Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах

Изображение
В брошюре отражены важнейшие события последних лет в истории освоения Арктики — поход атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу (1977 г.) и высокоширотное плавание ледокола «Сибирь» (1978 г.), осуществившего проводку транспортного судна «Капитан Мышевский» по Северному Морскому пути из Атлантического океана в Тихий.
Автор — известный полярник, ведущий специалист Института Арктики и Антарктики, участник и руководитель полярных экспедиций, а также научной группы в экспедиции на ледоколе «Арктика». За эту работу И. П. Романов был награжден орденом Ленина. Работа адресована лекторам и широкому кругу читателей.
Рекомендована к изданию объединенным научно-методическим советом по пропаганде естественнонаучных знаний при Правлении Ленинградской организации общества «Знание» РСФСР.
Романов И. П., «Арктика» и «Сибирь» в высоких широтах. — Л.: «Знание», 1980. 36 с. (О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация). 15 500 экз.
Научный редактор заслуженный деятель науки РСФСР доктор географических наук П. А. Гордиенко

Скан в формате DjVu: viewtopic.php?p=18395#p18113

  1. В поисках пути к Северному полюсу
  2. Подготовка к походу на Северный полюс
  3. Разработка маршрута атомного ледокола «Арктика»
  4. Начало плавания
  5. Полюс!
  6. На втором этапе
  7. «Сибирь» на высокоширотной трассе

Начало плавания

Атомный ледокол «Арктика» был спроектирован и построен в Ленинграде. Он вышел на испытания в ноябре 1974 г. и с тех пор работает в Северном Ледовитом океане, проводя караваны судов сквозь льды к жизненно_важным объектам Крайнего Севера. Мощность в 75 000 л. с. позволяет ему преодолевать такие льды, которые не могут форсировать ледоколы такого, типа, как «Ленин», «Ермак» или «Москва».

К 9 августа 1977 г. на ледоколе «Арктика» были закончены приготовления к походу. В целях повышения безопасности необычного и трудного плавания на борту атомного ледокола были размещены два вертолета, полеты на которых по очереди выполняли два экипажа. Экипажи были подобраны из летчиков, имеющих большой опыт авиационных работ в сложных метеорологических и ледовых условиях.

На борт атомного ледокола погрузили трактор с бульдозерной навеской, стройматериалы, взрывчатку, запас продовольствия, различные инструменты на случай вынужденного дрейфа во льдах (учитывался опыт предшествующих экспедиций).

Еще в 1934 г. при спасении челюскинцев пришлось строить около лагеря аэродром для самолетов, вывозивших людей на материк. В 1938 г. для снятия большей части команды ледокольного парохода «Седов» была построена взлетно-посадочная полоса на льду около судна и отряд летчиков под руководством известного полярника А. Д. Алексеева успешно выполнил эту операцию. Опыт ежегодного строительства аэродромов на дрейфующих станциях «Северный полюс» показал, что для успешного обеспечения приема самолетов на льду необходим трактор, который может выполнять ряд операций: расчистку взлетно-посадочной полосы, уборку торосов, выравнивание поверхности, укатку, поддержание полосы в постоянной готовности.

Следует заметить, что хотя при походе на Северный полюс строить аэродром не потребовалось, в дальних арктических экспедиционных плаваниях готовность к такой мере нужна.

9 августа 1977 г. на атомный ледокол «Арктика» из Ленинграда прибыла научная группа экспедиции. Основной задачей этой группы была отработка системы научно-оперативного ледового и гидрометеорологического обеспечения плаваний в высоких широтах Северного Ледовитого океана, изучение ледовых условий плавания и движения мощных ледоколов, исследование прочности корпуса и винтов ледокола при различных видах его работы во льдах, сбор данных о физических характеристиках ледяного покрова.

В плане обеспечения экспедиции научной информацией предусматривались систематический сбор, обработка и анализ ледовой и гидрометеорологической информации, поступающей на ледокол с полярных станций, от научно-оперативных групп штабов морских операций, с самолетов дальней и ближней ледовой разведки, ААНИИ и береговой сети; сбор, обработка и анализ информации, получаемой непосредственно на ледоколе.

