Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сорокин М.Я., Лурье А.Я. «Ермак» ведет корабли.

Изображение
М.Я. Сорокин, А.Я. Лурье. "«Ермак» ведет корабли"
Издательство: Издательство Главсевморпути, 1951

Книга в формате DjVu: viewtopic.php?f=39&t=1339&p=28858#p28858

История ледокола "Ермак", построенного по идее и при прямом участии выдающегося русского адмирала С.О. Макарова, начиная с идеи его создания и спуском на воду 17 октября 1898 года.
В книге с привлечением литературы о Северном Морском пути, архивных документов, вахтенных журналов и судовых газет, описаны героические моменты службы ледокола: "ледовый поход 1918 года" и роль в нем "Ермака" проведшего Балтийский флот из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт сквозь тяжелые льды Балтики; штурм Северного Морского пути в 1932-1939 годах; впервые, по документальным данным и воспоминаниям участников, в книге рассказывается о героических подвигах "ермаковцев" в финскую кампанию и Великую Отечественную войну.

Один из авторов книги - старейший ледовый капитан М.Я. Сорокин - за более чем двенадцатилетний период вождения "Ермака" не только сроднился с кораблем и его людьми, но и глубоко изучил историю славного детища С.О. Макарова.
От редакции.
Адмирал Макаров и его детище ледокол «Ермак»
Ледовый поход 1918 года
В Советской Арктике
    Штурм Великого Северного пути с востока и запада (1934)
    "Ермак" выручает "Литке", "Садко" и "Малыгина"
    Сквозь тяжелые льды (1916)
    К дрейфующей станции "Северный полюс"
    Вперед, на спасение бедствующих судов!
    На восемьдесят третьей параллели
«Ермак» в военные годы
    Зимняя кампания 1939-1940 гг.
    Под огнем фашистской авиации.
    Шестнадцать рейсов "Ермака"
    Два похода к Лавенсаари
    "Ермак" в годы ленинградской блокады.
На мирной работе
    Трудовая победа
    Спасение "Аполлона" и "Валдая". Праздник во льдах.
    Стан птиц летят к родным берегам.
Примечания

Трудовые будни

1


После «Ледового похода» «Ермак» продолжал верно служить советской отчизне и трудовому народу. В первые, особенно трудные годы после революции команда «Ермака» не раз проявляла свою революционную сознательность и преданность большевистской партии.

В период гражданской войны значительная часть экипажа ледокола ушла на фронт. Ермаковцы сражались в 1-м береговом отряде на Карельском фронте и в экспедиционном отряде Балтфлота. Активно участвовали ермаковцы в обороне Петрограда во время наступления белогвардейских банд генерала Юденича. Ермаковцы сражались в составе коммунистического батальона. Им тогда была поручена также охрана железнодорожной станции и изъятие огнестрельного оружия.

Ледокол в те дни стоял у Васильевского острова. Партийная организация «Ермака» насчитывала более 30 человек. Коммунисты ледокола «Ермак» с честью выполняли боевые задания партии и правительства.

Накануне контрреволюционного Кронштадтского мятежа команда «Ермака», подозревая неладное, отказалась выполнить требование пробравшихся на командные посты заговорщиков — околоть лед вокруг Кронштадта. Лед остался не­тронутым. Этим команда «Ермака» облегчила Красной Армии взятие мятежной крепости.

16 марта цепи революционных бойцов Красной Армии пошли на штурм под непрерывным орудийным и пулеметным огнем, пробиваясь по хрупкому льду, разбиваемому взрывами падающих снарядов. В первых рядах штурмующих колонн находились Климент Ефремович Ворошилов и триста делегатов X съезда большевистской партии. Воодушевленные их примером, атакующие части после ожесточенного боя прорвались по льду в Кронштадт и овладели крепостью. Мятеж был ликвидирован.

