Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОВАЛЕВ С.А. Сочинения капитана 1 ранга

Изображение
Изображение

Изображение
 Ковалев. Тайны пропавших экспедиций.jpg

 42.jpg
8 июля 2011 года на 53-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга запаса Ковалёв Сергей Алексеевич, заместитель главного редактора журнала «Морской сборник».
Сергей Алексеевич посвятил всю свою жизнь Военно-морскому флоту. В 1981 году он окончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола и был распределён в дивизию подводных лодок Северного флота. На атомных подводных лодках выполнил 4 боевые службы, в том числе в Карибское море и в Арктику. В должности командира минно-торпедной боевой части атомной подводной лодки завоевал приз главнокомандующего ВМФ за атаку отряда боевых кораблей. В 1991 году по итогам боевой службы в условиях противодействия ВМС США и стран НАТО награждён медалью «За боевые заслуги». В 1996 году назначен старшим помощником начальника отделения оперативной и боевой подготовки Видяевской дивизии подводных лодок. В 2001 году назначен постоянным корреспондентом редакции журнала «Морской сборник» по Северному флоту. В новой должности выполнил 7 дальних походов. Член Союза журналистов России, автор 6 книг. В 2008 году назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Морской сборник».
Проходя военную службу, С.А. Ковалёв всегда оставался преданным флотскому делу, заслужил искреннее уважение сослуживцев, внёс большой вклад в укрепление флотских традиций. Он был чутким и отзывчивым товарищем, талантливым журналистом и писателем.
Командование ВМФ, редакционная коллегия «Морского сборника» с чувством глубокой скорби воспринимают эту утрату и выражают соболезнование родным и близким. Светлая память об офицере России и прекрасном человеке Сергее Алексеевиче Ковалёве навсегда сохранится в наших сердцах.
Краснозвёздовцы, разделяя скорбь, присоединяются к соболезнованию.

http://www.redstar.ru/2011/07/14_07/4_02.html

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Периодика
    Ковалев С.А. Тайна погибшего "Декабриста". Морской сборник, 2001, Вып. №№ 4, 5, 6, 7.
    • Ковалев С.А. Секретные базы Кригсмарине в советском секторе Арктики. Морской сборник, 2002, Вып. №№ 8-9.
    • Ковалев С.А. Загадки арктических архипелагов. Морской сборник, 2003, Вып. № 6.
    • Ковалев С.А. Хроника забытого наступления. Морской сборник, 2003, Вып. № 5.
    • Ковалев С.А. "Серебристые моржи" Заполярья. Морской сборник, 2003, Вып. № 6, с.55-57.
    • Ковалев С.А. Конвой памяти и примирения. Морской сборник, 2003, Вып. № 11.
    • Ковалев С.А. Первая ПЛ советской постройки до сих пор считается без вести пропавшей. (Хроника несостоявшегося подъема Д-1 со дна Баренцова моря). Морской сборник, 2003, Вып. № 12, с.45-47.

Тайна погибшего "Декабриста"

Морской сборник, 2001, Вып. № 6.

 ТПД - 0013+.jpg
Продолжение. Начало см. "Морской сборник" №№ 4, 5 за 2001 г.