На научную группу возлагались:

    • оперативная информация и консультация командования ледокола и руководства экспедиции о фактических и прогнозируемых ледовых условиях по маршруту плавания;
    • разработка предложений по совершенствованию научно-оперативного обеспечения высокоширотных плаваний;
    • круглосуточное наблюдение за состоянием ледяного покрова по пути движения ледокола и его регистрация;
    • замер деформаций бортового набора с помощью тензометрических установок для оценки величины, характера и распределения усилий при взаимодействии корпуса со льдом;
    • определение физических характеристик льда.
В состав научной группы входили 10 специалистов по этим наблюдениям.

9 августа в 20 час. после прибытия на борт министра Морского флота Т. Б. Гуженко — руководителя похода — и доклада ему капитаном Ю. С. Кучиевым о готовности экипажа и экспедиционного состава атомный ледокол вышел в плавание.

Поскольку это замечательное плавание проходило в сжатые сроки, мы излагаем события за каждые сутки.

10 августа. Баренцево море. Зыбь. Следуем к мысу Желания — северной оконечности Новой Земли. По первоначальному плану принималось решение следовать в намеченную точку входа ледокола в полярные многолетние льды через Карские ворота.

Учитывая главную задачу высокоширотного плавания, было решено следовать, огибая мыс Желание через пролив Вилькицкого. Плавание этим маршрутом сокращало путь, было надежно по глубинам и ледовой обстановке.

11 августа. Карское море. Обогнув мыс Желания, ледокол встретил перемычки дрейфующего разреженного льда, но скорости не снижал. Сделали остановку для проверки тензометрических датчиков, установленных на лопастях винта и на внутренней обшивке корпуса ледокола. На совещании при начальнике экспедиции обсуждены ожидаемые ледовые и синоптические условия. Научная группа приступила к наблюдениям в полном объеме. Регулярно утром и вечером руководству экспедицией сообщаются сводки о фактических и прогнозируемых ледовых и гидрометеорологических условиях. Ледокол работает на пониженной мощности: встречаемые льдины небольших размеров не представляют для него ощутимого препятствия и скорость его не снижается.

В беседе, состоявшейся по просьбе корреспондентов газет и киносъемочной группы, были освещены цели и задачи научно-практического экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика». Получена радиограмма от гидролога А. И. Арикайнена и А. П. Козырева с самолета ледовой разведки о том, что установлено ухудшение ледовой обстановки на предполагаемом пути. Во всем осмотренном районе до 85° с. ш. наблюдаются сжатия, которые не могут иметь длительного характера, поскольку связаны с конкретной синоптической обстановкой. Наиболее сложные ледовые условия создались непосредственно у Северного полюса. Сжатия у полюса прекратятся через 5—7 суток. Синоптики обещают "исправиться". 13 августа планируется произвести разведку с целью определения пути на участке к северу от точки предполагаемого входа в лед.

12 августа. Карское море. Все участники экспедиции думают о том моменте, когда ледокол войдет в полярные льды. Оттуда начнется поход непосредственно к полюсу. А пока ледокол пересек меридиан о. Диксон и прошел проливом между о. Свер-друпа и островами Арктического института. Далее на Восток он следовал по чистой воде, изредка встречая отдельные пятна редкого льда. Около островов Мона форсировали припай, а затем шли по чистой воде до пролива Матисена. В проливе сохранялся припай, сильно разрушенный таянием.

После выхода из припая состоялась встреча с атомным ледоколом «Ленин». Вот уже 20 лет трудится в Арктике ледокол «Ленин». Спуск на воду (1959 г.) первого в мире атомного ледокола явился поворотным событием и в истории судоходства, и в истории освоения Северного Морского пути. Многолетняя эксплуатация ледокола помогла накопить опыт для совершенствования ядерной энергетической установки, позволила расширить сроки арктической навигации, увеличить скорости проводки караванов судов. За заслуги в освоении Арктики атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина. Для обеспечения круглогодичного плавания построили более мощные атомные ледоколы с более прочным корпусом. Теперь ледокол «Ленин» как бы передавал эстафету ледоколу «Арктика», который должен был открыть новую страницу в освоении Северного Морского пути, в выборе высокоширотных трасс, в плавании во льдах Арктического бассейна вплоть до Северного полюса. На ледоколе «Ленин» прошли отличную выучку многие моряки, плавающие теперь на ледоколе «Арктика». И благодаря мужеству моряков ледокола «Ленин» навигация в некоторые пункты Арктики стала круглогодичной. На борт «Арктики» поднялся капитан ледокола «Ленин» Б. М. Соколов, много лет на нем плавающий. Борис Макарович, доложил министру о проведении судов ледоколами в морях Карском и Лаптевых.