Первым судном, пришедшим после подавления мятежа в Кронштадт, был «Ермак», который привел туда транспорт «Лейтенант Шмидт» с углем, продовольствием и военными грузами для Красной Армии и флота.

За своевременное снабжение Кронштадта продовольствием команда «Ермака» получила благодарность командующего Балтийским флотом.

15 декабря 1921 года «Ермак» вышел в море для проводки прибывших с товарами иностранных судов. Он провел их через льды Финского залива в Ленинград. Это было настоящим подвигом, ибо весь Финский залив был заминирован. Зажатые льдом суда нередко относило прямо на минные поля. «Вот в таких-то условиях,— рассказывал старый ермаковец Есин, — «Ермак» начал проводку судов через минные поля, спасая их от гибели. Часто с наглухо задраенными водонепроницаемыми люками и дверьми, готовый ежеминутно взорваться, пробирался «Ермак» по минным полям к унесенным пароходам...»

Первым советским судном, которое вышло за границу после снятия блокады, была «Вьюга», ушедшая в Ревель за грузом для Советской республики. И все тот же «Ермак» вел корабль сквозь льды. К этому времени в Финском заливе действовала уже довольно мощная советская ледокольная флотилия — линейные ледоколы и вспомогательные корабли. «Ермак» занял в этой флотилии первое место благодаря своей отличной конструкции и «вырезу» в корме — особому кормовому устройству для буксировки судов вплотную.

«... Советская страна сумела завоевать целый период мерной передышки. Изменилась и обстановка внутри страны. Самоотверженная работа рабочих и крестьян, руководимых партией большевиков, принесла свои плоды. Налицо был быстрый рост народного хозяйства...» — говорится в Кратком курсе истории ВКП(б).

Миллионы советских людей неустанно работали над хозяйственным возрождением страны.

Экипаж ледокола «Ермак» и коллектив Балтийского судостроительного завода в Ленинграде не отставали от других коллективов советских заводов и фабрик, верфей, кораблей. В 1924 году возник вопрос о необходимости срочного ремонта «Ермака». Совнархоз Ленинградской области решил направить «Ермак» в Ньюкэстль, на завод Армстронга, где ледокол был построен. Но это означало бы затрату крупной суммы, притом в валюте! И вот рабочие Балтийского завода приняли единодушное решение: добиться, чтобы ремонт «Ермака» был произведен на их заводе. И они этого добились. «Ермака» направили для капитального ремонта на Балтийский завод. Ремонт ледокола был закончен раньше установленного срока.

24 декабря 1924 года «Ермак», разворачиваясь в Ленинградском порту, сломал винт. К. П. Малинин выступил со смелым предложением поставить новый винт без захода в док.

На «Ермаке» Малинин провел всю свою трудовую жизнь. Он знал на ледоколе каждый клапан, каждую заклепку. Его изобретательность была неистощима. Из года в год он придумывал всевозможные усовершенствования и все время старался рационализировать работу ледокольных механизмов Он пользовался на ледоколе огромным авторитетом.

Предложение Малинина о замене винта без захода в док было принято и увенчалось полным успехом. Общими усилиями команды и водолазов «Ермака» новый винт был установлен быстро, «на-плаву».

Установка винта и дала «Ермаку» возможность своевременно выйти в залив для проводки пароходов.

2


В конце декабря 1926 года ледовая обстановка на Балтике настолько ухудшилась, что потребовалось срочно ввести в действие мощный линейный ледокол. Уже к 16 декабря Финский залив был заполнен льдом от Ленинграда до Шепелева маяка (на 35 миль от Ленинграда). Менее чем в неделю — к 22 декабря — залив покрылся льдом, толщиной до 5 дюймов, на всем протяжении до острова Гогланд, то есть за 100 миль от Ленинграда. Многие советские и иностранные корабли в Финском заливе неожиданно подверглись сильным сжатиям к находились в серьезной опасности.

Один из иностранных пароходов, получив пробоину, за­тонул. Команда его была спасена ледоколом «Ленин».

