Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОВАЛЕВ С.А. Сочинения капитана 1 ранга

Изображение
Изображение

Изображение
 Ковалев. Тайны пропавших экспедиций.jpg

 42.jpg
8 июля 2011 года на 53-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга запаса Ковалёв Сергей Алексеевич, заместитель главного редактора журнала «Морской сборник».
Сергей Алексеевич посвятил всю свою жизнь Военно-морскому флоту. В 1981 году он окончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола и был распределён в дивизию подводных лодок Северного флота. На атомных подводных лодках выполнил 4 боевые службы, в том числе в Карибское море и в Арктику. В должности командира минно-торпедной боевой части атомной подводной лодки завоевал приз главнокомандующего ВМФ за атаку отряда боевых кораблей. В 1991 году по итогам боевой службы в условиях противодействия ВМС США и стран НАТО награждён медалью «За боевые заслуги». В 1996 году назначен старшим помощником начальника отделения оперативной и боевой подготовки Видяевской дивизии подводных лодок. В 2001 году назначен постоянным корреспондентом редакции журнала «Морской сборник» по Северному флоту. В новой должности выполнил 7 дальних походов. Член Союза журналистов России, автор 6 книг. В 2008 году назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Морской сборник».
Проходя военную службу, С.А. Ковалёв всегда оставался преданным флотскому делу, заслужил искреннее уважение сослуживцев, внёс большой вклад в укрепление флотских традиций. Он был чутким и отзывчивым товарищем, талантливым журналистом и писателем.
Командование ВМФ, редакционная коллегия «Морского сборника» с чувством глубокой скорби воспринимают эту утрату и выражают соболезнование родным и близким. Светлая память об офицере России и прекрасном человеке Сергее Алексеевиче Ковалёве навсегда сохранится в наших сердцах.
Краснозвёздовцы, разделяя скорбь, присоединяются к соболезнованию.

http://www.redstar.ru/2011/07/14_07/4_02.html

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Периодика
    Ковалев С.А. Тайна погибшего "Декабриста". Морской сборник, 2001, Вып. №№ 4, 5, 6, 7.
    • Ковалев С.А. Секретные базы Кригсмарине в советском секторе Арктики. Морской сборник, 2002, Вып. №№ 8-9.
    • Ковалев С.А. Загадки арктических архипелагов. Морской сборник, 2003, Вып. № 6.
    • Ковалев С.А. Хроника забытого наступления. Морской сборник, 2003, Вып. № 5.
    • Ковалев С.А. "Серебристые моржи" Заполярья. Морской сборник, 2003, Вып. № 6, с.55-57.
    • Ковалев С.А. Конвой памяти и примирения. Морской сборник, 2003, Вып. № 11.
    • Ковалев С.А. Первая ПЛ советской постройки до сих пор считается без вести пропавшей. (Хроника несостоявшегося подъема Д-1 со дна Баренцова моря). Морской сборник, 2003, Вып. № 12, с.45-47.

Тайна погибшего "Декабриста"

Морской сборник, 2001, Вып. № 7.

 ТПД - 0018+.jpg
Окончание. Начало см. "Морской сборник" №№ 4, 5, 6 за 2001 г.