А жизнь на ледоколе «Арктика» шла по установленному графику: в 08 час. — доклад руководству о метеорологической и ледовой обстановке. Полученные ледовые донесения подтверждают тяжелые ледовые условия на пути к Северному полюсу. Везде наблюдаются сжатия льдов. Мощный антициклон сохраняется у Земли Франца-Иосифа, а в районе о. Диксон — циклон. Такое расположение центров атмосферы порождает восточные ветры, которые могут вызвать сжатие льдов у Северного полюса.

В связи с необычным маршрутом плавания мы попросили ледовых разведчиков давать подробную характеристику ледяного покрова, включая количество и размеры полей, а также следить за оперативностью передачи информации.

В 20 час. в проливе Матисена встретили караван судов «Красноборск», «Ангарсклес», ведомый ледоколом «Капитан Сорокин». Это ледокол нового типа с ограниченной осадкой, позволяющей проводить суда в устья сибирских рек. В условиях круглогодичной навигации вблизи берегов такие ледоколы незаменимы. Командует ледоколом известный полярный капитан В. С. Вакула. Как и Б. М. Соколов, В. С. Вакула — выпускник Ленинградского высшего инженерного морского училища им. адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ).

Атомоход идет сквозь льды полным ходом. Из пролива Матисена ледокол по чистой воде следует в пролив Вилькицкого.

Борис Вилькицкий — начальник русской экспедиции на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр», обнаруживших в 1913 г. Северную Землю. Вообще эта гидрографическая экспедиция открыла немало островов и в Восточно-Сибирском море, и в море Лаптевых. Два года (1913—1914 гг.) пытались «Таймыр» и «Вайгач» форсировать льды в проливе Вилькицкого и пройти его с востока на запад. Целью экспедиции было «собрать материал по астрономии, геодезии и зоологии, и все это должно было увенчаться сквозным проходом, в Петербург».

В августе 1914 г. ледоколы прошли пролив Вилькицкого, но тяжелые льды среди островов архипелага Норденшельда «вынудили их остановиться на зимовку. И только в 1915 г. ледоколы благополучно закончили плавание, прибыв в сентябре в Архангельск. Были вновь проверены расчеты прохождения льда атомным ледоколом «Арктика» за этот день и результаты доложены руководству экспедиции. Составленный ранее план плавания сохраняется.

13 августа. Пролив Вилькицкого, море Лаптевых. 08 час. — доклад руководству о ледовой обстановке. В проливе Вилькицкого атомный ледокол прошел через перемычку сплоченного однолетнего льда. Миновали самую северную точку Азии — Мыс Челюскин, где также встретили сплоченные льды. Скорость ледокола во льдах несколько снизилась.

До 14 августа атомный ледокол шел морем Лаптевых с запада на восток по 77° с. ш. сквозь редкие льды, но скорость не снижалась. Все с тревогой ожидают, какими будут льды Арктического бассейна. Руководству экспедицией и научным работникам приходится отвечать на многие вопросы корреспондентов и членов экипажа.

В этот день занимаются расчетами, проводят партийно-комсомольское собрание, совещания при руководителе экспедиции Т. Б. Гуженко и руководителе АСМП К. Н. Чубакове.

За четверо суток от Мурманска до поворота на север в море Лаптевых пройдено около 2000 миль.