На «Ермаке» в эти дни (накануне нового 1927 года) как раз заканчивались ремонтные работы. Они производились на Балтийском заводе. Ремонт проведен капитальный (* Был произведен полный ремонт трех главных машин со сменой белого металла во всех дейдвудных втулках, в 18 рамовых подшипниках и т. д., сменено в подводной части ледокола 5000 заклепок, прочеканены швы наружной обшивки и др. В течение 1926—1927 гг. продолжались работы по изготовлению новых котлов и смене верхней палубы «Ермака* (Отчет о ледкампании 1926—1927 гг.); кроме того, на заводе имени Ленина для «Ермака» были изготовлены два новых котла. (Первый раз «Ермак» менял котлы в 1911 году.)

Этим было доказано, что вовсе не обязательно изготовлять котлы в месте постройки «Ермака» — Ньюкэстле, а гораздо целесообразнее и экономнее делать их на советских заводах.

4 января 1927 года «Ермак» вышел в Финский залив. Уже на рассвете 6-го он обнаружил у южной оконечности Сескара датский пароход «Берта», зажатый в дрейфующем льду, поблизости банок. Гибель «Берты» оказалась бы неизбежной, если бы на помощь во-время не подоспел «Ермак».

В течение января и начале февраля «Ермак», в трудных условиях при сильном сжатии и в снежную метель, освобождал в сплошных торосистых льдах и выводил на чистую воду советские и иностранные пароходы (** Советские «Пролетарий», «Аркос», «Курск», «Азнефть». «Грознефть», норвежский «Зенит», датский «Вильзунд», немецкие — «Рейнланд», «Симмерс», «Елена Русс», «Вильгельм Русс» и др. (Отчет о ледовой кампании 1426—1927 гг).

Особенно характерен случай со спасением германского парохода «Иоганнес Русс». Авария его произошла вблизи острова Сескар 6 февраля 1927 года, около полудня, вследствие стремительного сжатия льдов. Судно было сильно повреждено, и через пробоину вода сразу хлынула в трюм. Авария парохода «Иоганнес Русс» была настолько серьезной, что потребовалось остановить весь караван. Груз, находившийся в затопленном трюме, состоял, кроме ржи и дуранды, из льняного семени, и это обстоятельство создало обстановку, трудную для работы:

«Мы прямо в грязи ходили,— позднее описывал кочегар «Ермака» Кабачков,— семя липкое, сильно разбухает, и если бы команда наша не разгрузила этот пароход, его могло бы разорвать от разбухшей массы льняного семени! Мы спасли судно, отстояли его, работая без отдыха четверо суток».

Водолазы Желудов, Пушкарев и другие под руководством Малинина заделали пробоину, работая под угрозой обвала громадных ледяных глыб, скоплявшихся у борта и достигавших 15 футов высоты.

Когда течь на пароходе «Иоганнес Русс» была приостановлена, караван, проводимый «Ермаком» и ледоколами «Красин» и «Октябрь», двинулся на запад. Выведя корабли в более легкий лед у маяка Экхольм, «Ермак» 10 февраля вернулся к германскому судну и приступил к дальнейшей разгрузке и основательной заделке повреждений. 18 февраля пароход был приведен в Ленинград.

Спасение «Ермаком» германского корабля, положение которого казалось безнадежным, вызвало за границей подлинную сенсацию. Своей четкой и быстрой работой он заслужил название «Ермак» — освободитель». Известность советского ледокола, безотказно работающего во льдах любой крепости, была настолько велика, что уже в конце следующего года гамбургский синдикат судовладельцев испросил у советского правительства согласия послать ледоколы «Ермак», «Ленин» и «Трувор» в Киль, Гамбург и другие порты Германии для спасения и вывода свыше ста затертых льдами пароходов.

