены в 98 точках.

На «Арктике» много такого, что определяется словами «впервые в отечественном судостроении». Все это вместе взятое сделало ее самым мощным в  мире атомным ледоколом.

"СИБИРЬ"

Третий по счету советский атомный ледокол также построен корабелами Балтийского завода. «Арктику» и «Сибирь» называют кораблями-близнецами. Они однотипны, построены по одному проекту.

Мощность атомной энергетической установки «Сибири» — 75 тысяч лошадиных сил. Водоизмещение — около 23,5 тысячи тонн, Длина судна — почти 150 метров, ширина — 30 метров.

Третий атомоход оснащен новейшей аппаратурой.

Здесь созданы более комфортабельные, чем на «Арктике», условия для экипажа. Каюты почти все одноместные. Есть бассейн, спортивный зал, несколько салонов для отдыха.

Накануне 60-летия Великого Октября атомный ледокол «Сибирь» успешно прошел ходовые испытания на Балтике.

В конце января 1978 года он бросил якорь в Мурманске, порте приписки всех трех атомных ледо­колов.