Цена дружбы - грань между войной и миром

Используя как предлог для ведения боевых действий начало войны Советского Союза против Финляндии и с целью "оказания союзнической помощи" финнам, Великобритания и Франция в январе 1940 г. в принципе решили вопрос о высадке на Кольский полуостров объединенного десанта из 57, 6 тыс. человек (две с половиной бригады французских альпийских стрелков и два батальона французского Иностранного легиона, гвардейская бригада и лыжный батальон Великобритании и один польский батальон) с союзных кораблей. Для достижения внезапности удара силы высадки предполагалось замаскировать под отряд польских кораблей.
В состав английского флота в 1939 г. действительно вошли польские эсминцы, пришедшие в порты Британских островов после разгрома Польши.
Задержка с началом операции произошла только из-за того, что военные эксперты слишком долго изучали вопрос: куда высаживать десант? в Мурманск, Петсамо (занятый 1-2 декабря 1939 г. советскими войсками) или же в Нарвик?
Высадка в Петсамо или Мурманск позволяла при поддержке финских войск ударить в направлении Кандалакши, перерезать Кировскую железную дорогу и создать угрозу Ленинграду с севера.
Высадка же в Нарвик давала возможность нанести удар в самое сердце Германии - Берлин - и по месторождениям Швеции, поставляющим железную руду для немецкой металлургической промышленности.
В конечном итоге было принято осторожное политическое решение: 20 марта 1940 г. произвести высадку десанта -"обровольческого корпуса" (операция "Уилфред") в Норвегии (порты: Нарвик, Тронхейм, Ставангер и Берген).
Предпочтение было отдано высадке в Норвегии потому, что это давало скорейшую возможность получения Великобританией контроля над шведским месторождением в Елливаре (Гелливаре), откуда в то время Германия получала почти 2/3 от необходимого количества железной руды. В результате успешных действий немецких рейдеров и подводных лодок на своих морских коммуникациях англичане в 1940 г. тоже ощутили недостаток стратегического сырья.
Одновременно англичане получали доступ к Балтике и возможность движения прямо на столицу Германии, не вступая при этом в открытый вооруженный конфликт с Советским Союзом.
Однако капитуляция Финляндии и окончание советско-финляндской войны (12 марта 1940 г. ) лишили Великобританию и Францию предлога для высадки десанта, что в свою очередь заставило перенести сроки начала операции на более позднее время.
Кроме того, 14 марта немецкой радиоразведке удалось перехватить радиограмму для союзных транспортов о готовности к выходу в море, что заставило ускорить начало высадки в Норвегии немецких горных стрелков и армейских
[91]
 ТПД - 0014.jpg
частей ( операция "Везерюбунг").
8 апреля 1940 г., пока англичане грузили свои десантные части на транспорты и крейсера, ровно за сутки до высадки союзного десанта из трюмов транспортных судов, накануне пришедших в порт Норвегии, неожиданно высадились горные стрелки 2-й и 3-й дивизий, а также сухопутные части Кригсмарине (часть тяжелого вооружения и снаряжения была заблаговременно переброшена в норвежские порты на морских торговых судах под видом грузовых перевозок).
После ожесточенных боев, особенно на севере страны, немецкие войска захватили Норвегию и тем самым совершили естественный охват Британских островов с востока, одновременно ликвидировав угрозу создания плацдарма для ударов в центр Германии.
Британское командование не ожидало высадки немцев на севере Норвегии, находящемся в зоне, контролируемой Королевскими ВМС, за пределами радиуса действия Люфтваффе, поэтому оно не успело своевременно предпринять контрмеры.
Успех операции вторжения в Норвегию, в условиях господства союзного флота в Северном море и Атлантическом океане, был достигнут только за счет скрытности подготовки и внезапности самого вторжения.
Сосредоточение всех немецких сил флота на норвежском направлении, опиравшееся на внезапность и скрытность подготовки десантных действий, позволило успешно выполнить задачи высадки в Норвегии и при этом - с минимальными потерями.
Но для Советского Союза эта скрытность имела свои "неудобства". Уже 14 апреля 1940 г. газете "Правда" пришлось дать официальное опровержение на сообщения английской газеты "Daily Telegraph and Morning Post" и литовской "Лиетувас айдос" о том, что в Нарвик немецкие десантные части были доставлены из Мурманска, где они будто бы находились до этого.
И здесь вновь просматривается след базы "Норд". С лета 1940 г. значительно оживились военно-политические связи между Германией и Финляндией. В середине августа в Хельсинки состоялись секретные переговоры между германским представителем И. Вельтенсом и премьер-министром Финляндии Р. Рюти, при непосредственном участии главнокомандующего финской армией К. Маннергейма и министра иностранных дел Р. Виттанга. В обмен на поставки оружия из Германии Вельтенс добился согласия финского руководства пропустить через свою территорию немецкий горный корпус, направленный в Северную Норвегию, под легендой подготовки вторжения в Англию (операция "Гарпун").