12 июля 1940 г. в истории секретной базы "Норд" в губе Западная Лица проявилось некое новое "белое пятно", о существовании которого английское Адмиралтейство узнало лишь в начале ноября.
В ноябре 1940 г. на Тихом океане, далеко от Атлантического театра военных действий (АТВД), появился новый рейдер - "Комет" (рейдер "В", "Корабль №45"), который в группе с другим вспомогательным крейсером "Пингвин" (рейдер F, "Корабль №332), совершенно безнаказанно устроил здесь истребление союзных транспортов.
За короткое время эта группа потопила 9 транспортов и захватила голландский транспорт с натуральным каучуком (из-за нехватки каучука в Германии автотранспорт гражданских ведомств, грузоподъемностью менее 3 т, даже предполагалось перевести на железные ободы).
Переход по Северному морскому пути на Тихий океан немецкого вспомогательного крейсера "Комет" (в зависимости от района перехода он маскировался под "Семена Дежнева", "Дунай", "Донау", "Доон", японский транспорт), под командованием фрегаттен-капитана Кептеля, был произведен в обеспечении советских ледоколов и под контролем Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) Советского Союза. Он показал командованию Кригсмарине, что от Бергена до Берингова пролива можно пройти за 3, 5-4 недели и не надо затрачивать несколько месяцев (как если бы рейдер шел через Суэцкий или Панамский каналы). Тем более, что в условиях морской блокады рейдер, возможно, даже просто не дошел бы до Дальнего Востока.
9 июня 1940 г., "Комет", замаскированный под советский ледокольный пароход "Семен Дежнев", вышел из Бергена и начал движение в восточном направлении.
Это был один из самых быстроходных (скорость хода до 15 уз) и прекрасно вооруженных рейдеров Кригсмарине, ранее принадлежавший вышеупомянутой компании "Север-Германский Лойд".
При собственном водоизмещении около 7, 5 тыс. т он имел запас топлива более 2 тыс. т, что позволяло на экономичном ходу (до 9 уз) пройти почти 50 тыс. миль и прибыть на Тихий океан без дозаправки. По своему вооружению "Комет" превосходил принадлежавшие союзникам крейсера специальной постройки. Он имел: шесть 150-мм (по другим данным 180-мм) орудий (прикрытых откидными и маскировочными щитами), до 10 торпедных аппаратов (расположенных в лацпортах и также прикрытых маскировочными щитами) с большим запасом торпед, 7-9 зенитных установок, 400 якорных мин типа "ЕМС" и быстроходный катер "LS", оборудованный для их скрытной постановки, 2 гидросамолета "Арадо-196" в ангаре. Гидросамолеты были оснащены специальными приспособлениями для обрыва радиоантенн на обнаруженных судах, что не позволило бы этим судам сообщать о нападении рейдера.
Радиосвязь и радиоразведку крейсеру обеспечивали 6 радистов, свободно владеющих русским и английским языками.
Для маскировки перехода "Комета" была создана идеальная и достоверная легенда. Внешне "Комет" действительно напоминал новый советский ледокольный пароход "Семен Дежнев", прибытие которого в Архангельск ожидалось летом 1940 г.. Некоторые отличия обводов немецкого рейдера были устранены с помощью парусиновых обвесов и специальных приспособлений, сделанных в заводских условиях.
12 июля, находясь в районе мыса Норд-
[85]
 ТПД - 0019.jpg
кап, "Комет" получил радиограмму от ГУ СМП о начале проводки 4-6 августа, в этой же радиограмме старшему на переходе капитан цур зее Р. Эйссену поступило приглашение переждать начало проводки в порту Мурманск.
Однако Эйссен из соображений секретности операции "Фалль Грюн" официально отклонил это предложение, и "Комет" как советский транспорт "Дунай", согласно официальной версии, самостоятельно направился в район Печорского залива, где находился более месяца.
С 15 июля рейдер-оборотень ожидал в заливе прохода кораблей экспедиции ЭОН-10 и, вероятно, прохода в район настоящего "Дежнева".
Перед началом арктической навигации 1940 г. советский трест "Арктикуголь" планировал зафрахтовать настоящего "Дежнева" для обеспечения грузовых перевозок в районе острова Шпицберген, между поселками Баренцбург, Грумант-Сити и Пирамида.
Но ГУ СМП внесло изменения в планы треста "Арктикуголь", и в августе-сентябре пароход был направлен для доставки грузов полярным станциям в малоисследованных районах островов Карского моря и моря Лаптевых.
