Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

КОВАЛЕВ С.А. Сочинения капитана 1 ранга

Изображение
Изображение

Изображение
 Ковалев. Тайны пропавших экспедиций.jpg

 42.jpg
8 июля 2011 года на 53-м году жизни скоропостижно скончался капитан 1 ранга запаса Ковалёв Сергей Алексеевич, заместитель главного редактора журнала «Морской сборник».
Сергей Алексеевич посвятил всю свою жизнь Военно-морскому флоту. В 1981 году он окончил ВВМУПП имени Ленинского комсомола и был распределён в дивизию подводных лодок Северного флота. На атомных подводных лодках выполнил 4 боевые службы, в том числе в Карибское море и в Арктику. В должности командира минно-торпедной боевой части атомной подводной лодки завоевал приз главнокомандующего ВМФ за атаку отряда боевых кораблей. В 1991 году по итогам боевой службы в условиях противодействия ВМС США и стран НАТО награждён медалью «За боевые заслуги». В 1996 году назначен старшим помощником начальника отделения оперативной и боевой подготовки Видяевской дивизии подводных лодок. В 2001 году назначен постоянным корреспондентом редакции журнала «Морской сборник» по Северному флоту. В новой должности выполнил 7 дальних походов. Член Союза журналистов России, автор 6 книг. В 2008 году назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Морской сборник».
Проходя военную службу, С.А. Ковалёв всегда оставался преданным флотскому делу, заслужил искреннее уважение сослуживцев, внёс большой вклад в укрепление флотских традиций. Он был чутким и отзывчивым товарищем, талантливым журналистом и писателем.
Командование ВМФ, редакционная коллегия «Морского сборника» с чувством глубокой скорби воспринимают эту утрату и выражают соболезнование родным и близким. Светлая память об офицере России и прекрасном человеке Сергее Алексеевиче Ковалёве навсегда сохранится в наших сердцах.
Краснозвёздовцы, разделяя скорбь, присоединяются к соболезнованию.

http://www.redstar.ru/2011/07/14_07/4_02.html

БИБЛИОГРАФИЯ

Книги

Периодика
    Ковалев С.А. Тайна погибшего "Декабриста". Морской сборник, 2001, Вып. №№ 4, 5, 6, 7.
    • Ковалев С.А. Секретные базы Кригсмарине в советском секторе Арктики. Морской сборник, 2002, Вып. №№ 8-9.
    • Ковалев С.А. Загадки арктических архипелагов. Морской сборник, 2003, Вып. № 6.
    • Ковалев С.А. Хроника забытого наступления. Морской сборник, 2003, Вып. № 5.
    • Ковалев С.А. "Серебристые моржи" Заполярья. Морской сборник, 2003, Вып. № 6, с.55-57.
    • Ковалев С.А. Конвой памяти и примирения. Морской сборник, 2003, Вып. № 11.
    • Ковалев С.А. Первая ПЛ советской постройки до сих пор считается без вести пропавшей. (Хроника несостоявшегося подъема Д-1 со дна Баренцова моря). Морской сборник, 2003, Вып. № 12, с.45-47.

ТАЙНА ПОГИБШЕГО "ДЕКАБРИСТА"

Морской сборник, 2001, Вып. № 4.

 ТПД - 0001+.jpg
© Сергей Ковалев
ТАЙНА ПОГИБШЕГО "ДЕКАБРИСТА"

