Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах

Изображение
В брошюре отражены важнейшие события последних лет в истории освоения Арктики — поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу (1977 г.) и высокоширотное плавание ледокола «Сибирь» (1978 г.), осуществившего проводку транспортного судна «Капитан Мышевский» по Северному Морскому пути из Атлантического океана в Тихий.
Автор — известный полярник, ведущий специалист Института Арктики и Антарктики, участник и руководитель полярных экспедиций, а также научной группы в экспедиции на ледоколе «Арктика». За эту работу И. П. Романов был награжден орденом Ленина. Работа адресована лекторам и широкому кругу читателей.
Рекомендована к изданию объединенным научно-методическим советом по пропаганде естественнонаучных знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.
Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах. — Л.: «Знание», 1980. 36 с. (О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация). 15 500 экз.
Научный редактор заслуженный деятель науки РСФСР доктор географических наук П. А. Гордиенко

Скан в формате DjVu: viewtopic.php?p=18395#p18113

  1. В поисках пути к Северному полюсу
  2. Подготовка к походу на Северный полюс
  3. Разработка маршрута атомного ледокола «Арктика»
  4. Начало плавания
  5. Полюс!
  6. На втором этапе
  7. «Сибирь» на высокоширотной трассе

«Сибирь» на высокоширотной трассе

В ААНИИ были составлены гидрометеорологические рекомендации выполнения высокоширотного рейса в мае — июне 1978 г. В них вошли расчеты скоростей проводки, выбор пути, движения каравана в зависимости от ледовых условий, прогнозы погоды, льда и его сжатий. Для рекомендаций использовались фактическая информация о состоянии ледяного покрова по наблюдениям ледовой авиационной разведки (февраль — март) и высокоширотной воздушной экспедиции «Север» (апрель).

В материалах, предшествовавших рейсу экспедиций, характеризовались ледовые условия, сложившиеся в арктических морях и прилегающих к ним районах Арктического бассейна.

Как и в 1977 г., экспедиция «Север» исследовала намеченный путь движения каравана, измеряла толщину льдов, высоту снега, размеры торосистых образований, полей.

Ледовая обстановка в Баренцевом и Карском морях по основным характеристикам льда (припай, возраст, торосистость, раздробленность.) соответствовала среднему многолетнему состоянию. В море Лаптевых (западная часть) мощные льды заблокировали восточное побережье Северной Земли. Частые нажимы льда на берег вызвали полное выторашивание молодых льдов. Высота гряд торосов достигала 7—10 м.

Однако в центральной и восточной частях моря Лаптевых к маю 1978 г. для похода сформировались хорошие ледовые условия. Великая Сибирская полынья расширилась (до 75 миль) и была покрыта молодым льдом.

В западной части Восточно-Сибирского моря сложились плохие ледовые условия, так как всю эту часть моря заполнили многолетние льды канадского происхождения.

Течением и ветром лед был вплотную прижат к припаю. В многолетних полях этого льда наблюдались холмы высотой 2—3 м (обтаявшие старые торосы), увеличивавшие мощность льда.

Восточные части Восточно-Сибирского и Чукотского морей были заполнены однолетним льдом толщиной, меньшей средне-многолетних значений.

В целом ледовая обстановка ранней весной оценивалась положительно для плавания судов ледового класса, проводимых мощным атомным ледоколом «Сибирь».

Общее распределение льдов в арктических морях сохранилось и в период проведения высокоширотного экспериментального рейса ледокола «Сибирь» с транспортным судном.

Для подготовки похода в г. Певеке и на о. Диксон были сформированы научно-оперативные группы при штабах морских операций из сотрудников ААНИИ и арктических территориальных управлении Госкомгидромета. Руководили этими группами сотрудники ААНИИ кандидаты географических наук

A. И. Арикайнен и В. Н. Купецкий. Научно-оперативные группы обеспечивали руководство на ледоколе краткосрочными прогнозами погоды и информацией О' ледовых и гидрометеорологических условиях.

По опыту обеспечения информативными материалами ледокола «Арктика» в ААНИИ вновь была создана научно-оперативная группа, в которую входили В. А. Шамонтьев, П. А. Гордиенко, А. А. Гирс, Л. А. Тимохов, И. П. Романов, Н. А. Волков, B. Ф. Захаров, А. А. Зябкий, В. И. Каштелян, И. Н. Астахова, А. С. Томская.