В первых числах августа настоящий "Семен Дежнев" начал свою арктическую навигацию 1940 г. Во время похода экипаж корабля принял вызов на соревнование экипажа парохода "Сталинград" и в свою очередь вызвал на соревнование экипаж ледокольного парохода "Сибиряков", известив об этом оба корабля радиограммами.
5 августа 1940 г. из Полярного на Дальний Восток, в составе экспедиции особого назначения (ЗОН-10), вышла ПЛ Щ-423 (командир капитан 3 ранга И.М. Зайдулин, дублер командира старший лейтенант А. Быстров).
В истории подготовки к переходу ПЛ Щ-423 по СМП есть одна особенность, которая, возможно, роковым образом повлияла на судьбу экипажа Д-1. В отличие от боевой подготовки остальных ПЛ бригады "Щука" отрабатывала все свои морские задачи в Мотовском заливе. Вероятно, это было определено установкой на корпусе ПЛ противоледной "шубы", но после появления в английской прессе информации о совместном переходе немецкого корабля и подводной лодки на Дальний Восток, в ОРЦ эта особенность подготовки могла быть легко связана с базой "Норд" и наличием в базе специальной группы ПЛ.
14 августа настоящий "Дежнев", пройдя новоземельским проливом, в Карском море встретил первые льды. "Комет" в это время, заканчивая длительную стоянку в Печорском заливе, начал подготовку к переходу в район Новой Земли.
16 августа на борту "Комет" появляется представитель германского посольства Крепш (проверявший 19 июля вместе с помощником германского военно-морского атташе состояние дел базы "Норд").
После окончания перехода по СМП, на который рейдеру потребовалось рекордно короткое время - около 23 суток, из них только 15 ходовых (при обычном переходе караваны кораблей и судов затрачивали на него по меньшей мере 26 суток), Крепш (по другим данным Крепшт) в точке "Айлинглоп" перешел на специальное судно снабжения "Регенсбург" и через Токио и Владивосток без промедления вернулся в Москву к германскому военно-морскому атташе фон Баумбаху.
Если "Комет" не заходил в порты Кольского полуострова, то каким образом и с какой целью "представитель" германского посольства оказался на борту рейдера? Ведь более удобно и комфортно он мог добраться до Москвы по Кировской железной дороге? Может, крейсер все же заходил в базу "Норд" или в Мурманск?
Скрытность и секретность перехода рейдера с запада на восток была сохранена, но видимо, в октябре какая-то информация о нем все же достигла Британских островов и английского Адмиралтейства.
2 ноября 1940 г. (за 10 суток до исчезновения Д-1) ГТУ ВМФ СССР проинформировало свое руководство, что в одной из английских газет напечатана статья о проводке в арктическую навигацию 1940 г. с запада на восток подводной лодки и германского парохода.
Без сомнения, эти корабли рассматривались английским военно-морским руководством как единый отряд. (К тому же, "Комет" начал свое движение на Дальний Восток из Готенхафена, где в июле 1940 г. была создана 27-я флотилия немецких ПЛ, специально предназначенная для тактической подготовки командиров ПЛ Кригсмарине. И, вероятно, он мог иметь в числе экипажа или пассажиров офицеров из состава этой флотилии.)
Тогда Щ-423 была однозначно сочтена английским ОРЦ за немецкую ПЛ, которая в паре с надводным рейдером перешла для ведения боевых действий в Тихом океане. Ведь именно октябрь 1940 г. стал самым удачным для подводников контр-адмирала Деница. Немецкие подводные лодки пото-
[86]
 ТПД - 0020.jpg
пили тогда только за один месяц 63 союзных транспорта.
5 ноября 1940 г. Кригсмарине нанес новый удар по Королевскому флоту. Немецкий тяжелый крейсер "Адмирал Шеep" атаковал и разгромил идущий из Галифакса союзный конвой НХ-84. При этом были уничтожены 5 транспортов и охранявший их английский вспомогательный крейсер "Джервис Бей". 2 других конвоя из Галифакса и конвой с Бермудских островов были возращены в базы, где и находились до середины месяца (Д-1 исчезла 12 ноября. -Авт. ). Экономические, финансовые и боевые потери были велики. А ведь, как упоминалось выше, один раз в 19 суток этот крейсер встречался с кораблями обеспечения, которые прежде чем прибыть в район ожидания, должны были прорваться через линию английской морской блокады или благодаря базе "Норд" благополучно обойти ее.
Видимо, секретная база на Кольском полуострове еще могла существовать.
Настоящий "Дежнев" за это время действительно побывал в 15 пунктах Арктики и в ноябре 1940 г. вернулся в Мурманск, а затем в начале декабря ушел на Шпицберген для работы в Айс-фиорде.