Выполнены первые вертолетные разведки, которые обычно проводятся для поиска наиболее легкого пути следования судов. На атомоходе по полной программе ведутся научные работы, выполняемые сотрудниками различных институтов: 10 сотрудников ААНИИ занимаются сбором информации и научными исследованиями под руководством кандидата географических наук И. П. Романова. Круглосуточные наблюдения за льдами выполняют кандидаты географических наук Г. Н. Сергеев, В. А. Спичкин и группа инженеров — Ю. Н. Хромов, А. П. Иванов и А. В. Дорофеев. У приборов, регистрирующих нагрузки на корпус ледокола при ударах о лед, несут непрерывную вахту инженеры Б. П. Ионов, А. Н. Ильчук, П. М. Николаев и П. В. Богородский. Сотрудники гидрографического предприятия ММФ П. Ф. Третьяков и В. Г. Ермаченко следят за показаниями судового эхолота, с помощью которого определяются глубины и рельеф дна па маршруту следования атомного ледокола. Научная группа Центрального научно-исследовательского института ММФ, в которую входят В. А. Беляшов, О. Н. Беззубик, В. И. Тимофеев, изучают работу гребных винтов при движении ледокола во льдах. Очень важное и интересное исследование выполняли сотрудники Рижского института гражданской авиации доктор технических наук М, И. Финкельштейн и Э. И. Лазарев: они установили на вертолете дистанционный измеритель толщины льда, с помощью которого измеряли профиль ледяного покрова по направлению движения ледокола.

Для освещения событий и условий похода на борту атомохода находились 11 корреспондентов «Правды», «Известий», ЛенТАСС, «Комсомольской правды», «Морского флота», Гостелерадио, «Полярной звезды», Центрнаучфильма.

К концу суток поступила информация от самолета дальней ледовой разведки. Кромка чистой воды на меридиане 130° сместилась к северу и находится уже на широте 80° 30'.

Следуем по чистой воде к месту входа в сплоченные льды. Пока скорость хода такова, что самолеты ледовой разведки не успевают сообщать ледовую обстановку на сутки вперед. Той информации, которую дает дальняя разведка, «хватает» на 3—5 час, а дальше следуем с помощью своей вертолетной разведки.

14 августа. Северная часть моря Лаптевых.

В 03 час. 38 мин. подошли к границе сплоченных льдов. Лед «на расплаве», сильно разрушен таянием. Курс — Северный полюс. Пока проходим однолетние льды сплоченностью до 8 баллов. Скорость атомохода около 15 узлов. По мере продвижения к северу все чаще встречаются ледяные поля, но их размеры не превышают по длине и ширине 1 км. При высокой разрушенности ледяного покрова и отсутствии сжатия размеры однолетних полей не влияют на скорость «Арктики».

Разрушению льда таянием способствует его загрязненность. Воды сибирских рек приносят в океан много минеральных частиц, находящихся во взвешенном состоянии. Затем они вмерзают в лед, а следующим летом уже являются аккумуляторами тепла, ускоряя тем самым процесс таяния однолетних и часто двухлетних льдов.

В 10 час. достигли широты 82°, толщина однолетнего льда по-прежнему позволяет ледоколу держать высокую скорость. Увеличение сплоченности льда до 9—10 баллов и постепенное увеличение количества двухлетних льдов приводят к соответствующему снижению скорости. Ледокол работает на мощности 90%, а когда стал преобладать (с 84° с. ш.) двухлетний лед и все чаще встречались участки сжатого льда, мощность увеличили до 100%.

Видимость хорошая. Вертолет непрерывно висит в воздухе. Таким образом, путь во льдах атомный ледокол проходит под проводкой бортового вертолета по стыкам полей. При сжатиях он снижает скорость, но незначительно, так как вертолет все время указывает наиболее свободные участки пути.

Вахта океанологов фиксирует интересное явление: на ледокол при его движении меньше влияют слабые сжатия льдов, чем ширина гряд торосов. Широкие гряды торосов даже в однолетнем ледяном _поле снижают скорость ледокола в 2 раза, так как толщина льда в гряде торосов превышает толщину ровного льда в 2—4 раза.

Во второй половине суток вошли в зону преобладания двухлетних и трехлетних льдов. Размеры полей в поперечниках увеличились до 2 км. Вертолет садится на палубу только для того, чтобы заменить экипаж и ледового разведчика.

Вначале бортгидролог атомного ледокола «Арктика» В. М. Лосев летал с экипажами В. Петрова и Е. Миронова. Когда полеты участились, В. М. Лосев одну вахту в полетах уступил А. В. Дорофееву.