Но этот корпус, совместно с сухопутными частями Кригсмарине, был способен с одинаковой легкостью стать ударной группировкой как против Британских островов, так и против Кольского полуострова. Германские транспорты с войсками, вооружением и техникой корпуса уже в конце сентября 1940 г. пришли в Петсамо.
Еще одна загадка советско-финляндской войны. После капитуляции Финляндии в апреле 1940 г. советские части покинули Петсамо и город был возвращен финнам. При этом до дня вступления финнов в новую войну с Советским Союзом на стороне Германии (в июне
1941 г. ) здесь была советско-финская концессия по добыче никеля, находились советские торговые суда и проводилась нелегальная разведка. Эти суда после 22 июня 1941 г. были захвачены немецкими частями, а экипажи интернированы и вернулись в Советский Союз через нейтральные страны.
В июле 1940 г. по приказу Наркома внутренних дел №00761 от 23 июня все 27 семей финских рыбаков, составлявших основу колхоза "Коминтерн" и проживавших в самом дальнем поселке колхоза - Малая Лица (на побережье одноименной губы), были высланы в Карелофинскую республику. В поселке разрешили остаться только двум карельским семьям. Попытка рыбаков сохранить колхоз и переселить семьи хотя бы в район Кандалакши была пресечена органами НКВД.
В назначенный день семьи рыбаков были погружены на пришедший пароход и отправлены в Мурманск, а затем по железной дороге - в Карелию. С собой было разрешено взять не более 40 килограммов вещей.
[92]
 ТПД - 0015.jpg
Через неделю после выселения финнов в становище Малая Лица были доставлены русские переселенцы с восточного берега Баренцева моря, которые стали жить в оставленных домах и пользоваться вещами рыбаков. Тайна базы "Норд" продолжала надежно охраняться.
А между тем в начале октября 1940 г. было подписано соглашение о поставках немецкого оружия в Финляндию. За участие в боевых действиях против Советского Союза Финляндия запросила для себя территорию Ленинградской области севернее Невы и Кольский полуостров.
Возможно, именно информация, полученная советским МИДом о секретных германо-финских переговорах, стала одной из причин отказа от дальнейшего использования базы "Норд" немецкими кораблями, а также от попытки возвратить немецкий крейсер "Комет" из Восточно-Сибирского моря (1 сентября 1940 г.).
После захвата немецкими войсками Норвегии база "Норд" постепенно стала терять свое значение для Германии. Однако лишь 5 сентября 1940 г. Редер поблагодарил руководство советского ВМФ за использование базы и, вероятно, приступил к ее ликвидации. Но, возможно, что и после 5 сентября и даже до ноября 1940 г. здесь базировались немецкие корабли или ПЛ.
С ноября 1940 г. активность действий немецких ПЛ в Атлантике значительно снизилась и в течение 2 месяцев они были менее эффективны, чем в августе-октябре. Вероятно, штормовая погода в северо-западной части Атлантики была лишь одной из причин снижения эффективности, а может быть, не последнюю роль здесь сыграла и окончательная ликвидация секретной базы за пределами линии английской морской блокады?
Несмотря на то, что база "Норд" была ликвидирована, еще до июля 1941 г. в поселке Большая Лица, на складах и в магазинах так называемой "... рыботорговой кооперации... " сохранялись немалые запасы продовольствия, овощей и картофеля. Здесь же находились грузовики и "... многотонные запасы взрывчатки... ", оставленные военными строителями, строившими аэродром.
2 июля 1941 г., когда немецкие горные стрелки захватили плацдарм на восточном берегу губы Западная Лица (именно в районе поселка Большая Лица), склады и техника еще не были уничтожены.
В то же время склады с оружием и боеприпасами, созданные тылом 14-й армии и находившиеся совсем рядом с государственной границей, в поселке Титовка (у одноименной реки), были взорваны и сожжены отступающими частями 14-й дивизии и саперами (вместе со стрелковыми частями отступали 29-й и 31-й отдельные саперные батальоны).
Следовательно, в Большой Лице находились склады базы "Норд", о которых мало кто знал.
И это не удивительно, ведь кроме того, что существование базы хранилось в строжайшем секрете, новый командир 14-й дивизии генерал-майор Н. Н. Никишин, принявший командование дивизией уже во время боев на реке Западная Лица, не мог знать о базе "Норд", так как до 1 июля 1941 г. командовал 52-й дивизией, располагавшейся на правом берегу Кольского залива (вдоль Кировской железной дороги от Мурманска до Мончегорска).
Прежний же командир 14-й дивизии - генерал-майор А. А. Журба, - который в силу своих обязанностей должен был знать о существовании складов, погиб еще 30 июня, когда его войска держали оборону в районе реки Титовка.
Специально для уничтожения складов и эвакуации грузовиков военных строителей в состав первого морского десанта, 6 июля 1941 г. высаженного прямо в губу Нерпичья, была включена рота саперов, в задачу которой входило проложить дорогу по лощинам к губе Нерпичья и перегнать грузовики в тыл 52-й дивизии, занявшей оборону на правом берегу губы Западная Лица.
Саперы успешно выполнили поставленную задачу, но еще практически до осени подразделения 52-й и 14-й дивизий и десантники пользовались продовольствием со складов Большой Лицы. Так о каких складах "рыботорговой кооперации" может идти речь?