3


Зима 1929 года была необычайно суровой. Вся Балтика застыла, льдом сковало проливы Бельт и Зунд, Данцигскую и Кильскую бухты. Сотни судов были зажаты в льдах, некоторые остались без воды и топлива, другие были раздавлены. Германские корабли «Гессен» и «Гольштеин Шлейзен», за год до того выполнявшие роль ледоколов, в эту зиму сами беспомощно застряли во льдах и подвергались не меньшей опасности, чем торговые пароходы. Все движение в западной части Балтики остановилось. Положение было поистине ката­строфическим.

Вот почему, когда б марта «Ермак» пришел в Киль, тысячи людей на набережной радостно приветствовали советский ледокол-богатырь. Уже через четыре дня «Ермак» и «Трувор» привели из Киля в Варнемюнде первый караван судов. Еще два дня спустя «Ермак» освободил зажатые льдом и оставшиеся без угля и продовольствия пароходы «Лулеоэльф» и «Готаэльф», которые в течение сорока дней носило вместе с дрейфующим льдом по морю!

Изо дня в день могучие советские ледоколы «Ленин» и «Ермак» освобождали десятки английских, датских, норвежских, шведских, французских, немецких пароходов. Этот тяжелый труд запечатлен в следующих записях судового журнала ледокола «Ермак».

«...30 марта 1929 года.
0 ч. 20 м. Работая всеми машинами, переменными ходами, вперед не продвигаемся ввиду очень сильного сжатия льда и тяжелого ледяного поля.
5 ч. 30 м. Работая машинами, переменными ходами, пробились ударами через тяжелое ледяное поле толщиной до 1,5 метра. Канал сжимает.
5 ч. 38 м. Подобрали «Бранк» в вырез, дали ход...
7 ч. 38 м. Пошли за пароходом «Леонард», чтобы взять на буксир.
8 ч. 05 м. Буксир подан, дали ход, имея на длинном буксире «Леонард».
11 ч. 10 м. Пошли к пароходу «Тильзит».
11 ч. 15 м. Окололи «Тильзит», пошли...
13 ч. 30 м. Вывели «Тильзит» на чистую воду...
15 ч. 00 м. Пройдя мимо парохода «Юлиус Бутберг» (герм.), «Фриц Шооп» (герм.), «Коолит» (герм.), «Альберт» (герм.), «Ост-Прейссен» (герм.), сообщили им, чтобы следовали нам в кильватер.
15 ч. 50 м. Довели весь караван (7 судов) до входных ворот гавани Пиллау»...

Безупречная, самоотверженная работа советских ледоколов имела в те годы не только экономическое, но и большое политическое значение.

В конце 1929 года в странах капитализма разразился небывалый по разрушительной силе мировой экономический кризис. СССР к этому времени добился серьезных успехов в социалистической индустриализации. «Выла разрешена в основном одна из труднейших задач индустриализации — задача накопления средств для строительства тяжелой промышленности. Были заложены основы тяжелой индустрии, способной перевооружить народное хозяйство» (Краткий курс истории ВКП(б). В апреле 1929 гола XVI партийная конференция приняла предложенный великим Сталиным первый пятилетний план, и по всей стране развернулось новое промышленное строительство. «История,— говорится в Кратком курсе,— еще не знала такого гигантского размаха нового промышленного строительства, такого пафоса нового строительства, такого трудового героизма миллионных масс рабочего класса. Это был подлинный трудовой подъем рабочего класса, развернувшийся на основе социалистического соревнования».

В то время Северная Германия, в портах которой так успешно работали «Ленин», «Ермак» и «Трувор», стала ареной все более и более обостряющихся столкновений между гитлеровскими бандами и революционными массами германского пролетариата.

В ответ на наглые провокации фашистских банд трудящиеся Германии демонстрировали на улицах Гамбурга, Любека, Киля и других городов с красными флагами и революционными лозунгами.