Для участия в высокоширотном рейсе ААНИИ направил научную группу под руководством заместителя директора института кандидата географических наук Б. А. Крутских.

Кроме сотрудников ААНИИ, на ледоколе была научная группа, руководимая заместителем начальника экспедиции Ю. И. Паниным — директором Центрального научно-исследовательского института Морского флота (ЦНИИМФ).

Научная группа ААНИИ на атомном ледоколе «Сибирь» обобщала фактическую и прогностическую информацию о погоде и льдах, анализировала ледовую информацию, получаемую» с искусственных спутников Земли и радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО), установленной на самолете ледовой авиаразведки. Вся информация на ежедневных диспетчерских совещаниях докладывалась руководителю экспериментального рейса капитану дальнего плавания Б. С. Майнагашеву.

Заместитель начальника АСМП Б. С. Майнагашев в 1949 г. окончил ЛВИМУ, много лет плавал по арктическим трассам, руководил штабом морских операций в западном районе Арктики.

Личный состав научной группы на ледоколе «Сибирь» и дизель-электроходе «Капитан Мышевский» проводил наблюдения1 за погодой, льдами, прочностью корпуса и винта рулевого комплекса.

Визуальную ледовую разведку на бортовом вертолете осуществляли гидролог ледокола «Сибирь» Р. А. Борисов и сотрудник Мурманского филиала ЦНИИМФа Н. Бабич.25 мая 1978 г. дизель-электроход «Капитан Мышевский» вышел из Мурманска, а 26 мая вслед за ним в плавание отправился атомный ледокол «Сибирь».

Ледокол был спроектирован и построен в Ленинграде. По своим основным характеристикам он был однотипен атомному ледоколу «Арктика». Команда его состояла из опытных мореходов, прошедших многолетнюю практику плавания во льдах Арктики на дизельных ледоколах и атомном ледоколе «Ленин».

Капитан «Сибири» В. К. Кочетков, тоже питомец ЛВИМУ, много лет плавал на ледоколах, а в период строительства атомного ледокола формировал команду, находясь на верфи Балтийского завода. В 1977 г. после заводских испытаний «Сибири» капитан повел ее в Мурманск. И вот наступило время ответственных испытаний. «Сибири» было поручено впервые провести транспортное судно высокоширотной трассой в сверхранние сроки. Экспериментальный рейс должен был установить возможность использования высокоширотных трасс Северного Морского пути ледоколами с проводкой судна, выявить труднопроходимые участки во льдах, определить эффективность плавания, провести комплексные наблюдения за различными характеристиками ледового режима, измерить толщину льда и т. д.

К южной кромке льдов Баренцева моря корабли подошли 28 Мая. Преодолевая в основном тонкие однолетние ледяные поля с малой торосистостью и при отсутствии сжатий, караван двигался со средней скоростью 13 узлов.

29 мая в 14 час. 51 мин. суда вошли в Карское море.

Руководству рейса было представлено два варианта пути: первый — пройти от мыса Желания до о. Уединения с выходом на западную Североземельскую полынью и второй — кратчайший путь: от мыса Желания следовать на о. Визе — о. Пионер. Был выбран второй вариант. На пути атомного ледокола встретились сплоченные ледяные поля. Иногда толщина ровного льда превышала 200 см. Таяние льдов в этот период еще не началось. Треть пути ледокол проводил дизель-электроход «Капитан Мышевский» на буксире вплотную. Средняя скорость проводки была достаточно высокой.

Взаимодействие атмосферных полей в период плавания в Баренцевом и Карском морях обусловило северо-восточный ветер со скоростью 6—10 м/сек. Хорошая видимость позволяла выбирать относительно лучший путь движения. Для того чтобы пересечь Карское море в его северной части, каравану потребовалось 2,5 суток, и 1 июня в 00 час. 52 мин. он прошел мыс Арктический (северная оконечность Северной Земли).

В море Лаптевых весной каналы и разводья обычно имеют широтное направление, используя которые можно было бы следовать на восток кратчайшим путем. Однако весной 1978 г. каналов и разводий не было из-за постоянного сплочения и дрейфа льда под действием восточных ветров.

Следует отметить, что весной 1978 г. наблюдались одновременно как западная, так и восточная Североземельские полыньи, обычно же бывает либо одна полынья, либо другая.