В далеком от нас 1940 г. на Северном флоте пропал без вести первенец советского подводного кораблестроения "Декабрист" (подводная лодка Д-1). Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война заставила надолго забыть о пропавшей лодке. Долгие годы о "Декабристе" почти не вспоминали. Но вот, наконец, видимо, настала пора рассказать и об этой неизвестной странице нашей истории.
Итак, согласно всем имеющимся данным "Декабрист" исчез со всем экипажем в Мотовском заливе, в зоне визуальной видимости флотских береговых постов наблюдения, предположительно в 15 кабельтовых от острова Большой Арский на глубине 70 - 127 м.
Официально принятой версией гибели корабля стало погружение "Декабриста" ниже предельной глубины, с последующим разрушением прочного корпуса (или забортных клинкетов дизелей или клапанов станции погружения и всплытия). Возможной причиной погружения ниже предельной глубины предполагалось заклинивание горизонтальных рулей ПЛ или ошибки личного состава экипажа. Эти причины действительно могли иметь место.
Дело в том, что весной 1940 г., после 45-суточного боевого похода в район острова Варде, Д-1 встала на ремонт у борта плавмастерской "Красный Горн".
Система управления горизонтальных рулей (ГР) находилась в центральном посту (ЦП) ПЛ (4-й отсек) и была связана с концевыми отсеками валиковыми приводами. В ЦП были установлены ручные штурвалы рулей и электромоторы и производилось их переключение с помощью кулачковых муфт.
Именно здесь, в ЦП, могла проявиться неисправность ГР. Дополнением к предположению о заклинивании ГР могут стать строки из письма бывшего помощника флагманского инженер-механика бригады ПЛ П. А. Мирошниченко сыну командира ПЛ Д-1 Ф. М. Ельтищева, написанные в январе 1967 г.:
"... Я предполагаю, что вовремя маневрирования Д-1 под водой заклинило ГР и она ушла за предельную глубину погружения... "("На страже Заполярья" от 28 января 1990 г., стр. 7).
Однако перекладыванию ГР на погружение, их заклиниванию или фиксации в данном положении, т. е. прямому воздействию на рули могли способствовать и некоторые внешние обстоятельства.
Для такого предположения есть веские основания. Для начала ознакомимся со списком членов экипажа Д-1, погибших 13 ноября 1940 г.
В море, на отработку торпедной стрельбы, усложненной подныриванием под корабль-цель, при штатном составе экипажа: 10 офицеров, 15 старшин и 28 рядовых, - ПЛ вышла без 3 офицеров, 3 старшин и командиров отделений и 6 рядовых. На борту отсутствовали: СПК Г. И. Галаган и командир БЧ-5 К. В. Степанов(оба находились в отпуске), а также командир БЧ-2-3 (отсутствует в списке). В то же время помощник командира старший лейтенант И.И. Грачев прибыл в бригаду и на ПЛ за 10 суток до последнего выхода, командир торпедной группы (единственный на ПЛ офицер-торпедист) лейтенант П. Л. Чернокнижный прибыл на
[88]
 ТПД - 0002.jpg
ПЛ за 3 месяца до последнего выхода.
Осенью 1940 г. на Северном флоте была уволена в запас, по окончании действительной военной службы, значительная часть рядовых и старшин. На смену им пришло молодое пополнение, а потому из 13 учеников, вышедших в море на Д-1 13 ноября, 7 служили на корабле полтора месяца, а 2 - всего 3 дня.
На некоторых боевых постах отсеков вместо штатного, уже отработанного дальними боевыми походами, личного состава могли оказаться 9 учеников, не имевших достаточной практической подготовки и отработки, каждый из которых мог допустить ошибочные действия, повлекшие за собой катастрофу подводной лодки.
Принимая эти версии, мы "автоматически"'соглашаемся с самыми доступными и простейшими причинами гибели Д-1, которые и были "удобны" именно в 1940 г.