Скрытный и быстрый переход "Комет" по СМП, его успешные действия против союзных транспортов на Тихом океане и успешные действия "Адмирала Шеера" в Атлантике, необычная подготовка Щ-423 в Мотовском заливе, объединенные между собой, легко превращались для английского Адмиралтейства в "сильный раздражитель" (в истории существования секретной базы на Кольском полуострове) и своеобразный "детонатор мины", возможно, потопившей Д-1.
Местоположение базы "Норд" англичане выявили с большой достоверностью: данные были получены от захваченных в плен членов экипажей судов снабжения. Район Мотовского залива также был хорошо известен Адмиралтейству еще с 1930 г., когда военные корабли Королевского флота (охранявшие рыболовецкие траулеры в районе лова у побережья Кольского полуострова) пополняли здесь свои запасы пресной воды и отстаивались в непогоду. По сводкам ГУ погранохраны и войск ОГПУ, только в марте-апреле 1930 г. английские корабли (в том числе и крейсер) заходили сюда более 5 раз, находились в заливе до 12 часов.
Позже, в августе 1937 г., иностранная ПЛ (наиболее вероятно -именно английская) была обнаружена советскими кораблями в районе строящейся ГВМБ "Полярное". После обнаружения ПЛ погрузилась и вышла из Кольского залива. Позднее выяснилось, что на Кольское побережье эта же лодка высадила разведывательную группу, а затем также скрытно сняла ее.
Собранные все вместе события позволяют сделать вывод, что появление в районе Кольского или Мотовского заливов 13 ноября 1940 г. английской подводной лодки-охотника, которая искала бы немецкие подводные лодки - совершенно реально. Этому могло способствовать то, что в ноябре
1940 г. английское Адмиралтейство едва ли знало, что еще 5 сентября немцы приняли решение о ликвидации базы, и о том, что в ноябре эффективность использования немецких ПЛ снизится более, чем в 2 раза, и останется в среднем в этих пределах до конца 1941 г.
Реально можно рассматривать и постановку английского минного заграждения на входе в Мотовский залив или в губу Западная Лица (т. е. в советских территориальных водах), в том числе и замаскированного под оборонительное заграждение базы "Норд".
Подрыв советского корабля на данном заграждении не мог вызвать вооруженного конфликта между Германией и Советским Союзом, но лишил бы доверительности советско-германские отношения, а значит, и "нейтрализовал" бы базу "Норд".
Использование английских подводных лодок для постановки минных заграждений во Второй Мировой войне в общем носило ограниченный характер, но именно в 1940 г. Адмиралтейство было вынуждено активно использовать свои подводные лодки - минные заградители для затруднения выходов немецких рейдеров, в том числе и из норвежских баз. При этом из 7 подводных минных заградителей специальной постройки было потеряно 3, в том числе и "Наруал", погибший при неизвестных обстоятельствах (по официальным данным это произошло 1 августа 1940 г. в Норвежском море).
Скрытная постановка английского минного заграждения в территориальных водах нейтрального государства, оказывавшего помощь Германии, ранее уже производилась. 8 апреля 1940 г. у побережья Норвегии английские корабли с целью предотвращения возможной высадки немецкого десанта выставили минные заграждения в пределах трехмильной зоны, на подходах к Нарвику, Тронхейму и Боде.
Ради защиты собственных морских коммуникаций в Атлантике и на Тихом океане,
[87]
 ТПД - 0021.jpg
а также чтобы воспрепятствовать использованию базы "Норд" как потенциального опорного пункта для высадки немецкого десанта на Британские острова с тыла, Королевские ВМС реально могли выставить мины на подходе к базе "Норд", что, вероятно, полностью исключило бы появление в заливе советских кораблей.
Англичане знали о сезонных учебных стрельбах кораблей Северного флота (летние месяцы года) и о районе проведения стрельб (мелководье Белого моря). Это же, видимо, и подтвердил доклад командира ПЛ, приходившей в район Полярного в августе 1937 г.
Следовательно, для английского руководства появившиеся в Мотовском заливе Д-1 и ПБС "Умба" превращались во вторую группу, ведущую подготовку для перехода на Дальний Восток (предположительно южным маршрутом). При этом они же, вероятно, стали первыми боевыми кораблями, вышедшими в Мотовский залив после шторма, который бушевал в Баренцевом море с 7 ноября.