Итак, почему же погибла Д-1?

Причин гибели Д-1 может быть не-
[93]
 ТПД - 0016.jpg
сколько. Как уже было сказано, официальная версия гибели ПЛ - уход за предельную глубину погружения по вине личного состава экипажа или из-за неисправности ГР - действительно могла иметь место.
Сохранению в тайне истинных причин гибели ПЛ в то время могли способствовать:
начало (именно 13 ноября 1940 г., в день гибели ПЛ) в Берлине германо-советских переговоров о перспективах дальнейшего сотрудничества и межгосударственных отношений, где каждая сторона проверяла надежность своего союза от 1939 г. При этом Германия не особенно стремилась сохранить этот союз, и даже наоборот. Уже во время переговоров (14 ноября 1940 г. ) Гитлер на совещании со своими генералами отметил, что для достижения победы над Англией необходимо усилить ВВС и ВМС. Но одновременно это привело бы к ослаблению сухопутных войск, что недопустимо, пока сохраняется угроза со стороны России. По мнению Гитлера, нельзя было рассчитывать, что Россия останется безучастной, пока не будет сломлено сопротивление Англии;
стремление советского руководства хотя бы внешне продемонстрировать свой нейтралитет в начавшейся Второй мировой войне в общем и в подрыве экономической блокады Британских островов кораблями Кригсмарине в частности. При этом оно всемерно стремилось не обострять межгосударственные отношения ни с Германией, ни с Великобританией, тогда как последние для защиты собственных интересов делали все, чтобы втянуть своего противника именно в боевые действия с Советским Союзом и тем самым распылить германские силы.
В истории секретной немецкой базы "Норд" существуют как минимум две тайны (возможно, связанные между собой), разгадка которых могла бы оказать существенную помощь в разъяснении необходимости столь позднего учебного выхода Д-1 (в то время как все учебные походы проводились только в летние месяцы) с неукомплектованным экипажем, ставшего последним для 55 человек и самой ПЛ.
Одна из них - проведение операции "Фалль Грюн". Эта операция, вероятно, выявила для английского Адмиралтейства существование некой связи между секретной базой "Норд" и неожиданным появлением на коммуникациях союзников в Тихом океане германских рейдеров и подводных лодок.
О другой тайне практически ничего не известно, кроме того, что в 1998 г., в открытой печати появилась информация, требующая внимательной проверки, о неком секретном задании в 1940 г. 1-го (крейсерского) дивизиона бригады под командованием М. Гаджиева. При этом здесь же указано, что одна из ПЛ дивизиона погибла. Погибшей ПЛ могла стать только Д-1. Но что это была за секретная операция, остается загадкой до сих пор.
Для того чтобы лучше понять ситуацию, сложившуюся вокруг Д-1, перенесемся ненадолго в Англию 1940 г.
Дело в том, что, учитывая большую зависимость английской экономики от бесперебойного функционирования морского судоходства, Адмиралтейство одним из главных элементов защиты морских коммуникаций рассматривало организацию морской блокады кораблей Кригсмарине в пределах Северного и Балтийского морей, а также организацию системы конвоирования собственных торговых судов.
Однако на деле, с началом боевых действий, все оказалось значительно хуже. И уже с первых дней войны успехи немецких рейдеров и подводных лодок показали, что большинство замыслов Адмиралтейства остались только "на бумаге".
К началу 1940 г. англичане ощутили недостаток продовольствия и многих видов промышленного сырья (особенно железной руды и леса). Кроме того, после захвата норвежских морских баз ПЛ Кригсмарине получили возможность при следовании в районы боевых действий уже не огибать Британские острова и значительно эффективнее действовать на коммуникациях союзников.
Уже летом 1940 г. Британские острова были вынуждены начать жить в значительной мере за счет запасов, накопленных ранее.