Но почему же сейчас, через 60 лет после гибели ПЛ, тайна катастрофы не раскрыта?
В 1990 г. командующий КСФ адмирал Ф.Н. Громов спланировал произвести поисковые работы в районе гибели Д-1. Для выполнения работ было специально выделено поисково-спасательное судно (ПСС) Северного флота "Георгий Титов", вернувшееся после обследования района гибели атомной ПЛ "Комсомолец". Но более никакой информации о проведении поисковых работ не появилось. Прошло 10 лет. О "Декабристе" забыли.
В настоящее время для сохранения в тайне гибели ПЛ и 55 членов экипажа просто нет оснований, но подводники Д-1 и по сей день числятся "без вести пропавшими".
Итак, погибшая или исчезнувшая подводная лодка Д-1 (до 21 августа 1934 г - "Декабрист", заводской № 177), являлась головной подводной лодкой I серии и первенцем советского подводного кораблестроения. Она была заложена 5 марта 1927 г. в Ленинграде и вступила в состав Морских сил Балтийского моря 12 ноября 1930 г.
18 мая 1933 г. Д-1 в составе экспедиции особого назначения (ЭОН-1) вышла из Кронштадта и совершила переход по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск. 5 августа того же года корабли ЭОН-1 стали ядром создаваемой Северной военной флотилии.
В 1934-1935 гг. "Декабрист", в составе отдельного дивизиона ПЛ СФ, совершил дальние походы в Белое море, к острову Новая Земля и мысу Нордкап.
С сентября 1936 по ноябрь 1937 г. Д-1 прошла ремонт с модернизацией в Ленинграде.
В 1938-1939 гг. экипаж ПЛ совершил 2 дальних похода к острову Новая Земля, 1 - к острову Медвежий, выполнил 45-суточный боевой поход в район Варде (во время войны с Финляндией). По результатам боевого похода командир Д-1 капитан-лейтенант Ф.М. Епьтищев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а командир моторной группы воентехник 2 ранга С.П. Белов и старшина команды мотористов В.С. Федотов - орденом Красной Звезды. Именно два последних и исполняли в последнем походе "Декабриста" обязанности командира БЧ-5 и командира моторной группы, соответственно.
В 08.55 13 ноября 1940 г. ПЛ 1-го дивизиона бригады ПЛ СФ Д-1 (командир капитан-лейтенант Ф.М. Ельтищев) вышла из Полярного в полигон № 6 (Мотовский залив). Для обеспечения учебной торпедной стрельбы ПЛ была выделена плавбаза ПЛ (ПБС ПЛ) бригады "мба" (старший на борту командир 1-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев). Усложняющим элементом боевого упражнения была задача произвести стрельбу после подныривания под корабль-цель.
В 13.26 командир ПЛ доложил руководству о готовности к погружению и (вероятно) о начале выполнения упражнения.
В 13.30 ПЛ погрузилась под перископ по истинному пеленгу (ИП) от мыса Выев-Наволок 335° и начала движение курсом 260°.
В 13.45 по ИП 160° от мыса Шарапов, в дистанции 17 кабельтовых от оконечности мыса, береговые посты наблюдали движение перископа ПЛ курсом 225°.
Более береговые посты СНиС флота Д-1 не наблюдали. ПЛ успешно атаковала "Умбу". Плавбаза после окончания стрельбы ушла в Полярное, где командир доложил о выполнении задания и что на "Декабристе" все в порядке.
[89]
 ТПД - 0003.jpg
Это стало последней информацией, датированной 13 ноября 1940 г., о ПЛ и ее экипаже. Вечером, после того как ПЛ в назначенное время не вышла на связь, флот начал поиски пропавшей Д-1. На следующий день 14 ноября самолет МБР-2, производивший поиск в районе погружения, обнаружил крупные пятна соляра. Позднее корабли СФ обнаружили здесь же краснофлотскую бескозырку и обломки пробковой изоляции (предположительно с Д-1). Поисковые работы продолжались до 26 ноября, участие в них приняли тральщики СФ и спасательный буксир (СБ) "Память Руслана" Северной экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН).