В. М. Лосев после окончания Ленинградского арктического училища работал в обсерватории о. Диксон — организации, созданной по инициативе ААНИИ, где впервые начал изучать ледовые условия арктических морей, методы и способы ведения ледовой разведки. Став первоклассным разведчиком льда, он даже в полярную ночь проводил зимние караваны, идущие на полуостров Ямал и к Енисею, давал им сведения о льдах и рекомендовал путь следования. Когда был построен атомный ледокол «Арктика», В. М. Лосев ушел на нем в многолетнее плавание бортгидрологом ледовой разведки.

Во время похода вертолет находился в воздухе половину времени. Пилот и разведчик связаны переговорным устройством непосредственно с вахтенным штурманом. Такая «связка» значительно ускоряет движение ледокола в генеральном направлении.

К концу суток скорость ледокола уменьшилась, однако она выше, чем было предусмотрено графиком движения, так как разрушенность льда, его сплоченность и толщина — основные параметры, влияющие на скорость,— были значительно меньше прогностических величин. Аномально теплое лето ослабило льды настолько, что уменьшилась и их сопротивляемость ледоколу.

Еще одно важное наблюдение: размеры монолитных ледяных полей сохраняются от зимы к лету. В марте—апреле в этом районе экспедиция «Север» наблюдала ледяные многолетние поля по ширине и длине не более 1 км. Такими же они остаются и летом. Эти сведения важны для определения скоро — «сти судна во льдах.

Высокая скорость ледокола породила некоторую растерянность среди корреспондентов. Они все чаще спрашивают: «А где же трудности? Когда будет лед, который трудно пройти?» Сначала всем нравилось, что ледокол идет сквозь льды со скоростью 13—14 узлов, но к концу суток журналисты «загрустили», так как нет большого напряжения в преодолении льдов. Конечно, трудно было учесть такую скорость ледокола, так как расчеты строились на фактическом материале наблюдений, взятом при зимнем и весеннем плаваниях на прибрежной трассе, где порой и толщина однолетних льдов и их сжатие значительно больше, чем в океане. Главной причиной большой скорости являлись сильное разрушение и ослабление льда таянием.

Однако руководство экспедицией и научную группу больше всего беспокоил приполюсный район, где предстояла встреча с многолетними льдам» канадского происхождения («канадец»).

15 августа. Арктические моря позади. Ледокол вошел во льды Арктического бассейна. Льды по-прежнему пропускают его, но скорость уменьшилась до 10 узлов. В этот день встречались все разновидности льда. На широте 85° ледокол шел во льдах сплоченностью 10 баллов. Сплошной ледяной панцирь оказывал сопротивление. Возраст льда определяется по характерным изломам в нем в пределах 2—4 лет. Такой лед неслучайно называется «сибирским» («сибиряк»). Из морей Сибирского шельфа — Карского, Лаптевых и Восточно-Сибирского — выносятся льды, образовавшиеся в них, на север, в Арктический бассейн. Особенно это свойственно северо-восточной части моря Лаптевых, из которой лед дрейфует круглогодично к северу. По мере своего продвижения лед «стареет». Увеличиваются его толщина и прочность, размеры льдин. До района Северного полюса льды сибирского происхождения проходят за 2—3 года путь, равный приблизительно 1000 милям. Однако лед сибирского происхождения более ровный, чем многолетние льды, образовавшиеся непосредственно в Арктическом бассейне, и ледоколы проходят сквозь эти льды легче, чем сквозь льды Арктического бассейна, так как их толщина близка к толщине однолетних льдов. Торосы льда здесь по высоте, ширине и общему количеству отличаются от того, что мы встречали южнее.

08 час. Как только увеличилось количество многолетних льдов, так резко уменьшилась скорость ледокола. В ледяных полях с торосами он пробивался ударами, а в некоторых местах с обширными грядами торосов — заклинивался. Для того чтобы освободиться ото льда, попеременно закачивали в носовую и кормовую части примерно по 1000 т забортной воды, в результате этого ледокол раскачивался.

Представители прессы высказывали сомнения: «Пройдем ли? Говорят, что впереди канадский лед!»

