Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах

Изображение
В брошюре отражены важнейшие события последних лет в истории освоения Арктики — поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу (1977 г.) и высокоширотное плавание ледокола «Сибирь» (1978 г.), осуществившего проводку транспортного судна «Капитан Мышевский» по Северному Морскому пути из Атлантического океана в Тихий.
Автор — известный полярник, ведущий специалист Института Арктики и Антарктики, участник и руководитель полярных экспедиций, а также научной группы в экспедиции на ледоколе «Арктика». За эту работу И. П. Романов был награжден орденом Ленина. Работа адресована лекторам и широкому кругу читателей.
Рекомендована к изданию объединенным научно-методическим советом по пропаганде естественнонаучных знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.
Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах. — Л.: «Знание», 1980. 36 с. (О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация). 15 500 экз.
Научный редактор заслуженный деятель науки РСФСР доктор географических наук П. А. Гордиенко

Скан в формате DjVu: viewtopic.php?p=18395#p18113

  1. В поисках пути к Северному полюсу
  2. Подготовка к походу на Северный полюс
  3. Разработка маршрута атомного ледокола «Арктика»
  4. Начало плавания
  5. Полюс!
  6. На втором этапе
  7. «Сибирь» на высокоширотной трассе

Разработка маршрута атомного ледокола «Арктика»

15 июня 1977 г. в ААНИИ пришла просьба АСМП ММФ срочно сообщить мнение института о наилучшем районе входа атомного ледокола «Арктика» в сплоченные льды Арктического бассейна для осуществления высокоширотного плавания на Северный полюс, а также о наилучшем периоде плавания.

Ученые ААНИИ выработали рекомендацию, в которой указывали, что район Сибирской полынье в море Лаптевых является предпочтительным для входа в сплоченные льды Арктического бассейна. Конкретно указывался район — 80° с. ш. между 12.5 и 130 меридианами (рис. 1). Лучшим месяцем для высокоширотного плавания считался август.

Такая рекомендация (о восточном варианте высокоширотного плавания) обосновывалась следующим.

В результате апрельской ледовой авиаразведки было установлено, что граница многолетних льдов в Сибирском районе Арктического бассейна находится на широте 83—84°. *

По наблюдениям в высокоширотных весенних полетах экспедиции «Север» и апрельской ледовой разведки в 1977 г. состояние ледяного покрова является более благоприятным в районе к северу от Новосибирских островов, чем к северу от Земли Франца-Иосифа, где лед был толще, были более крупные по размерам поля, больше сжатий и меньшая разрушенность льда таянием. В восточной части моря Лаптевых торосистость и заснеженность льда были понижены, а торосистые в основном беспорядочные нагромождения состояли из кусков льда толщиной 20—30 см.

Передвижение (дрейф) льда на запад—северо-запад за май— июль в 1,5 раза превышало среднемноголетние значения и было благоприятным для восточной части моря Лаптевых.

Площадь чистой воды в восточной части в июле была очень большой, а кромка льдов здесь отмечалась высоко (78° с. ш.), ледяной покров имел повышенную разрушенность.

В августе—сентябре ожидается дальнейшее смещение на север южной кромки льдов в восточной части моря Лаптевых (до 80—81° с. ш.). В районе Земли Франца-Иосифа ожидается сохранение сплоченных льдов в непосредственной близости от архипелага.

Плавание в высоких широтах с востока на запад и к югу от, полюса будет проходить в основном по пути постоянного дрейфа льдов в Арктическом бассейне.

Если ледокол не сможет пробиться к полюсу, то он будет идти на запад (чему будет способствовать попутный дрейф льдов), в сторону ближней кромки чистой воды. При движении ледокола от Земли Франца-Иосифа (то есть по западному варианту) к полюсу в случае неудачи придется выходить обратным курсом и возможности высокоширотного плавания не будут проверены.

Благодаря сложившимся в 1977 г. хорошим ледовым условиям к северу от Новосибирских островов достижение полюса сможет выполняться по научно обоснованному варианту и будет сопровождаться проведением комплексных научных наблюдений.

По расчету, основанному на опыте плаваний атомного ледокола «Арктика» и других ледоколов, ожидалось, что рейс по сплоченным льдам Арктического бассейна от кромки льдов в море Лаптевых до полюса и снова до кромки льдов в районе Земли Франца-Иосифа продлится 21 сутки.

4 августа 1977 г. на совместном заседании Арктического и Антарктического морского управления (ААМУ) Госкомгидромета и АСМП ММФ представитель ААНИИ доложил о фактической ледовой обстановке и прогнозах ученых об ее изменениях к рекомендовал разработанный заранее маршрут высокоширотного плавания атомного ледокола «Арктика». Эти рекомендации были приняты.

Гидрометеорологическое обеспечение плавания возлагалось главным образом на Диксонское управление Гидрометслужбы (УГМС).

Пред.След.