Английский командир мог также располагать данными о том, что именно немецкие ПЛ из базы "Норд" отрабатывают свои морские задачи в Мотовском заливе, как это сделала только что перешедшая совместно с рейдером на Тихий океан ПЛ (Щ-423. - Авт. ).
Поэтому Д-1 как немецкая ПЛ по ошибке могла быть торпедирована английской ПЛ-охотником.
Правда, говорить о версиях подрыва на минном заграждении или в результате поражения торпедами английской ПЛ сложно, так как наблюдатели на мысе Шарапова или артиллеристы 4-й береговой батареи на мысе Выев-Наволок должны были услышать взрыв. А они ничего не слышали.
Однако и отрицать эту версию мы не можем, пока не будет поднята или хотя бы осмотрена Д-1.
В апреле - мае 1940 г. Германия оккупировала Норвегию, получив свободный выход в Северную Атлантику и Северное море, чем практически обеспечила безопасность своих морских перевозок железной руды и стратегического сырья (в том числе и транзитом через Советский Союз или Северным морским путем) и позволила своим ВМС достаточно свободно охотиться на торговых путях союзников. Необходимость существования и использования секретной базы "Норд" практически отпала.
5 сентября 1940 г. руководство Кригсмарине приняло решение о ликвидации секретной базы в Западной Лице.
Возможно, ПЛ погибла в результате проведения собственно ликвидационных мероприятий базы немецкими Кригсмарине.
Для сохранения скрытности действий эвакуация имущества предположительно производилась в темное время суток, поскольку это позволяло немецким кораблям до рассвета выйти за пределы советских территориальных вод и миновать морские районы у побережья Кольского полуострова. Кроме того, выход транспортов производился вероятно и без оповещения советских постов наблюдения, так как корабли СФ базировались на Полярное и губа Западная Лица была от них довольно далеко.
Таким образом, Д-1, всплывшая после самостоятельного выполнения учебных задач на предположительном маршруте движения корабля, выходившего 13 ноября 1940 г. из базы Норд, в темноте могла быть легко принята за английскую ПЛ, производившую там разведку, или потоплена при неожиданном столкновении.
О том, что таранный удар, если он имел место, был случайным (и вероятно не заметным для экипажа корабля или транспорта) говорит то, что 30 апреля 1941 г германский военно-морской атташе доложил в Генеральный штаб о наличии в составе СФ трех ПЛ типа "Д". Достоверность информации в докладе была весьма высокой (не были учтены только две ПЛ типа "К", пришедшие в Полярное в августе 1940 г., Д-2, ушедшая в Ленинград на модернизацию, и погибшая Д-1).
Значит, этот доклад содержал последнюю достоверную информацию о составе СФ на сентябрь 1939 г. (в сентябре 1939 г. Д-2 ушла в Ленинград) и поступил германскому военно-морскому атташе не ранее ноября 1939 г. (в нем была учтена гибель Щ-424 20 октября 1939 г. ). Вот поэтому в нем и не было информации о новых крейсерских ПЛ флота и гибели Д-1.
В свою очередь это же позволяет сделать вывод о том, что у командования Кригсмарине данных о происшествии в Мотовском заливе 13 ноября 1940 г. просто не было.
Этот факт можно объяснить тем, что либо столкновение было незаметным для экипажа иностранного корабля, либо столкнувшийся с Д-1 корабль не дошел до своей базы.
18 ноября 1940 г. тральщики с металлоискателями в районе мыса Выев-Наволок на расстоянии 18-20 кабельтовых от берега обнаружили вторую точку - большой металлический объект(приблизительно 69°29'0"с. ш. 33°03'8" в. д). Отсутствие данных обследования позволяет предполо-
[88]
 ТПД - 0022.jpg
жить, что в этой точке может находиться английская ПЛ (либо иное судно или корабль, не исключая и немецкие), случайно столкнувшаяся с Д-1.
В 1940 г. Королевские ВМС потеряли 6 ПЛ (в том числе и подводный минный заградитель "Наруал"). При этом по неизвестным причинам в числах, наиболее близких к 13 ноября, исчезли:
"Сордфиш", по официальным данным, исчезла 16 ноября 1940 г. в Бискайском заливе;
"Трайад" - 20 октября 1940 г. у побережья Ливии;
"Регьюлес" - 6 декабря 1940 г. в проливе Отранто.
Однако возможная постановка мин в территориальных водах нейтрального государства - это операция особой важности и секретности. И было бы наивно полагать, что в архивах может "всплыть" информация о районах постановки минных заграждений в 1940 г.: Баренцевом море, Кольском или Мотовском заливах.
Нельзя забывать и о том, что до сих пор нет полной информации и об исчезновении польской ПЛ "Ожел" (перешла к союзникам в июне 1940 г. ), а также о судьбе норвежской ПЛ В-1.