Ко всему прочему английская развед-
[94]
 ТПД - 0017.jpg
ка получила информацию, что "... в Польше немцы держали только 7 дивизий, 2 из которых были переброшены на запад во время весенней кампании... " (Ширер У. "Взлет и падение третьего рейха". -Т. 2. - М.: Воениздат, 1991. - С. 185).
Разгром союзных войск на континенте создал реальную угрозу вторжения германских войск на острова. Никогда еще опасность угрозы поражения для Великобритании не была столь серьезной. В начале июля английское правительство признало, что Германия попытается произвести вторжение в течение ближайших недель, и стало принимать самые экстренные меры для укрепления обороны островов.
Однако впоследствии выяснилось, что фактическая угроза высадки десанта на Британские острова была не столь велика, как это казалось. Гитлер счел Советский Союз более грозной силой, которую нельзя оставлять в своем тылу при нападении на Великобританию. И уже в конце июня 1940 г. у начальника германского генерального штаба Ф. Гальдера появилась первая запись об идее германского руководства по решению сначала восточной проблемы... ", т. е. о вторжении в СССР.
При этом руководство Германии понимало, что только скрытность подготовки и внезапность нападения способны дать положительные результаты в "молниеносной войне" против Советского Союза.
Главный потенциальный противник Германии должен был оставаться уверенным в процветании германо-советской дружбы и сотрудничества, одновременно Великобритания должна была находиться в постоянном напряжении и думать только о собственной защите. Этому способствовали грандиозные дезинформационные действия, единственной целью которых была необходимость убедить обоих противников в полной неопределенности намерений Германии.
И Германии это удалось. Подготовка операций "Зеелеве" и "Феликс" (захват Гибралтара) привлекла все внимание мировой общественности именно к Британским островам и в свою очередь отвлекла внимание советского руководства от сосредоточения немецких войск на востоке по плану "Отто". Советский Союз продолжал относиться к Германии с полным доверием (по крайней мере внешне), выполняя свои торговые обязательства и аккуратно производя поставки стратегического сырья согласно закрытым товарным спискам "Б" и "В" кредитного соглашения от 19 августа
1939 г. и хозяйственным договорам 1940 и 1941 гг., при этом не подозревая, что подготовка к нападению уже началась и немецкие войска, главным образом из группы армий "Б" (Франция), начали скрытную переброску к границам СССР. Первоначально боевые действия были намечены на осень 1940 г.
Практически одновременно разведывательный комитет Великобритании получил "достоверную информацию", что для "вторжения" на Британские острова создана группа армий "А" и операция "Зеелеве" намечена на август. Затем -что она перенесена на сентябрь 1940 г. Великобритания еще более усилила подготовку к обороне.
Английское руководство понимало, что с октября-ноября в проливе Ла-Манш наступит время осенне-зимних штормов и тогда использование осенью 1940 г. десантно-переправочных судов и средств, собранных Германией на побережье (для "Зеелеве") и способных доставить войска на Британские острова, станет невозможным. Великобритания всемерно стремилась продержаться до начала этих осенних штормов. И выстояла.
Перегруппировка немецких войск на восточное направление была полностью закончена 7 октября 1940 г., были переброшены штабы 4-й, 12-й, 18-й армий и 12-го корпуса, а также 30 дивизий со всем вооружением и техникой. 12 октября Гитлер отменил состояние готовности войск к операции "Зеелеве", а через месяц (8 декабря) была отменена и операция "Феликс". Но все это стало известно позже.
В июле же 1940 г. англичане продолжали готовиться к возможной высадке немецких войск на Британские острова и продолжали искать любые способы защиты.

Окончание следует

Пред.След.