А он, «канадец», появится позже. В 18 час. на широте 87° на пути ледокола попадаются многолетние льды. Из-за значительного удаления от берегов самолеты ледовой разведки не успевают давать свежую информацию о состоянии льдов по пути следования ледокола. Те сведения, которые были получены, освещали ледовую обстановку только на 6—10 час. следования ледокола, а затем бортовой вертолет снова вылетал на разведку льда, отдельные поля которого имели длину 3 и ширину 2 км.

Штаб морских операций на о. Диксон сообщил, что в ближайшее время будет выполнена синхронная ледовая разведка околополюсного района сразу тремя самолетами. Такая информация нам крайне необходима. В этот период года ледовая обстановка в любом районе Северного Ледовитого океана быстро меняется, причем в отдельных метеосиноптических ситуациях (смена направления ветра, его резкое усиление и т. д.) ледяные поля взаимно перераспределяются и за несколько часов изменяются многие характеристики ледяного покрова: дрейф льда, его направление, сплоченность и т. п.

В трехлетних льдинах сибирского происхождения встречаются невысокие холмы —обтаявшие торосы. Внутри полей они занимают площадь не более 5% и не представляют для ледокола серьезного препятствия.

В конце суток скорость ледокола уменьшилась еще больше.

Находящийся на о. Диксон представитель Главного управления Гидрометслужбы (ГУГМС) Б. П. Химич сообщил, что подача метеорологических сводок из отдельных районов Арктики, особенно зарубежных, прекратилась, поэтому из синоптического бюро на о. Диксон просят чаще передавать им метеорологическую сводку для повышения качества прогнозов погоды.

Следует особо отметить, что обеспечение похода суточными, трехсуточными, прогнозами погоды и радиосвязью осуществлялось УГМС на о. Диксон при участии специалистов ААНИИ.

Руководители и специалисты этого коллектива И. А. Мироненко, В. П. Губарева, В. А. Левковский, А. И. Арикайнен при составлении прогнозов погоды и состояния льда по маршруту ледокола использовали метеорологические сводки полярных береговых и дрейфующих станций, а также прогнозы погоды зарубежных станций, расположенных в Арктическом бассейне.

Поступление метеорологической информации в период похода атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу было нерегулярным, особенно редкими были сведения из районов Аляски, Канадского арктического архипелага и Гренландии. Это создавало некоторые трудности при составлении трехсуточных прогнозов.

Однако следует отметить, что все прогнозы погоды УГМС о. Диксон оправдались, а радиосвязь с ледоколом держалась на высоком уровне. При ухудшении слышимости к связи подключался радиоцентр мыса Челюскин.

На борту ледокола В. А. Спичкин составлял синоптические прогнозы погоды на ближайшие сутки, используя информацию синоптиков, получаемую с Большой Земли из Ленинграда (ААНИИ).

16 августа. Северный Ледовитый океан. Мы вошли в приполюсный район. Невольно вспомнились предшествовавшие походу весенние полеты здесь, у полюса. Наш самолет шел на посадку. С воздуха определили толщину льда, размеры поля, высоту снега на льду, отсутствие трещин и торосов. И вот уже самолет садится, теряя скорость, останавливается на льду и.... проваливается. Вернее сказать, проваливаются под лед его лыжи. Экипаж бежит к двери, прыгает на лед. Первый, кто выскакивает на лед, берет аварийную радиостанцию, предусмотрительно поставленную у двери, остальные — вещи, согласно аварийному расписанию. И хотя мы знаем по опыту, что самолет сразу не утонет, так как его какое-то время будут держать крылья, все-таки не успеваем забрать все нужные вещи из самолета. Для того чтобы их взять, мы обвязываем канатиком радиста и он исчезает в фюзеляже самолета. Вода постепенно заполняет переднюю часть самолета. Но вот появляется радист. Он успел по рации из самолета сообщить на базу о случившемся и взять все забытое. Постепенно самолет исчезает в полынье. Нервное напряжение долго не покидает нас.