Пока нет полных данных об исчезновении английских ПЛ и подводных лодках, перешедших на сторону союзников.
Кроме того, как уже упоминалось выше, 1-й дивизион бригады ПЛ СФ, состоявший в то время из 2-х новейших крейсерских ПЛ типа "К" и 2-х больших ПЛ типа "Д", поздней осенью 1940 г. выполнил секретное задание (подводные лодки находились в море более 2 месяцев). Возможно, это было связано с осенними общефлотскими маневрами по отработке десантной и противодесантной операций. Ведь согласно оперативному плану Северный флот должен был решать среди прочих задач и "... ведение крейсерских действий ПЛ на морских сообщениях у западного побережья Норвегии и в проливе Скагеррак" ("Северный флот России. " - Мурманск: 1996 -С. 83).
Правда, следует заметить, что кроме упоминания об этом задании в "Энциклопедии военного искусства" (посвященной знаменитым морякам и подводникам ХХ века) иных сведений об операции пока отыскать не удалось.
По данным штаба СФ, из 404 мин, выставленных советскими кораблями в январе 1940 г. для заграждения подходов к Петсамо и западной части полуостровов Средний и Рыбачий, к концу 1940 г. 88 мин были обнаружены сорванными с якорей и дрейфующими под воздействием ветра и волн. С 6-7 ноября 1940 г. над Рыбачьим почти неделю бушевал ураган, а в море был сильный шторм. Мины, выставленные в районе Петсамо, могли быть занесены в любой залив или бухту Рыбачьего, тем более что результирующий вектор течений в Мотовском заливе направлен именно к южному побережью. Поэтому нельзя исключить подрыв Д-1 на случайной плавающей мине.
Восточные районы Кольского полуострова были хорошо известны Королевским ВМС еще со времен Первой мировой войны.
К ее началу русские тральные силы на Севере были слабы. Поэтому во второй половине 1915 г. в Архангельск пришли 8 английских тральщиков специальной постройки в качестве союзных транспортов для обеспечения доставки грузов. Английским кораблям был выделен район северо-западнее Йоканьги.
Во второй половине 1916 г. на Йоканьгском рейде англичанами было выставлено противолодочное заграждение, так как летом там стали базироваться английские боевые корабли, в том числе и крейсер "Ифигения". Осенью 1937 г, у Мурманского побережья ПЛ Д-3 (командир М. Н. Понов) попала именно в их противолодочную сеть.
ПЛ возвращалась в базу и обнаружила на маршруте движения большую группу рыболовецких траулеров. Если судить по дальнейшим действиям командира ПЛ, то траулеры принадлежали Великобритании или Норвегии. Командир ПЛ принял решение обойти эти траулеры в подводном положении и Д-3 попала в противолодочную сеть, не обозначенную на карте, лишилась возможности двигаться и управляться. Около часа ПЛ, меняя ходы, пыталась вырваться из подводной ловушки. Когда это удалось, Д-3 ушла в подводном положении в направлении Полярного, пока позволяла плотность электролита в аккумуляторных батареях ПЛ.
Лишь вечером она всплыла в надводное положение. Экипаж обнаружил, что корпус ПЛ и ограждение рубки опутан противолодочными сетями, оставшимися со времен Первой Мировой войны. При этом были выявлены повреждения рулей ПЛ.
За проявленные мужество и самообладание часть экипажа была поощрена командующим СФ.
Подобные противолодочные заграждения были также выставлены в Первую Мировую войну в Кольском заливе (район ос-
[89]
 ТПД - 0023.jpg
тров Седловатый - мыс Белокаменка), в кольчужном боновом заграждении - перед входом в Екатерининскую гавань, где с 1916 г. базировались 3 английские ПЛ.
Так как Мотовский залив был районом, который английские корабли до 1930 г. (а возможно, и дольше) использовали для пополнения запасов пресной воды и небольшого ремонта, то теоретически можно допустить, что и здесь могли быть выставлены противолодочные сети. Учитывая, что Д-1 могла иметь ошибку места до 2, 7 мили в сторону южного берега, то при наличии здесь сетей она могла попасть в эту ловушку и не оторваться от нее.
Ловушка для ПЛ могла оказаться и естественного (природного) происхождения: узкая расселина между каменными глыбами на грунте или скальный "козырек", не обозначенный на карте, на южном побережье Мотовского залива, куда ПЛ могла попасть из-за ошибки собственного места.
Но повторю, что эта версия самая нереальная.
Таким образом, исчезнование подводной лодки Д-1 в ноябре 1940 г. может означать, что она:

1) потоплена английской подводной лодкой, производившей топографическую разведку побережья или специально пришедшей для уничтожения очередной "немецкой" ПЛ, готовящейся для перехода на Тихий океан из базы "Норд";
2) принята за одну из ПЛ Великобритании, проводивших разведку у советского побережья. В этом случае она как английская ПЛ могла быть уничтожена немецким транспортом или боевым кораблем;
3) попала под случайный таранный удар немецкого корабля или транспорта, выходившего из базы "Норд" при проведении ликвидационных мероприятий;
4) подорвалась на английском (маловероятно - на немецком) минном заграждении, выставленном на подходах к базе "Норд" или на дрейфующей мине;
5) потерпела навигационную авария, связанную с потерей возможности всплыть в надводное положение;
6) ПЛ ушла за предельную глубину погружения, из-за неисправности ГР или из-за ошибки личного состава, в средней части Мотовского залива.

Краткость содержания той или иной версии зависит от наличия материалов и документов или реальных событий, которые произошли на Северном флоте до ноября 1940 г. Позднее, возможно, могут появиться и иные версии гибели ПЛ Д-1.
Приближается уже 60-я годовщина, как первая советская ПЛ со всем экипажем исчезла в районе главной базы Северного флота. В любом случае подводники "Декабриста" заслужили, чтобы о них вспомнили и открыли памятник родоначальнице подводных сил Северного флота.
Первостепенными элементами раскрытия тайны гибели Д-1 остаются обнаружение и осмотр корабля на грунте, а при наличии возможности - ее подъем.
Достоверными источниками информации о катастрофе в настоящее время могут стать немецкие военно-морские архивы, вышеупомянутый сборник трофейных документов, возможно, документы английского Адмиралтейства.
Первостепенным в этой работе в настоящее время должно стать:
а) с Главкоматом ВМФ - согласование вопросов, касающихся подводных поисковых работ специальными поисковыми средствами в Мотовском заливе (в том числе и попутно при выполнении ими мероприятий БП флота), а при благоприятных обстоятельствах - и ее подъема, а также согласование мероприятий по увековечению памяти подводников-североморцев Заполярья;
б) с командованием СФ - согласование подводных поисковых работ в Мотовском заливе попутно с выполнением мероприятий БП силами СФ:
в бывшем полигоне № 6 с координатами
69°33'2" с.ш. 32°47'2" в.д.
69°ЗЗ'2" с.ш. 33°00'0" в.д.
69°З0'0" с.ш. 33°00'0" в.д.
69°З0'0" с.ш. 32°51'2" в.д.
69°30'7" с.ш. 32°47'2" в.д.
в районе о-ва Большой Арский 69°29’1" с.ш. 32°54'7" в.д.
в районе м. Выев-Наволок 69°29'0" с.ш. 33°03'8" в.д.

Средства на проведение поисковой операции и установку памятника могут быть получены: в качестве общероссийских добровольных пожертвований на памятник первым подводникам Северного флота; из средств администраций регионов, уроженцами которых были погибшие подводники; из зарубежных источников (по согласованию с правительствами ФРГ и Великобритании).
Если нет возможности поднять ПЛ, то будет необходим подъем ограждения рубки или артиллерийского орудия ПЛ для установки их на мемориале с объявлением места гибели ПЛ Д-1 Памятным местом СФ.

Пред.