Спустя пять дней, 18-го числа, в 02. 00 в южной части полигона № 6, в точке 39° 29’ 1" с. ш. 32° 54' 7" в. д. (15-18 кабельтовых от острова Большой Арский) при проведении поисковой работы был оборван придонный трос тральщика, а прибор металлоискатель трижды показал здесь наличие большого количества металла.
Второй точкой, где был обнаружен большой металлический предмет, стала точка над мысом Выев-Наволок, на расстоянии 18-20 кабельтовых от береговой черты.
Но 26 ноября 1940 г. поиски пропавшей ПЛ были прекращены. После окончания периода осенне-зимних штормов, в апреле 1941 г., командующий СФ провел учение для аварийно-спасательного отряда флота (АСО), по подъему "затонувшей" подводной лодки. Вероятно, учение проводилось для проверки возможностей флота по подъему именно Д-1. И вот почему.
К 1940 г., пределом для работы водолазов была глубина 200 метров (этот единственный и рекордный по тем временам спуск был совершен на базе военно-морского водолазного техникума в Балаклаве). Д-1 находилась на сравнительно небольшой глубине (40-127 метров), тогда как другая, погибшая перед войной, подводная лодка СФ - Щ-424 находилась на глубине 250 метров. Подъем затонувшей ПЛ с глубины 250 метров был бы просто не возможен.
Сам факт организации подобного учения уже говорит о том, что командование СФ знало, что глубина места в районе ги-
бели ПЛ доступна для длительной работы водолазов АСО. А это в свою очередь указывает на то, что местом гибели Д-1 был либо район острова Большой Арский, либо район у мыса Выев-Наволок.
В качестве "затонувшей" ПЛ была выбрана лодка типа "Щ" X серии (Щ-404). С такой же, как у "Декабриста", предельной глубиной погружения, правда, с меньшим водоизмещением. Этот выбор был вынужденным, так как к апрелю 1941 г. в
1-м дивизионе бригады осталась только одна ПЛ типа "Декабрист" - Д-3 и две только что пришедшие с судостроительного завода крейсерские ПЛ типа "К". Командование бригады не могло рисковать этими кораблями.
Учение производилось средствами и силами АСО флота. При подъеме использовались 4 мягких 10-тонных понтона, подведенных под "затонувшую" ПЛ флотскими водолазами. Учение прошло неудачно. Один из носовых понтонов разорвал оплетку и самостоятельно выскочил на поверхность. "Щука" ударилась о грунт на глубине 30 метров и лишь благодаря решительным и своевременным действиям экипажа всплыла на поверхность...
Маневрирование Д-1 и кораблей, производивших ее поиск, было отображено на карте № 942, которая в настоящее время имеется в музее КСФ. Копия этой карты была опубликована в газете "На страже Заполярья" 4 марта 1990 г.
В настоящее время в ВМФ карты № 942 (условно назовем ее карта № 1) не существует, ее единственный экземпляр - только в музее КСФ. Поэтому нет возможности вновь воспроизвести движение ПЛ и кораблей поиска. Но существует современный вариант карты Мотовского залива (назовем ее картой № 2). Воспользуемся этой картой, чтобы нанести здесь маневрирование Д-1 по данным, полученным из Центрального государственного архива ВМФ СССР Ю. П. Прохоренко (сын погибшего комиссара Д-1 старшего политрука П. М. Прохоренко) и опубликованным в газете "На страже Заполярья" 28 января 1990 г.
При первом же сравнении этих карт получим расхождение расчетных мест погружения ПЛ (на 13. 30 13 ноября 1940 г. ) на картах № 1 и № 2. При этом возникает несколько очень важных вопросов, на ко
[90]
 ТПД - 0004.jpg
торые необходимы ответы, а не предположения.