Успокоившись, собираем оборудование, снаряжение и продовольствие, тащим на санках к многолетней неровной льдине, где нам предстоит «зимовать» трое суток, строить посадочную площадку для встречи самолета-спасателя АН-2. Соорудив временный лагерь, попеременно греемся на «солдат-моторе», вырабатывающим ток для аварийной радиостанции. Через 3 дня нас нашли и  доставили на дрейфующую станцию. Уже на следующий день мы снова летели на другом самолете на очередное задание, совершали посадку, замеряли все параметры снега и льда, на основе которых будет составлена рекомендация для плавания ледокола к Северному полюсу. Таких исследований было сделано свыше 200. На ледоколе ведется научно-оперативная работа (поступает гидрометеорологическая информация от ААНИИ, УГМС о. Диксон, искусственных спутников Земли, самолетов ледовой разведки) и проводятся наблюдения непосредственно на борту ледокола. Вся информация анализируется, и составляются прогнозы ледовых и метеорологических условий маршрута ледокола. В 08 и 20 час. И. П. Романов и В. М. Лосев консультировали руководство экспедиции и командование ледокола о текущих и прогнозируемых ледовых и метеорологических условиях. В рабочем порядке капитану и его помощникам круглосуточно сообщались новые данные о погоде.

В. М. Лосев и А. В. Дорофеев на вертолете непрерывно ищут и находят наиболее слабый лед, разводья, по которым ледокол> успешно проходит. Лед становится все прочнее; теперь встречаются только ледяные поля, и лишь изредка с помощью вертолета удается отыскать участки битого льда.

Трое суток дул ветер северных румбов, хотя и незначительно, но благоприятствуя плаванию, так как вызывал дрейф льдов на юг в сторону чистой воды, в основном у границы сплоченных льдов. Находимся на широте 87°, но зоны с сильным сжатием: льдов пока не встречаются.

В летний период в центральной Арктике повсеместно наблюдается низкая сплошная облачность и часты туманы. Видимость уменьшается до 0,5 км. Однако такая погода была только 14 августа в прикромочной зоне, где температура воздуха была около + 1°С.

15—16 августа видимость часто улучшалась до 6—10 км. Температура воздуха понизилась до—1°С. В дальнейшем хорошие условия погоды сохранились до конца плавания.

На широте 88° встретился лед канадского происхождения. Скорость ледокола резко уменьшилась, хотя он двигался главным образом по стыкам полей и их обломкам. Многолетние поля льда канадского происхождения были малы по размерам, тем не менее средняя толщина этого льда часто превышала 300 см. Отдельные обломки «канадца» ледокол преодолевает набегами. По мере продвижения на север количество льда канадского происхождения постепенно увеличивалось и на широте 88° 40' уравнялось с «сибиряком»— 5 на 5 баллов, а у полюса этот лед уже преобладал.

Итак, канадский лед. Что это такое? Вдоль берегов Канадского арктического архипелага располагается зона многолетних ледяных полей. Эти поля, находясь в дрейфовой циркуляции, приходят сюда от полюса. Встречая на своем пути такой же мощный лед, они дробятся на малые поля и обломки. У берегов уплотненный сжатый лед снова смерзается в гигантские сморози (в поперечнике выше 10 км), которые медленно дрейфуют на запад. Мощность сморозей увеличивается за счет локальных поясов торошения (сжатий). Мы считаем, что эти зоны образования льда являются ядрами при формировании? многолетних гигантских ледяных полей.

После 2—3 лет дрейфа такие поля достигают моря Бофорта. Здесь они накапливаются и формируются в монолитные поля, не имеющие трещин и обкатанные со всех сторон, со сглаженными таянием грядами торошения внутри поля. Из моря Бофорта льды двигаются снова к Северному полюсу. Здесь их поток разделяется на две части. Основная масса льдов вновь двигается к берегам Канады, а меньшая — через полюсный район в пролив Фрама и далее в Гренландское море. Круговое движение льдов в Канадско-Аляскинском секторе Арктического бассейна может сохранять ледяные поля иногда по 20—30 лет. За это время мощность льда значительно увеличивается. Плавание ледокола среди льдов канадского происхождения затруднено.

Следует отметить важную особенность в ледяном покрове: каналы между ледяными полями были расположены по широте, то есть с востока на запад. Ледокол чаще всего пересекал их под прямым углом. Это явление впервые наблюдалось полярными летчиками при высадке на лед папанинцев.

По мере нашего продвижения к полюсу уменьшалось количество снежниц на льду. В августе лед под снежницами значительно ослаблен, что способствует успешному преодолению ледоколом ледяных полей.

Пред.След.