Было принято решение следовать на восток по заприпайной полынье. Полынья была широкой, но часто прерывалась перемычками. Тем не менее караван шел через восточную полынью Северной Земли и, форсируя перемычки сплоченного льда, достиг восточных берегов Таймырского полуострова. Далее суда пересекли море Лаптевых в среднем по широте 75°30, преодолевая однолетние льды средней толщины. Хорошая видимость по-прежнему способствовала успешному плаванию и караван прошел море Лаптевых за четверо суток. Вертолетная разведка, пользуясь хорошей погодой, помогала выбирать наилучший путь следования.

Ледовые условия моря Лаптевых способствовали продвижению судов: отсутствовали старые льды, была хорошая видимость, устойчиво сохранялась восточная заприпайная полынья.

4 июня в 17 час. караван вошел в пределы Восточно-Сибирского моря. Как уже указывалось, вся западная часть моря была заполнена мощными полями канадского льда, прижатыми к припаю — неподвижному льду.

Однако, как показывали снимки искусственного спутника Земли, за припаем сохранялась полынья, которая местами прерывалась перемычками сплоченного льда. Эти перемычки вплотную примыкали к припаю. Движение каравана прерывалось при форсировании перемычек, в которых ледокол и транспорт сжимало льдами. Одну перемычку ледокол не смог одолеть. Почти половина суток была затрачена на ожидание улучшения ледовой обстановки.

Мелководное море часто преподносит сюрпризы. В восточной части моря лед нижней частью может касаться дна, а иногда прочно устанавливаться на грунте. Такие льдины называются стамухами. Пересекая перемычку сплоченного льда, ледокол «Сибирь» встретился с такой стамухой и был отброшен в сторону, настолько льдина прочно укрепилась на грунте. При таких ударах корпус ледокола испытывает особо высокие нагрузки.

В восточной части Восточно-Сибирского моря и в проливе Лонга располагался однолетний толстый лед. Путь каравана проходил в 15—25 милях от берега в сплоченных льдах, и ледокол «Сибирь» вел транспортное судно «Капитан Мышевский» на буксире.

13 июня в 13 час. 30 мин. плавание среди льдов дизель-электрохода «Капитан Мышевский» было закончено в Чукотском море, у мыса Неттан, откуда транспортное судно могло следовать в Магадан. Ледокол «Сибирь» отправился на запад для выполнения второй части задания — доставки грузов на организующуюся дрейфующую станцию «Северный полюс-24».

Возвращаясь на запад, ледокол шел вдоль берега до мыса Шелагский, оттуда он повернул на северо-запад, преодолевая однолетние льды. В районе островов Де-Лонга были встречены многолетние льды и движение ледокола замедлилось.

20 июня ледокол «Сибирь» подошел к ледяному плавучему острову-айсбергу, на который выгрузил лагерное оборудование, топливо, снаряжение, продовольствие для станции «Северный полюс-24». Для этого потребовалось трое суток, и 23 июня «Сибирь» покинула остров, взяв курс на мыс Арктический.

1 июля в 10 час. 30 мин. экспериментальный высокоширотный рейс был успешно завершен. Атомный ледокол «Сибирь» поступил в распоряжение штаба морских операций западного сектора Арктики и приступил к проводке судов на участке мыс Желания — о. Диксон.

Наличие мощной техники и тщательная подготовка моряков, океанографов, ледовых разведчиков, гидрографов, синоптиков, авиаторов, правильный выбор наилучших путей следования, повысившаяся теперь степень изученности Арктического бассейна и научно-оперативная организация системы обеспечения походов способствовали успешному завершению за очень короткое время экспериментальных рейсов атомных ледоколов «Арктика» летом 1977 г. и «Сибирь» с дизель-электроходом «Капитан Мышевский» весной 1978 г. Аналогов подобного морского судоходства во льдах в условиях высокоширотной Арктики мировая история не знала. Эти плавания стали свидетельством новых достижений научно-технического прогресса — постройки ленинградскими рабочими и инженерами мощнейших атомоходов, проникших в самые суровые морские районы Земли.

Осуществляя круглогодичную навигацию по проводке судов в арктические порты, флагманы ледокольного флота «Арктика» и «Сибирь» способствуют выполнению программы партии по народнохозяйственному освоению природных богатств Арктики, Сибири и Дяльнего Востока.

Пред.