Прежде всего: почему Д-1 оказалась в районе острова Большой Арский?

Итак, на 1-й карте точка погружения (ТП) Д-1 на 13.00 находится у северного побережья Мотовского залива, в точке с координатами 69° 33’ 7" с.ш. 32° 58’ 5" в. д. (за пределами полигона № 6) по ИП с Выев-Наволока 342°.
Но по данным Центрального государственного архива ВМФ СССР ("На страже Заполярья" от 28 января 1990 г.), береговой пост СНиС на Выев-Наволоке наблюдал погружение ПЛ по ИП 335° (приблизительно в ТП 69° 31’ 7" с. ш. 32° 58’ 5" в. д.). Эта ТП будет находиться почти в середине Мотовского залива.
При сличении данных архива и карты № 1 разница в расчетных местоположениях Д-1 на 13.30 составляет 2,7 мили к югу. После выполнения упражнения по плану ПЛ могла оказаться значительно южнее, чем было принято расчетное место корабля. Здесь возможна ошибка как в определении места подводной лодки собственными средствами корабля, так и при определении ее места постами СНиС перед погружением Д-1.
Это пока единственное объяснение возможного нахождения ПЛ в районе острова Большой Арский.
Могла ли быть раздавлена ПЛ на глубинах в районе острова Большой Арский? Глубины в точке предполагаемой гибели ПЛ составляют от 70 до 127 метров и не столь велики, чтобы раздавить прочный корпус ПЛ. Предельная глубина погружения ПЛ I серии, к которой относился "Декабрист", - 90 м. При постройке ПЛ обязательно задается определенный запас прочности корпуса, рассчитанный, например, на перезаглубление ПЛ из-за ошибки рулевого-горизонтальщика, поэтому у Д-1 на глубине 100-135 м прочный корпус не должен разрушиться. Это предположение было подтверждено аварийным происшествием с однотипной ПЛ Д-2("Народоволец"), которая 25 июня 1938 г. при дифферентовке погрузилась на глубину 123 метра. При этом "... были обнаружены лишь капли воды в сальниках и на болтах съемных листов прочного корпуса" (Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение". - М.: Воениздат 1990. -С.44).
Следовательно, гибель ПЛ в этом районе могла произойти лишь из-за внешнего воздействия на прочный корпус корабля.
Где находится источник выхода соляровых пятен на поверхность? Нумерация мест наблюдения выходящего соляра из раздавленных топливных цистерн ПЛ на карте № 1 для точки ее предполагаемой гибели у острова Большой Арский не находит полного объяснения.
Если ПЛ затонула у южного побережья, то нумерация обнаруженных пятен, вероятно, должна увеличиваться по мере приближения к центру залива.
Но при нахождении Д-1 на достаточно небольшой глубине в районе Большого Арского корпус топливных цистерн (находящихся вне прочного корпуса) мог быть разрушен только от внешнего воздействия (таран, взрыв мины, камни береговой черты и т.д.).
Номера обнаруженных пятен соляра на 1-й карте возрастают с севера на юг Вероятно, в этом случае источник пятен может находиться в центре полигона № 6 на больших глубинах, где и необходимо искать ПЛ.
Почему на поверхности залива никого не нашли? Если бы у подводников была хотя бы возможность выйти на поверхность или выпустить спасательный буй, то на поверхности залива или на побережье силам поиска удалось бы их отыскать. Тем более, что суммарный вектор течений в заливе имеет направленность к южному побережью Мотовского залива. А вот почему экипаж не воспользовался индивидуальными средствами спасения подводников из затонувшей ПЛ (ИСА) или не обозначил место ПЛ, лежащей на грунте? Ответ на этот вопрос позволит дать только подъем "Декабриста" на поверхность.
Наиболее вероятно это может означать, что либо подводники погибли от быстрого распространения забортной воды и поэтому остались в прочном корпусе на боевых постах, либо выход на поверхность оставшихся в живых членов экипажа был невозможен из-за большой глубины залегания ПЛ на грунте, либо местом большого поступления забортной
[91]
 ТПД - 0005.jpg