Делегации германских красных фронтовиков посещали «Ермак» во многих портах — в Брюнсбюттеле, в Пиллау. 10 марта 1929 года многочисленная делегация красных фронтовиков была насильно удалена с «Ермака» немецкой полицией. 6 апреля «Ермак» посетили представители германской коммунистической партии.

На митинге с их участием, состоявшемся на борту ледокола, четыре ермаковца были избраны почетными членами «Союза красных фронтовиков». Бурные демонстрации в честь советских ледоколов и советских моряков происходили в Швеции, в Карлскроне. Шведские рабочие принесли на ледокол «Ленин» в подарок прекрасно исполненный бюст Владимира Ильича Ленина.

Когда «Ермак», закончив свою работу, уходил по Кильскому каналу, по обоим берегам канала стояли толпы народа, провожая ледокол восторженными возгласами и рукоплесканиями. Эти приветственные демонстрации были вполне заслуженными: в течение первой половины 1929 года ледоколы «Ленин» и «Ермак» спасли несколько сот иностранных кораблей, много люден и ценного имущества. Советские ледоколы показали всему миру превосходство нашей техники над заграничной, оказавшейся бессильной притти на помощь гибнущнм судам.

«Ермак» вернулся в Балтику. Из пода в год он продолжал свою полезную работу. С 1930 по 1931 годы он водил суда в Финском заливе, а в 1932 году был занят проводкой судов в Таллинском порту. Летом 1932 года «Ермак» стал на длительный ремонт.

В 1932 году впервые в истории мореплавания Северный морской путь был пройден в одну навигацию советским ледокольным пароходом «Сибиряков» под командой капитана В. И. Воронина.

Путь из Атлантического океана в Тихий был покрыт за 2 месяца и 5 дней. При подходе к Петропавловску-на-Камчатке командование экспедиции получило приветственную телеграмму от товарищей Сталина, Молотова и Ворошилова, где говорилось: «... Успехи Вашей экспедиции, преодолевшей неимоверные трудности, еще раз доказывают, что нет таких крепостей, которых не могли бы взять большевистская смелость и организованность».

Когда сибиряковцы вернулись в Москву и доложили товарищу Сталину о результатах своего похода, они услышали от товарища Сталина о тех грандиозных задачах, какие следует решить советским полярникам.

«Иосиф Виссарионович показывал знакомую карту,— рассказывает Герой Советского Союза М. И. Шевелев,— но после его объяснения мы начали смотреть на нее другими глазами. Товарищ Сталин говорил о том, что значительная часть нашей границы проходит по Северному Ледовитому океану. Это наши моря, где никто и никогда не помешает нам плавать! Это — единственный морской путь, который обеспечивает связь с Дальним Востоком. К нему прилегают неосвоенные районы Севера с огромными богатствами.

Товарищ Сталин рисовал такие картины будущего, что дух захватывало. А вот мы все плавали по Северу и не смогли додуматься до таких перспектив! Только после встречи в Кремле стала нам понятной жизненная необходимость быстрейшего освоения Северного морского пути. Только сталинский гений мог так смело и точно наметить практические пути нашей дальнейшей работы!».

То, что было немыслимым и «неосуществимым в условиях буржуазно-помещичьей России, при косном, реакционном самодержавном режиме,— осуществил свободный парод, под руководством большевистской партии и лично товарища Сталина, благодаря невиданно быстрому росту социалистическоро хозяйства и могучему трудовому энтузиазму наших людей.

Успех «Сибирякова» заставил усиленно биться сердца ермаковцев: в самом деле — кому же как не «Ермаку» следовало прокладывать пути в Северном Ледовитом океане?

Желание ермаковцев осуществилось. 17 декабря 1932 года было создано Главное управление Северного морского пути, Начиная с 1933 года, в распоряжение Главного управление постепенно переходит весь ледокольный флот. А летом 1934 г. «Ермак» впервые после почти тридцатилетнего перерыва, наряду с другими ледоколами, вышел в арктическое плавание.[/b][/b]

Пред.