воды стал 4-й отсек (ЦП) "Декабриста" (одновременно он же отсек-убежище, имеющий централизованные системы: погружения, управления ПЛ, шлюзования для покидания ПЛ), где погиб весь командный состав корабля и рулевые, управлявшие горизонтальными рулями. И подводники, находившиеся в концевых отсеках, не смогли самостоятельно выйти на поверхность.
Реальность этих предположений подкреплена случаями гибели ПЛ Щ-424 (КСФ, 20 октября 1939 г.), С-80 (КСФ, 27 января 1961 г.) и ПЛ К-129 (КТОФ, 8 марта 1968 г.).
В любом случае катастрофа могла произойти как из-за переуглубления ПЛ, так и от внешнего воздействия.
В трех предполагаемых ответах из четырех проявляется наличие возможного внешнего воздействия на корпус Д-1 при нахождении ПЛ в подводном положении или на перископной глубине.
В пользу версии внешнего воздействия на Д-1, причем именно на 4-й отсек (при этом погибли сразу же и командный состав и рулевые может говорить и то, что "... по проекту Д-1 имела очень ... большой запас плавучести - 45% ..." и, в случае большого поступления воды в прочный корпус корабля, возможности управления ГР и решительных действий ЦП, "... была способна всплыть на поверхность при затоплении любого отсека...", включая самые большие (торпедный или дизельный) (Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение". - М.: Воениздат. 1990. -С.51-52).
Кроме того, если бы "Декабрист" находился в надводном положении, то на мостике или в ограждении рубки находилась бы верхняя вахта, командир ПЛ или помощник командира ПЛ. В этом случае, после гибели ПЛ, силам поиска удалось бы отыскать либо оставшихся в живых подводников верхней вахты, либо их тела. Поиск пропавшей Д-1 кораблями флота начался уже через 5 часов после погружения ПЛ и начала выполнения боевого упражнения, т.е. в районе 19 часов 13 ноября. Но ни до 26 ноября, ни позже ни на поверхности залива, ни на побережье следов погибших подводников, за исключением уже упомянутой краснофлотской бескозырки и кусков изоляции, так и не было обнаружено.
А ведь за год до гибели Д-1 на Северном флоте уже произошла катастрофа с гибелью большей части экипажа и ПЛ, находящейся в надводном положении.
Тогда 20 октября 1939 г. подводная лодка 2-го дивизиона бригады - Щ-424 -вышла для смены в дозоре у полуострова Рыбачий ПЛ Щ-404. Однако до линии дозора она так и не дошла. На выходе из Кольского залива, недалеко от острова Торос, она была таранена входившим в залив советским траулером РТ-43 "Рыбец". ПЛ шла в надводном положении, на мостике находились командир ПЛ капитан 3 ранга К.М. Шуйский и 6 подводников. Траулер ударил "Щуку" в левый борт, в районе 4-го отсека. Подводная лодка с большим дифферентом на корму затонула за 2 минуты на глубине 250 метров. Погибли 29 членов экипажа, дивизионный механик капитан 3 ранга Г.Ф. Норицын и 2 курсанта ВВМИУ им.Дзержинского. Все, кто находился в момент катастрофы на мостике, при ударе были выброшены за борт. 3 моряка до того, как ПЛ скрылась под водой, успели выбраться из ЦП и были спасены. Подоспевшими кораблями-спасателями и рыбаками было поднято на борт 10 живых членов экипажа Щ-424.
А вот Д-1 исчезла, не оставив при этом практически никаких следов. Наиболее вероятно, что ПЛ погибла, когда находилась в подводном положении или на перископной глубине, либо истинная причина гибели экипажа ПЛ крылась в ином. Но в чем?
В своей книге "Вместе с флотом" бывший командующий СФ адмирал А. Г. Головко писал:
"... О причинах гибели строились всякие предположения. Одни считали, что в заливе находилась чужая подводная лодка, она, мол, подкараулила Д-1 и потопила ее. Другие полагали, что в Мотовском заливе кем-то поставлены мины и что лодка подорвалась на одной из них..." (Головко А.Г. "Вместе с флотом". - М.: Военное издательство, 1970. - С.13).
Возникает вопрос: о какой чужой ПЛ или кем-то поставленных минах может идти речь в мирную предвоенную осень?
Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вновь небольшое отступление от главной темы.

Продолжение следует
[92]

Пред.След.